Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Центральные органы управления государства (структура и их формирование)




Органы государственного аппарата и юридические институты

Общая характеристика источников права

После первой мировой войны - необходимо подчеркнуть в первую очередь -изменения, которые имели место во всех сферах румынского общества в данный период, отразились в устройстве государственности и права. Как результат, руководство Румынии принимает ряд нормативов в очень значимых отраслях, исходя из волеизъявления масс. К примеру, конституционная реформа 1917-1918 гг.: отмена избирательного ценза, аграрная реформа, законодательство о труде, введенные в основном в 1928 - 1933 гг.

Во-вторых, принятие мер в отношении организации государства и законодательства были определены, с одной стороны, углублением демократических преобразований, а с другой стороны, фактом появления двух экстремистских полипических партий, достаточно агрессивных, опасных для Родины и румынского народа: справа - Лига Апэрэрий и Национально-Крестьянская партия, преобразованная в Железную гвардию, а слева - Компартия Румынии - агентура Коминтерна.

В итоге, очень важное для провозглашенного права была реализация законодательного слияния и единения в формирования национального унитарного румынского государства, в условиях, когда присоединившиеся провинции к Родине-матери имели другое государственное устройство и право, предусмотренные имперскими силами, под господством которых провинции находились до акта воссоединения от 1 декабря 1918 г.

Немаловажно отметить, что законодательная унификация была процессом, который в некоторых областях длился дольше из-за ряда объективных причин, в первую очередь, из-за ряда партийных интересов, процесс ускорился в тех областях, где временное руководство считало, что именно там необходимо ускорить (пример: в области административно-территориальной организации, организация юстиции, в области уголовного права).

Конкретнее этот процесс законодательного объединения будет прослежен нами в каждой отрасли права.

§ 3.1. Конституционное право
Первостепенной задачей после первой мировой войны была ограниченная интеграция провинций, которые воссоединились с Румынией, в рамках национального унитарного государства.

Акты Великого воссоединения были одобрены государственными компетентными органами, "признавая их политическую и юридическую значимость, а также охваченные ими постановления". Таким образом, 9 апреля 1918 г. был издан указ о воссоединении Бессарабии с Румынией, 13 декабря 1918 г. издан указ № 3631 о воссоединении Трансильвании и остальных румынских территорий из Венгрии с Румынией, 19 декабря 1918 г. - указ № 3774 о воссоединении Буковины с Румынией. Одновременно издан указ об организации Трансильвании (13 декабря 1918 г.), Буковины (19 декабря 1918 г.). Провинции должны были отправить своих министров-представителей в Совет Министров своих беспортфельных министров. Речь шла о временной организации присоединенных провинций, цель которой была интеграция этих провинций в рамки румынского государства.

Деятельность этих органов разворачивалась согласно указу №3631 от 13.12.1918 г., об организации Трансильвании и остальных территорий из Венгрии с Румынией: "останутся же в администрации правительства внешние дела, армия, железные дороги, почта, телеграфы, функциональная деятельность, таможни, публичные займы и безопасность государства (статья 3)."

Трансильвания в данный период имела свои органы правления:
Великий Национальный Совет - представительный орган - избранный Великим Национальным Собранием, которое на 2-ой день после Воссоединения было созвано и утвердило список 15 членов, названных ответственными за управлением.

Руководящий Совет - исполнительный орган с административными компетенциями.

29 июля 1919 г. Великий Национальный Совет в городе Сибиу высказался по поводу двух законодательных проектов - проект закона об аграрной реформе, став впоследствии законом 1921 г., и проект закона о выборах (специальный закон).

Для Буковины указ об организации этой провинции от 19.12.1918 г. представлял в статье 3, что делегирование своих полномочий беспортфельным министрам в Совет Министров, одним из которых будет ответственным в пользу Буковинской администрации за внутреннее дело, юстицию, финансов, общественное образование, культы, публичные работы, промышленность, торговля, социальная защита, сельское хозяйство, отрасли и продовольствия.

1 января 1920 г. принят закон о воссоединении Трансильвании, Баната, Кришаны, Марамуреша с Румынией и закон о воссоединении Буковины с Румынией, которые ратифицировали все указы, провозгласившие Воссоединение, значит de facto и de iure постановлено: "что все территории навечно воссоединены с Румынией".

