Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Генетические исследования деятельности сердечно-сосудистой системы 3 страница




Не исключено, однако, что этот результат правильнее было бы интерпретировать не в контексте представлений о дифференциации когнитивной сферы (которая, несомненно, имеет место), а с точки зрения качественной перестройки ког­нитивной сферы ребенка, происходящей в 7 лет и относящей­ся, прежде всего, к вербальным способностям детей.

К сожалению, как и в Московской выборке, дети, уча­ствующие в Колорадском исследовании, начали обучение в школе в 7 лет, поэтому развести источники изменений и ска­зать, связаны ли они непосредственно с процессами созрева­ния психологических функций или же с изменением средовых условий, ни в одной из этих работ не представляется возмож­ным. Тем не менее, одинаковая динамика и в фенотипических, и в генетических корреляциях свидетельствует, по-види­мому, о том, что в 7 лет меняются не только проявления не­которых психологических особенностей, но и механизмы, свя­занные с их регуляцией. Таким образом, независимо от ис­точника изменений в структуре когнитивных характеристик, эти изменения затрагивают глубинные процессы когнитивно­го функционирования.

Таким образом, данные, полученные в генетических ис­следованиях интеллекта 7-летних детей, являются хорошим примером того, как разные способы оценки возрастных изме­нений могут приводить к близким по смыслу выводам.

Завершая описание работ, посвященных проблеме раз­вития когнитивных характеристик, отметим, что наиболее инте­ресные из этих исследований, организованные по схеме лонгитюдного метода и позволяющие поэтому оценить не только генотип-средовые составляющие вариативности когнитивных характеристик, но и роль генотипа и среды в их стабильнос­ти и преемственности, не выходят за пределы подросткового возраста. Данные, касающиеся периода зрелости, крайне ма­лочисленны, получены только в сравнительно-возрастных ис­следованиях и только методом близнецов. В связи с этим де­лать какие-то определенные выводы о возрастной динамике генотип-средовых отношений во взрослом возрасте в настоя­щее время можно лишь с большой осторожностью.

В целом, можно заключить, что влияние генотипа на межиндивидуальную изменчивость когнитивных характерис­тик оказывается существенным и имеет тенденцию увеличи­ваться с возрастом.

 

5. В отличие от исследований когнитивных способностей, в которых делается попытка проследить теоретически одни и те же психологические характеристики (интеллект, специаль­ные способности) в разных возрастах, исследования личнос­ти, проводимые в психогенетике, отчетливо разделяют­ся на две группы. В детском возрасте анализируются особен­ности темперамента и поведенческие характеристики, предположительно лежащие в основе личностных особенностей человека. Выборки испытуемых при исследовании детского возраста, как правило, бывают небольшими и обычно исчис­ляются несколькими десятками пар. У взрослых исследуется стандартный набор личностных свойств, и выборки в этой возрастной группе насчитывают сотни, а иногда и тысячи ис­пытуемых..

Близнецовые исследования, проведенные на детях. При описании исследований темперамента, выполненных в психогенетике, были приведены резуль­таты работ, проведенных на выборках разного возраста. На­помним, что при сравнении сходства близнецов в первые не­дели их жизни ДЗ близнецы оказываются не менее (а по неко­торым особенностям темперамента — и более) похожими внутрипарно, чем МЗ близнецы. Иначе говоря, ин­дивидуальные различия в свойствах темперамента в этот пе­риод совершенно не связаны с генотипическими различиями, а полностью определяются теми или иными средовыми усло­виями развития младенцев. О том, что представляют собой эти средовые условия, в настоящее время сказать трудно. По предположению автора работы, сходство и МЗ, и ДЗ близне­цов объясняется тем, что особенности темперамента ново­рожденных близнецов связаны с особенностями пренатального (внутриутробного) и перинатального (процесса родов) пе­риодов развития. В пользу этого предположения свидетельству­ют данные о связи внутрипарного сходства близнецов по неко­торым особенностям темперамента со сходством их веса и со сходством их физиологической зрелости (Loehlin J.C., 1992).

