Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вторичные эмпирические характеристики ( неустойчивость, фрагментарность, обобщенность, контролируемость)




Первичные характеристики(пространственные, временные, интенсивностные, модальностные).

 

1. Пространственные:

 

· панорамность - выход за пределы объема перцептивного поля за счет суммирования образов.

· взаимоотделение фигуры и фона. В представлении фигура и фон могут быть отделены друг от друга и несоотносимы. (

· выпадение абсолютных величин. Проявляется в не сохранении числа однородных элементов и нарушении воспроизведения абсолютных размеров.

· схематизация образа или преобразование геометрической формы в топологическую схему. В процессе отражения физическое пространство в зависимости от задач деятельности может трансформироваться (сжиматься, растягиваться, схематизироваться).

 

2. Временные:

 

· «временная панорамность образа», компоненты временной или двигательной последовательности преобразуются в одновременную структуру.

· сдвиги в воспроизведении длительности («закон заполнения временного отрезка»). С.Л.Рубинштейн сформулировал правило: чем более заполнен событиями временной отрезок, тем более длительным он представляется.

· более прочное сохранение временной последовательности, по сравнению с временной длительностью.

 

3. Интенсивностные.

 

Степень яркости вторичного образа может быть весьма различной, но в среднем представление отличается значительно меньшей яркостью по сравнению с сенсорно-перцептивными образами. Однако за счет явления синестезии (взаимодействия образов разной модальности) яркость представлений может быть увеличена.

4. Модальностные. Выделяют зрительные, слуховые, обнятельные, вкусовые, осязательные представления.

 

 

* Неустойчивость (неполная константность) заключается в текучести образа и его компонентов.

* Фрагментарность - неполная целостность. Определенные характеристики в образах представлений могут выделяться, детализироваться или, напротив, выпадать.

* Обобщенность - отнесенность образа к определенному классу образов на основе сличения с эталонами памяти. Фиксируются наиболее устойчивые признаки объектов или типичные свойства.

* Контролируемость - способность к манипулированию образами, а также к их произвольному удерживанию в уме.

 

Образная способность и индивидуальные различия.

В широком смысле образная способность - это степень развития “первосигнальности”.

В узком смысле - это способность к быстрому формированию адекватных реальности вторичных образов (представлений), к оперированию ими, а также легкость перехода от одного образа к другому.

Образная способность характеризуется по трем параметрам.

* подвижность образа (живость);

* контролируемость образов;

* яркость образа.

Благодаря образной способности формируется интегральный образ реальности (своеобразный фильтр восприятия), который определяет содержание всех характеристик текущего образа.

Ассоциации.

Ассоциация в переводе означает соединение, связь. Связь между двумя содержаниями сознания выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний (ощущений, представлений, мыслей, чувств) влечет за собой появление других. Выделяют ассоциации по сходству, по контрасту., по смежности в пространстве и времени, причинно-следственные

Воображение. Статус воображения как психического процесса. Воображение как преобразующее отражение действительности. Виды, характеристики, операции воображения.

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. В настоящее время распространяется мнение, что воображение является комбинацией не только образного, но и абстрактного содержания. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать, Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отличает человеческую деятельность от "деятельности" животных, иногда очень искусной.

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепления, их изменения.

Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения – объективная реальность. Воображение – это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение). Для воображения характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотнесение всеобщего и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая свой целостнообразующий по отношению к определенной ситуации смысл. Поэтому в плане воображения целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и детализированной картины созерцаемого.

Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта. Эвристичность переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной природы другого объекта в процессе его познания или создания человеком.

Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.