По конституции, измененной в 1923 г., Румыния становится "национальным, единым и неделимым государством".

Второй проблемой конституционного права, на данном этапе, была сама Конституция страны - как основной юридический закон. Необходимо напомнить, что Конституция 1866 г. была изменена в 1917 - 1918 гг. в связи с двумя великими волеизъявлениями румынского народа: всеобщее голосование и аграрная реформа.

20 июля 1917 г. промульгированные указом № 721 от 19 июля 1917 г. законом были изменены статьи 19, 57, 67 Конституции. Установлено: любая собственность, в том числе государственные долговые обязательства, являются священными и неприкосновенными: никто не может быть экспроприирован, за исключением причины публичного пользования, доказанного законодательно и после правильного предварительного возмещения ущерба.

Под термином публичне пользование необходимо понимать действия на пользу общественности - работы по защите страны или имеющие военное применение, культурные, исторические, археологические, орошительные, осушение болот, регулирование течения рек, канализационные, засада лесов или создание лесных защищенных зон, строительство промышленных предприятий, указанные специальными законами, строительство публичных зданий государством, создание уездов и коммун (сел), а также любые работы публичного назначения.

В отношение права голоса статья 57 гласила: "Собрание депутатов состоит из депутатов, избранных большинством румынских граждан путем всеобщего, прямого, равного, обязательного голосования на основе пропорционального представительства этим самым, ликвидируя систему голосования, основанную на цензе и провозглашая всеобщее голосование. Важно и то, что распределение депутатских мандатов происходило по пропорциональному представительству. В отношение Сената статья 67 гласит: "Сенат состоит из сенаторов, избранных и из правовых сенаторов".

Изменения в Конституции парламента были задействованы законом о избрании депутатов и сенатором общественным голосованием, обязательным, равным, прямым и секретным, на основании пропорционального представительства - 16 ноября 1918 г. (изменен 22 декабря 1918 г.). Этот закон гласит: "Все граждане Румынии (взрослые) будут избирать всеобщим, обязательным, равным, прямым голосованием и на основе пропорционального представительства количество депутатов пропорционально населению (статья 1)". Для избирательных округов каждого уезда составлен избирательный округ, где избирался 1 депутат от каждых 30 тысяч проживающих. И только взрослые от 40 лет и выше могли избирать по 1 сенатору от 70 тысячи населения. Статья 7 указывала кто входит в число правовых сенаторов. Статьи 8 и 9 устанавливали условия незаконности, недееспособности и несовместимости. Действующие военные и лица занимающие любую функцию в государственных отраслях, бюджет которых принимается депутатским Собранием, не могут быть избранными, если не уйдут в отставку за 30 дней до выборов. Те же правила распространились и на служащих институтов, для которых требовался особый королевский указ.

В Мониторул Офичиал от 29 марта 1923 (№ 282) был опубликован конституционный акт, который был ничем иным как новой Конституцией Румынии, тогда когда некоторые считали, что это была последнее и самое важное изменение румынской конституции от 1866 г. В своем содержании измененная Конституция 1923 г. включала 138 статей, на 10 больше, чем в 1866 г. (128 статей), новая Конституция имела только 7 новых статей, 25 статей были переформулированы с добавлениями, а 75 статей остались неизмененными.

Необходимо знать, что исторический момент формирования измененной Конституции 1923 г. не отличался от положения Румынии на предыдущем этапе, до ее формирования, а был другой, более высокой ступенькой в развитии румынского общества. Необходимо сказать, что в Конституции 1923 г. необходимо было вписать новые социально-экономические отношения. Если Конституция 1866 г. утверждала, что Румыния - это неделимое государство, то Конституция 1923 г. провозглашала Румынию как национальное единое и неделимое государство - Румынское Королевство, или Великая Румыния.