В более старшем возрасте вариативность поведенческих особенностей, относимых к темпераменту, обнаруживает связь с генотипом. При этом показатели внутрипарного сходства, полученные разными авторами, варьируют в очень широких пределах. Например, в исследовании, проведенном на 6-ме­сячных близнецах (Chen C.J. et al., 1989, цит. по Loehlin J.C., 1992), внутрипарное сходство оказалось равно 0,80 для МЗ и 0,60 — для ДЗ близнецов. Данные, полученные на том же воз­расте в Луизвильском исследовании (Wilson R., Matheny A., 1986), продемонстрировали внутрипарное сходство, равное 0,40 и 0,16 для МЗ и ДЗ близнецов соответственно.

Обобщив результаты четырех исследований первого года жизни, в которых свойства темперамента оценивались разны­ми методами (с помощью разных опросников, экспертных оценок, лабораторных наблюдений), Дж.Лоэлин пришел к выво­ду, что различия в величине внутрипарного сходства между МЗ и ДЗ близнецами в этом возрасте равны в среднем 0,12 и, таким образом, средний показатель наследуемости равен 0,24 (Loehlin J.C., 1992).

Результаты работ, проведенных на близнецах от первого года жизни до двух лет, демонстрируют похожие результаты: показатели внутрипарного сходства МЗ и ДЗ близнецов варьи­руют, но показатели наследуемости при этом, как правило, ос­таются в диапазоне от 0,20 до 0,40 (например, Goldsmith H.H., Campos J.J., 1986), а средний показатель наследуемости в этом возрасте оказывается равен 0,27 (Loehlin J.C., 1992).

Изменения свойств темперамента, происходящие с возра­стом, также оказываются более похожими у партнеров МЗ пар, по сравнению с партнерами ДЗ пар.

Рассмотрев изменения свойств темперамента на различ­ных отрезках времени (например, от 9 до 12 месяцев, от 6 до 12 и 18 месяцев, от трех до четырех лет), авторы Луизвильского близнецового лонгитюда получили отчетливые различия во внутрипарных корреляциях МЗ и ДЗ близнецов, при этом чем старше становились близнецы, тем больше были различия меж­ду МЗ и ДЗ близнецами (таблица 8.13). Сравнив степень сход­ства МЗ и ДЗ близнецов в возрастных изменениях свойств тем­перамента, Дж.Лоэлин определил средние внутрипарные корре­ляции МЗ и ДЗ близнецов. Они оказались равны 0,51 и 0,22 для МЗ и ДЗ близнецов соответственно (Loehlin J.C., 1992). Таким образом, изменение с возрастом свойств темперамента испыты­вает влияние генотипа.

В более старшем возрасте, в начале школьного обучения, вклад генотипа в вариативность свойств темперамента (как об этом свидетельствуют немногочисленные исследования) сохра­няется примерно на том же уровне, то есть индивидуальные различия в динамических особенностях поведения, наблюдае­мые в этом возрасте, оказываются связаны с генотипом.

Исследования приемных детей. Исследования, проведенные методом приемных детей и посвященные анализу роли генотипа и среды в свойствах темпе­рамента (в их вариативности), в значительной степени отлича­ются от результатов, полученных близнецовым методом. Как говорилось, показатели наследуемости свойств темпе­рамента, определенные в исследованиях приемных детей, оказываются ниже, чем в близнецовых работах.

В Колорадском исследовании приемных детей (на се­годняшний день наиболее подробном и длительном исследо­вании темперамента, проведенном методом приемных детей) особенности личностной сферы, в том числе и темперамента, определялись с помощью трех источников информации — оце­нок экспериментаторов, проводивших тестирование когни­тивных особенностей детей, оценок обоих родителей и экс­пертных оценок видеозаписи, сделанной в процессе тестиро­вания детей. Опубликованные в настоящее время результаты касаются первых 10 лет жизни детей, а наиболее детально про­анализированы первые 4 года (Plomin R. et al., 1988; DeFries J.C., 1994).

Анализ результатов в Колорадском исследовании про­водится таким образом, чтобы можно было оценить: 1) воз­растные изменения индивидуальных различий; 2) возрастные изменения генотип-средового соотношения; 3) генетическое и средовое опосредование связей между характеристиками; 4) генетические изменения; 5) генотип-средовое взаимодействие; 6) генотип-средовые корреляции (Plomin R, et al., 1988). Соот­ветственно этим задачам исследования далее описаны наибо­лее интересные данные, полученные в Колорадском исследо­вании приемных детей.

