Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационные технологии в образовательном процессе




 

Перемены, совершаемые в области создания, трансляции и потребления информации, развитие виртуальных отношений и постоянная модификация информационной среды, в целом, естественным образом влияют и видоизменяют сферу образования. В настоящее время существует множество способов приложения цифровых достижений в области образования и обучения. Особо перспективны и интересны, с нашей точки зрения, интернет-технологии, программные обучающие продукты и коллективные виртуальные занятия в режиме on-line (семинары, дискуссии, конференции, возможности которых значительно расширились с развитием цифровой связи). Отслеживать появление новинок информационно-образовательного рынка помогают специально посвященные этому разделы периодики (издательской и сетевой), интерактивные совещания практиков и теоретиков в данной области, представление новейших обучающих технологий на сайтах производителей и ведущих специалистов.

В последнее время производство и продвижение информационно-образовательных услуг и продуктов нового поколения приобретает массовый характер, поэтому задача их разумного выбора и распределения в зависимости от форм, целей и ступеней обучения крайне важна. Ответственность и профессионализм в этом деле гарантируют преподавателям большую результативность учебных процессов, тогда как неравномерная структура и непродуманная содержательная часть образовательного цикла способны свести на нет потенциальный эффект любых инноваций. Образно выражаясь, информационные технологии являются подспорьем для глубокого познания и активного учения, а не компенсацией лени и отсутствия способностей. Данное положение касается обеих сторон процесса обучения — и берущих, и дающих знания.

При выстраивании занятия следует учитывать то, насколько используемые электронные средства обучения соответствуют личным, возрастным особенностям учеников, задачам и специфике изучаемого материала, а также способствуют закреплению навыка при выполнении того или иного вида упражнений. В данном случае быстрота и легкость, с которыми студенты справляются с заданием при помощи программ, еще не являются показателями качества усвоения ими знаний. Так, электронные вспомогательные тренажеры можно назвать обучающими, так как они доводят какой-либо навык до автоматизма (например, скорость печати), но вряд ли стоит причислять их к информационно-образовательным технологиям в полном смысле этого слова, тем более злоупотреблять ими в процессе передачи и контроле знаний.

Надо сказать, в настоящее время значительная часть образовательных заведений, не чуждых компьютерным инновациям, продолжает использовать учебные материалы на бумажном носителе. Парадоксально, что их формирование, тем не менее, не обходится на сегодняшний день без электронных средств обработки и передачи информации — пакета издательских и редакторских программ, почтовых сервисов, факсимильных аппаратов и сканеров. За последние несколько лет участилась тенденция использовать в рамках семинарских занятий и самостоятельной работы аудиовизуальные средства обучения. Совместное ознакомление с подготовленным специалистами материалом позволяет студентам обсудить на месте волнующие их вопросы, поделиться впечатлением, узнать мнение коллег и т.д.

Для домашнего просмотра характерна большая вдумчивость, возможность вернуться к предшествующему эпизоду обеспечивает полноту понимания и запоминания; к тому же, что немаловажно, создается эффект соприсутствия, вовлеченности студента в аудиторию, пусть и медийную. Максимальная приватность, с одной стороны, и открытость образовательно-информационным связям, с другой — характерны для удаленного (виртуального) тип обучения, состоящего из отдельных завершенных элементов, или модулей. Помимо модульных аудиовизуальных уроков удаленный студент получает возможность включаться в непосредственное общение с обучающей стороной посредством информационно-коммуникационных интернет-технологий — электронной почты, форумов, а также видео- и телефонии. Обучающий материал вполне может поступать заинтересованным лицам через местные радио- и телеканалы, в том числе цифровые. Однако в данном случае такое преимущество дистанционного обучения, как свобода планирования времени занятий, отступает на второй план: учащиеся оказываются привязанными к определенным сеансам, трансляциям курсов.

Роль электронной почтовой связи при обучении на расстоянии не ограничивается обеспечением регулярного взаимодействия между преподавателем и студентом. С ее помощью проводят виртуальные диспуты, конференции между сокурсниками и коллегами. Для этих целей устанавливаются рассылочные листы, определяющие круг участников, который может быть ограниченным или неограниченным — в зависимости от разрешения допуска к участию «посторонних» лиц. За получение ограниченных специализированных конференц-рассылок часто взимается определенная плата, связанная с необходимостью содержания учебного модератора, или координатора электронных обсуждений.

