Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. стадия формирования эвристической модели стадия реализации эвристической модели -------------------------------------------------------




Т

стадия формирования эвристической модели стадия реализации эвристической модели
------------------------------------------------------- «н--------------------------------------------------»-

В схеме рельефно подчеркнута стадиальность твор­ческого процесса: стадия формирования эвристической модели и ее реализации. Возможно слияние обеих ста­дий, так как понятие «стадиальности» в творческом про­цессе композитора относительно. М. Г. Арановский под­черкивает, что схема учитывает один вариант движения композиторской мысли, когда инициирующим фактором


выступает внемузыкальное содержание. «Как любой мыс­лительный акт, творческий процесс обладает свойством обратимости. Понятие стадии по отношению к творческо­му процессу в известной мере абстракция. Все "блоки" механизма музыкально-творческой деятельности работа­ют одновременно и соединены не только прямыми, но и обратными связями» [Арановский М., 1975. С. 141].

О том, что жанр-форма являются одной из первых «субстанций» в реализации творческого замысла, гово­рят многие воспоминания композиторов. Обратимся еще раз к истории возникновения уже упомянутого Ричерка-ра Слонимского из «Полифонической трилогии».

- Форму Ричеркара я выбрал потому, что очень люб­лю эту форму - венок фуг, многотемную фугу, как у Ан-дрэа Габриэли. Например, во Второй симфонии у меня финал представляет собой восьмитемный Ричеркар. Именно в такой барочной традиции я и представляю себе эту форму.

- Влияние эпохи Габриэли сказалось и потому, что это близко самой теме, которую предложил Двойрин. Я ори­ентировался на ее характер. Отсюда и полиладовое решение. Есть и модальные и мажоро-минорные чер­ты. В теме есть не только что-то от эпохи барокко, но и от Шостаковича, а я очень люблю его цикл «Двадцать четыре прелюдии и фуги». Поэтому здесь две тради­ции: и барокко и Шостаковича.

Основные психические уровни творческого про­цесса. При всем разнообразии методов работы компо­зиторов, в ней налицо два основных психических уров­ня. Первый уровень связан с работой творческой мыс­ли только в воображении, без моделирования новой идеи вовне. Здесь творческий процесс основан прежде всего на функционировании «генерального интеллекта». Есть композиторы, у которых данный уровень является


 




основным. История классической музыки знает немало примеров, когда практически все произведение, причем достаточно масштабное по протяженности и сложное по языку, создавалось только в воображении. Яркие примеры - появление увертюры к опере «Дон Жуан» Моцарта и увертюры к опере «Руслан и Людмила» Глин­ки. В последнем случае, как свидетельствует история, Глинка, сидя в кабинете директора императорских теат­ров кн. А. М. Гедеонова, «сразу сочинил» это виртуоз­ное произведение. Здесь было бы уместнее сказать, что Глинка записал увертюру, так как она была им явно уже обдумана во всех деталях.

Следует также выделить феноменальную роль дол­говременной памяти на этом уровне. Уникальный при­мер - творческий процесс А. П. Бородина. Из-за чрез­вычайной загруженности А. П. Бородина научной и пре­подавательской работой его произведения в целом созревали только на основе «генерального интеллек­та». Поэтому сочинения Бородина создавались годами. Например, Первую симфонию он сочинял пять лет, Вто­рую - семь, а оперу «Князь Игорь» - восемнадцать лет, и она осталась незаконченной.

Другой, не менее впечатляющий пример, связан с ис­торией создания хорео-симфонической циклиады из пяти «Оап1е-симфоний» Б. И. Тищенко*, потребовавшей не од­ного десятилетия напряженного труда и законченной в 2005 году. Запись «йап^е-симфоний» заняла девять лет, но «донотный» период (только композиторской рефлексии) - почти три десятилетия. Обратимся к сло­вам самого автора: «Я думал о "Беатриче" более трид­цати пяти лет и уже двадцать с лишним лет назад ска­зал о своем намерении написать произведение по всей "Божественной комедии". Однако записывать начал

* Это цикл симфоний, объединенных одной идеей, которые составляют ба­лет «Беатриче» по всей «Божественной комедии» Данте.


только в декабре 1995 года». Следовательно, до этого времени композитор все идеи хранил в памяти.

Подчеркнем, что о первом уровне творческого про­цесса выводы делаются гипотетически, либо на основе интроспекции (если композитор сам пытается зафикси­ровать его специфику), либо благодаря беседе иссле­дователя с композитором.

Второй уровень творческого процесса отражается в записи нотного текста и если нужно, то и в серьезной работе с нотными автографами. Этот уровень бывает ис­ключительно разнообразен. Он может включать развер­нутый этап эскизов и других черновых автографов. А мо­жет только сводиться к записи произведения набело, то есть к фиксации окончательной идеи. Или может по­явиться черновой автограф, но который только в деталях отличается от окончательного вида (о. в.). Подобные слу­чаи обычно свидетельствуют о развернутом первом уров­не творческого процесса и о минимальном втором. Такая «диспропорция» творческого процесса, видимо, была ха­рактерна для Палестрины, Баха, Моцарта, Шуберта. Пос­ле этих композиторов почти не осталось черновиков.

Встречается еще один уровень творческого процес­са, который мы определили бы как «пограничный» - про­игрывание до записи нового произведения на музыкаль­ном инструменте, обычно на рояле. Этот уровень твор­ческого процесса характерен только для композиторов, работающих за роялем (композиторская работа за фор­тепиано стала появляться в последней трети XVIII века.) Однако сочинение за роялем нельзя отождествлять с импровизацией. Творчество композитора отличается от импровизации тем, что она не содержит ничего ново­го, а комбинирует известные модели. Однако, порой, им­провизация может стать творческим импульсом. Яркий исторический пример - творчество Бетховена. Он был одним из выдающихся импровизаторов за всю историю


 




европейской музыкальной культуры, и по воспоминани­ям современников мог импровизировать даже в форме сонатного аПедго, что встречается крайне редко.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.