1. При анализе возрастных изменений рассматривались изменения с возрастом вариативности (дисперсии) характери­стик, изменение ковариации переменных и изменение межвоз­растной ковариации (возрастной стабильности признака).

Изменения в вариативности (изменения в широте инди­видуальных различий) являются исключительно важными по двум причинам. Во-первых, они влекут за собой изменение оценок генотип-средового соотношения. Во-вторых, времен­ное увеличение вариативности может свидетельствовать о том, что индивидуальные различия играют важную роль в этот период развития. Эти изменения оценивались с помощью ко­эффициента вариативности и продемонстрировали лишь небольшую дифференциацию показателей темперамента с воз­растом. Иначе говоря, вариативность разных свойств темпе­рамента (то есть широта индивидуальных различий в этих свойствах) примерно одинакова и мало меняется с возрастом. Нет особых изменений и в ковариации между признаками (на­пример, в факторных структурах свойств темперамента, по­лученных от одного года до четырех лет).

Возрастная стабильность показателей темперамента ока­зывается высокой только по данным, полученным при опро­се родителей. Оценки экспериментаторов и экспертов, оцени­вавших видеозаписи, обладают низкой стабильностью.

2. Возрастные изменения в природе индивидуальных раз­личий, то есть в генотип-средовых соотношениях, оказываются также несовпадающими при разных способах получения ин­формации: по оценкам экспериментаторов, полученным в пер­вые годы жизни ребенка, можно говорить о наследуемости ин­дивидуальных различий в таких переменных, как ориентация в задании, аффективность—экстравертированность и активность, причем показатели наследуемости мало меняются с возрастом и оказываются ниже, чем в близнецовых исследованиях. По оцен­кам родителей внутрипарное сходство в этом возрасте родных сибсов и усыновленных, генетически различных, детей не отли­чается по величине. В более старших возрастах (7—10 лет) на основании экспертных оценок можно говорить о генетической обусловленности двух характеристик темперамента — социабельности и активности (Schmitz S., 1994).

3. В исследовании были установлены связи между осо­бенностями темперамента и показателями когнитивного раз­вития (средняя корреляция по разным особенностям темпера­мента и трем тестам интеллекта равна 0,36). Однако у двух­летних детей кросс-корреляции (корреляции между свойства­ми темперамента одного ребенка в семье и интеллектом дру­гого) не отличаются от нуля как у приемных, генетически не связанных между собой детей, так и у биологических сибсов (родных братьев и сестер). Это очень важный результат, по­скольку он свидетельствует о том, что в 2 года ни генотип, ни общая среда не опосредуют связей между когнитивной и лич­ностной сферами. В 3 года кросс-корреляции между некото­рыми особенностями темперамента и интеллектом достигают почти 0,30, но также не различаются у приемных и биологи­ческих сибсов, то есть спустя год появляется опосредование связей между темпераментом и интеллектом общей средой.

4. Генетические изменения от возраста к возрасту могут составлять значимую величину, если вариативность характе­ристики испытывает влияние генотипа. Иначе говоря, о гене­тических изменениях можно говорить тогда, когда в исследу­емых возрастах получены более или менее высокие показате­ли наследуемости. Как уже говорилось, при анализе родитель­ских оценок темперамента детей показатели наследуемости оказались низкими. На этом основании можно было ожидать низких оценок генетического опосредования возрастных из­менений, несмотря на сравнительно высокую фенотипическую (наблюдаемую в реальном поведении) стабильность свойств темперамента. Полученные данные подтвердили эти ожидания. Они отчетливо продемонстрировали, что фенотипическая стабильность свойств темперамента в возрасте от одно­го года до четырех лет может иметь только средовую обус­ловленность: внутрипарное сходство родных братьев и сестер не превышает, а часто оказывается и ниже внутрипарного сход­ства генетически не связанных между собой детей, живущих с родителями-усыновителями.

5. Генотип-средовое взаимодействие определяет, в ка­кой степени эффект, оказываемый средой, зависит от геноти­па человека, живущего в этой среде. Некоторые средовые усло­вия могут оказаться более благоприятными для людей с од­ним генотипом и менее благоприятными для людей с другим генотипом.

