Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определения. Возникновение и развитие психики в процессе эволюции




Возникновение и развитие психики в процессе эволюции. Раздражимость и чувствительность. Стадии развития психики. Роль психического отражения в приспособлении живых организмов и эволюции поведения.

Филогенез – (от греч. phyle – род, племя + genesis – рождение, происхождение)

Термин введён Э. Геккелем (1866г.)

Понятие филогенез означает изменение различных форм органического изменения в процессе эволюции. В психологии под филогенезом понимается процессом изменения психики как продукта эволюции. Развитие психики у животных проходит ряд этапов

Основные этапы развития психики:

Особенности нервной системы Характеристики психического отражения Характеристики особенностей поведения
I стадия. Стадия элементарной сенсорной психики. (простейшие, черви, ракообразные, высшие и низшие насекомые)
Диффузная сетчатая нервная система Отдельные свойства предмета или совокупность свойств, имеющих биологическое значение Положительные и отрицательные таксисы, инстинкты, условные рефлексы.  
II стадия Перцептивная психика (восприятие, представление) (насекомые, рыбы, моллюски, птицы, большинство млекопитающих)
Появляются головной и спинной мозг, происходит развитие органов чувств, развитие двигательных органов.     Целостное отражение объекта и ситуации. Появление представлений. Выделение операций как самостоятельных актов, соответствующих не потребности, а условиям, в которых она удовлетворяется. Инстинкт. Навык. Задачи решаются методом проб и ошибок.
III стадия Стадия интеллекта и ручного мышления. (обезьяны)
Развитие головного мозга, усложнение строения мозговых клеток, появление извилин, увеличение площади мозговой коры. Появление лобных долей, увеличение веса мозга.     Отражение связей и отношений между предметами (наглядно – действенное мышление) Появляются орудийная деятельность и интеллектуальные способы решения задач. Реакция озарения (АГА!). При повторении задача решается сразу. Широкий перенос найденных решений на сходную ситуацию. Решение двух фазовых задач.  
IV стадия Стадия сознания (человек)
Колоссальный прогресс мозга. 1/15 от массы тела. Дифференциация лобных долей. Появления центра речи.     Отражение существенных устойчивых связей между объектами. Отражение становится опосредованно речью, возникает понятийное мышление и рациональное логическое познание.   Несовпадение предмета и мотива деятельности. Изготовление орудий труда и их сохранение и передача – из поколений в поколение. Общественный характер труда (разделений функций) Целенаправленный характер деятельности, её планирование. Появление речи и языка.

Таксисы – (от греч. taxis – порядок, расположение) – врождённые механизмы пространственной ориентации двигательной активности животных в направлении благоприятных жизненно – необходимых условий среды (положительные таксисы) или в направлении от неблагоприятных (отрицательные таксисы) для жизни условий.

Степень сложности и функции таксиса зависят от эволюционного развития животных.

(Например, у растений – выражаются в изменении направления роста, у низших организмов (одноклеточные и низшие многоклеточные)– ускорение или замедление передвижения.

Насекомые летним вечером неудержимо влечёт к зажженной лампе – это тоже проявление таксиса).

У животных с развитой НС возможен активные выбор направления передвижения и сохранения это направления (топотаксисы). Такие таксисы – являются постоянными компонентами даже сложных форм поведения.

 

Рефлексы – (от лат. reflexus – обращённый, отражённый) – (1) реакции того или иного органа (системы органов), детерминированная воздействием факторов внешней и/или внутренней сред на соответствующие рецепторы, опосредованные НС и проявляемый в виде сокращения мышц, секреции и т.п.

(2) Это цепь событий, когда сигналы от какого- либо органа чувств передаются с помощью нервной системы и вызывают автоматическую реакцию.

Различают условные и безусловные рефлексы.

(3) Это реакции организма, осуществляемые НС в ответ на воздействия внешних или внутренних раздражителей.

 

Безусловные рефлексы – более древние, индивидуальные и видовые генетически закреплённые, осуществляемые с участием ЦНС стереотипичные реакции организма организма на внешние и внутренние стимулы.

(например, действия птенца обеспечивают его вылупление из яйца, человек одергивает руку от горячего, выделение желудочного сока или слюноотделение при виде пищи).

 

Условный рефлекс – индивидуально приобретённые приспособительные реакции животных и человека, возникающие на основе образования временной связи между условным раздражителем и безусловно рефлекторным актом.

Сущность – превращение незначимого раздражителя в сигнальный, путём многократного подкрепления раздражения безусловным стимулом.

(опыты Павлова с собакой)

 

Инстинкт – (1) врожденная форма поведения, ответная реакция целого организма, которая является значимыми для вида в целом.

(2) врождённая, гибкая программа специализированного поведения, которая включает в себя подготовку действий, последовательность их реализации, регулировку её с помощью прямой и обратной связи, а так же с помощью общего и корректированного приспособления к условиям среды.

Физиологически это цепь безусловных рефлексов – конец первого рефлекса является пусковым сигналом для другого.

(материнский, самосохранения, и т.д.)

Навык – форма поведения, приобретаемая живым организмом в течении его жизни на основе накопленного опыта.

 

Рисунок: Основные этапы развития психики и форм поведения в животном мире

На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.). На стадии предметного восприятия отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

III стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, "изобретать" новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.

Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens – человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции – специфически человеческие, общественно-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.