Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика проективного рисунка




Одной из самых интересных методик арт-терапии является проективный рисунок. Методика проективного рисунка интересна тем, что носит двоякий характер. С одной стороны, это замечательная диагностическая методика, с другой — она обладает всеми необходимыми техниками для того, чтобы оказывать психокорреционное воздействие. Проективный рисунок используется как в индивидуальной форме, так и в групповой работе.

Основная задача проективного рисунка состоит в выявлении и осознании трудновербализуемых проблем и

переживаний клиентов. Управляя и направляя тематику рисунков, можно добиться переключения внимания

ребенка или взрослого, концентрации его на конкретных значимых проблемах. Это особенно эффективно

при коррекции детских страхов1.

Темы, предлагаемые для рисования, могут быть самыми разнообразными и касаться как индивидуальных,

так и общегрупповых проблем. Обычно тема рисования охватывает:

1) собственное прошлое и настоящее («Моя самая главная проблема в общении с детьми», «Ситуации в жизни, в которых я чувствую себя неуверенно», «Мой обычный день»);

2) будущее или абстрактные понятия («Кем бы я хотел быть», «Три желания», «Остров счастья», «Страх»);

3) отношения в группе («Что дала мне группа, а я ей», «Что я ожидал, что получил от общения в группе»). В проективном рисовании используются следующие методики:

свободное рисование (каждый рисует, что хочет). Рисунки выполняются индивидуально, а обсуждение происходит в группе. Тема или задается, или выбирается членами группы самостоятельно. На рисование выделяется 30 мин, затем рисунки вывешиваются, и начинается обсуждение. Сначала о рисунке высказываются члены группы, а затем сам автор. Обсуждаются расхождения в интерпретации рисунка; коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, они общаются с помощью образов, линий, красок. После окончания процесса рисования происходит обсуждение процесса рисования. При этом обсуждаются не художественные достоинства созданного произведения, а те мысли, чувства по поводу процесса рисования, которые возникли у членов диад, и их отношение друг к другу в процессе рисования;

совместное рисование. Несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе (например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу в группе и т. д.). По окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования;

дополнительное рисование. Рисунок посылается по кругу — один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т. д.

Проективный рисунок способствует самопознанию, взаимопониманию и активизации группового процесса. При интерпретации проективного рисунка внимание обращается на содержание, способы выражения, цвет, форму, композицию, размеры. Часто в различных рисунках одного человека повторяются одни и те же темы — на это следует обратить внимание.

В проективном рисунке находят отражение непосредственное восприятие человеком той или иной ситуации, различные переживания, часто неосознаваемые и невербализуемые. 1 Осипова А. А. Общая психокоррекция. М., 2000. С. 191.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА................................................... 3

Предмет психологии........................................................................................... 5

ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ И ОСНОВНЫЕ

НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ......... 7

Житейская психология....................................................................................... 7

Развитие психологических знаний в античной философии.

Учение о душе...................................................................................................... 8

Развитие психологической мысли в эпоху Средневековья

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 144


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected]


145 of 147


и в эпоху Возрождения.................................................................................... 10

Развитие психологии в Новое время........................................................... 12

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ ПЕРИОДА ЕЕ РАЗВИТИЯ КАК

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ......... 20

Экспериментальная психология сознания................................................ 20

Бихевиоризм и необихевиоризм.................................................................... 24

Гештальтпсихология........................................................................................ 25

Психоанализ и теория бессознательного.................................................. 26

Когнитивная психология................................................................................. 27

Основные достижения отечественной психологии начала XX века.

Принцип деятельности в психологии.......................................................... 28

Культурно-исторический подход в психологии...................................... 29

ГЛАВА 4. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ........ 31

Метод наблюдения............................................................................................ 31

Метод эксперимента......................................................................................... 33

Метод опроса: интервью и анкетирование............................................... 34

Шкалирование.................................................................................................... 36

Тестирование...................................................................................................... 37

Основные требования к тесту.................................................................. 39

Основные разновидности тестов личности......................................... 40

ГЛАВА 5. СТРУКТУРА ПСИХИКИ.......................................................... 46

Основные стадии развития психики в филогенезе.................................. 46

Различие между психикой человека и животного.................................. 51

Возникновение сознания как главное событие антропогенеза.......... 53

Научение............................................................................................................. 55

Реактивное научение.................................................................................. 55

Активное научение. Оперантное обуславливание........................... 57

Научение через наблюдение................................................................... 58

Когнитивное научение............................................................................... 59

Инсайт............................................................................................................. 60

ГЛАВА 6. СТРОЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ......................... 61

Схема анализа деятельности......................................................................... 62

Социальная адаптация.................................................................................... 64

Виды деятельности......................................................................................... 66

Игровая деятельность...................................................................................... 68

Роль игры в психическом развитии ребенка.............................................. 69

Учебная деятельность...................................................................................... 70

Структура учебной деятельности. Основные положения теорий

учения и обучения............................................................................................. 71

Успешность учебной деятельности............................................................. 73

Навыки и умения................................................................................................ 75

ГЛАВА 7. МОТИВАЦИЯ.............................................................................. 78

Потребности. Виды потребностей............................................................... 78

Решение проблемы мотивации в рамках бихевиоризма................. 79

Психоаналитические теории мотивации............................................. 80

Гуманистические теории мотивации.................................................... 81

Удовлетворение потребностей..................................................................... 83

Мотивы................................................................................................................. 84

Мотивационная сфера личности.................................................................. 86

Связь между мотивами, потребностями и эмоциями.............................. 86

ГЛАВА 8. РЕГУЛЯТОРНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПСИХИКИ.................... 88