Р.Пломин с соавторами (Plomin R., 1991; Plomin R., et al., 1977, цит. по Plomin R. et al., 1988) предложили способ определения генотип-средового взаимодействия в исследова­нии приемных детей. При этом применяется двухфакторная схема анализа. Ге­нотип усыновленного ребенка (который оценивается по дан­ным его биологических родителей) и условия развития (кото­рые оцениваются по любой характеристике семьи усыновите­лей) сопоставляются с некоторой переменной, гипотетически зависимой от генотипа и регистрируемых условий среды.

В Колорадском проекте была получена связь активнос­ти приемных детей (в 1 год) с активностью их биологических матерей в зависимости от жесткости дисциплины в семье, ус­танавливаемой их родителями-усыновителями. При склонно­сти родителей ограничивать свободу ребенка эта связь была, в менее жестких условиях — пропадала. В 2 года активность ребенка была связана с активностью их биологических мате­рей, если в семье реализовывался более жесткий стиль отно­шений. Таким образом, большая регламентация семейных от­ношений приводит к увеличению показателя наследуемости по такому свойству темперамента, как активность.

У приемных детей, чьи матери имеют более высокий не­вротизм, наблюдалось больше поведенческих проблем, неза­висимо от невротизма усыновивших из матерей. Высокий же невротизм матерей-усыновителей приводил к росту поведен­ческих проблем у всех детей, в том числе и тех, чьи биологи­ческие матери имеют низкий невротизм.

Сходство родителей и детей также проявляется в зави­симости от средовых условий и от психологических особен­ностей родителей и детей. Так, в три года сходство детей и родителей по интеллекту зависит от уровня активности ре­бенка, то есть, как интерпретируют этот факт авторы иссле­дования, "влияние интеллекта родителей на интеллект ребен­ка тем выше, чем выше у ребенка уровень активности" (Plomin R. et al., 1988, с.242).

Возрастная стабильность интеллекта меняется в зависи­мости от невротизма биологических матерей (чем ниже не­вротизм, тем выше межвозрастные корреляции, то есть воз­растная стабильность баллов интеллекта). Средовые же усло­вия больше влияют на уровень интеллекта тех детей, которые имеют высокую эмоциональность. Таким образом, темпера­мент может выступать как условие развития интеллекта.

6. Генотип-средовая корреляция показывает, в какой сте­пени среда соответствует генотипу детей (или — при противо­положном знаке корреляции — противопоказана их генотипу).

Рассуждения, лежащие в основе определения генотип-средовой корреляции, состоят в том, что при положительной корреляции генотипа и среды фенотипическая вариативность увеличивается, а при отрицательной корреляции — уменьшается, что непосредственно следует из определения фенотипической дисперсии:

Vp = VG + VE + 2 cov (GE)

Методы определения, например, положительной пас­сивной генотип-средовой корреляции (то есть наблюдаемой в тех случаях, когда ребенок с момента рождения попадает в среду, благоприятную для его генотипа) состоит в сопостав­лении дисперсий интересующего свойства у приемных детей и у детей, живущих в собственных семьях. У приемных детей при значительной генотип-средовой корреляции фенотипи­ческая дисперсия должна быть меньше, поскольку один из ее компонентов — 2cov(GE) — у них отсутствует: родители-усы­новители не имеют с ними общих генов.

При исследовании генотип-средовых корреляций вновь были обнаружены расхождения между данными, полученны­ми от разных экспертов. Так, оценки экспериментаторов по­казали, что вариативность аффективности—экстраверсии у детей, живущих в собственных семьях, на 34% превосходит вариативность этого же показателя у приемных детей в 1 год. В 2 года отличия равны 3%, в 3 года — 8%, в 4 года вариа­тивность этого показателя у приемных детей начинает несколь­ко превосходить вариативность аффективности—экстравер­сии детей, живущих со своими родителями. В целом, пример­но половина данных о темпераменте, полученных от экспери­ментаторов, свидетельствует о том или ином уровне (преиму­щественно небольшом) генотип-средовой корреляции.

