Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие «информация» в социальном контексте




Как уже отмечалось, социальный аспект понятия «информация», хотя всегда подразумевался учеными, но развивалось оно все-таки по преимуществу на фоне технического развития информатики и информации. Этому были объективные причины. И только в последние годы стали более или менее говорить и о социальной стороне данного явления. В этом плане весьма интересное заключение делает профессор Е.П. Тавокин «Социальная информация представляет собой актуальные знания, сообщения, сведения о социальном и природном мире, которые необходимы социуму для его полноценного функционирования. Основные виды социальной информации: идеологическая, экономическая, социально-политическая, естественно-научная, техническая, правовая и т. д. На нее накладывают свой отпечаток политические, экономические, национальные и иные отношения, потребности, интересы, особенности достаточно крупных социальных страт общества. Именно их (хотя и в различной степени и с различным качеством) отражает социальная информация. Именно в этом ее сущность и ее ценность. Резюмируя сказанное, можно сказать, что социальная информация отражает, прежде всего, отношения людей, их взаимодействия, их потребности, их интересы, и именно в этом качестве она является субстратом коммуникативных процессов социальных систем».

Основное направление исследования информации в социальном контексте связано с основным постулатом, что структура и содержание данного понятия в принципе полностью отражают структуру и содержание понятия общества. В принципе с этим можно согласиться, поскольку и в самом деле информационные процессы так или иначе отражают систему социальных отношений. Но, тем не менее, мало что дают для прояснения вопроса и соответствующего содержания данного понятия. Наверное, все-таки правильнее было бы говорить об информации как определенной сущности деятельности сознания, как его функции. В этой связи, как пишет профессор Е.П. Тавокин, при определении социального содержания понятия «информация» необходимо исходить из некого и условного его первоначального смысла. Прежде, чем передавать какие-либо сведения, необходимо, чтобы какая-либо реальность нашла отражение в субъекте и была бы обязательно зафиксирована в какой-либо материальной форме. Другими словами, результат должен быть «оформлен», как того и требует этимология латинской основы термина (in —> forma-tio) и передан другому субъекту. Из этого определения ясно, что информация есть "обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств».

Само собой разумеется, что особенности и условия (технические, методические, психологические и др.) процесса отражения социальной действительности и познания порождают еще большую вариативность представлений о социальном как объекте информации. В этом плане множественность социальных показателей предмета исследования сказывается (может сказываться) отрицательно на объективной и, тем более, субъективной информационной определенности. Поэтому при уточнении условий состояния или функционирования объекта, а также с учетом человеческих и инструментальных факторов, влияющих на процесс познания, субъективную неопределенность о социальной природе информации можно если не ликвидировать, то весьма сильно снизить. Устранение же объективной неопределенности возможно только при постепенном, длительном и глубоком изучении всех сторон, локально-временных информационных состояний социального объекта, в коем качестве выступают общество и любое социальное образование. Процесс этот в контексте науки неограничен, так как о приближении к конечному результату мы можем говорить лишь условно, учитывая научные достижения нашего времени. Разнообразные теории информации значительно отодвигают границы познанного и, соответственно, побуждают нас по-новому осмысливать многие известные понятия и их более или менее точное определения.

Важная проблема, которая сегодня весьма активно обсуждается в научной и публицистической литературе — это роль и место информации в деятельности человека и социальных групп, или, формально говоря, субъекта (наделенного сознанием, волей и некоторой свободой поведения). Именно изменение роли и значения информации в социальной составляющей весьма существенно, если не сказать кардинально трансформировало содержание понятия «информация».

Объективный мир можно рассматривать в качестве совокупности материальных тел, полей и энергии. Их взаимодействие вызывает сигналы — модификации качественного и количественного состава элементов объективного мира. Человек, находясь внутри этого объективного мира и обладая рядом инструментов, может избирательно фиксировать какую-то часть сигналов. Данная фиксация нужна для его ориентации в объективном мире и выбора рационального поведения, а избирательность связана с тем, что за непродолжительный отрезок времени поступает колоссальное количество сигналов, не все из них обладают равной для субъекта ценностью. Зафиксированные и систематизированные на начальном этапе сигналы обозначаются как информация.

