Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественный строй




К XIII в. появляются предпосылки экономического, социально-политического характера объединения «цэрь» и социальная дифференциация. Определяется политическая стабилизация и четкое управление государственными структурами. Внешним условием являлась борьба с татаро-монголами. Таким образом, объединение происходит в зависимости от внешних и внутренних факторов.

После образования Молдавского государства и Валахии, а также становления определенного государственного аппарата, в управлении кристализуется социальная дифференциация на определенные социальные категории:

I социальная категория - бояре, зародилась еще в раннем феодализме, до окончательного образования румынских феодальных княжеств.

В документах Валахии они упоминаются как maiores terrae, в молдавских документах - potes viris, а в документах Трансильвании - nobiles. Они являлись лидерами первых политико-территориальных формирований, владение которых передается из поколения в поколение.

После образования феодальных государств число бояр резко возросло. Появились должности, назначенные господарем. Вместе с должностью, обычно бояре получали в дар имения (данная собственность передавалась по наследству).

Многие ученые пытались вывести некоторую классификацию категорий бояр, которые являются довольно условными: с одной стороны, ранг бояр менялся в разных эпохах, а с другой стороны, в зависимости от своих привилегий бояре по-разному влияли на господарскую власть. При политически слабых господарях, боярская власть становилась сильнее, и наоборот. Класс бояр может делиться по многим признакам: малое и большое боярство, боярство с наследственной и даренной собственностью. К XII веку усилилось стремление бояр к участию во власти, из-за чего боярство отождествлялось с чиновниками.

При Константине Маврокордате боярам был предоставлен особый статус. Боярами считались только те, которые были или являлись чиновниками. Были установлены три категории:
1. первые 12 чиновников, которые сопровождали господаря во всех путешествиях;
2. чиновники от великого сердара до великого клучера; 5. отстраненные от службы бояре. Чин боярина наследовался сыновьями (и даже дочерьми).

Дети бояр-чиновников не наследовали это качество до реформ Константина Маврокордата в 1740-1742 гг., но и в этом случае доказательство родства было очень трудоемким, так как отсутствовали документы о гражданском состоянии, и необходимо было доказать прямое родство от (отца и деда).

Бояре обладали широкой дееспособностью. Им были известны все публичные и личные права.

1) Право избираться на пост господаря.
2) Право на осуществление публичных и военных полномочий на уровне государства и в пределах своего имения.
3) Экономические привилегии: сбор ренты от подвластных крестьян и сбор налогов в пользу господаря.

II социальная категория - духовенство, обладало теми же публичными правами, что и бояре. Принимая участие в государственной власти, духовные лица обладали юридическими привилегиями как в качестве одной из сторон спорящих, так и в качестве судей правонарушений и конфликтов, имевших место в их поместьях, а именно:
1. право собственности на землю;
2. освобождение от государственной подати и повинности;
3. специальная церковная юрисдикция в зависимости от чина;
4. участие митрополита или епископа в политической жизни страны.

III социальная категория - горожане (ремесленники и торговцы). Публичные права и обязанности горожан содержались в специальных привилегиях, а частные содержались в обычаях, которые состояли в возможности заключить коммерческие сделки и в пошлинах. В основном правами пользовались купцы и ремесленники, а большая часть городского населения не обладало таковыми, а являлись просто свободными людьми.

В Трансильвании привилегии распространялись в зависимости от положения. Свободные люди могли участвовать в диете страны, аристократия имела право взимать налоги и другие привилегии.

IV социальная категория - крестьяне. Свободные крестьяне обладали собственностью, которую наследовали сообща. Из общины можно было выйти, получив свою долю. Общая земля могла выступать в форме аллода, который наследовался, а могла выступать как дарение земли.

Свободные крестьяне назывались mosneni, razesi, judeci, cneji но появились они одинаково при распаде сельской общины, сумев сохранить независимость от феодалов.

От общинной собственности были унаследованы некоторые юридические последствия: право преемственности родственников на покупку родовой земли, солидарная ответственность.

Социальная категория крестьян не претерпевала резких структурных и количественных изменений. Часть мелкого боярства, разорившись, переходила в категорию крестьян, а многие свободные крестьяне, из-за тяжелых феодальных сборов, переходили в категорию зависимых крестьян.

