Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 6. Психология личности




Понятие о личности в системе человекознания. Категория личности в философии, социологии и психологии. Определение. Основные характеристики личности

Когда мы в обиходе употребляем слово "личность", то связываем это понятие большей частью с особо уважаемыми авторитетами, известными, в какой – то степени выдающимися людьми, которые "чего – то добились в жизни ", "сумели пробиться" благодаря своим качествам.

Первоначально слово "личность" означало маски. Такие маски надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме.

По сути, этот термин изначально указывал на комическую или трагическую фигуру в театральном действии. Таким образом, с самого начала в понятие "личность" был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли – некая "личина", общественное лицо, обращенное к окружающим.

Современные психологи по – разному понимали, что такое личность. Например, Карл Роджерс описывал личность в терминах самости: как организованную долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, составляющую самую сердцевину наших переживаний.

Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта.

Большинство отечественных психологов включает в понятие личности комплекс природных свойств, психологическая многозначность которых определяется системой общественных отношений, в которую включен человек.

Личность также рассматривалась как сочетание наиболее ярких заметных характеристик индивидуальности. Так, о человеке можно сказать, что он – общительная личность или робкая личность, имея в виду, что робость или дружелюбие являются его наиболее характерными чертами. В подобных примерах мы наблюдаем, отождествление личности с тем внешним социальным впечатлением, какое индивидуум производит на окружающих при взаимодействии с ними; то есть, можно сказать, мы видим, в какой степени его наиболее выпуклые, яркие особенности окрашивают большинство его поступков в ситуациях общения.

Личность – член человеческого общества, субъект общественного поведения и коммуникации.

Появляется на основе индивида и субъекта деятельности. Вступает во взаимодействие с различными элементами социального пространства. В структуру личности входят следующие компоненты: темперамент, характер, способности, направленность.

Личность - саморегулирующаяся система, удерживающая свою целостность, осущевляющая поиск системообразующего основания или смысла жизни, выбор жизненного сценария. Она согласовывает колебания между бессознательными мотивами и чувствами и миром логически обоснованных мотивов.

 

Структурно-динамические свойства личности:

1) Статус – экономическое, политическое и правовое положение в обществе.

2) Роль личности – нормативная функция, одобренный образ поведения, ожидание от каждого занимать данную позицию.

3) Ценностные ориентации – отношения личности, которые являются критериями положительной и отрицательной оценки окружающей среды.

4) Особенности мотивов поведения

5) Особенности общественного поведения.

 

Основная роль современной психологии личности не только объяснить поведение людей, но и помочь людям получать большое удовлетворение от жизни.

Личностное развитие происходит на протяжении всей жизни.

Социокультурная среда представляет собой источник, питающий развитие личности, а не фактор, непосредственно определяющий поведение. Будучи условием осуществления деятельности человека, она несет те общественные нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы знаков, с которыми сталкивается человек.

Подлинной движущей силой развития личности выступает совместная деятельность.

Особо значимым периодом в развитии личности является подростковый и юношеский, когда развивающаяся личность стремится к самопознанию.

Сегодня понятие "развитие личности" отошло на второй план, потому как сейчас все больше говорят о "самовыражении личности", а это не одно и то же.

Когда говорят о "самовыражении", исходят из того, что достаточно дать возможность тому, что в человеке заложено, свободно проявиться, принять, образно выражаясь, осязаемые формы. Касаясь же развития личности, в большинстве случаев не забывают упомянуть и о роли самовоздействия.

Под самовоздействием понимают "сознательное стремление к изменению нежелательных или к формированию желательных характеристик нашей личности. Но главным образом этим словом обозначают самоуправляемое воздействие на собственную волю".

 

Подходы к изучению личности самые разнообразные. Это объясняется тем, что феномен личности в психологии проявляется очень разносторонне и многогранно. Поэтому ученые рассматривают различные аспекты этого феномена. По всей видимости, всегда будет существовать целый ряд теорий личности, дополняющих друг друга.

В настоящее время принято выделять три основных способа сбора информации о личности:

1) Данные, полученные с помощью регистрации реального поведениячеловека в повседневной жизни. Часто они используются в качестве внешнего критерия, относительно которого измеряется валидность результатов другого метода.

2) Данные, полученные с помощью опросников и других методик,построенных на основе самоотчетов. Этот метод занимает центральное место в исследованиях.

3) Данные, полученные на основе регистрации объективных фактов.

 

Существует два основных направления исследования личности с помощью опросников:

1) Подход на основе выделения черт личности; предполагает существование конечного набора базисных качеств. Личностные различия определяются степенью их выраженности.

2) Типологический подход состоит в том, что тип личности рассматривается как целостное образование. Типы объединяют группы похожих испытуемых, в качестве имени понятия выступает название соответствующего типа, а содержание раскрывается описанием типичного представителя.

 

В большинстве исследований разрабатывается какой – либо один подход. Однако, перспективно их объединение (выделение черт и типов). С этой целью могут быть использованы методы лингвистического анализа

Темпрерамент. Понятие о темпераменте. Природные основы темперамента. Свойства темперамента. Факторы и условия, влияющие на изменение темперамента. Проявления темперамента в деятельности.Свойства и типы.

 

Темперамент – общая формально – динамическая характеристика индивидуального поведения человека. Относится к наиболее изученной категории индивидуально – психологических различий между людьми. Для оценки различных аспектов и типов темперамента разработан ряд объективных и полуобъективных методов: хронометрических и анкетных (опросники) с учетом возрастных особенностей людей. Широко распространенными опросниками являются:

Ø Личностные опросники Г. и М. Айзенков;

Ø Опросник Я. Стреляу (Павловская структура темперамента);

Ø Опросник А. Томаса и С. Чесса;

Ø Опросник В. М. Русалова (ОСТ – опросник структуры темперамента);

Ø Опросник К. Леонгарда.

