Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменения в расселении коми




 

Восемнадцатый век принес относительную стабильность историко-демографическому развитию коми народа. Численность жителей края (в границах современной Республики Коми) возросла с 38-39 тысяч коми и 2,5 тысяч русских в 1725 г. до примерно 75 тысяч коми и 8 тысяч русских в середине XIX в. (данные по низовьям Печоры в районе Пустозерска и по нижневычегодским волостям, начиная от г.Яренска и пригородных селений, не учитываются, поскольку в течение XVIII в. там исчезли последние коми, и к Коми краю эти районы уже не относились). Русские жили в Усть-Цильме и появившихся по соседству с ней в XVIII - I половине XIX в. деревнях, в Усть-Выми, Лойме, поселках при Сереговском и появившихся в XVIII в. на Сысоле заводах, а также частично в Спаспорубе. С преобразованием погоста Усть-Сысолы в уездный город Усть-Сысольск в 1780 г. там также появилось немало русских.

С ростом населения увеличивалась и заселенная территория. На рубеже XVII-XVIII вв. коми стали осваивать берега Локчима (приток Вычегды). К 1707 г. там появились три первых селения - починки Позтыкерос, Бояркерос и Мордино, основанные переселенцами с Сысолы. В середине XVIII в. к ним добавились Конша, Дань, Четдино, Лопыдино. В числе их первых жителей были выходцы с Сысолы и из верхневычегодских селений. На Локчиме сложилась своеобразная группа верхневычегодских коми - локчимцы (локчимса). В I половине XVIII в. началось заселение р.Нившеры (приток Вишеры) переселенцами с Выми, верхней и нижней Вычегды и Сысолы. Первой там возникла д.Нившера. Немало населенных пунктов появилось на берегах самой верхней Вычегды. Вольдино, Помоздино, Кырныша были основаны в конце XVII - самом начале XVIII вв., Новик и Парч - в I половине XVIII в., Керес - во II половине XVIII в., Войпока и Лунпока - в I половине XIX в. и т.п. Между 1747 и 1784 гг. появилось первое коми селение на р.Кобра (приток Вятки) - д.Кобра (Гобор), основанная выходцами с верхней Сысолы. Новые населенные пункты возникали и в других районах Коми края - д.Политовская на Мезени, д.Веждино близ Усть-Сысольска и т.д.

Главные изменения произошли в XVIII - I половине XIX вв. в расселении коми на Ижме и Печоре, где в начале XVIII в. в пределах современной Республики Коми существовали всего три селения: Ижма, Усть-Цильма и погост Печора (Троицко-Печорск). В 1707-1719 гг. на верхней Печоре ниже Троицко-Печорска были основаны деревни Петрушино, Покча, Савинобор, Скаляп, первопоселенцы которых пришли сюда с верхней Вычегды. В 1719-1747 гг. еще ниже по Печоре появилась д. Возино, в 1747-1785 гг. - Подчерье, Усть-Щугор, Усть-Соплеск, Усть-Аранец и Даниловка, в I половине XIX в. - Красный Яг, Конецбор, в середине XIX в. - Медвежская (три последних являлись крайними пунктами расселения верхнепечорских коми). В этих населенных пунктах селились выходцы с Сысолы, верхней Вычегды и отдельные переселенцы из других районов Коми края и русские и коми-пермяки из Прикамья. В течение XVIII в. на верхней Печоре сложилась этнографическая группа верхнепечорских коми, оформился печорский диалект коми языка.

Ижемские коми, формирование этнографической группы которых завершилось в XVIII в., долгое время теснились в одной слободке и лишь в конце первой трети XVIII столетия стали переселяться в другие места. Сначала в 1729 г. небольшая группа ижемцев поселилась на р. Печоре между устьями Ижмы и Цильмы в д.Гарево. Через два года в том же районе на речке Нерице возникла д.Нерица, также основанная ижемскими коми. Но в последующее время этот район перестал привлекать ижемцев, зато там появилось много русских переселенцев из Усть-Цильмы. Ижемские коми предпочли осваивать берега Ижмы и Печоры выше устья Ижмы. В середине XVIII в., между 1747 и 1763 гг., близ Ижемской слободки было основано шесть селений: Сизябск, Мохча, Гам, Мошьюга, Злоба и Ласта. Ижемец Г.С.Канев, покинув слободку, преодолел огромное расстояние и, добравшись до впадения Усы в Печору, основал там деревню Усть-Уса.

