Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность




Категория «деятельность» наряду с другими основополагающими психологическими понятиями, такими,

как «сознание», «личность», «общение» и т. д., имеет статус общенаучных понятий и даже

междисциплинарных категорий. Деятельность — предмет изучения многих наук: философии, социологии,

физиологии, инженерных дисциплин, психологии.

Деятельностьэто форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на

достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей

или освоением социального опыта.

Более общей категорией, с помощью которой определяется деятельность, выступает общепсихологическое

понятие «отношения» (В. Н. Мясищев). Оно является синтезом всей системы взаимодействий человека с

миром, включает рационалистические, эмоциональные, межличностные и многие иные аспекты.

Максимально общий характер понятия «отношения», позволяя преодолеть рационалистические традиции в

трактовке деятельности, одновременно создает основу для охвата всех реальных разновидностей

деятельности, разных их типов и даже классов.

Деятельность — это, однако, не только одна из форм отношения; это очень специфическая форма

отношения, имеющая два основных признака.

Во-первых, это отношение продуктивного типа, предполагающее получение некоторого результата. Он

может быть представлен, однако, не только в форме какого-либо продукта (изделия, ценности и др.), но и в

виде освоения человеком тех или иных знаний, умений, других форм социального опыта. Тем самым данное

определение указывает на наличие трех основных типов деятельности — не только собственно трудовой, но

также и игровой, и учебной.

Во-вторых, деятельность — это такое отношение, которое регулируется осознаваемой целью как идеальным

образом будущего результата. Цель выступает так называемым системообразующим фактором

деятельности, т. е. главным критерием определения ее содержания, структуры и динамики. И в этом

заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека (скажем, от

импульсивной, непроизвольной активности). Содержание деятельности именно целью (изготовление

какого-либо продукта, получение каких-либо знаний).

Деятельностьэто целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта.

Наряду с этими аспектами существуют и иные, также важнейшие общепсихологические свойства

деятельности.

1. Предметность деятельности. Объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а
лишь будучи преобразованы

в процессе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Деятельность, в свою очередь, направлена на определенный «внешнеположенный» по отношению к субъекту объект, который выделяется им в качестве предмета своей целенаправленной активности.

2. Субъектность деятельности. Деятельность всегда социально обусловлена, а значит — связана со значениями, зафиксированными в схемах, орудиях действия, в понятиях языка, социальных ролях и нормах. Свойство субъектности деятельности выражается в ее обусловленности всем прошлым опытом человека, его потребностями, его целями и мотивами, которые определяют направленность и избирательность деятельности.

3. Адаптивность деятельности, т. е. способность к гибким перестройкам и трансформациям при изменении условий ее реализации.

4. Системность деятельности. Деятельность предстает не рядоположеной суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. При этом особо важно то, что у деятельности как целостности возникают такие новые свойства, которых нет ни у отдельных ее компонентов, ни у их простой суммы, — так называемые системные качества деятельности. Деятельность является одной из наиболее сложных среди известных в настоящее время систем.

В деятельности проявляются, а также, согласно С. Л. Рубинштейну, формируются и развиваются человек и его психика. Введение категории деятельности в психологию изменило представление о психическом как уникальном, специфическом явлении, имеющем статус эпифеномена. Анализ деятельности и особенностей ее влияния на психику позволил по-иному подойти к вопросам исследования психического. Последнее стало рассматриваться и как результат (психический образ, умение, состояние, чувство и др.), и как процесс. По мнению С. Л. Рубинштейна, психическое объективно существует прежде всего как процесс — живой, предельно динамичный, пластичный и гибкий, непрерывный, никогда изначально полностью не заданный.

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 42


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected]


43 of 147


Психическое является таковым потому, что оно всегда формируется только в ходе непрерывно изменяющегося взаимодействия индивида с внешним миром и, следовательно, само непрерывно изменяется и развивается, все более полно отражая эту динамичность окружающей действительности и тем самым участвуя в регуляции всех действий, поступков и т. д. 1

Схема анализа деятельности

Деятельность представляет собой систему, состоящую из отдельных компонентов. Выделяют такие компоненты деятельности, как действия, операции, цели, мотивы и др. Каждый из этих компонентов представлен на определенном уровне деятельности.

1 Психология: Учеб. для гуманитарных вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2001. С. 116—117.

1. Мотивы. Одной из задач психологического анализа деятельности является выяснение побудительных
причин, по которым она осуществляется, или мотивов поведения. Мотив связан с деятельностью как
сложной системой. Это — не доступный непосредственному познанию гипотетический конструкт, с
помощью которого, согласно X. Хекхаузену, объясняется, как возникает поведение, как оно энергетически
обеспечивается, поддерживается, направляется, прекращается и какого рода субъективные реакции
происходят при этом в организме. Подробнее о мотивации и мотивах будет сказано в следующей главе.
Типичными особенностями ситуации, мотивирующей деятельность, являются интенсивность, необычность
и новизна. Термином мотив обозначают побуждения, объясняющие индивидуально-психологические
различия между людьми в протекании деятельности в идентичных условиях1.

Выделяют следующие виды мотивов: стремление к достижению успеха; избегание неудачи; уничижение (подчинение, мазохизм, самобичевание); аффилиация (стремление к установлению равных дружеских отношений); агрессия (стремление нанести вред другому); автономия (потребность в уединении); преодоление трудностей (стремление к преодолению препятствий); повиновение (подчинение авторитету); самооправдание; доминирование (стремление к власти); демонстративность (артистизм, самолюбование); избегание опасности и др.

2. Действие. Основным предметом изучения в психологической теории деятельности является уровень
действия. По словам С. Л. Рубинштейна, задача психологического изучения деятельности состоит именно в
том, чтобы, не превращая действие и деятельность в психологические образования, разработать подлинную
психологию действия.

Действие — это один из определяющих компонентов деятельности человека, который формируется под влиянием осознанного результата или цели. Именно действие, его генезис, структура и функции становятся основным предметом изучения в психологической теории деятельности. В структуру действия входят не только реактивные и исполнительные элементы, но и элементы экспрессии, чувствительности, памяти, предвидения и оценки. В целом действие состоит из трех частей: ориентировочной, исполнительной и контролирующей.

Существует несколько оснований для выделения видов действий. По форме психического отражения различают сенсорные, перцептивные, мнемические и другие виды действий. По соответствию различным видам деятельности выделяют игровые, учебные, трудовые и другие действия. По степени освоения действия различают внешние и внутренние действия. В действиях закреплен исторический опыт человечества, передача которого осуществляется в процессе общения ребенка и взрослого, а также двух и более взрослых людей между собой.

3. Операция. Операция — одна из составляющих деятельности, определяемая условиями выполнения
действия. Операция является 1 Психология: Учеб. для гуманитарных вузов / Под ред. В. Н. Дружинина.
СПб.: Питер, 2001. С. 118—119.

способом выполнения действия. Одна и та же операция может входить в структуру разных действий. Например, заучивать стихи можно при подготовке к уроку литературы (при совершении учебного действия) или для тренировки памяти (при совершении мнемического действия). Подобным же образом одно и то же действие может выполняться разными операциями: нередко для подготовки к ответственному выступлению оратор использует способ заучивания текста, но иногда он применяет мнемотехнические средства — метод размещения, метод ключевых слов и др. Операции формируются двумя способами: с помощью подражания и путем автоматизации действий. В отличие от действий, операции малоосознаваемы. Уровень психофизиологических основ деятельности образуют особенности протекания различных психических процессов, специфика системной психофизиологии и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.