Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Крестьяне




Горожане

Духовенство

Бояре

Статус лиц

Регламентация юридического статуса лиц в основном сохраняет черты предыдущей эпохи. В Молдове и Валахии критерием разграничения бояр уже не является земля, а положение на государственной службе. Так происходит со времен реформы К. Маврокордата 1739 года.

С 1711 г. усилилась экономическая и политическая зависимость Молдовы, Валахии и Трансильвании от Порты. Ряд господарей принимали меры по преодолению этого кризиса и проводят ряд реформ. В Молдове К.Маврокордат принял меры нормативного характера.

В 1734 г. был принят нормативный акт, согласно которому все великие сановники приняли чин боярства, который передавался по наследству.

В 1741 г. был принят нормативный акт, деливший бояр на 3 категории, в зависимости от должности. Только бояре первой и второй категориях могли передавать свой чин по наследству (их наследники - боернашь). Дети бояр третьей категории - мазилий не наследовали чин.

Первая и вторая категории бояр обладали следующими привилегиями:
1. занятие должностей в центральном аппарате;
2. освобождение от уплаты податей и подарков;
3. пользование юрисдикцией Дивана;
4. отсутствие телесных наказаний;
5. получение определенного количества крестьян-скутельников.

Третья категория бояр обладала другими привилегиями:
1. уплата податей в твердой сумме через ихнего представителя - капитан де мазиль;
2. пользовались юрисдикцией Государственного дивана;
3. могли занимать государственные должности только в местные органы управления;
4. не наказывались телесными наказаниями.

Духовенство обладало правами, сходными с боярскими:
1. предоставление от государства определенного числа крестьян-скутельников;
2. освобождение от уплаты бира.

Военно-служивое сословие (кэлэрашь) было уравнено в правах с крестьянами и, как и они, платило подати и выполняло повинности. К концу периода исчезают как социальная категория.

Городская жизнь приходит в упадок и имеет несколько аспектов:
1. уменьшается количество городского населения (например, в Яссах городское население в XVIII в. было в 5 раз меньше, чем в XVIIb.) из-за войн, разорения, эпидемий;
2. города передаются в собственность частным лицам.

Крестьяне делились на несколько категорий:
1. вечинь (крепостные);
2. лэтурашь (обладающие правом перехода);
3. скутелники.

С XVIII в. вечинов стали продавать как холопов, без земли, что затрудняло взыскание государственных податей. В начале 1742 г. К.Маврокордат принял нормативный акт, согласно которому вечины, убежавшие от владельца, становились свободными. Это касалось и монастырских крестьян и крестьян, сбежавших в Хотинскую раю. Указ привел к массовым побегам крестьян от владельцев. 6 апреля 1749 г. на Соборе было отменено крепостное право (личная зависимость крестьян от владельцев). Уход был возможен с предупреждением администрации уезда. Отмена крепостного права не сопровождалась.наделением землей.

Холопы остаются в личной зависимости от хозяина (продажа, обмен и т.п.). Согласно соборной грамоте 1785 г. при продаже холопов запрещается разрыв их семей.

Положение реформ К.Маврокордата действовали вплоть до 1858 года, когда были заменены 46 статьёй Парижской конвенции. Связь боярства с государственной службой объясняется возрастанием значения фиксированных доходов, которые постепенно становятся важным критерием для отнесения лиц к той или иной иерархической ступени общества. Таким образом, связанные окладами бояре становятся зависимыми от государственной власти.

Широкие слои населения были представлены свободными крестьянами, клэкашами и робь. Новой общественной категорией, который появляется в этот период, являются люди, поселяющиеся по доброй воле и лэтурашь, которые после реформ К.Маврокордата 1746 и 1749 годов сливаются с клэкашами. Последние были категории крестьян, которые хотя и могли перемещаться с одной земли на другую, в отличие от зависимых крестьян - вечинов и румын - всё же должны были платить дижму и обрабатывать клаку (барщину) на хозяина соответствующего их проживанию поместья.

Документы свидетельствуют об увеличении обязанностей клэкашей. Бояре, всё более увеличивающие продажи зерновых, нуждались во всё большем количестве дней бесплатного труда.

Что касается юридического статуса иностранцев, одни документы говорят о том, что они не могли быть собственниками недвижимого имущества на румынской территории, другие противоречат им. Иностранцы могли быть освобождены от налогов специальным распоряжением. Для них существовала специальная юрисдикция.

В Трансильвании низшие слои населения составляли иобаги и желеры. Робий (рабы) исчезли ещё в предыдущий период.

Желеры (inguilini) были крестьянами, которые трудились на землях дворян, обрабатывая бесплатно в их пользу определенное количество дней. В отличие от иобагов, они имели свою недвижимость и могли переезжать из одного поместья в другое.

Ряд законодательных мер чётко регламентировали правосубъектность лиц. В Молдове после реформ К.Маврокордата 1749 года в отношении юридического статуса и положения зависимых крестьян был промульгирован Хрисов Константина Чежан Раковицэ 1754 года в отношении иностранцев, а учебник Донича (1814 г.) и в особенности Кодекс Калимаха демонстрируют попытку общего и подробного регламентирования статуса лиц. Рабство, находящееся в упадке, получило суммарную регламентацию. Раб охраняется специальными актами, как, например, текстами из соборного хрисова 1785 года или Кодекса Калимаха.

В Валахии после реформ К. Маврокордата первой попыткой регламентации юридического статуса лиц является законодательство Караджа (1818г.). Его положения не особо благоприятны для класса производителей. Основной принцип свободы жителей провозглашается лишь в 1845 году господарем Георге Бибеску.

В Трансильвании Articuli novellare 1791 содержат условия свободного перемещения иобагов и принцип равенства дворян Трансильвании и Венгрии.

Письменные законы содержат детальную регламентацию в отношении семьи.

В Молдове наиболее значительными являются учебник Донича и Кодекс Калимаха. Наследование рассматривается широким кругом законов середины XVIII века и начала XIX века.

В Молдове Кодекс Калимаха содержал нормы в отношении классов наследников (в исследовании участвовали и незаконнорожденные дети) в приеме и отказе от наследования; описи имущества; лишение наследственного права; раздела достояния; раздела имущества и т. д. Это в отношении наследования по закону.

В отношении наследования по завещанию Кодекс регламентирует завещания, дарения по завещанию, наследственный резерв, лишение наследования, наследственная субституция, раздел наследования и т. д.

По сравнению с предыдущим законодательством Кодекс Калимаха демонстрирует в области наследственного права и приближается к современным западноевропейским кодексам.

В Валахии Кодекс правил и законодательство Караджа устанавливают привилегии для мужчин.

В Трансильвании в области наследственного права регламентации сохраняют свои основные черты. Сохраняется патримоний дворянства. Явны современные влияния.

В Валахии Хрисов Штефана Михаил Раковицэ 1756 года запрещает браки между иностранцами и местными гражданами. А кодекс правил 1760 года регламентирует брак у цыган; отношения между супругами, между родителями и детьми; приданное; опеку и т. д. Эти положения позаимствованы из древних обычаев и византийского права.

Наконец, законодательство Караджа уделяет особое внимание институтам брака и семьи, рассматривая их в духе местных средневековых традиций и византийского законодательства.

В Трансильвании Articuli novellare 1791 дополняют кодекс Werboczi. Отдельную систему составил так называемый "Трансильванский брак" (Siebenburgische Ehe) -процесс, когда католики - в основном австрийские дворяне - переходили в реформаторскую веру, чтобы получить возможность развестись, а потом, снова, возвращались в католицизм чтобы снова заключать брак.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.