Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информация как форма передачи знаний




 

Одно из принципиальных отличий человека от животного заключается в способе передачи информации, необходимой для становления и развития живого организма. Чем проще организм (и вид в целом), тем меньше период его обучения до вступления в самостоятельную жизнь. И наоборот, сложноорганизованные животные нуждаются в длительном сроке «воспитания». Впрочем, это слово можно употреблять и без кавычек. Известно, что дикие животные, рожденные в неволе или в раннем возрасте потерявшие своих родителей и воспитанные человеком, как правило, не могут вернуться в дикую природу. Однако у них остаются основные инстинкты, передающиеся генетическим путем (поведенческая информация).

Человек в этом отношении составляет исключение. Основные формы и способы его поведения закладываются в процессе воспитания. Поэтому трансляция не заложенных генетически (т.е. не передаваемых биологическим путем) самых разнообразных знаний и умений в человеческом сообществе есть необходимый и базовый элемент существования и развития человека и человечества. Знания, или переработанная мышлением информация, по мере их развития, стали основным гарантом свободы человеческой личности. Состояние беспомощности перед неизвестными силами природы, первобытный страх перед ними постепенно уступали место осознанному отношению к этим силам.

Прошли тысячелетия и пещерный мастер-мыслитель создал такие чудесные «орудия», как причина, следствие, закономерность и т.д. — появились общие понятия и категории мышления. С их помощью путем неизбежных проб и ошибок, постепенно формировалось то культурное, духовное и материальное пространство, в котором мы сейчас обитаем. Знания стали верными помощниками, защитниками, «няньками», стоявшими у колыбели цивилизации, пытавшейся потрогать и пощупать открывшийся взору мир. Этот мир оказался значительно больше тесной колыбельки, в которой до этого существовало человечество. Он манил — знания сдерживали, давая уму пригодную по возрасту пищу и балуя новыми игрушками.

Нельзя сказать, что в процессе развития человечества такая ситуация оставалась неизменной. Однако научно-технический прогресс, давший начало новой эпохе — эпохи информатизации, коренным образом изменил роль и статус знания в системе действительность— общество—знание. Последнее заняло главенствующее место в современном мире. Более того, учитывая развитие информационно-цифровых технологий, можно сказать, что уже в настоящее время доступная нам информация зачастую выглядит внушительней (реальнее) окружающего нас мира. Новое поколение детей — поколение информационного общества, — чаще сталкивается с дебрями информации, чем с реальным зеленым лесом.

Анализируя изменение роли знаний и информации в жизни современного человека, нельзя не привести точку зрения уже упомянутого нами М. Кастельса, не разделяющего общепринятый в среде ученых и журналистов взгляд на термин «информационное общество» (information society). Он настаивает на том, что информация как передача знаний всегда играла ключевую роль в истории человечества —как в эпоху Средневековья (в период расцвета схоластических знаний в Западной Европе), так и в наше время. И если интеллектуальный пласт Средневековья также можно описать в уже ставших классическими терминах информационного общества, то понятие «информациональное общество» (informational society), которое вводит и разрабатывает Кастельс, применимо исключительно к современным реалиям культурной, социальной и научной сфер человеческого бытия. По мнению исследователя, данный- термин «указывает на атрибут специфической формы социальной организации, в которой благодаря новым технологическим условиям, возникшим в данный исторический период, генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальным источником производительности и власти».

Не будем рассматривать правомочность разделения данных терминов и проводить их сравнительный анализ, однако согласимся с тем, что воздействие и, следовательно, роль информации в современном обществе на несколько (много) порядков выше, чем столетия назад. Именно на знаниях нового качества базируются финансовая, производственная, политическая и социокультурная стороны жизнедеятельности человека в XXI в. Афоризм Д. Белла «информация — это власть» ассоциируется с картезианским постулатом «знание — это сила». При этом заметим, что ученый меняет акценты: с обладания знаниями — на владение информацией и со способности действовать (сила — «potentia», от латинского глагола «мочь») — на возможность распоряжаться действиями других.

Другой составляющей информации, как она предстает в современном общественном сознании, является ее непосредственная связь со стоимостью. Точнее, информация напрямую обусловливает стоимость. Дело в том, что цена произведенных материальных благ складывается не только из затраченного на их создание труда (согласно классикам политэкономии — А. Смиту, Д. Рикардо, К. Марксу), но и во многом — из объема знаний, требующихся для их разработки и производства. И это, несомненно, так. Например, если первобытный охотник, обтачивая бивень, задействовал минимум знаний, но максимум умения и терпения, то современному человеку в автоматизированной рабочей среде одних навыков работы с высокими технологиями уже недостаточно. Необходимы гораздо более серьезная, длительная подготовка и специальные знания, полученные не только путем простой передачи навыков.