В его функции входит направление виртуальных бесед в нужное русло, соответствующее заявленной теме, обеспечение атмосферы корректности в виртуальной аудитории, а также консультативно-техническая поддержка участников. Правильная организация и, следовательно, успех дискуссионных форумов во многом зависят от знаний, степени опыта и скорости реагирования курирующего их модератора. Преподаватели, не владеющие достаточными навыками подобной деятельности, могут воспользоваться специально созданными в сети информационными ресурсами, посвященными проблемам координации виртуально-учебных мероприятий, формированию перечня FAQ (часто задаваемых вопросов) и т.д.

В настоящее время существует большой выбор программного продукта, направленного на облегчение информационно-технической части компьютерного обучения. Новые технологии дают возможность специалистам в областях, далеких от программирования, самим создавать электронные уроки, комплектовать их в курсы, фокусируясь исключительно на содержательной стороне обучающего материала. Весьма полезными оказываются в этом плане обучающие комплекты, выстроенные по принципу гипертекстовых связей и рассчитанные на самостоятельную работу учащегося в сети.

Большую роль в образовательных процессах (в частности, при дистанционном и самостоятельном обучении) играют такие дополнительные источники сведений, как информационные базы данных, функционирующие в виртуальном пространстве. К ним относятся электронные библиотеки, архивы, энциклопедии, глоссарии и т.д. С некоторым допущением огромной информационной базой, непрестанно расширяющейся, можно назвать все глобальное Web-пространство. Общедоступность информационных тезаурусов сети сделала их наиболее популярными в среде учащихся. Так, особой любовью среди студенческих масс пользуются всевозможные банки рефератов, курсовых и, у более ответственных потребителей, виртуальные читальные залы научной литературы. Помимо общесетевых источников информации к услугам студентов и преподавателей на сегодня имеются предоставляемые многими вузами внутренние электронные каталоги и банки данных. Совершенствовать знания современным «мученикам науки» помогает специализированная виртуальная периодика, на которую возможно подписаться так же, как и на обычные издания.

В целом, в рамках сетевого образования существуют две тенденции — персонализация процесса обучения и его технологизация. Первая предполагает обратную связь, опосредованный техникой контакт студента с преподавателем. Вторая — значительное расширение аудитории учащихся/слушателей, ставшее возможным благодаря внедрению новейших информационных технологий. Если в контексте персонализации обучения студент выступает деятельным участником ин-формационного обмена, при включении в масштабные электронные образовательные проекты его роль ограничена потреблением и усвоением информации. Оба этих подхода встречаются и при очной, традиционной форме обучения, однако в сочетании с новейшими, компьютерными средствами информации и коммуникации они переходят в другое качество, обретают «вторую жизнь».

Так, лекционный материал можно прослушать не только в аудитории, но и в любом другом месте при наличии соответствующих устройств и каналов цифровой связи (аудио- и видеоплейеров, ПК, спутникового телевидения). При этом на смену привычной, линейной подаче учебного курса (в устной или печатной форме) приходит электронная система развернутого, перекрестного изложения материала, в рамках которого основное содержание текста может дополняться заметками и статьями по заданной теме, содержать «работающий» ссылочный компонент. Кроме уже упоминавшихся виртуальных семинаров и конференций, объединяющих участников в единое информационно-научное (образовательное) пространство, существуют и другие дистанционные формы общения сокурсников, все более популярные в наше время: полемики, образовательные игры (интеллектуальные и ролевые), совместное проектирование, творчество, беседы в чате и на форумах учреждения.

Колоссальное развитие информатики за последние годы, появление глобальной информационной базы и упрощение доступа к ней разных слоев населения привели к тому, что акцент в информационно-образовательной дихотомии «преподватель-студент» сместился ощутимо в сторону последнего. Человек, желающий восполнить пробелы в образовании или пополнить личную копилку знаний, в настоящее время практически неограничен в выборе имеющихся в информационной сфере курсов обучения и программ. Он волен найти доступную и удобную для него форму и методику занятий, планировать собственное время и учитывать возможности. Роль преподавателя, в данном случае, сводится к направлению «подопечного» в нужное информационное русло, диагностике возникающих проблем по усвоению материала.