Конституция 1923 г. имела лучшую структуру и содержала более соответствующие формулировки. Вторая проблема в связи с изменениями в Конституции 1923 года - утверждение некоторых историков и исследователей, что эта конституция была самой демократичной всего буржуазного периода. Эта проблема нуждается в анализе в свете взаимоотношений Румынии с другими странами, в свете того времени, ибо о конституции можно судить не только по ее содержанию, но и по конституционному режиму, который она установила во взаимосвязи с интересами и волеизъявлениями народа. В связи с политическим положением в Европе необходимо отметить что Конституция 1923 г. была принята в момент, когда в большинстве стран к власти приходили правые силы (фашисты и военные в Венгрии, Болгарии, Италии), а на исходе устанавливался левый большевистский режим. В связи с этим в Румынии устанавливается режим буржуазной демократии.

Необходимо отметить, что Конституция 1923 г. имеет свои заслуги в введении новых демократических принципов, лучше регламентированы принципы, взятые из конституции 1866 г. Так же находим, что лучше сформулирован и выражен принцип равноправия, регламентация конституционным путем контроля конституционности законов, декларация по которой власть в государстве принадлежит народу, который и исполняет ее, но не впрямую, а через делегацию, через декретирование румынского государства, через запрещение колонизации национальных территорий, населенными этническими группами других национальностей, поддержание принципа разделения властей в государстве, провозглашения в буржуазной концепции нрава и свободы демократии, в смысле провозглашения больших свобод и меньше прав, а также провозглашение гарантий их функционирования и избавление от громоздких формулировок типа: "Специальный закон обосновывает условия, в которых..." или исполнение данного права и свободы исполняется "приспосабливаясь законом, которые регламентирует исполнение" данного права и свободы. В итоге, конституционный законник оставил ординарному законнику конкретную законность, которой должен бы застраховать условия исполнения прав и свобод, отраженные в Конституции. Нередки случаи, когда ординарный "законник" или законодатель не обеспечил эти условия, а наоборот, были случаи узаконивания против конституционным принципам.

Модифицированная конституция 1923 г. предусмотрела свою роль в согласованности с требованиями данного исторического момента. В ней отражены права собственности и необходимость в ее конституционной защите, отрекаясь от индивидуалистического тезиса румынского Гражданского кодекса (1864 г.) и конституции 1866 г., собственности декларирована "общественной или социальной" функцией и вместе с тем регламентированы проблемы экспроприации по причине публичной пользовании богатств недр через ту национализацию, гарантия государственной собственности.

Гарантирование свободы и равноправия граждан во всех отраслях было положительным шагом.

Что касается "углубления демократии в Румынии" можно скептически возразить. К примеру, статья 6 абзац 2 гласит: "специальные законы, проголосованные 2/3 голосов, обосновывают условия, при которых женщины могут исполнить политические права", а на самом деле женщины, в большинстве случаев, были исключены из активной политической жизни. Недостаточно демократично была выработана модель организации и структуры парламента, так как были регламентированы взаимодействия: король - парламент - правительство. Король имел конституционные права на ревизию основного закона (т.е. Конституции). Измененная Конституция 1923 г. могла создать все адекватные условия для углубления демократии в стране, исходя из декретов права голоса, который не был универсальным de facto, а только декларативным. Были созданы условия для расширения избирательного корпуса, призванного назначать тех, которые представляли "нацию" в парламенте, который, к несчастью, и до того момента не стал верховным государственным органом власти. Новая конституция оставила во многих областях ординарному законодателю задачу узаконивания в конкретном случае, тем самым искажая предопределяющие принципы, а также подчеркнув декларативное содержание конституции. Необходимо отметить, что многие законы имели очень узкое ограничение деятельности, за рамки которой действие было почти невозможно.

§4.1. Парламент
Конституционной реформой 1917 - 1918 гг. не были модифицированы обе палаты парламента - Депутатское собрание и Сенат. Был отменен избирательный ценз, и было решено, что Депутатское собрание избирается взрослыми гражданами, всеобщим, обязательным, равным, прямым голосованием на основе пропорционального представительства, а Сенат избирался из правовых сенаторов гражданами в возрасте от 40 лет и выше.

Конституция 1923 года была шагом назад по отношению к реформе состава парламента. Условия, в которых была изменена Конституция, отличались от условий 1917-1918 гг., когда поправка исходила и от героизма солдат на поле битвы и от политической активности масс за демократические преобразования - процессы, которые н могли быть незамеченными правительством Румынии.