Информация проникает во все сферы человеческого бытия, она изменяет не только образ жизни, но и сознание индивида. М. Кастельс, характеризуя информационную эпоху, пишет: «Знание и информация являются критически важными элементами во всех способах развития, так как процесс производства всегда основан на некотором уровне знаний и обработке информации. Однако специфическим для информационного способа развития является воздействие знания на само знание как главный источник производительности».

И здесь мы считаем необходимым подробнее остановиться на вопросе о соотношении таких понятий, как «знание» и «информация», поскольку достаточно часто они употребляются как синонимы. На наш взгляд, для более полного понимания концепта информации и концепта знаний следует рассмотреть связанные с ними по смыслу понятия: «данные», «тезаурус», «информационный ресурс общества». В Толковом словаре русского языка «данные» (первое значение) характеризуются как «сведения, необходимые для каких-нибудь выводов, решений». Однако в условиях развития (в определенном смысле — господства) современных цифровых технологий «данные» (второе значение) — это оформленные и структурированные определенным образом сведения на некоем материале-носителе, который служит для их хранения, обработки и дальнейшего распространения.

Какова же разница между понятиями данными и знаниями? В книге Б.Г. Тамма «Применение знаний в автоматизированных системах проектирования и управления» приводятся основные свойства знаний:

1. Знания могут быть представлены в форме данных. В частности, в виде текста на некотором формальном языке, в виде сети, задающей связи разного рода между элементами знаний. Из этого свойства следует, что знание есть некоторая более высокая степень организации данных, которая допускает специальную интерпретацию.

2. Знания обладают способностью управлять информационными процессами (вычислениями). Точнее, в системе, в которой применяются знания, протекание процессов определяется знаниями и почти не зависит от устройства системы.

3. Знания могут содержать процедурную часть — программы. Но применение этих программ управляется знаниями, в частности, связывание параметров и запуск программ могут происходить автоматически внутри системы, использующей знания, без ведома того, кто запустил процесс, использующий знания.

4. Знания делятся на отдельные фрагменты — описания объектов, процессов, ситуаций, явлений. Такие фрагменты (модули знаний) называются фреймами. Фреймы могут быть связаны друг с другом родо-видовыми отношениями, могут быть и узлами семантических сетей.

5. При работе со знаниями важна прагматическая сторона — знания всегда используются для чего-то, в частности, для решения задач, какую бы сложную структуру они ни имели.

Авторы указанной в сноске работы выделяют три вида знаний:

• «предметное, или фактографическое знание, складывающееся из наборов количественных и качественных характеристик различных конкретных объектов;

• алгоритмическое знание — знание методов, способов, процедур некоторых действий, приводящих к конкретному результату;

• понятийное, или концептуальное, знание, складывающееся из совокупности основных терминов, применяемых в той или иной сфере деятельности (предметной области), понятий, кроющихся за этими терминами, их свойств, взаимосвязей и зависимостей».

Когда авторы говорят о разнице между знаниями и данными, то дают, как они выражаются, «полуформальное» определение понятия базы знаний: «'База данных считается базой знаний, если она содержит данные, способные управлять информационными процессами, и используется для получения новых данных».

Следует иметь в виду, что сведения, которые можно почерпнуть из данных, представляют некоторую абстракцию: к ним относятся числа, соотношения величин, отдельные слова, сочетания слов, графики, функции и т.п. В этом смысле источником или носителем числовых данных может служить и бытовой калькулятор, хотя очевидно, что набор чисел на табло сам по себе никакого отношения к содержанию информации не имеет. Иными словами, данные выступают основой для ввода и вероятного решения какой-либо задачи, способствуют формированию адекватной информации. Однако перевод данных на семантический, т.е. собственно информативный уровень, возможен только после их тщательного анализа и всесторонней обработки.

Таким образом, данные — это материал, из которого путем кройки, подгонки и шитья можно получить пригодное для использования изделие — нужную информацию. И здесь мы переходим к следующему интересующему нас термину — «информация». И в этом случае начнем со ссылки на Толковый словарь русского языка, в котором слово «информация» имеет два смежных значения. Первое значение — это «сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством». Здесь акцентируется объективная смысловая составляющая слова; информация выступает как единица познания, товар, который можно передавать, измерять, обменивать. Говоря о теории информации (разделе кибернетики), мы апеллируем именно к этому аспекту значения. Во втором значении информация — это «сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь». Здесь информация выступает не как объект, но, скорее, как некоторая движущая сила, которая может влиять на взгляды и поведение людей. Общепринятое словосочетание «средства массовой информации» иллюстрирует данный аспект значения как нельзя лучше.

