Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гл а в а 1. Психология как наука 1 страница




(095) 967-15-72

e-mail: [email protected]

www. prospekl.org


Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с.



Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected]


3 of 147


Рекомендовано Учебно-методическим центром «Классический учебник»

в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по направлению «Психология» и специальностям

«Клиническая психология», «Общая психология»

УДК 159.9(075.8) ББК 88я73 Т35

Тертель А. Л. Т35 Психология. Курс лекций: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 248 с.

ISBN 5-482-00430-9

В учебном пособии раскрыты основные теоретические вопросы курса «Психология»: предмет, методы, задачи,

принципы, описаны структура, регуляторные процессы и состояния психики. Большое внимание уделено исследованиям

личности, деятельности и мотивации человека, мышлению, речи и общению.

Пособие написано в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального

образования Российской Федерации и содержит основные вопросы, включаемые в билеты для зачетов и экзаменов.

Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, научных и практических работников, а также всех интересующихся

вопросами психологии.

УДК 159.9(075.8) ББК 88я73

Учебное издание Тертель Александра Львовна

ПСИХОЛОГИЯ. КУРС ЛЕКЦИЙ Учебное пособие

Подписано в печать 01.09.05. Формат 60Х88 1/16. Печать офсетная. Печ. л. 15,5. Тираж 3000 экз. Заказ № 2496.

ООО «ТК Велби».

107120, Москва, Хлебников пер., д. 7, стр. 2.

Отпечатано с диапозитивов в ФГУП «Печатный двор» им. А. М. Горького

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.

ISBN 5-482-00430-9

© А. Л. Тертель, 2006

© ООО «Издательство Проспект», 2006


Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с.



Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected]


4 of 147


Электронное оглавление

Электронное оглавление........................................................................................................... 4

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА............................................................................. 9

Предмет психологии............................................................................................................................................................. 10

ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ И
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ.......................................................... 11

Житейская психология......................................................................................................................................................... 11

Развитие психологических знаний в античной философии....................................................................................... 12

Учение о душе........................................................................................................................................................................... 12

Развитие психологической мысли в эпоху Средневековья и в эпоху Возрождения.......................................... 13

Развитие психологии в Новое время................................................................................................................................ 14

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ ПЕРИОДА ЕЕ РАЗВИТИЯ КАК
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ......................................................................................... 18

Экспериментальная психология сознания..................................................................................................................... 18

Бихевиоризм и необихевиоризм........................................................................................................................................ 20

Гештальтпсихология............................................................................................................................................................ 21

Психоанализ и теория бессознательного....................................................................................................................... 22

Когнитивная психология..................................................................................................................................................... 22

Основные достижения отечественной психологии начала XX века...................................................................... 23

Принцип деятельности в психологии........................................................................................................................................ 23

Культурно-исторический подход в психологии........................................................................................................... 24

ГЛАВА 4. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ................................................................................. 24

Метод наблюдения............................................................................................................................................................... 24

Метод эксперимента............................................................................................................................................................. 26

Метод опроса: интервью и анкетирование................................................................................................................... 26

Шкалирование....................................................................................................................................................................... 27

Тестирование.......................................................................................................................................................................... 28

Основные требования к тесту............................................................................................................................................ 29

Основные разновидности тестов личности.................................................................................................................... 29

ГЛАВА 5. СТРУКТУРА ПСИХИКИ................................................................................... 32

Основные стадии развития психики в филогенезе....................................................................................................... 33

Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А. Н. Леонтьеву и К. Э. Фабри)

............................................................................................................................................................................... 33

Продолжение.................................................................................................................................................... 34

Окончание......................................................................................................................................................... 35

Различие между психикой человека и животного........................................................................................................ 36

Возникновение сознания как главное событие антропогенеза................................................................................................. 37

Сознание —........................................................................................................................................................... 37

Научение................................................................................................................................................................................. 38

Реактивное научение............................................................................................................................................................ 39

Активное научение. Оперантное обуславливание...................................................................................................... 39

Научение через наблюдение.............................................................................................................................................. 40

Когнитивное научение......................................................................................................................................................... 41

Инсайт...................................................................................................................................................................................... 41

ГЛАВА 6. СТРОЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА...... 42

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.................................................................................................................................................................. 42

Схема анализа деятельности.................................................................................................................................................... 43

Социальная адаптация........................................................................................................................................................ 43

Виды деятельности................................................................................................................................................................... 44

Периодизация психического развития ребенка..................................................................................... 45

Игровая деятельность............................................................................................................................................................... 46

Игровые отношения детей................................................................................................................................. 46

Сюжет игры........................................................................................................................................................... 46

Содержание игры................................................................................................................................................ 46

Роль игры в психическом развитии ребенка............................................................................................................................. 47

Учебная деятельность............................................................................................................................................................... 47

Структура учебной деятельности............................................................................................................................................. 47

Основные положения теорий учения и обучения............................................................................................................. 47

1. Ассоциативная теория (П. А. Шеварев)................................................................................................... 47

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 4


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected]


5 of 147


2. Теория аналитико-синстетических основ обучения (С. Л. Рубинштейн, И. А. Менчинская, Д. Н. Богоявленская).. 48

3. Теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин)................................ 48

4. Теория развивающего обучения (В. Давыдов и Д. Эльконин).......................................................... 48

Успешность учебной деятельности.......................................................................................................................................... 49

1. Мотивация достижения................................................................................................................................. 49

2. Формирование волевых качеств личности.............................................................................................. 50

