Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационный обмен в коммуникативных моделях




 

Информационный обмен невозможен без кодировки в каких-то знаках, которые известны и отправителю информации, и ее получателю как начальным и конечным потребителям информации. Естественно, информация должна храниться и передаваться в известных знаках для соответствующих технических средств. Другое дело, что они могут иметь свою специфическую форму выражения и перекодироваться необходимое число раз при передаче получателю и в конечном итоге человеку или социальным группам. В качестве основной и конечной формы передачи и принятия информации человеком человеку безусловно является язык или речь. Каким бы способом ни была закодирована информация, например, при использовании технических средств информации, в конечном итоге она обязана быть переведена на обыкновенный разговорный язык.

Как уже упоминалось, совершенствование речи и языка (устная фаза коммуникации) является объективным процессом в формировании общества и соответственно информационного пространства. У людей появилась потребность что-либо рассказывать друг другу, т.е. передать информацию и знание. Труду, безусловно, принадлежит особая роль в развитии человечества, однако и речь оказала влияние на его развитие в такой же степени, если не в большей. Речь является отражением мыслительных процессов человека. Культура же речи показывает уровень развития и овладение соответствующим информационным пространством.

С помощью письменности была решена проблема длительного хранения и передачи информации, стало возможным обеспечивать связь прошлого с настоящим и непосредственным и даже отдаленным будущим. Письменность является первой пространственно и временно отделенной от субъекта информационной формой моделирования природного и социального мира. Изобретение письма равноценно так называемой информационной революции как результат длительного эволюционного развития информационного поля общества, поскольку изменяются знаковые способы организации информации. Наличие письменности позволяет говорить об образовании информационного пространства как самостоятельном оригинальном и особом социальном феномене.

Письменность в процессе своего развития получила свое новое и весьма оригинальное продолжение — это появление книги как особой формы хранения информации и коммуникативного социального взаимодействия. Книжная фаза развития письменности началась в середине XVI в. Изобретение печатного станка Иоганном Гуттенбергом, а вернее, способа печатания текста с помощью подвижных литер, явилось началом эры книгопечатания. Первой русской датированной печатной книгой стал «Апостол», выпущенный в 1564 г. в Москве Иваном Федоровым совместно с Петром Метиславцем. Появилась возможность сохранения авторства, возрос массовый и оперативный обмен информацией. Книгопечатание стало мощным средством в хранении и передаче информации и знания и тем самым значительно увеличило информационные возможности общества и ускорило информационный коммуникативный обмен.

Процессы коммуникации обусловливают социальную природу процесса информатизации общества. И наоборот, создание информационного пространства, в зависимости от его объема и содержания, скорости протекания информации, обусловили социальную природу коммуникативных процессов. Коммуникационная информационная система является наивысшей точкой совершенствования общественной культуры. Хотя влияние информационного пространства на коммуникативные процессы остается не однозначным. В качестве примера можно привести обезличенную массовую коммуникацию, информационно-агрессивную деятельность противоборствующих групп и классов, которые по-разному понимают информационный обмен и тем более содержание передаваемой информации.

В последние годы стало распространяться мнение об информационном кризисе. Книжная информатика и в самом деле стала понижать свою эффективность. Кроме того, появляется противоречие между потоками массовой литературы и персональными возможностями читателей. Нередко создается такая ситуация, когда намного легче найти новое решение какой-нибудь задачи, чем убедиться в том, что это кто-то уже сделал. Следовательно, возникает необходимость в более совершенных технических средствах для того, чтобы ликвидировать информационный кризис. Сегодня информация приобретает еще и электронный вид, но это уже качественно новая форма хранения информации, которая в последние годы все более и более востребована. Однако полное исчезновение печатной продукции пока не прогнозируется. Безусловно, необходимо сохранить книгу в качестве атрибута культуры еще очень долгое время.

Компьютерная фаза является новейшим безбумажным периодом в формировании информационного пространства и коммуникации. В данный период бумага нужна лишь для воспроизводства визуально оформленных важных документов. Систематизацию, хранение, переработку информации, а также трансляцию ее на значительные расстояния осуществляют теперь при помощи техники. Основным отличием электронного диалога от межличностной устной коммуникации является не столько опосредованность экраном, сколько факт общения не с личностью, а с машиной. Диалог «индивид — машина — индивид» является ключевым отличием электронной информационной коммуникации от устной и документальной, в рамках которых совершается непосредственный или опосредованный документом диалог «индивид — индивид».

