Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антиинфляционная политика




Виды инфляции

 

1. Инфляция спроса  результат избыточного спроса. Скажем, все хотят купить дешевый автомобиль, хлеб, масло, молоко, квартиру и т. д.  и начинается ажиотажный спрос. Ну и что, скажете вы, хорошо, пусть больше производят. А из чего больше производить, где ресурсы? Ведь ресурсы ограниченны. А это означает, что производственный сектор не в состоянии ответить на избыточный спрос увеличением реального объема продукции. Итак, причина инфляции спроса  недостаток или отсутствие факторов производства для удовлетворения растущего спроса. Именно в связи с этим избыточный спрос приводит к росту цен и вызывает падение доверия к деньгам. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: «Слишком много денег охотятся за слишком малым количеством товаров».

2. Инфляция издержек  результат роста цен за счет увеличения издержек на единицу продукции, или средних издержек. Вспомним, что: 1) средние издержки можно получить, разделив общие (валовые) издержки на количество произведенной продукции; 2) средние издержки равны цене продукта. Отсюда рост средних издержек, в свою очередь, повышает уровень цен. Следовательно, в этом случае издержки, а не спрос взвинчивают цены. Особенно это связано с внезапным увеличением стоимости затрат на энергию. Поскольку энергия нужна всем, а цены на энергию возрастают, то обязательно увеличиваются издержки производства, что приводит к росту общего уровня цен  инфляции, обусловленной увеличением издержек. Итак, инфляция издержек обусловлена ростом издержек производства из-за роста цен на ресурсы. Схематично это можно представить так:

Рост средних издержекУменьшение объема производстваРост цен.

В реальном мире трудно определить тип инфляции, не зная первичного источника, т. е. подлинной причины роста цен. С одной стороны, инфляция спроса продолжается до тех пор, пока существуют чрезмерные потребительские расходы. С другой, инфляция, обусловленная ростом издержек, автоматически сама себя ограничивает. Она порождает спад, а спад, в свою очередь, сдерживает дополнительное увеличение издержек.

 

Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы являются необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должны лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов.

Возможны два подхода к управлению хозяйством в условиях инфляции: один заключается в поиске адаптационной политики, т. е. приспособлении к инфляции, другой  в попытке ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами.

Адаптационная политика построена на том, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию  прежде всего через учет потерь от снижения покупательной способности денег. В мировой практике существует два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента. Как правило, эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину инфляционной премии. Другой метод компенсации инфляции  индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется согласно движению определенного, заранее оговоренного индекса.

Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг. Это приводит к росту доли заемных средств относительно собственных и повышению финансового риска предприятий, риска неплатежеспособности (банкротства). В условиях инфляции фирмы вынуждены изменять политику использования прибыли. С одной стороны, для стимулирования экономического интереса к деятельности фирмы менеджеры вынуждены увеличивать средства, направляемые на материальное поощрение. С другой стороны  ввиду того, что в условиях инфляции поток доходов уменьшается, а поток расходов растет, собственники фирмы, если они не хотят допустить сворачивания своего капитала, вынуждены все большую часть чистой прибыли направлять на развитие производства.

Антиинфляционные меры это меры, направленные на сокращение государственного вмешательства в рыночные отношения. Ортодоксальная программа чисто монетаристского характера предусматривает широкое поле деятельности рынка наряду со свертыванием хозяйственной активности государства. Примером такой программы служит программа МВФ, принятая в России: либерализация условий деятельности фирм на внутреннем и мировом рынках, свободные цены при ограничении роста заработной платы и поддержании плавающего курса национальной валюты.

На практике при борьбе с высокой инфляцией в различных западных странах используются смешанные программы, в которых в различной степени используются рекомендации обеих программ. Страны с рыночной экономикой практически все прошли через инфляцию. Изучение их опыта дает ответ на многие вопросы. Однако в России своя специфика: отсутствие самонастраивающейся, саморегулирующейся рыночной экономической системы. Многие причины и факторы инфляции в России вообще не относятся к экономике.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.