Низовья Ижмы были заселены коми в 1763-1782 гг., когда появились Диюр, Усть-Ижма, Большое и Малое Галово, Краснобор. Освоением низовьев ижемцы не ограничились и стали продвигаться вверх по Печоре, основав деревни Щельябож и Брыкаланск. От Брыкаланска до самой Усть-Усы еще долгое время не существовало ни одного селения. Лишь к середине XIX в. возник Няшабож. А выше Усть-Усы, на значительном удалении от нее, появилась д.Усть-Кожва, основанная переселенцами из Ижемской слободки, Мохчи и Краснобора. Она стала своего рода “пограничным пунктом” ижемских коми на Печоре; выше нее находились поселения, где жили верхнепечорские коми. Вверх по Ижме коми стали переселяться в 1763-1782 гг., когда были основаны Картаель, Поромес и Кедвавом. Позднее, в 1836 г. появилась Усть-Ухта. Кроме нее, в I половине XIX в. ижемцы основали на Ижме и Печоре около двух десятков деревень и выселков (Усть-Лыжа и др.). Самые верховья Ижмы стали заселяться в I половине XIX века выходцами с верховьев Вычегды и Вишеры, основавшими здесь деревни Роздино (Изваиль), Лач и Чулки.

В низовьях Печоры, на Цильме и Пижме появилось в XVIII в. немало селений, основанных жителями Усть-Цильмы: Хабариха, Гарь, Бык, Загривочная. На рубеже XVIII-XIX вв. возникли деревни Кривомежная и Сергеево-Щелья, Трусово и Рочево, Мыла, Филиппово и др. Селились в этих местах и выходцы из более отдаленных районов. На Печору в поисках спасения от преследований бежали русские раскольники (старообрядцы) с Пинеги и Мезени. В начале XVIII в. в глухих местах на р.Пижме они основали Великопоженский скит. О существовании скита стало известно властям. В 1743 г. на Пижму был направлен военный отряд для обращения раскольников в “истинное православие”. Более 70 обитателей скита, предупрежденных о приближении солдат, в знак протеста против преследований сожгли себя в часовне. После ухода карательного отряда уцелевшие старообрядцы восстановили скит, куда потянулись новые беглецы. Только в 1854 г. скит был закрыт (на его месте существует деревня Скитская).

В верховьях Печоры стали селиться русские крестьяне, приходившие в этот район из Чердынского уезда. С давних времен был известен торговый путь, который вел с Камы и ее притоков на Печору. В верховьях Печоры устраивались перевалочные базы, во II половине XVIII в. там появились пристани, а затем и небольшие постоянные поселения. В начале XIX в. в этом районе имелся починок Усть-Волосница с тремя дворами, затем появились Усть-Унья, Пачгино, Мамыль, а потом и другие населенные пункты. Граница между территориями расселения коми и русских на верхней Печоре пролегла у д.Мамыль.

Часть жителей Коми края уходила за его пределы. Особенно облюбовали коми Алтайский край, богатые, плодородные земли которого манили крестьян. Чтобы закрепиться на Алтае, коми переселенцы приписывались к Колывановским горным заводам известных промышленников Демидовых. В списках прибывших на заводы в течение XVIII в. крестьян и ремесленников разных специальностей отмечены сотни семей выходцев из Яренского, Усть-Сысольского и Сольвычегодского уездов (русских и коми). В списке 1749 г., например, значатся Лазарь Попвасев из Усть-Куломской волости, Лука Опарин из Княжпогостской волости, Федосей Кузнецов из Жешартской волости, Степан Вахнин из Ношульской волости, Мирон Леканов из Объячевской волости и другие. В списках I четверти XIX в. также названа не одна сотня переселенцев из Коми края: Иван Гичев из Керчемской волости, Арефий Трегоев из Важгорта, Никифор Ванеев из Вендингской волости, Иван Уродов из Пыелдино, Петр Осипов из Палевиц и т.д. В I половине XIX в. все больше коми переселенцев уходило на Алтай “на пашню в крестьяне”: только в одном историческом документе указано 650 коми, пришедших в этот период в алтайские селения. Некоторые деревни на Алтае носили весьма красноречивые названия: Зыряновка и т.п. Даже название главного города Алтайского края - Барнаул - имеет, возможно, коми происхождение.