Основные проблемы в изучении темперамента связаны:

q с установлением его генетической природы;

q с поиском и измерением его психологических составляющих, или его свойств, на основе которых строится та или иная типология темперамента.

Важные проблемы, связанные с исследованиями темперамента:

ü установление места темперамента в структуре индивидуальности;

ü выявление его роли в развитии характера и общих способностей;

ü изучение темперамента как фактора успешности профессиональной деятельности (спортивной, учебной и др.)

Слово «темперамент» в переводе с греческого означает "надлежащее соотношение частей". В Древней Греции предполагали, что определенное соотношение жидкостей организма, которых тогда было известно только четыре: кровь (отсюда – сангвиник), желчь (холерик), черная желчь (меланхолик) и слизь (флегматик), является основной причиной различий в психике и поведении человека. Древние греки не знали и не могли знать всего богатства природных характеристик человека: строения его мозга, свойств нервной системы и т. д. Но, исходя из представлений о целостности и единстве организма, они гениально предвидели возможную связь между свойствами организма и свойствамипсихики.Отсюда исторически сложилось понимание темперамента как такого аспекта индивидуально – психологических различий, который обусловлен преимущественно биологическими свойствами человеческого организма.

Долгое время (до конца девятнадцатого века) считалось, что в детерминации темперамента особую роль играют телесные жидкости, в частности свойства крови. И только в начале двадцатого века произошли резкие изменения в интерпретации биологических основ темперамента. В этом огромную роль сыграли работы Э. Кречмера. Он попытался «увязать» особенности темперамента с особенностями строения тела человека. Он утверждал, что каждому типу телосложения соответствует определенный психологический склад темперамента, или, согласно его терминологии, характера, а также определенная склонность к тому или иному психическому заболеванию. Астеникам свойственна замкнутость, эмоциональная ранимость, быстрая утомляемость; пикники – люди разговорчивые, общительные, любители хорошо поесть, легко заводят друзей. Атлеты – агрессивны, властолюбивы.

Американские исследователи У. Шелдон и С. Стивенс предложили схему телосложения, которая была намного сложнее, чем у Кречмера. Они оценивали телосложение по развитию трех основных тканей человека: экто-, мезо- и эндоморфии. Согласно Шелдону и Стивенсону, эктоморфы, то есть люди, у которых преобладают эктоморфные ткани (кожа, волосы, нервная система), характеризуются церебротоническим темпераментом, а именно: тягой к эстетическим наслаждениям и холодностью в общении с людьми. Эндоморфы, люди с хорошо развитыми внутренними органами, отличаются живым, общительным темпераментом. Лицам, с хорошо развитой костной и мышечной тканями (мезоморфам) свойственна тяга к соревновательности, агрессивности.

Решающий сдвиг в понимании биологических основ темперамента произошел в начале тридцатых годов двадцатого века благодаря работам И. П. Павлова. Он впервые высказал мысль о том, что в основе темперамента лежат не свойства жидкостей или телесных тканей, а особенности функционирования нервной системы. И. П. Павлов однозначно связывал свойства нервной системы – комбинацию силы, уравновешенности и подвижности – с тем или иным типом темперамента.

Согласно И. П. Павлову:

v сангвиник обладает сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы;

v холерик – сильным, подвижным, но неуравновешенным типом нервной системы;

v флегматик – сильным, уравновешенным, но инертным типом нервной системы;

v меланхолик – слабым типом нервной системы.

Исследования, проведенные в школе Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына, показали, что необходим принципиально другой подход к изучению биологических основ темперамента. По их мнению, прежде всего, следовало бы сосредоточиться не на изучении типов, как предполагал И. П. Павлов, а на исследовании отдельных свойств нервной системы. Предполагалось, что, только зная свойства нервной системы, их количество и устойчивыевариации, можно установить возможную структурную организацию (тип) темперамента. По мнению В. Д. Небылицына, в основе темперамента должны лежать, прежде всего, так называемые «общие свойства нервной системы», так как именно они выступают в качестве главных детерминант общеличностных проявлений, среди которых важное место принадлежит темпераменту.

Западные психологи, исследующие биологические основы темперамента, осуществляют поиск не функциональных («общих») свойств нервной системы, а изучение свойств отдельных морфофункциональных образований мозга (по нашей терминологии – «частных» свойств нервной системы). Так, Г. Айзенк предложил следующую нейрофизиологическую интерпретацию основных измерений темперамента. Высокий балл по шкале «экстраверсия – интроверсия», по его мнению, соответствует более высокому порогу активации ретикулярной формации, а низкий балл – более низкому порогу.

Таким образом, «экстраверты» испытывают более низкую, а «интроверты», наоборот, более высокую активацию в ответ на экстероцептивные раздражители.

Другому свойству темперамента – «нейротизму» - соответствует определенный уровень активации в лимбической системе: повышенная «эмоциональная нестабильность» является результатом более высокой реактивности в ответ на события во внутренней среде организма, а «эмоциональная устойчивость», наоборот, результат более низкой реактивности.

Со временем представления о психологических составляющих темперамента изменялись. Большинство свойств, относящихся к темпераменту, было описано еще в древности. Например, сангвиник – активный, веселый, жизнерадостный; холерик – активный, возбудимый, раздражительный; флегматик – спокойный, невозмутимый, сдержанный; меланхолик – пассивный, раздражительный, ранимый. Но до сих пор нет единого общепринятого списка психологических свойств, относящихся к категории темперамента.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.