Таким образом, на современном этапе развития человечества информация из общенаучного понятия превратилась в реальную культурную и социальную доминанту, определяющую как сознание, так и бытовую сторону жизни общества. В этом контексте приведем высказывание Т. Стоннера, который писал, что, широко используя термин «информационное общество», мы при этом смутно представляем себе, что скрывается за самим словом «информация». Об этом же говорят и другие ученые, занимающиеся вопросами информации в разных сферах общественной и индивидуальной жизни человека. Так, Н. Винер, один из основателей науки кибернетики, подчеркивал: информация есть информация, а не материя или энергия, имея в виду, что методы исследования в данной области, включая язык описания, должны быть принципиально иными. О сложности определения информации в контексте современной культуры неоднократно писал Н.Н. Моисеев: «Строгого и достаточно универсального определения информации не только нет, но и быть не может. Это понятие чересчур сложно», —приходит к выводу выдающийся отечественный ученый. И далее делает вывод о том, что раскрыть его содержание может только интуиция исследователя.

Несомненно, попытки осмыслить сущность и содержание понятия «информация» и дать ему четкое, наукоемкое определение были и будут продолжаться еще долгое время. Сейчас в научной среде бытует множество подходов и предлагается целый ряд определений этого понятия. Споры затрагивают и вопрос о категориальном статусе понятия. Многие авторы считают, что информация пронизывает всю имеющуюся в природе материю и, таким образом, является полноправной философской категорией. В этом отношении интересен подход Н. Винера, который утверждал: «Возможность передавать и получать информацию совсем не является привилегией людей». Он обратил внимание на тот факт, что (пусть и в меньшей степени) на это способны все млекопитающие, птицы, а также ряд насекомых (муравьи и пчелы).

Некоторые исследователи (например, В.И. Корогодин и В.Л. Корогодина) идут еще дальше и приписывают свойство передавать информацию всей живой природе, включая грибы, растения и простейшие организмы. На низшей биологической ступени эволюционного развития информация представлена молекулами ДНК, это —

генетическая информация. Как отмечалось выше, для животных характерна так называемая поведенческая информация, проявляющаяся во врожденных инстинктах. Но человек с его даром мышления и речи — устной и письменной — вводит нас в область логической информации, которая, по мнению многих ученых, ознаменовала начало эры ноогенеза, эры рождения сферы разума, охватившего, вслед за биосферой, весь земной шар.

Наконец, семантические и концептуальные рамки, ограничивающие содержание информации, определяются авторами в зависимости от их научной специализации и могут сильно варьировать. Так, информация часто понимается как преодоление энтропии, трансляция вариативности, когнитивная новизна, предпосылка выбора. Несомненно, разные аспекты видения информации передают семантическую сложность и историческую изменчивость данного понятия. Заметим, что на заре информационной эпохи информация приравнивалось к любым доступным человеку сведениям, потом расширилось до статистических языковых функций, далее стало ассоциироваться со степенью упорядоченности какого-либо текста (в самом широком смысле этого слова).

Сегодня в науке имеется несколько основных концепций информации, в русле которых исследователи стремятся соединить все возможные толкования данного языкового и культурного явления. Автор одной из таких концепций — К. Шеннон, как мы уже писали, — рассматривает информацию как количественные характеристики кодированного сигнала при его передаче посредством какой-либо системы распространения данных. С его точки зрения, информация — это степень неопределенности (энтропия) явлений окружающей среды, причем объем информации напрямую связан с возможностью ее обретения. Семантическая сторона вопроса в этом случае остается за пределами исследования. Однако данный подход прекрасно оправдывает себя при измерении информационных единиц и их оптимального кодирования в вычислительной технике

Вторая концепция, в рамках которой информация рассматривается как характеристика всей материи, родилась и получила признание в среде кибернетиков. Информацией может считаться все то обилие явлений, фактов и свойств внешнего мира, которое воспринимается человеческим организмом или техническими аналогами. Как писал выдающийся отечественный кибернетик В.М. Глушков, понятие «информация» охватывает не только культурные, но и природные явления: воспринимаемые нами солнечный свет, шум деревьев, гул водопада. Под информацией, с его точки зрения, следует понимать «меру изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы».

Все формы существования, изменения и развития материи (природных явлений, организмов и их свойств) формируют содержание и объект информации, выступающей своеобразным архивариусом сведений об «отражении разнообразия в любых объектах природы» (А.Д. Урсул). До тех пор, пока существуют окружающее пространство и человек в этом пространстве, он будет отбирать, хранить и применять для своих (личных и социальных) нужд полученную извне информацию. Последняя, таким образом, не ограничена временными рамками и в некотором смысле является образом вечности.