Продолжали переселяться жители Коми края на Дальний Восток и в Сибирь: в Иркутский, Тобольский, Томский, Туруханский, Кяхтинский, Охотский, Удинский, Селенгинский, Тюменский уезды, на Камчатку и в другие районы. Все больше людей стремились получить разрешение (“пашпорт”) на временный уход “в Сибирские городы”. Но сроки редко соблюдались. Например, С.Ф.Вахнин из Ношуля был отпущен в Сибирь на три года в 1735 г., записался в Иркутске в посадские люди и спокойно жил там в течение десятилетия. В середине 40-х годов ему приказали вернуться домой, но, как сказано в документе, Вахнин “на прежнее жилище не явился и ныне где обретается, неизвестно”. В середине XIX в. коми-ижемцы стали селиться в Зауралье, на р. Ляпин. Первая семья пришла туда в 1842 г. Вслед за первопоселенцами последовали другие. Почти ежегодно на берега Ляпина переселялись по одной-две, а то и больше семей, и через некоторое время там возникла крупная деревня Саранпауль (по-мансийски - Зырянская деревня).

Коми - строители Санкт-Петербурга

 

Не только по своей воле жители Коми края оставляли родные места и уходили за тридевять земель. По указам правительства их направляли на работы “к Архангельскому порту”, в Азов, Таганрог и другие места. 16 мая 1703 г. по решению Петра I на отвоеванной у Швеции территории близ устья Невы была заложена Петропавловская крепость, положившая начало городу Санкт-Петербургу. Вначале будущая столица Российской империи строилась силами солдат и окрестных крестьян. Но масштабы строительства вскоре потребовали гораздо большего количества работников.

Ежегодно для строительства Петербурга по всей стране набиралось 40 000 человек. Не остался в стороне и Коми край. Правда, из-за малочисленности населения для отбывания этой трудовой повинности было мобилизовано немного местных жителей. На берегу Финского залива оказались выходцы почти со всех концов Коми края - с Лузы и Удоры, Сысолы и Выми, нижней и верхней Вычегды. В числе первых оказались на месте строительства С.В.Попов из Княжпогоста, А.О.Кошангин из Раковиц, И.П.Пудов из Шошки (с Выми), М.С.Проволокин и Е.М.Ананьин из другой Шошки (с Сысолы), Л.О.Лучкин из Вотчи.

Первых наборов оказалось недостаточно. Непосильные условия труда быстро приводили к полнейшему истощению работников, которых не щадили. К трудностям работы в болотистой местности добавлялась еще и постоянная опасность нападения шведов - Северная война продолжалась. Между тем город рос, нужны были люди, люди, люди... В 1706 г. из Коми края в Петербург направили новую группу работников, среди которых были К.Я.Марков из Жешарта, И.Л.Горбунов из Серегово, С.А.Седрочев из Отлы, М.Ф.Коданев из Слободы (старинного села на месте современного Эжвинского района г. Сыктывкара), И.И.Луашев из Выльгорта, К.К.Плосков и Ф.Я.Цывунин из Часово, Е.Н.Шаньгин из Деревянска, Е.А.Шестов из Вотчи, В.Е.Минин и Р.И.Елисеев из Кослана.

И в последующие годы в Архангелогородскую губернию, в состав которой входил Коми край, приходили грозные приказы: “Работников в Санкт-Петербургскую губернию к городовому делу высылать на указанные сроки сполна, препоруча круглою (круговой - авт.) порукою, дабы дорогой не разбежались...” В Петербурге оказались Д.Е.Порначев из Кибры, Г.Т.Гилев из Межога, М.М.Турнев из Гама (с Вычегды), Л.Л.Байдуков из Арабача, С.Е.Лодыгин из Камсамаса, Е.Рогов из Кырса, И.Васильев из Турьи, Казимов из вымской Шошки, С.Л.Гилюшев из Отлы, С.Шутов, Н.Кудрин и Т.Прошев из Коквиц, Т.Евтихеев из Лоймы, Некрасов из Спаспоруба и два брата Смолевы из Ношуля...

Третьей части жителей Коми края, взятых на строительство, через три-четыре года уже не было в живых. Иные не выдержали и года... Поистине дорогой ценой заплатил народ за то, чтобы в устье Невы вырос красавец-город, ставший в 1712 г. более чем на два столетия столицей России.