По оценкам, полученным от родителей, генотип-средовые корреляции почти не обнаруживаются, за исключением небольших различий между приемными и неприемными деть­ми по эмоциональности: в 1 год вариативность эмоциональ­ности у детей, живущих со своими биологическими родителя­ми, выше на 17%, в 2 года — на 12%, в 3 года разницы меж­ду приемными и неприемными детьми по вариативности эмо­циональности не обнаружено.

Приведенные данные о динамике в изменениях величи­ны генотип-средовой корреляции хорошо соответствуют пред­ставлению о смене генотип-средовой корреляции от пассив­ной в младших возрастах к реактивной и активной в более старших возрастах, когда ребенок активно выбирает и даже сам формирует средовые условия в соответствии со своим ге­нотипом (Scan- S., McCartney, 1983; Scarr S., 1992).

По данным Колорадcкого исследования приемных де­тей, в более старшем возрасте (в 7, 8, 9 и 10 лет) существен­ных влияний генотипа на вариативность свойств темперамен­та не обнаруживается, а индивидуальные различия, наблюда­емые в свойствах темперамента, оказываются связаны почти исключительно с различающейся средой (Schmitz S., 1994).

В целом, по результатам лонгитюдного исследования приемных детей можно сделать следующие выводы. Оценки наследуемости, полученные для свойств темперамента, оказа­лись значительно ниже, чем те, которые определялись по близ­нецовым данным (например, в Луизвильском близнецовом лонгитюде). Низкая генетическая обусловленность индивиду­альных различий, относящихся к свойствам темперамента, наблюдалась на протяжении всего рассматривавшегося воз­растного периода с первого года жизни до 10 лет. Роль гене­тических влияний в фенотипической стабильности темпера­мента чрезвычайно мала. Данные о генотип-средовых взаи­модействиях и корреляциях демонстрируют немногочислен­ность значимых связей, хотя есть некоторые свидетельства в пользу смены вариантов генотип-средовой ковариации от пас­сивной к реактивной и активной.

Причины расхождений в результатах близнецовых ис­следований и исследований приемных детей авторы генети­ческих работ видят в неаддитивном наследовании свойств тем­перамента и в специфической МЗ и ДЗ среде, увеличивающей сходство МЗ близнецов и уменьшающей сходство ДЗ близне­цов.

Исследования личностной сферы подростков и взрослых Роль генотипа и среды в вариативности особенностей личностной сферы подростков и взрослых исследована в психогене­тике фрагментарно, и поэтому детально проанализи­ровать возрастные изменения генотипических и средовых влия­ний в вариативности свойств темперамента и личности не пред­ставляется возможным. Тем не менее, даже те немногие данные, которыми располагает на сегодняшний день генетика поведе­ния, позволяют выявить некоторые тенденции в возрастных из­менениях генотип-средовых соотношений.

При исследовании темперамента в тех немногих близне­цовых работах, которые были проведены на подростковом и взрослом возрасте, как правило, обнаруживается влияние гено­типа на вариативность тех же свойств, что и в детском возрас­те. К ним относятся активность, эмоциональность и социабельность. Принято считать, что генотип определяет примерно 30— 40% вариативности свойств темперамента, а оставшаяся часть фенотипической вариативности связана почти исключительно с различающейся средой. Никаких оснований предполагать изме­нение генотип-средового соотношения в вариативности свойств темперамента от подросткового ко взрослому возрасту в насто­ящее время в психогенетике нет.

Несколько подробнее, чем другие особенности личност­ной сферы, изучены особенности эктраверсии—интроверсии и невротизма.

В Лондонском исследовании близне­цов сопоставлялись три группы показателей — внутрипарное сходство взрослых близнецов, внутрипарное сходство близнецов подросткового возраста и сходство родите­лей и детей (Eaves L.J., Eysenck H.J., Martin N.G., 1989). В этом исследовании были получены высокие и практи­чески совпадающие в обоих возрастах показатели наследуемос­ти экстраверсии, невротизма и психотизма, проде­монстрирована важная роль различающейся среды в вариатив­ности свойств личности и показана преемственность генетичес­ких влияний от подросткового ко взрослому возрасту. Таким образом, результаты Лондонского исследования близнецов ука­зывают на то, что влияние генотипа на экстраверсию—интроверсию, невротизм и психотизм, начиная с подросткового воз­раста, оказывается стабильным и определяет 40—50% их вари­ативности. Столь же стабильным оказывается и вклад различа­ющейся среды в вариативность этих трех свойств, который обусловливает не менее половины вариативности в показателях экстраверсии, невротизма и психотизма.