Можно сказать, что внутри информационного общества рождается качественно новый тип преподавателя. В отличие от старого он не «преподает» знания «на тарелочке», а ориентирует учащегося в информационных потоках, не дает заблудиться в «море информации»; не разжевывает непонятное, а указывает, где следует найти ответы. Надо сказать, что информационные технологии, какими бы совершенными они ни были, не снимают, тем не менее, воспитательных задач с системы образования. Новый тип преподавателей ориентирован, скорее, на самостоятельную, активную и дисциплинированную личность, и в ближайшее время эта тенденция будет, без сомнения, преобладать.

При всем том внедрение новейших информационных средств и методик в процесс обучения просто необходимо на всех этапах образования человека, чем раньше будет привита студенту (еще в школе) компьютерная грамотность (подкрепленная практикой), тем быстрей он сможет войти в мировое информационное пространство и эффективней обучаться. Новый тип преподавания, основанный на использовании цифровых технологий, вполне уместен в рамках высшего или дополнительного образования. В связи с этим возникает вопрос о рентабельности и правомочности использования в процессе обучения телекоммуникационных средств, подменяющих реальных субъектов педагогической деятельности.

Все мы знаем, что технический прогресс в производстве неминуемо влечет за собой сокращение трудовых мест в данной области и временную социальную нестабильность, которая решается путем переподготовки и перераспределения кадров — история демонстрирует массу подобных примеров. С приходом новой эры, тотальной информатизации нечто подобное может постигнуть и сферу образования — весьма вероятно, что в дальнейшем мы сможем наблюдать уменьшение количества ставок в высших учебных заведениях и образовательных центрах. Очевидно, что подобный эффект повсеместной технологизации или электронизации информационно-образовательной сферы может вырасти в довольно ощутимый социальный конфликт, которого желательно и нужно было бы избежать. И для этого имеются все необходимые средства. Мировая практика разрешения подобных конфликтов наработала большой арсенал средств и методик. Другое дело, что применительно к системе образования проблема сокращения рабочих мест и прочую в силу технологизации практически не рассматривается, ибо в истории образования (и в общественном сознании) такого прецедента еще не было. Но он будет обязательно, и к нему необходимо тщательно готовиться.

Поскольку информационно-технический, электронный прогресс остановить нельзя, да и не нужно, единственный способ для преподавателей «остаться на плаву» (как и других лиц, занятых в сферах, где наиболее заметны преобразования) — приобщиться к современным компьютерным технологиям и глобальным информационным ресурсам, перенастроить на их основе имеющиеся подходы и методики обучения. Естественно, для этого требуется не только наличие профессиональных знаний у человека, но также его способность к решению технических задач и желание совершенствоваться, идти в ногу со временем (т.е. психологическая готовность субъекта). Вместе с тем, создание качественного урока с применением электронных средств и передовых технологий зависит от слаженной работы сразу нескольких профессионалов. Кроме подготовленного соответствующим образом преподавателя желательно, чтобы в данном процессе участвовали оператор (производящий видеозапись), программист, компьютерный дизайнер, методист и некоторые другие лица. Коллективность как специфика работы по организации и подаче учебного материала «в цифре» соответствует условиям и запросам данного периода развития информационного общества.

Вряд ли стоит ожидать в ближайшее время появления профессионалов-универсалов, способных совмещать необходимые технические знания (не навыки!) с глубоким знанием научного материала и методическими приемами его подачи (в целях лучшего усвоения студентами). Таким образом, информатизация процесса обучения, будучи основой эффективной передачи знаний (преемственности) в переходную эпоху (от постиндустриального к информационному обществу), должна проводиться грамотно: торопливость и как следствие погрешности в данном деле способны сильно затормозить или свести к минимуму положительный результат от любых инноваций.

С учетом всего вышесказанного можно обозначить следующие наиболее перспективные направления информационно-образовательной деятельности, в которых используются современные передовые электронные технологий: отбор и упорядочивание информационных массивов согласно целям обучения и пополнение тематических информационных блоков; логическое построение уроков и целевое объединение информативных компонентов и учебных задач (создание информационно-учебных модулей); настройка механизмов поиска информации.