В чем же заключаются качественно новые возможности электронной информационной системы? Локальные электронные информационные системы за счет образования глобальной сети превращаются в составную часть глобального информационного пространства, вовлекая в коммуникативный процесс вес большее количество людей. Маневренность содержания и оформления электронных страниц в буквальном смысле побуждают читателя окунуться в весьма широкое информационное поле. Совершенно по-другому начинает функционировать допустимая емкость информационного материала, которая обеспечивается глобальной сетью баз данных, знаний и экспертных систем, к которым можно подсоединить любую персональную электронную систему. Электронная система увеличивает социокультурный охват, чему способствует переход от жестко закрепленного текста, свойственного традиционной письменной культуре, к «гибкому» тексту с его моментальной готовностью к модификации и оперирование разными текстами. Большую роль здесь играет так называемая система гипертекстов. В результате читать такой текст можно по-разному, в зависимости от того, какую задачу себе поставит пользователь: от одной статьи к другой по мере надобности, игнорируя отсылки; читать статьи подряд, справляясь с прямыми отсылками; наконец, пуститься в гипертекстовое плавание, т. е. от одной отсылки переходить к другой и так в принципе до бесконечности, покуда будет простираться информационное пространство.

Гипертекст является новейшей информационной технологией работы с текстами на компьютере и в Интернете. Он устроен таким образом, что превращается в систему, иерархию текстов, одновременно составляя единство из множества содержаний. Фактически гипертекст позволяет моментально переходить от одной информационной базы к другой и выбирать там те блоки информации, которые становятся основой знания при решении человеком той или иной задачи. Информационный коммуникационный процесс в последнем случае, т.е. при пользовании гипертекстом, состоит из следующих ключевых компонентов: отбор знакомых символов из информационного блока отправителя и трансляция их по так называемому коммуникационному каналу, затем идентификация воспринятых символов адресатом при помощи наличествующего у него соответствующего инструмента, технического или аналитического.

Основательное исследование информационной коммуникации предполагает выделение в ней отдельных периодов и ступеней. Знание роли и содержания каждого из периодов позволяет наиболее эффективно управлять течением всего процесса коммуникации. Передающего информацию называют отправителем. Отправитель — это ведущая роль, которая заключается в проектировании и шифровании информации, подготовленной для трансляции иным участникам данного процесса. Исполнение указанной роли начинается с самоидентификации личности в границах коммуникации. Необходимо, прежде всего, сформулировать, какую информацию и с какими целями следует транслировать иному участнику процесса.

Далее идет кодирование информации. Кодирование — это изменение подготовленного для передачи символа или групп символов одного кода в символ или группы символов другого кода, которые могут быть переданы. При этом речь идет не только о технических средствах кодирования и технического кодирования, например, шифрование, хотя в технической среде такое кодирование происходит обязательно, чтобы приспособить передаваемую специальную информацию по содержанию и форме, к возможностям используемых технических средств. Человек, передавая информацию, непосредственно или опосредованно, например, через Интернет, другому человеку, всегда ее кодирует. Таким кодом выступает слово, предложение и сам текст, закодированные в системе знаний и информации передающего человека. Принимающий обязан их декодировать, но уже в своей системе знаний и информации. Кодирование, таким образом, один из ключевых моментов в процессе установления коммуникативного общения, который нередко приводит, при неправильном использовании кодов, к непониманию друг друга и непринятию передаваемой информации и знания.

В процессе коммуникации кодирование возникает с избрания системы кодовых символов, так называемых носителей информации. К носителям информации можно отнести осязание, звук, свет, температуру, обоняние, какие-либо физические действия и, конечно, слово, предложение и пр. Затем носители формируются в некоторую форму, в качестве которой может выступать сообщение, текст, изображение, действие и т.п. Способности человека изъясняться, сочинять, жестикулировать, позировать и т.д. играют значимую роль в возможностях отправителя кодировать информацию.