Аналогичный вывод, то есть признание того, что вклад генотипа в вариативность экстраверсии и невротизма не меня­ется с возрастом, был сделан в финском близнецовом исследо­вании (Rose D., Kaprio J., 1988, цит. по Loehlin J.C., 1992). Раз­бив выборку взрослых близнецов (24—49 лет) на 5 возрастных групп (24—29 лет, 30—34 года и т.д.), исследователи обнаружи­ли примерно одинаковые показатели внутрипарного сход­ства близнецов во всех возрастах. Показатели наследуемости экстраверсии и невротизма оказались близки к тем, которые были получены в Лондонском близнецовом исследовании.

Сохранность примерно одной и то же величины генотипической составляющей в дисперсии свойств личности на про­тяжении взрослого возраста не всегда подтверждается в дру­гих работах. Так, проанализировав внутрипарное сходство показателей экстраверсии—интроверсии и невротизма в трех возрастных группах (16—28, 29—38 и 39—48 лет), исследова­тели получили более низкие показатели наследуемости и не­которое снижение показателей наследуемости с возрастом. Для невротизма это снижение было примерно одинаковым и у мужчин, и у женщин, для экстраверсии — наблюдалось толь­ко у мужчин.

Исследование близнецов преклонного возраста (Plomin R., McCleam G.E., 1990) выявило тот факт, что генотип опреде­ляет 41% вариативности экстраверии и 31% вариативности по­казателей невротизма. При этом влияние различающейся сре­ды, как и в других работах, значительно превышало общесредовое. Вклад различающейся среды в общую дисперсию при­знака был равен в этом исследовании более чем 50% для экстра­версии, и более чем 60% — для невротизма.

В ряде исследований была предпринята попытка выяс­нить связь внутрипарных различий с возрастом. Если различия между партнерами близнецовой пары (например, разность меж­ду показателем экстраверсии одного близнеца и показателем экстраверсии другого близнеца) положительно коррелируют с возрастом, это свидетельствует о том, что с годами близнецы становятся все менее похожими. Н.Мартин и Р.Джардайн про­анализировали с этой точки зрения данные Австралийского исследования взрослых близнецов (Martin N., Jardine R., 1986, цит. по Loehlin J.C., 1992). Всю выборку близнецов, возраст ко­торых был от 18 до 88 лет, они разделили на 5 подгрупп — МЗ-мужчины, МЗ-женщины, ДЗ-мужчины, ДЗ-женщины и разнопо­лые близнецы. Численность подгрупп варьировала от 351 до 1233 пар, что позволяет предположить высокую надежность по­лученных результатов, которые состоят в следующем.

Внутрипарные разности по показателям экстраверсии не обнаружили значимых связей с возрастом. Что же касается по­казателей невротизма, то в одной из групп — ДЗ женщин — были получены положительные корреляции между внутрипар-ными разностями по невротизму и возрастом. Таким образом, чем старше становятся ДЗ близнецы, тем больше они различа­ются по невротизму.

Для объяснения результатов этого исследования пред­лагаются две совершенно различные интерпретации (Loehlin J.C., 1992). Во-первых, учитывая, что возраст, как правило, связан с длительностью раздельного проживания близнецов, можно предположить, что средовые различия, являющиеся следствием частичного разлучения близнецов, приводят к тому, что близнецы становятся все менее похожими по невротизму. Во-вторых, обращается внимание на то, что исследование про­ведено методом поперечных срезов, и, следовательно, в его результатах смешиваются возрастные и когортные различия: как говорилось в начале этой главы, люди разного возраста могут отличаться не только потому, что они прожили разное количество лет, но и из-за того, что они принадлежат к раз­ным возрастным когортам и их становление происходило в несколько отличающихся средовых условиях. Отдать предпочтение одной из этих интерпретации можно будет лишь тогда, когда данные о возрастных различиях будут получены в лонгитюдном исследовании, то есть при длительном про­слеживании одной и той же группы людей. В настоящее вре­мя таких исследований нет.

