Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монистический подход




Основные психологические подходы в исследованиях памяти

Память

Память — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. В памяти

различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Эти

процессы формируются в деятельности и определяются ей.

Память есть важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности. Роль памяти не

может быть сведена только к фиксации того, что «было в прошлом». Ведь никакое действие в «настоящем»

немыслимо вне процессов памяти; протекание любого, пусть даже самого элементарного психического акта

обязательно предполагает удержание каждого его элемента для «сцепления» с последующими. Без

способности к такому сцеплению невозможно развитие: человек оставался бы «вечно в положении

новорожденного».

Когнитивная психология, рассматривая память и как функцию, и как процесс одновременно и пытаясь

объяснить закономерности ее функционирования, представляет ее как развивающуюся, многоуровневую

систему хранилищ (сенсорный регистр, кратковременная память, долговременная память). Память как

система процессов организации информации в целях запоминания, сохранения и воспроизведения может

рассматриваться и как подструктура интеллекта — системного взаимодействия познавательных

способностей и имеющихся у личности знаний.

Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и

целостность человеческой личности.

Отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

2) по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную;

3) по продолжительности закрепления и сохранения материала — на кратковременную, долговременную и
оперативную.
Рассмотрим подробнее основные трактовки в изучении процесса памяти.

Экспериментальное изучение памяти началось в конце XIX в. В двух теоретических подходах, доминировавших в то время (ассоцианизме и психологии сознания), был намечен первый вариант решения проблемы разновидностей памяти.

1. Монистический подход. Позиция, развиваемая в ассоцианизме, а чуть позже и в бихевиоризме, состояла в
утверждении, что, несмотря на видимое различие типов и видов памяти, они отличаются друг от друга не
принципиально, а только разной степенью прочности ассоциаций, а последняя — величиной отсрочки
между научением (переработкой сигнала) и воспроизведением.

Монистическая точка зрения на природу памяти нашла свое развитие в экспериментальных процедурах. Основным требованием к экспериментальной схеме была квалификация условий, при которых образуются и упрочиваются ассоциации (или связи между стимулом и реакцией). Эта экспериментальная процедура вызывала много возражений, так как в основе такой методологии лежит допущение, что длительность физического действия стимула тождественна продолжительности его психологического воздействия и что временной интервал, отделяющий стимул от процесса его воспроизведения, является адекватной единицей для описания психологического феномена памяти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 2273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.