В результате всего вышесказанного создается информационное сообщение, которое содержит некоторые значимые данные. Значимость при этом не имеет характера универсальности. Смысл передаваемого информационного сообщения изначально определяется отправителем, так как оно заключает в себе его мысли, ценности, взгляды на события и эмоции. Отправитель при этом очень надеется, что сообщение будет понято в соответствии с заложенным в нем смыслом. Чем сильнее оказывается отличие между транслированным и принятым, тем скуднее межличностная коммуникация. Так, узкие специалисты обычно сталкиваются с такой проблемой коммуникации, как неясность используемой ими формы кодирования (представления знаний) кругу слушателей. Абсолютное отличие в транслированном и принятом значениях обозначает отсутствие у участников процесса общего комплекта, базы знаний. Словесные же и невербальные носители информации сами по себе никаким смыслом не обладают. Сообщение с помощью передатчика попадает в передающий канал, который доводит его до указанного получателя. Передатчиками могут служить сам человек, технические средства, а также химическое либо физическое состояние окружающей среды и пр. и пр.

Информационная коммуникационная сеть — это объединение включенных в коммуникацию индивидуумов (субъектов) при помощи потоков информации. В данном случае принимаются во внимание не индивидуумы как таковые, а отношения существующих между ними коммуникаций. В коммуникационную сеть входят потоки информационных сообщений между двумя или более субъектами. Действует она по устоявшемуся в организации образцу, не обеспечивая обязательную полноту и точность трансляции смысла. Тем не менее, коммуникационная сеть может способствовать уменьшению или увеличению разрыва в содержании между направленным и принятым сообщением. Вертикальные коммуникационные связи осуществляются по принципу «от общего к частному», тогда как горизонтальные — реализовываются между коммуникациями, одинаковыми, как правило, по степени общности. Сеть информационных коммуникационных связей характеризует подлинное строение организации, поэтому задачей формального структурирования информационной среды является направление потоков коммуникации в нужную сторону, ожидаемое потребителем.

Для групп одинаковой либо различной численности установлены свои стандарты информационных коммуникационных сетей. В замкнутых сетях вида «окружность» члены группы могут контактировать лишь с теми, кто находится непосредственно рядом, около них. В сетях вида «окружность», но с центром посередине, отражена централизованная по форме (но не по содержанию) система коммуникации, при которой коммуникативные субъекты контактируют между собой посредством своего центра. Такая система коммуникаций чаще всего выстраивается в иерархических структурах власти. Условием функционирования подобной структуры является то, что личность, которая находится в центре, обладает большими коммуникационными связями, чем остальные члены данной группы. Данное положение дает ряд преимуществ руководителю, так же как и накладывает на него определенные обязательства. Центральная фигура принимает больше сообщений, чаще передается лидером и имеет большее социальное воздействие на остальных членов группы. Вместе с тем она, как правило, несет большую ответственность за трансляцию сообщений и разрешение проблем. Аналогичную картину можно увидеть в сетях вида пирамиды. Подобные сети получили название жестко централизованных. Они могут быть довольно эффективными в случае решения специальных задач.

Еще вид информационной коммуникации представлен в виде последовательности субъектов, без начала и конца. В данных сетях появляются уже горизонтальные связи — элемент децентрализации. Такие сети представляют собой полностью децентрализованные, самостоятельные группы. Как правило, они необходимы в том случае, когда требуется участие всех сотрудников в решении сложных проблем. Подобный подход по-другому называется открытыми коммуникациями.

Знание видов сетей информационных коммуникаций необходимо для установления специальных, например, властных отношений и ведения контроля за подчиненными субъектами. При этом надо заметить, что укрытие либо искажение информации часто служит опорой властных отношений. В этом случае можно устанавливать свои информационные потоки, тщательно их контролировать и тем самым воздействовать на подчиненных субъектов коммуникативного процесса. Эффективный характер работы членов коллектива обусловливает выбор наиболее эффективного вида сети коммуникаций. Так, простая взаимная зависимость допускает централизацию власти, сложная — вызывает к жизни «командный» подход к построению коммуникационных сетей. Тем не менее, есть вероятность того, что сложная сеть может не справиться с той или иной специальной задачей. Отсюда очень важный вывод, что каждая из перечисленных информационных коммуникационных сетей решает свои специфические задачи на достижение определенных целей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.