В рамках третьей концепции информация рассматривается как неотъемлемая часть ноосферы, человеческого знания. Она обеспечивает активную жизнедеятельность людей, используется ими для управления научными, культурными, социальными, политическими и экономическими процессами. Информация ограничивается областью логического мышления и, поступая в мозг человека посредством знаков и сигналов (в том числе речи), активно используется в повседневной жизни. Так, В.Г. Афанасьев определяет информацию как «данные, которые были организованы и переданы», причем для их организации необходимо математическое обоснование, алгоритм. Основная характеристика информации в контексте этого подхода — ее принципиальная новизна, — ив этом ее главная ценность. Тем не менее, говорить об абсолютно новой для человека информации весьма проблематично, так как новизна — понятие относительное (то, что кажется новым для первокурсника, будет давно известным для его профессора). Однако чем больше новых сведений алгоритмизируется, тем ценнее и актуальнее считается полученная из них информация.

Возвращаясь к Н. Винеру, отметим, что ученый определял информацию как «обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспосабливания к нему наших органов чувств» (8, 14). Иными словами, оптимальным способом адаптации человека к противоречивым жизненным явлениям окружающей среды является получение информации. «Действенно жить, — пишет Н. Винер, — это, значит, жить, располагая правильной информацией» (там же). Таким образом, под информацией следует понимать все доступные индивиду сведения, поступающие из внешнего мира, отвечающие его духовной и материальной потребности этот мир преобразовывать. В дальнейшем мы будем придерживаться именно этой точки зрения на содержание понятия «информация».

Необходимо заметить, что в настоящее время — в век информационной революции — физические свойства носителя информации не влияют ни на ее характер, ни на объем, ни, тем более, на ее содержание. Носители, разные по массе и энергии, могут передавать совершенно идентичную информацию, что позволяет надеяться на появление в недалеком будущем таких технологий, которые в процессе производства смогут заменять энергетическое потребление информационным. Нельзя не согласиться с Д.И. Дубровским, который утверждает, что информатизация общества «перемещает основные приоритеты с потребления вещества и энергии на потребление информации».

Очевидно, что для творческой, научной и производственной деятельности человеку необходима информация. Тем не менее, в процессе своей жизнедеятельности он обращается не к самой информации, а к ее переработанному и осмысленному аналогу — знаниям. Определений последних существует едва ли не больше, чем информации, поэтому мы не будем останавливаться на их перечислении. Как иронично и точно заметил Э. Тоффлер, существует столько определений знания, сколько людей, считающих себя знающими.

Как известно, знания являются отражением существующей реальности, в отличие от информации они накапливаются и, проходя проверку временем, не теряют свою ценность. Именно на обогащении предшествующего интеллектуального опыта, на сравнении и корректировке имеющихся знаний основана познавательная (а следовательно, и преобразовательная) деятельность человека разумного. Таким образом достигается конечный результат познания — «выводное знание». Разумеется, современные научно-технические достижения обеспечили почетное место в иерархии видов знания теоретическому знанию. Без него не обходится ни одно математическое обоснование, направленное на проектирование и производство новейших информационных технологий.

Проблема соотношения знания и информации не имеет однозначного решения. В контексте информационной эпистемологии знание выступает как высший уровень и формы ее организации. Однако за пределами философской литературы, в обыденном дискурсе информация и знание используются как слова-синонимы, близкие по смыслу и содержанию. На интуитивном уровне знание обычно относят к мыслительно-логической деятельности, связывая его с феноменом человеческой речи. Этот наиболее распространенный подход нашел свое яркое отражение в книге «Информация как основа жизни», в которой можно встретить такое утверждение: «Специфическую для человека информацию, которой обмениваются люди при помощи устной и письменной речи, обычно называют знанием».

Однако, как уже отмечалось, содержание понятий «информация» и «знание» далеко не тождественно и имеет гораздо более серьезные различия, чем кажется на первый взгляд. В повседневной жизни мы сталкивается и со знанием, и с информацией одинаково часто. Именно последняя, пройдя через фильтры нашего мышления, отсеивающие «лишние» для нас сведения, становится подлинным знанием. Иными словами, знание аккумулирует только аксиологически значимые для их носителя смысловые элементы. Особенно это заметно на примере трудовой, ограниченной временем и конкретными задачами деятельности. Как подчеркивает В.Л. Иноземцев, сегодня главным в работе становится усвоение входящей информации и перевод ее в сферу личного знания.

По мнению Э. Тоффлсра, знание — это «информация, откри-сталлизованная в общих утверждениях». Знание в отличие от информации, «путешествующей» по различным каналам, имеет постоянный «вид на жительство» в голове у познающего субъекта, где из объективного отражения действительности трансформируется в индивидуально-субъективную форму. Теоретическое знание систематизировано, организовано; каждый кирпичик его строения отвечает за свои, строго определенные цели и задачи. Как пишет Д. Белл, знание состоит из банка «субординированных фактов или суждений, представляющих собой аргументированное утверждение или экспериментальный результат, способный быть переданным другим людям с использованием средств связи в определенной систематической форме».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1920; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.