С юридической точки зрения, свободное крестьянство имело низшую позицию в области публичного права: в принципе, они не могли занимать высоких должностей, за исключением королевских князей - cnejii regales - из Трансильвании, которые имели право занятия боярских должностей. Свободные крестьяне могли осуществлять административные и судебные полномочия на местном уровне. В Трансильвании собрания крестьян осуществляли некоторые государственные функции в области налогосборов.

Если в период раннего феодализма большинство составляли свободные крестьяне, то в период развитого феодализма ситуация меняется, и увеличивается численность зависимого крестьянства.

Крепостное крестьянство называлось по-разному: vecini, tarani, saraci, serbi, jeleri, poslujnici,... Крепостные обладали ограниченным правом хозяйствования над землей, а также отождествлялись с другими элементами владения: лес, виноградник, мельница. Поэтому, хозяин мог продать крестьянина вместе с имением, на котором он жил, или отдельно.

Право, которое имел помещик над крепостным, переносилось на детей второго, даже в случае перехода на другую землю. Зависимые крестьяне заключали браки на законных основаниях: женщина, выходя замуж, не была обязана просить согласия у хозяина имения.

Крепостной обладал только правом пользования обрабатываемой землей, но не правом собственности, в то же время он должен был платить обязательства в хозпродукции (иногда в денежной форме) и отработать барщину. Крепостные имели право собственности над имуществом, приобретенном за свой счет или сделанным самому (самостоятельно построенная мельница, посаженный сад).

Участок земли, который обрабатывался крепостными, в Молдове назывался delnita, а в Трансильвании sesie. В том объеме, в котором крепостной обладал правом личной собственности, имел юридическую дееспособность: возможность осуществлять ежедневные сделки (продажа продукции, покупка инструмента). С расширением товарно-денежного оборота, права владения крепостных были увеличены, облегчив процесс перехода от оплаты ренты продукцией к оплате в денежной форме. Крепостной мог завещать только свое личное имущество. Его представителем в процессе не местного характера был хозяин, за что последний мог потребовать некоторую сумму денег.

V социальная категория - холопы, которые рассматривались скорее как объекты права, нежели как субъекты. В Трансильвании и Валахии это были цыгане, а в Молдове цыгане и татары. Холопы приравнивались к недвижимому имуществу, о чем свидетельствуют исторические документы. Холопы, как и недвижимое имущество, могли стать собственностью на основании давности владения (30 лет).

Холопы, которые совершали деликты, могли быть отданы хозяином потерпевшему в качестве возмещения ущерба. В случае убийства холопа холопом, он также отдавался потерпевшему хозяину. Холоп мог быть убит в случае рецидива. Если деликты, совершенные холопом, были особой тяжести, то холопы судились господарским советом. В отношениях с государством и своим хозяином, холопы имели определенные обязанности (барщина и оброк), предусмотренные холопским правом, отличным от прав зависимых крестьян.

На самом деле, положение холопа не сильно отличается от положения раба, за исключением возможности убийства хозяином. Они могли быть объектом купли-продажи или мены с семьей или по отдельности, без заключения особого рода сделок.

Браки холопов не имели законной силы и поэтому дети могли быть отторгнуты от родителей, а жена от мужа. Холопы могли быть освобождены хозяином посредством специальных актов.

Семейная организация цыган носила некоторые черты родового общества: они жили небольшими коллективами, объединенными кровными узами, называемыми дворами, во главе которых находились руководители (cneji, juri). Они собирали подати и следили за исполнением необходимых работ. Иногда, над ними находился более высокий управитель, наподобие воеводы, называемый bulibasa.

Осуществление правоспособности ограничивалось: возрастом, полом. В системе традиционного румынского права возрастное ограничение правоспособности оканчивалось с началом супружеской жизни, так как считалось, что молодые вступают в ряды людей. Оптимальный возраст вступления в брак не был установлен и варьировал от случая к случаю.

Пожилой возраст не ограничивал в правоспособности, наоборот, старики пользовались огромным авторитетом, так как служили советчиками во всех важных вопросах общества, что подтверждается существованием института «старых и добрых людей». Лица, неспособные из-за умственного состояния, находились под присмотром родителей, а в отсутствии таковых под опекой старших братьев.

Румынское традиционное право относится терпимо к иностранцам, разрешая владеть землей в случае женитьбы на местной жительнице, после чего им присваивались все политические и частные права.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.