Несмотря на то, что новая Конституция отмечала всеобщее голосование, тот факт, что женщины были ограничены в политической жизни страны, доказывает, что универсальный голос должен быть истинно таким.

Методы выбора Сената показали, что правители Румынии предприняли ряд действий для сокращения права голоса по отношению к его первоначальному содержанию. Сенат состоял, как известно, из правовых сенаторов, к тому же увеличился за счет лиц, имеющих высокие государственные посты, и бывших государственных лиц; также Сенат состоял из сенаторов избранных не только гражданами, но и особыми органами государства: сельский и уездный советы, торговые палатами, промышленность, сельское хозяйство. Этим была нарушен универсальности голоса и его прямая цель. В соответствии с положениями Конституции 1923 г. о исполнении права голоса был разработан избирательный закон в 1926 г., который еще больше приуменьшил универсальность голоса по отношению к его реальной характеристики. Таким образом партия, которая имела 40% голосов, получала половину мандатов, вторая же половина распределялась поровну между всеми партиями которые добилась 8% голосов по стране, и в том числе и мажоритарной партией. В итоге партия, получившая 40% голосов, получала 70% мандатов, остальные же партии, получившие в сумме 60% голосов, имели только 30% мандатов. Таким образом, нереальная, неординарная ситуация в политическом аспекте обеспечивала правление партии, которая организовала выборы, а также эффективную поддержку правительству в парламенте страны.

§4.2. Глава государства
После первой мировой войны юридический статус монархии не был изменен. В 1927-1930 гг. основан институт регенства. В 1930 г. Имеет место "востановление" Карла II на трон Румынии (хотя ранее он отказался от престола). Карл II установил режим диктатуры, что вынудило Николая Иорга сказать в услышанье всех присутствующих следующее: "Мое мнение есть то, что сегодня сумерки опустятся на жизнь партий". Последующие события подтвердили слова великого ученого.

§4.3. Министры и правительство
Изменение правил парламентского режима, после которого парламент избирал членов правительства и его расположение с практикой, посвященной еще до первой мировой войны, когда парламент назначал правительство, было постоянно внедрено и в этот период. В связи с правительством и министрами, здесь требуются некоторые точности. В первую очередь, что касается состава правительства, появляется должность министра без портфеля. Указ об администрации Буковины от 19.12.1918 г., к примеру, в статье 2 предусмотрел следующее: "От Буковины в Совет Министров войдут два министра без портфеля".

Во вторую очередь, создание новых министерств или реорганизация существующих, осуществляемая после того, как Карл II вопреки конституционным положениям, путем королевского указа - снова взошел на престол.

В заключение, отмечаем укрепление репрессивного центрального аппарата, во главе с министром внутренних дел, проблема защиты общественного порядка становится принципиальным занятием губернаторов.

В отношение деятельности центральных органов государства, в принципе, положение представлялось в точности как до первой мировой войны. Все же, нужно подчеркнуть, что политические силы, желавшие углубления демократии, сумели добиться от правителей Румынии, разработки серии демократических законов, правда со многими ограничениями.

Удерживает внимание факт, что начиная с 1934 года, в Румынии все более проявилось желание короля Карла II и его окружения ликвидировать парламентско-конституционный режим, ввести ограничение прав и свобод граждан. Парламент становился во все более неудобное положение и тогда была принята серия мер по ограничению его атрибутов.

В это время с согласия парламента законодательная власть начала действовать совместно с Советом Министров. Эти совместные действия конкретизировались в законах, выпущенных на основании делегирования полномочий.

В заключение, тоже в связи с законодательной деятельностью, необходимо остановиться и на том, что кроме королевской „цензуры", она была подчинена очень строгому контролю со стороны высшего судебного органа для защиты законности. В этот период имел место невиданный ранее случай в парламентской жизни Румынии: правительство, которое организовало парламентские выборы декабря 1937 года, не решилось выиграть. Национал-либеральная партия - правящая партия - и ни одна другая политическая партия, не решилась добиваться тех 40% голосов для того, чтобы стать, как устанавливает избирательный закон от 1926 года, правительственной партией.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.