Последнее имеет сегодня принципиальное значение, поскольку поисковые системы, существующие в настоящее время, уже не удовлетворяют требованиям, поставленным обществом и отдельными социальными группами, в том числе и студентами, задач. И решать данную проблему надо самым радикальным и быстрым образом, в противном случае все достижения информационной системы, и в первую очередь технические, электронные, по сути перестанут эффективно действовать, и мы можем оказаться в информационном коллапсе.

Постоянное увеличение информационных массивов, также как и перманентное устаревание имеющихся данных по тому или иному вопросу, прямо пропорционально интенсивности образовательной деятельности, содержательную сторону которой следует рационализировать или же подвергать непрестанной коррекции. Кирпичики, на которых зиждется информационный фундамент образовательной системы (в частности, высшей школы), неоднородны по своему составу. При видимой общей цели они выполняют разные функции, в связи с чем процессы их взаимодействия, сопряжения друг другу (неочевидные, на первый взгляд) при комплексном, современном подходе к обучению приобретают черты закономерности. Соединению разрозненных значимых частиц служат особые информационные технологии. Они действуют по принципу установления многопрофильных связей между знаковыми единицами и символьными структурами разного уровня (от отдельных слов и значений до целых произведений, тем, проблематик) в пределах функционирующего ассоциативного поля, информационного контекста.

Прогресс компьютерных электронных средств, настроенных на сбор информации по заданным параметрам, происходит буквально на глазах. В настоящее время помимо гипертекстовых и ссылочных программ, работающих с буквенной информацией, развиваются глобальные мультимедийные технологии, способные связывать в единое целое не только тексты, но и рисунки, фотографии, карты, графики, аудио- и видеоматериал. Естественно, информационно-образовательный потенциал гиперсвязей гораздо выше познавательных возможностей традиционных учебных средств, в том числе и технических, с ограниченным объемом содержания и застывшей структурой.

Надо заметить, что динамика развития электронных технологий в области коммуникаций и информации значительно превышает скорость их освоения и потребления образовательной сферой. Говоря упрощенно, содержательная сторона новых образовательных продуктов и услуг не соответствует в полной мере их обновленным оболочкам, техническим возможностям и ресурсам. Ликвидировать данный разрыв призваны компьютерные комплексы вспомогательных программ, служащие для создания и доработки учебных курсов по тем или иным предметам. Они позволяют ознакомиться широкому кругу преподавателей с разными принципами структурирования учебного материала, передовыми методами и эффективными приемами, используемыми в области педагогики, также как и с требованиями эргономики и азами информатики. Существуют профильные программы, помогающие преподавателю в рамках занятия организовывать взаимодействие учащегося и компьютера, проводить деловые игры, тесты, задавать параметры и цели учебного моделирования и т.п. Обширный ряд подобных цифровых средств и пособий может быть полезен преподавателю как при планировании и проведении одиночных лекций, так и при выстраивании серии образовательных курсов.

Залогом успешного овладения учебной информацией, представленной в электронном виде, часто выступает грамотный и понятный навигационный сервис, помогающий быстро найти необходимые информационные единицы. В зависимости от рода информационно-учебных задач и предпочтений учащегося выбирается тот или иной тип поиска (предусмотренный в рамках образовательного продукта или ресурса). Найденные элементы (темы, заголовки, авторы) выстраиваются в алфавитном порядке, по году издания, по популярности, по новизне и т.д. Во многих электронных обучающих программах встроена система учета проб и ошибок учащегося, его склонностей и темпа работы. Это позволяет программе (так называемому электронному учебнику) подобрать наиболее эффективную для данного пользователя траекторию занятия, дифференцировать формальную и содержательные стороны учебной деятельности.

В настоящее время в контексте информатизации более уместно противопоставлять не обучение «по старинке» и с использованием передовых технологий (так как влиянию последних волей-неволей поддаются даже самые неприступные оплоты традиционной образовательной системы), а обучение посредством готовых информационных модулей (в том числе на электронных носителях) включению студентов в гиперсистемные связи. Тенденция разграничения данных подходов пока не слишком очевидна, но в дальнейшем, надо полагать, отрыв будет более ощутимым. Главная особенность информационных гиперсистем — отсутствие четкой границы между создателями и потребителями информации (учебного материала). Упрощенная иерархия гиперсвязей позволяет всем желающим беспрепятственно корректировать и дополнять имеющуюся информационную (гипермедийную) базу. Таким образом, учебный материал приобретает свойства пластичности, а информационная система легко управляется на всех этапах ее производства и функционирования.