При исследовании роли генотипа и среды в возрастных изменениях других свойств личности была проделана такая же обобщающая работа, что и при исследовании возрастных изменений интеллекта. Были собраны близнецовые работы, проведенные в генетике поведения почти за 20 лет, и подсчи­таны средние показатели наследуемости для разных свойств личности. Авторы этой работы, К.Маккартней с соавторами (McCartney К., Harris M.J., Berniery F., 1990), обобщили дан­ные 103 исследований и сгруппировали все личностные свой­ства, рассматривавшиеся в этих исследованиях, в 8 катего­рий. В каждой категории личностных черт были подсчитаны внутрипарные корреляции для МЗ и ДЗ близнецов. Во всех случаях МЗ близнецы оказались внутрипарно более похожи­ми, чем ДЗ близнецы, а средние внутрипарные Корреляции равнялись 0,51 для МЗ и 0,22 для ДЗ близнецов.

Прокоррелировав возраст близнецов (средний возраст, называвшийся в каждой из 103-х работ, и варьировавший от года до 50 лет) с внутрипарными корреляциями близнецов, полученными в этих работах, авторы обнаружили, что в боль­шинстве случаев возраст и внутрипарное сходство связаны отрицательно: чем старше становятся близнецы, тем меньше они похожи друг на друга. Средний коэффициент корреляции между возрастом и внутрипарным сходством оказался равен -0,30 для МЗ и -0,32 для ДЗ близнецов.

Обратим внимание на результаты этого исследования, поскольку описанный в нем факт отличает эмпирику лично­стных исследований от данных, полученных при изучении ин­теллектуальных особенностей. Если при исследовании интел­лекта было показано, что внутрипарное сходство МЗ и ДЗ близнецов имеет разные возрастные тенденции — несколько увеличивается у МЗ близнецов и существенно уменьшается у ДЗ близнецов, то при исследовании личности было проде­монстрировано значительное снижение внутрипарного сход­ства и у тех и у других.

Выяснение генотипических и средовых факторов в вариа­тивности личностных черт на выборке преклонного возраста показало, что генотип в той или иной степени детерминирует многие личностные особенности (Plomin R., McCleam G.E., 1990). Показатели наследуемости, выделенные при построении моделей, оказались равны 0,45 для импульсивности, 0,23 — для избегания монотонии, 0,39 — для эмоциональности, 0,39 — для страха, 0,28 — для гнева, 0,23 — для активности, 0,24 — для со-циабельности, 0,41 — для открытости новому опыту.

Значения медиан для 12 личностных особенностей, анали­зировавшихся в этом исследовании, равнялись 0,30 для показа­теля наследуемости и 0,08 — для показателя общей среды.

Таким образом, в преклонном возрасте вклад генотипа в вариативность личностных черт несколько снижается, по сравнению с предыдущими возрастами (где он равен пример­но 40%), но тем не менее остается значительным. Вклад об­щей среды в фенотипическую дисперсию, как и в более моло­дом возрасте (начиная с юношеского), оказывается практи­чески незначимым, а вклад различающейся среды определяет наибольшую часть вариативности свойств личности.

Подводя итог исследованиям личностной сферы в воз­растной психогенетике, можно сказать, что эти исследо­вания, несмотря на их относительно небольшое количество, позволяют выявить интересные возрастные тенденции. Во-первых, с возрастом уменьшается внутрипарное сходство близ­нецов по многим особенностям личности. Во-вторых, посколь­ку это уменьшение часто свойственно и МЗ, и ДЗ близнецам, то показатели наследуемости мало меняются на протяжении периода зрелости. Если же в период зрелости какие-то возра­стные изменения происходят, то они связаны с некоторым уменьшением показателей наследуемости. В-третьих, в пре­клонном возрасте показатели наследуемости особенностей личности (их вариативности) несколько снижаются. В-четвер­тых, на протяжении подросткового и взрослого возраста, вклю­чая преклонный, сохраняется весьма значимая роль различаю­щейся среды. Компонента фенотипической дисперсии, связан­ная с различающейся средой, обусловливает большую часть ва­риативности свойств личности и имеет тенденцию увеличи­ваться с возрастом.

 

 

Приложение

к лабораторному занятию № 14

«Психогенетические исследования психического дизонтогенеза»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.