Далее перед субъектом встает очередная задача: преобразовать данные информации в знакомые ему понятия, которыми он свободно оперирует в своей мыслительной деятельности. Для этого используются определенные методы, в большей или меньшей степени эффективные и доступные. «Достижения науки, в первую очередь теории информации, расширяют границы познанного, создавая тем самым предпосылки к переосмыслению данных ранее определений. Неожиданно появившаяся в начале прошлого века «новая» субстанция Универсума, информация, прямо или косвенно поставила под сомнение многие основополагающие суждения, на которых базировались фундаментальные науки, к которым, в частности, относится философия. Современный разрыв между достижениями в области технических наук, к которой изначально относилась теория информации, а также математики, к которой относится теория вероятностей и гуманитарными науками, в частности, философией, привел к тому, что до сих пор в суждениях многих философов отсутствует понимание значимости «новой» субстанции». С этим утверждением можно полностью согласиться, более того, сюда можно включить и «качественно-понятийные» знания человека (осведомленность о совокупности свойств, вариативности, экстенсионале какого-либо объекта) и «количественные» знания, учитывающие степень распространенности объекта и его свойств.

Следует подчеркнуть, что ни один из методов в отдельности не в состоянии целиком преобразовать данные в универсальную информацию: каждый из них на основе полученных данных формирует свой определенный пласт информации, поэтому обычно применяют последовательно несколько методов. Очевидно, что процесс преобразования данных (в философском смысле процесс познания) не имеет конца, т.е. ни один из зафиксированных сигналов не может быть до конца преобразован в информацию, поскольку это значило бы постижение всей полноты объективного мира.

Таким образом, мы подступили к тому, что информация есть связующее звено между владеющим разумом, волей и свободой поведения субъектом и объективным миром. Она ориентирует человека на выбор наиболее целесообразного способа поведения для исполнения его воли. Иначе говоря, информация снижает неопределенность в самосознании и мировосприятии субъекта, повышает число и связность постигаемых им элементов мира, т. е. является инструментом расширения его когнитивной области. В этом заключаются функция и практическая социальная роль информации. Являясь посредником между субъективным и объективным миром, информация служит фундаментом, базируясь на котором субъект выбирает способы изменения своего окружения и, соответственно, затрачивает существующие у него материальные и энергетические ресурсы.

В связи с этим можно говорить о константной важности информации, не зависящей от уровня социально-политического и материального развития общества. Так, для человека любые данные всякой информации ценны и существенны. Аналогичные примеры можно привести не только по отношению к отдельному человеку, но и к целым народам. В частности, значение информации в историческом плане может иллюстрироваться фактом воздействия информации на состояние противоборствующих сил. Нередко результатом такого информационного противостояния может быть разрешение конфликта при этом не прибегая к каким-либо физическим действиям.

Информация как воспроизведение материальной сути является методом отображения взаимодействия между адресатом и источником информации. Одна и та же информация отдельному адресату может дать максимум сведений, а иному оказаться бесполезной. Иначе говоря, информировать, с точки зрения теории информации, значит извещать о чем-то ранее неведомом. Активными участниками информационной системы (отправителями, посредниками и адресатами) необязательно являются люди, поскольку обмен информацией может идти также в растительном и животном мире. Когда участником информационного процесса выступает человек, подразумевается семантическая, или смысловая, информация. Изучение методов передачи, хранения и сбора информации — прерогатива теории информации, которая в качестве инструментов использует: математическую статистику, теорию кодирования, теорию случайных процессов и теорию вероятностей, о чем мы немного говорили выше.

Основной этап в развитии теории и понятия социальной информации — это поиск объективной оценки информации. Субъективная оценка дает расплывчатое представление об объекте, а неопределенность нельзя измерить. Только принимая за отправную единицу некий объективный показатель, можно оценить практически любую информацию. Принятая единица количества информации представляет собой выбор из двух равновероятных событий. Нередко содержание природы и понятие информации сводят принципам к двоичного исчисления, т.е информация — это количество пропущенного по каналам связи некоторого количества битов. Но такой подход вряд ли может устроить социологов и кого-либо из ученых с точки зрения ее социальной составляющей. Для последней, строго говоря, совсем безразлично, как и каким образом, по каким каналам передается информация и в каких единицах она будет измеряться.

Привлекательность отношения к информации как важнейшему социальному явлению определяется прежде всего тем, что ее можно представить в некоторых конечных величинах. Так, получение различного количества информации по объему можно рассматривать в категориях значимости, а соответственно и влияния на социальную составляющую человеческой жизни. И в таком походе безусловно можно усмотреть (она и на самом деле существует) некий критерий объективности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 952; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.