Надо сказать, что одной из причин, по которой сфера образования столь медленно (по сравнению с другими областями знаний) подвергается трансформации, или, в нашем случае, технологизации, является тиражирование форм и принципов учебной деятельности (не говоря уже об их содержании). Благодаря передовым информационно-коммуникационным средствам появилась возможность равномерно распределять преподавательские силы, максимально разнообразить процесс передачи знаний и охватывать гораздо большее количество потенциальных студентов — за счет популяризации дополнительного, второго образования, с одной стороны, и снижения социально-возрастных барьеров, с другой. Последняя задача наиболее полно реализовывается через систему электронного дистанционного обучения, развитие которого в нашей стране, обусловленное увеличением компьютерной грамотности населения и доступностью техники, стало понемногу набирать обороты. Остановимся более подробно на некоторых аспектах и составляющих данного процесса.

 

Дистанционные формы обучения или образование «с доставкой на дом»

 

В настоящее время в сфере образования в Российской Федерации происходит много изменений разного масштаба и на разных уровнях. Это неудивительно: ветер перемен, захлестнувший нашу страну в конце уходящего тысячелетия, добрался наконец и до кузницы интеллектуальных и гражданских ресурсов. Однако если целесообразность проводимых реформ в структуре образования и вызывает у многих сомнение, то необходимость повсеместного внедрения инновационных технологий в образовательный процесс является очевидной. Результатом бурного развития информационных технологий стало распространение и «оттачивание» форм дистанционного обучения (ДО).

Надо сказать, что сама по себе дистанционная форма обучения, подразумевающая трансляцию знаний на расстояние, не есть инновация. Процесс усовершенствования способов кодирования и передачи информации продолжался на протяжении всей эволюции человека. Началом данного процесса стало появление языка и речи, далее следовал этап изобретения письменности, эпоха книгопечатания и, наконец, век достижений научно-технического прогресса (подаривший нам радио, телевидение, Интернет и пр.).

Таким образом, качественно новым компонентом дистанционного обучения в наше время можно назвать не отсутствие контакта с учителем, а овладение принципиально новыми технологиями. Чтение классиков, к примеру, — это тоже своего рода удаленное (с позиций времени и пространства) образование, а фигура писателя в определенном смысле приобретает статус учителя. В традиционном смысле дистанционное обучение выступает коррелятом заочного, предполагает наличие образовательных схем, программ, самостоятельную проработку материала учащимся и некую систему контроля знаний (которая может осуществляться заочно или в очной форме на базе вуза). Система образования на расстоянии начала активно развиваться и неплохо себя зарекомендовала в «печатную» эпоху, когда все необходимые учебно-методические материалы высылались студенту почтой. О трудностях и накладках, возникавших в процессе такого образования, говорить не приходится, они достаточно понятны. Новую жизнь в систему дистанционного образования вдохнуло создание глобальной компьютерной электронной техники и Интернета.

Компьютерное электронное дистанционное образование весьма специфично, поскольку соединяет в себе техническую и гуманитарную стороны, предполагает (и развивает) навыки обращения с новейшими информационными технологиями и умение работать с текстом. Кроме этого оно невозможно без соответствующего электронного обеспечения всех участников процесса — обучаемых и обучающих.

В настоящее время наша страна обладает достаточным техническим потенциалом, необходимым для широкого использования дистанционного обучения в образовании. Однако конкретная реализация идей дистанционного обучения, как правило, заметно отстает от возможностей информационно-технических средств, имеющихся в наличии (в образовательных, культурных, административных, научных учреждениях). Воплощение замысла дистанционного обучения на практике требует от разработчиков и преподавателей всестороннего рассмотрения и урегулирования структурных, методических и организационных вопросов. Далеко не все вузы и тем более частные образовательные курсы обладают достаточным количеством подготовленных для этого специалистов.

Дистанционное обучение в современном понимании тесно связано с интернет-образованием, хотя дистанция, в данном случае, носит чисто виртуальный характер, поскольку коммуникационные технологии в рамках сети позволяют студентам и преподавателям вузов и иных образовательных учреждений общаться в режиме реального времени. В зависимости от степени «виртуализации» процесса обучения можно выделить три основных типа образовательных структур, использующих в своей деятельности интернет-технологии.