Навыки и умения.................................................................................................................................................................... 50

1. Навык................................................................................................................................................................. 50

Упражнение........................................................................................................................................................... 50

ГЛАВА 7. МОТИВАЦИЯ....................................................................................................... 51

Потребности. Виды потребностей.................................................................................................................................... 51

Решение проблемы мотивации в рамках бихевиоризма.......................................................................................................... 52

Психоаналитические теории мотивации.................................................................................................................................. 52

Гуманистические теории мотивации........................................................................................................................................ 53

Удовлетворение потребностей.......................................................................................................................................... 54

Мотивы..................................................................................................................................................................................... 55

Мотивация............................................................................................................................................................. 55

Мотивационная сфера личности.............................................................................................................................................. 56

Связь между мотивами, потребностями и эмоциями................................................................................................................ 56

ГЛАВА 8. РЕГУЛЯТОРНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПСИХИКИ................................................ 57

Эмоции..................................................................................................................................................................................... 57

Функции эмоций....................................................................................................................................................................... 57

Виды эмоциональных состояний............................................................................................................................................. 59

1. Чувственный или эмоциональный тон...................................................................................................... 59

2. Собственно эмоции......................................................................................................................................... 59

3. Аффект................................................................................................................................................................ 59

4. Страсть............................................................................................................................................................... 60

5. Настроение....................................................................................................................................................... 60

Стресс....................................................................................................................................................................................... 60

Воля........................................................................................................................................................................................... 61

Волевой акт и структура волевого акта.................................................................................................................................... 62

Воля как активность.................................................................................................................................................................. 62

Локализация контроля.............................................................................................................................................................. 63

ГЛАВА 9. ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ.... 63

Ощущения................................................................................................................................................................................ 64

Свойства ощущений................................................................................................................................................................. 64

1. Модальность.................................................................................................................................................... 64

2. Локализация..................................................................................................................................................... 64

3. Интенсивность.................................................................................................................................................. 64

4. Продолжительность....................................................................................................................................... 65

Виды ощущений....................................................................................................................................................................... 65

1. Кинестетические ощущения......................................................................................................................... 65

2. Вестибулярные ощущения........................................................................................................................... 65

3. Кожная чувствительность............................................................................................................................ 65

4. Вкусовая чувствительность......................................................................................................................... 65

5. Обоняние............................................................................................................................................................ 65

6. С помощью слуха............................................................................................................................................. 65

7. Зрение................................................................................................................................................................. 66

Измерение ощущений............................................................................................................................................................... 66

Нижний абсолютный порог.............................................................................................................................. 66

Верхний абсолютный порог............................................................................................................................. 66

Разностный (дифференциальный) порог....................................................................................................... 66

Сенсорная адаптация......................................................................................................................................... 66

Синестезия............................................................................................................................................................. 66

Восприятие............................................................................................................................................................................... 66

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с.
 

1) целостность и структурность...................................................................................................................... 67

2) константност.................................................................................................................................................... 67

3) предметность восприятия —....................................................................................................................... 67

4) осмысленность................................................................................................................................................. 67

5) активность......................................................................................................................................................... 67

6) свойство апперцепции.................................................................................................................................. 67


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected]


6 of 147


Восприятие пространства и движения..................................................................................................................................... 68

1. Восприятие глубины и удаленности предметов................................................................................... 68

2. Восприятие движения................................................................................................................................... 68

3. Восприятие формы......................................................................................................................................... 68

Память...................................................................................................................................................................................... 69

Основные психологические подходы в исследованиях памяти............................................................................................... 69

1. Монистический подход................................................................................................................................. 69

2. Множественный (двойственный) подход................................................................................................. 69

Двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая память................................................................................ 71

Двигательная (моторная) память.................................................................................................................... 71

Эмоциональная память...................................................................................................................................... 71

Образная память.................................................................................................................................................. 71

Словесно-логическая память........................................................................................................................... 71

Произвольная и непроизвольная память.................................................................................................................................. 72

Непроизвольная память..................................................................................................................................... 72

Произвольная память......................................................................................................................................... 72

Эксплицитная и имплицитная память...................................................................................................................................... 72

Имплицитная память —..................................................................................................................................... 72

Эксплицитная память —.................................................................................................................................... 72

Кратковременная) оперативная и долговременная память..................................................................................................... 73

1. Кратковременная память.............................................................................................................................. 73

2. Оперативная память....................................................................................................................................... 73

Основные мнемические процессы..................................................................................................................................... 73

1. Запоминание..................................................................................................................................................... 73

2. Воспризведение............................................................................................................................................... 74

3. Забывание......................................................................................................................................................... 74

4. Хранение............................................................................................................................................................ 75

Внимание................................................................................................................................................................................. 75

Произвольное и непроизвольное внимание.............................................................................................................................. 76

Основные свойства внимания................................................................................................................................................... 76

1. Концентрация внимания............................................................................................................................... 76

2. Распределение внимания.............................................................................................................................. 77

3. Объем внимания............................................................................................................................................... 77

4. Переключение внимания............................................................................................................................... 77

Теоретические направления в исследованиях внимания......................................................................................................... 78

Внимание как активность личности................................................................................................................................... 78

Внимание как способ управления поведением и функция контроля................................................................................ 78

Внимание как результат организации деятельности......................................................................................................... 79

Воображение.......................................................................................................................................................................... 79

Основные функции воображения............................................................................................................................................. 80

1. Целеполагание —........................................................................................................................................... 80




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.