Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология религии




Психология религии как самостоятельная научная дисциплина сложилась на рубежеXIX—XX вв. на пересече-

нии религиоведения. философии, социологии и психологии.

В концеXIX в. психологические исследования религии начали проводиться во многих странах. Первые шаги в этом направлении связаны с деятельностью американских психологов Ст. Холла, У. Джемса, Дж. Леуба, Э. Старбэка, впервые поставивших изучение религии на эмпирическую основу.

Успехи американских психологов в изучении сознания и поведения верующих привлекли к проблемам психологии религии внимание европейских ученых. Во Франции в этом направлении работали психологи Т. Рибо и Т. Флурнуа, психиатры П. Жане, Э. Мюрисье, Ч. Бине-Сангле, в Германии — психолог В. Вундт, теологи К. Гиргензон, Г. Воббермин, В. Грюн.

Основные направления и школы. Психология религии, развиваясь в русле различных течений буржуазной философии и психологии, усваивала присущие им идеалистическую методологию, социальные установки, понятийный аппарат. Наибольшее влияние на нее оказали два психологических направления: функционализм и фрейдизм, на базе которых сложились самостоятельные школы психологов-религиоведов.

С момента своего возникновения и до второй мировой войны буржуазная психология религии развивалась в основном в рамках функционализма. Последний не представлял собой однородного течения, объединяя психологов как идеалистической, так и стихийно-материалистической ориентации. Функциональной психологии были присущи эволюционно-биологический подход к объяснению психики, попытка трактовать психические явления с точки зрения их адаптивной функции. Психологи-религиоведы, стоявшие на позициях функционализма, рассматривали религию как форму приспособления организма к окружающей среде, как реакцию на неудовлетворительные внешние или внутренние условия.

Однако, ограничив проблему неудовлетворенности психологическими рамками, психологи-функционалисты не сумели увидеть глубокие социальные корни, порождающие эту неудовлетворенность в классово антагонистическом обществе. В результате они абсолютизировали адаптивно-приспособительные функции религии и пришли к выводу о ее непреходящем значении в жизни людей.

Внутренняя противоречивость функционализма особенно проявилась в творчестве крупного психолога-религиоведа конца XIX — начала XX в. У. Джемса. Его книга «Многообразие религиозного опыта» (1902 г.) приобрела широкую известность и была переведена на многие языки. У. Джеме рассматривал религию как явление психологическое, и притом сугубо индивидуальное. В его трактовке религия полностью лишилась социального содержания и сводилась к многообразию субъективных переживаний верующих («опытов»), связанных со сверхъестественным, или богом.

В научной деятельности Джемса здравый смысл и склонность к естественнонаучному эмпиризму сочетались с тягой к религии, которую он защищал с позиций «практической пользы». Джеме утверждал:

религия является исключительно ценным в психологическом отношении элементом духовной жизни общества. Он заложил основы той аргументации, которая и сегодня используется апологетами религии для ее психологической защиты.

Другим направлением, оказавшим значительное влияние на развитие буржуазной психологии религии, был фрейдизм, основанный австрийским психиатром 3. Фрейдом. Понимание Фрейдом религии тесно связано с основными принципами его социальной философии, суть которой состоит в сведении социального к индивидуально-психологическому, в утверждении примата бессознательных, главным образом сексуальных, мотивов в жизнедеятельности человека, в отрицании качественного различия между нормой и патологией. Исходя из этих принципов, Фрейд определял религию как «коллективный невроз навязчивости», как «массовую иллюзию», в основе которой лежит неудовлетворительное вытеснение бессознательных влечений. Биологизиро-вав религию, Фрейд пришел к грубому искажению ее природы и сущности.

Учение Фрейда нашло сторонников как в Европе, так и за ее пределами. Среди его последователей наибольшее внимание религии уделил швейцарский психиатр К. Юнг. Он отошел от универсализации «сексуального бессознательного», положив в основу своей концепции учение о «коллективном бессознательном» — глубинном слое человеческой психики, аккумулирующем якобы психологический опыт предшествующих поколений. Именно здесь Юнг искал истоки религии, этой, по его определению, «самой ранней и наиболее универсальной формы духовной деятельности людей». Рассматривая религиозность как решающее условие психического здоровья личности. Юнг защищал религию с откровенно фидеистических позиций.

Несколько иную интерпретацию религия получила в работах крупного представителя реформированного психоанализа Э. Фромма. Возникновение религии он связывал с экзистенциальной ситуацией, порожденной якобы извечным конфликтом природного и социального начал в человеке. Религия, расширительно трактуемая Фроммом как «любая система мысли и действий, дающая человеку основу для его ориентации и объект поклонения», рассматривается как средство разрешения этого конфликта, как защитный механизм, предохраняющий индивида от невротических комплексов. Хотя Фромм критически относится к «теистическим» религиям и ратует за религию без бога, в центре которой стоит человек, его концепция объективно обосновывает и оправдывает существование любой формы религии.

При всей пестроте существующих в современной буржуазной психологии религии течений и школ она имеет следующие особенности:

1. Психологизация религии. Рассматривая религию как субъективно-психологический феномен, вне связи с историей, экономикой, политикой, культурой, буржуазные психологи ищут ее истоки в личных переживаниях индивида. Связывая религиозность с одиночеством, неудовлетворенностью, страданиями и не видя социальной подоплеки этих явлений, они приходят к выводу о вечности и неизбежности существования религии.

2. Игнорирование гносеологического анализа религиозных верований. Отказ от решения вопросов о природе объекта религиозных представлений ведет буржуазных психологов, с одной стороны, к признанию возможности существования сверхъестественного, а с другой — к отождествлению религии с иными формами духовной деятельности, в том числе с моралью и наукой.

3. Субъективизм в трактовке функций религии. Оценивая религию с позиций субъективного удовлетворения, испытываемого верующим, без учета объективных психологических и социальных последствий воздействия ее на личность, буржуазные психологи делают вывод, что религия является ценным образованием в духовной жизни людей.

Раздел второй




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.