К первому типу относятся учебные центры (вузы), для которых Интернет служит лишь средством внутренней коммуникации, своего рода «доской объявлений». Использование информационных ресурсов ограничивается созданием сайтов заведений и размещением на них информации об учебных планах, условиях приема, а также некоторым набором электронных статей и ссылок на библиотечные каталоги и, как правило, без полных текстов.

Ко второму (наиболее распространенному в наше время) типу относятся высшие учебные заведения двойного типа, строящие свою работу на использовании традиционных (очных) форм обучения и одновременно разрабатывающие дистанционные программы обучения. Это может касаться переведения в виртуальную сферу части курсов, предоставления

дополнительных образовательных услуг (например, подготовки к сдаче вступительных экзаменов) и т.д. Вариантов много, и все они подразумевают частичную компьютеризацию учебной деятельности.

К третьему типу относится пока малочисленная группа образовательных учреждений, практикующих исключительно виртуальную дистанционную форму обучения. Образовательный процесс выстроен таким образом, что учащийся получает все необходимые информационные и учебно-методические материалы, рекомендации через Интернет; дистанционно осуществляется и сам процесс поступления, и обучение, и контроль знаний (как промежуточный, так и итоговый).

Первый в Европе дистанционный университет такого типа был создан в Шотландии в 1995 г. (на средства Совета по финансированию высшего образования). Отличительной особенностью такого типа вуза можно назвать отсутствие учебных аудиторий и общежитий при наличии, вместе с тем, собственных лицензий, утвержденных программ и курсов. «Виртуальных» вузов в настоящее время в мире не так много. Это связано с высокими требованиями к аппаратно-программному обеспечению и к уровню подготовки специалистов (что особенно важно). В нашей стране одним из интернет-вузом подобного типа является Русский Гуманитарный Интернет-Университет (РГИУ).

В последнее время особую популярность получила идея «пожизненного», постоянного образования, помогающая лучше сориентироваться в жизни не только молодежи, но и взрослым. РГИУ дает замечательный шанс повысить свой интеллектуальный, профессиональный и культурный уровень вне зависимости от возраста, условий проживания и работы. Программы вуза предусматривают получение как первого высшего образования, так и второго, а также профессиональные курсы повышения квалификации в разных областях. Таким образом, через несколько лет учебы в удобном для себя режиме и темпе студент получает диплом государственного образца и может применить свои специализированные знания (в области менеджмента, государственного и муниципального управления, бухучета, анализа и аудита) на практике. Неоценимым подспорьем в трудовой деятельности выпускников также становятся отточенные навыки использования информационных технологий и ресурсов сети, в частности, речь идет об электронной библиотеке, которую ежедневно посещают в среднем до 15 тыс. человек.

Можно без преувеличения сказать, что форма дистанционного образования посредством сети Интернет в рамках аккредитованного вуза позволяет нашему обществу сделать шаг вперед к достижению социального равноправия граждан, зачастую не имеющих ни здоровья, ни финансовой возможности для получения качественного образования по традиционной схеме. В России развитие интернет-обучения особенно актуально, так как оно помогает интегрировать даже самые отдаленные районы в единое информационное пространство, способствует сохранению человеческих ресурсов и тем самым предотвращает стагнацию регионов. Как показывает статистика, не более 5% жителей, покидающих родные места в погоне за знаниями, получив специальность, возвращаются обратно. Предоставляя населению возможность получения высшего образования и профориентации без отрыва от места проживания, работы и семьи, государство создает предпосылки внутренней социальной и экономической стабильности, наращивает свой информационный и научный потенциал. Важность дистанционных форм обучения в деле интеграции населения осознается на самом высоком уровне, что подтверждается неоднократным формированием федеральных целевых программ, направленных на развитие образования с использованием новейших информационных технологий (имеются в виду такие национальные проекты, как «Развитие единой информационной образовательной среды в 2001—2005 гг., «Электронная Россия» и др.).

Таким образом, хочется надеяться, что при условии правовой, технической и экономической поддержки со стороны государства проблемы, связанные с внедрением в систему российского образования передовых форм дистанционного обучения, постепенно отойдут на второй план, открыв дорогу новым возможностям современного информационного общества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1146; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.