Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ортодоксальная протестантская теология




ПРОТЕСТАНТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ТЕОЛОГИЯ

С начала возникновения протестантизма философские проблемы в нем не вычленялись специально, а решались в рамках теологии. В связи с этим нельзя отделить анализ протестантской философии от рассмотрения теологии.

Протестантская теология, возникшая в период Реформации, является специфически буржуазной разновид-

ностью христианской идеологии. В ее эволюции можно выделить следующие этапы: ортодоксальная протестантская теология; новая протестантская, или либеральная, теология; «теология кризиса», или диалектическая теология; радикальная, или «новая», теология.

Развитие протестантской теологии — это поиски наиболее эффективных средств приспособления религии к постоянно меняющимся общественным условиям и вновь возникающим явлениям духовной жизни общества, это мучительные поиски «истинного христианства», «истинной» религии. Родоначальниками протестантской теологии являются М. Лютер, Ж. Кальвин и другие, религиозные учения которых лежат в основе ортодоксальной теологии.

В своем развитии протестантская теология приобретала различные формы. В период развития домонополистического капитализма (конец XVIII —XIX в.) возникла неопротестантская, или либеральная, теология (Ф. Шлейермахер, Б. Бауэр, Э. Трёльч, А. Гарнак). Общий кризис капитализма, разразившийся в Европе в первой половине XX в., положил начало так называемой протестантской «теологии кризиса», которая включила неоортодоксию К. Барта, экзистенциональную теологию П. Тиллиха, «демифологизированное христианство» Р. Бультмана. И наконец, после второй мировой войны возникла радикальная, или «новая», теология: «безрелигиозное христианство» Д. Бонхоффера, теология «мертвого бога» протестантских авангардистов Т. Альтицера, Г. Кокса, Дж. Робинсона, П. ван Буррена, В. Гамильтона и др.

Реформационное движение XVI в. явилось теологической реакцией на догматические основы католицизма, вступившего в противоречие с изменившимися социальными условиями. Одним из родоначальников ортодоксальной протестантской теологии был М. Лютер.

Главным принципом нового протестантского учения стало положение об «оправдании верой». Лютеранская Реформация отвергла узурпированное католической церковью право ведать спасением и оправданием людей и быть единственной посредницей между человеком и богом. Выступив против церковной иерархии католицизма, она выдвинула учение о всеобщем священстве, о равен-

стве всех верующих перед богом, о праве каждого верующего обращаться к богу непосредственно, помимо каких бы то ни было посредников.

Протестантская идея о возможности личного спасения с помощью веры, которая даруется каждому человеку самим богом, явилась отражением статуса личности в буржуазной системе общественных связей. Идея Лютера, что вера основывается на личной связи человека с богом, в качестве главного основания отношения человека к богу выдвинула принцип индивидуализма: каждый обязан своим существованием господу богу и именно поэтому должен нести личную ответственность перед ним. Таким образом, лютеранская Реформация в своеобразной теологической форме сумела выразить дух нарождавшегося буржуазного индивидуализма.

Лютер, страстно желая освободить религиозную жизнь от схоластического рационализма и утвердить веру непосредственно как дар божий, выступил с резкой критикой разума вообще, против каких-либо попыток использовать его в обосновании веры. Выступая против католических схоластов, сделавших философию служанкой богословия, он объявил разум «потаскухой дьявола» и вообще вынес его за пределы религиозной веры.

Ортодоксальная протестантская теология, упростив догматическую основу христианства, оставила в неприкосновенности его основное содержание — миф о сотворении мира, о грехопадении человека, о воплощении бога в Христе и об искупительной жертве, о грядущем пришествии, о воздаянии в загробном мире.

Низвергнув авторитет папства и католической иерархии, трансформировав традиционное христианство, протестантизм приспособил его к потребностям зарождавшейся буржуазии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.