 

Ухтинские “нефтяные ключи”

К XVIII в. относятся первые попытки организовать добычу нефти в Коми крае. Сведения о ней имелись уже в Двинской летописи (XV в.). В конце XVI в. пробы ухтинской нефти были доставлены в Москву. Знали о нефти и за рубежом. Голландец Н.Витсен в 1692 г., описывая Печорский край, отметил: “Река Ухта - это тоже приток Печоры. На этой реке, на полторы мили от волока, или переволока и отмели в ней, в воде плавает жир. Это черная нефть. Камень нефть встречается там тоже. Он горит как свеча, но отдает тяжелый запах”.

В 1721 г. житель Мезенского уезда “рудознатец” Григорий Черепанов сообщил в Берг-коллегию, ведавшую развитием российской промышленности, что он нашел на р. Ухте нефтяные ключи. В 1724 г. образцы найденной им нефти были доставлены в Санкт-Петербург. В последующие годы интерес к “ухтинской нефти” проявил купец Набатов. Но разработка открытого месторождения регулярно не велась.

Только в 1745 г. на Ухте появился первый небольшой нефтяной промысел. Его организовал Федор Савельевич Прядунов, рудоискатель, родившийся в 1698 г. в г.Каргополе (на территории современной Архангельской области). Он с 1725 г. занимался поисками месторождений полезных ископаемых на Севере. Прослышав про ухтинскую нефть, Ф.С.Прядунов добрался до этого отдаленного безлюдного района, “сыскал” нефтяной ключ невдалеке от современного города Ухты и наладил добычу нефти.

Дело это было для России новое, и для него потребовались незаурядная сметка и предприимчивость. В первый же год Ф.С.Прядунов на своем “заводе”, где работали три-четыре человека, собрал с поверхности реки 40 пудов “горного масла” (нефти). Вместе с сыном Степаном он отвез нефть в Москву, в Берг-коллегию. Там в лаборатории Прядунов “передвоил” (перегнал) ее, получив керосиноподобный продукт. Берг-коллегия одобрила начинания Ф.С.Прядунова и повелела ему поставлять “двоеную” и обычную нефть в главную московскую аптеку.

Нефтяной завод оказался разрушен во время весеннего ледохода и половодья, но его восстановили. Известно, что Степан Прядунов в 1750 г. собрал 6 пудов нефти, а в 1751 г. - 22 пуда, которые он также доставил в Москву. Однако попытка Ф.С.Прядунова применять нефть и нефтепродукты для лечебных целей оказалась неудачной. Продукция промысла не давала прибыли. “Самый радетельный из руководителей” Ф.С.Прядунов разорился. За неуплату налогов его посадили в долговую тюрьму, где он и умер в 1753 г. Завод находился в руках Степана Прядунова, а в 1756 г. перешел к вологодскому купцу А.И.Нагавикову. Тот в 1757 и 1758 годах добывал нефть, но и у него дело не заладилось, так что в 1760 г. новым владельцем нефтепромысла стал коми крестьянин П.Мингалев.

В 1765 г. хозяином завода сделался яренский купец М.С.Баженов. Под его руководством нефть на Ухте добывалась в 1766 и 1767 гг. М.С.Баженов попытался найти и другие нефтяные ключи, причем небезуспешно. Во всяком случае, в 1767 г. посланные на Ухтинский нефтяной завод уездными властями люди “видели другой его же, Баженова, промысел нефтяной же на другой речке, именуемой Чнети, отстоящей от оного Ухтинского сухим путем...в четырех верстах”. М.С.Баженов намеревался перегонять нефть не в Москве, а поближе к промыслу - на нижней Выми, где располагалась его “поварня для пропуску нефти”. Возможности “поварни” Баженова не удовлетворяли, и он просил у властей разрешения “для перепуску нефти фабрику строить”. Добывавшаяся нефть отправлялась в Москву и Санкт-Петербург и использовалась главным образом для освещения и иллюминации.

Спрос на нефть был невелик, а перевозка его с Ухты в центр России - дорогостояща. Вследствие невыгодности добычи нефти промысел в коце 1760-х годов прекратил работу. Позднее, в 1801 г. президент Берг-коллегии А.В.Алябьев заявил, что разрабатывать ухтинское месторождение нецелесообразно, так как потребности в нефти очень малы. Найденные ключи оказались до поры до времени ненужными - нефтяные кладовые Ухты по-прежнему оставались за семью замками.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.