Эмоции.................................................................................................................. 88

Функции эмоций........................................................................................... 88

Виды эмоциональных состояний................................................................. 92

Стресс................................................................................................................... 94

Воля........................................................................................................................ 95

Волевой акт и структура волевого акта.............................................. 97

Воля как активность................................................................................... 98

Локализация контроля.............................................................................. 98

ГЛАВА 9. ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ.................... 101

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 145


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected]


146 of 147


Ощущения.......................................................................................................... 101

Свойства ощущений................................................................................. 102

Виды ощущений........................................................................................ 103

Измерение ощущений.............................................................................. 104

Восприятие........................................................................................................ 105

Восприятие пространства и движения............................................... 107

Память................................................................................................................ 109

Основные психологические подходы в исследованиях памяти... 110

Двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая память.......... 113

Произвольная и непроизвольная память........................................... 114

Эксплицитная и имплицитная память................................................. 115

Кратковременная, оперативная и долговременная память......... 116

Основные мнемические процессы........................................................ 117

Внимание............................................................................................................ 119

Произвольное и непроизвольное внимание...................................... 121

Основные свойства внимания................................................................ 122

Теоретические направления в исследованиях внимания.............. 125

Воображение.................................................................................................... 127

Основные функции воображения......................................................... 128

Формы воображения................................................................................ 129

Характеристики воображения............................................................... 130

ГЛАВА 10. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ......................................................... 132

Общая характеристика мышления............................................................ 132

Процесс мышления и решение задач......................................................... 135

Основные виды мышления...................................................................... 136

Творческое мышление............................................................................. 138

Язык и речь. Связь мышления с развитием речи.................................... 139

Коммуникативная функция речи.......................................................... 140

Интеллектуальная функция речи......................................................... 141

Концепция внутренней речи Л. С. Выготского................................ 141

Практические приложения использования речи............................. 142

Интеллект........................................................................................................... 146

ГЛАВА И. ЛИЧНОСТЬ. ИССЛЕДОВАНИЯ...................................... 149

Представление о личности в отечественной психологии.................. 149

Личность и индивидуальность................................................................... 151

Основные этапы формирования личности.............................................. 152

Критерии сформировавшейся личности................................................. 154

Главные направления в зарубежной теории личности....................... 155

Бихевиоризм................................................................................................. 155

Психоаналитическая теория личности............................................. 158

Функции «защитных механизмов» личности................................... 160

Аналитическая теория личности......................................................... 162

Гуманистическая психология............................................................... 164

Когнитивная теория личности.............................................................. 166

Когнитивный диссонанс......................................................................... 168

Диспозициональная теория личности................................................ 170

Формирование Я-концепции индивида. Самооценка.......................... 174

Создание основ теории Я....................................................................... 174

Символический интеракционизм......................................................... 175

Представления об идентичности......................................................... 175

Феноменалистический подход.............................................................. 176

Самооценка................................................................................................ 177

ГЛАВА 12. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА.......... 180

Сангвинический темперамент..................................................................... 181

Флегматический темперамент..................................................................... 181

Холерический темперамент......................................................................... 181

Меланхолический темперамент................................................................. 182

Характер............................................................................................................ 183

Способности..................................................................................................... 186

Доказательства врожденности способностей................................. 187

Доказательства возможности формирования способностей....... 187

Изучение одаренности............................................................................ 189

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 146


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] 147 of 147

ГЛАВА 13. ОБЩЕНИЕ................................................................................ 190

Вербальная и невербальная коммуникация........................................... 191

Вербальная коммуникация.................................................................... 191

Невербальная коммуникация................................................................ 193

Обмен информацией в коммуникативном процессе............................. 195

Виды взаимодействия при общении.......................................................... 197

Стили взаимодействий............................................................................. 198

Взаимодействие как организация совместной деятельности...... 199

Социальная перцепция.................................................................................. 201

Типы восприятия людьми друг друга........................................................ 203

Межличностная аттракция........................................................................... 207

ГЛАВА 14. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА..................... 209

Основные направления практической психологии............................... 209

Сферы практического применения психологического знания.......... 212

ГЛАВА 15. СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ................. 220

Психологическое консультирование........................................................ 220

Основные этапы работы психолога-консультанта........................ 223

Семейная психотерапия................................................................................ 231

Направления в семейной психотерапии............................................ 233

Арт-терапия...................................................................................................... 236

Психотерапевтические цели арт-терапии......................................... 239

Роль арт-терапии в разрешении детских страхов и проблем...... 240

Методика проективного рисунка......................................................... 241

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.:ЧеРо, 1998.

2. Немое Р. С. Общие основы психологии. М., 1994.

3. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История психологии.

4. Введение в психологию / Под ред. А. В. Петровского. М., 1995.

5. Нуркова В. В., Березанская Н. Б. Психология. М: Юрайт, 2004.

6. Психология: Учеб. для гуманитарных вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2001.

7. Кулагина И. Ю., Колющий В. Н. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости. М.: Сфера, 2003.

8. Общая психология / Под ред. А. В. Карпова. М.: Гардарики, 2002.

9. Кожохина С. К Путешествие в мир искусства. М.: Сфера, 2002.

 

10. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М: Независимая фирма «Класс», 2000.

11. Психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб., 2000.

12. Копытин А. И. Осн


13. овы арттерапии. СПб., 1999.

14. Осипова А. А. Общая психокоррекция. М., 2000.

15. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996.

16. Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1991.

Сканирование и форматирование: Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] || [email protected] || http://yanko.lib.ru || Icq# 75088656 || Библиотека: http://yanko.lib.ru/gum.html || Номера страниц - внизу update 17.01.06


Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 2527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.