Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод «Мозговой штурм» и его модификации




Классификация методов принятия управленческих решений

Методы принятия управленческих решений – это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема.

Существуют различные методы принятия управленческих решений, которые различаются:

· наличием и качеством информации,

· количеством времени,

· количеством человек, принимающих участие в процессе выработки решения и др.

Сложность заключается в том, что универсальных методов принятия решений нет, т.к. в зависимости от сложившейся ситуации эффективным может оказаться любой из известных методов. Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество методов определенным образом классифицировать.

1) Из всей совокупности методов по признаку «основа для принятия решения» можно выделить три группы:

· методы, основанные на интуиции руководителей, что становится возможным благодаря накопленному опыту и знаниям в конкретной области деятельности. Это позволяет принимать решения без аргументированных доказательств;

· методы, основанные на «здравом смысле», то есть на логических суждениях, последовательных доказательствах, опирающихся на практический опыт;

· методы, основанные на научно-практическом подходе, предполагающие выбор оптимальных решений из числа вариантов, рассчитанных путем использования значительных информационных массивов с применением современных ЭВМ.

2) В зависимости от наличия и качества информации можно выделить две основные подгруппы:

· качественные методы. В ситуации неопределенности, когда отсутствует какая-либо информация, нет достаточного количества знаний, используется интуитивный метод.

· количественные методы предполагают сбор и обработку информации с применением математических методов, а также современных программ: «Статистика», «Альт-инвест», «Project Expert» и др. Примером таких решений может быть разработка программы развития предприятия, маркетинговые исследования рынка, бизнес-план и др., которые требуют системного подхода - изучения внутренней среды предприятия, конкурентов, потребителей, товара и других объектов рынка.

3) В зависимости от сложности с некоторой степенью условности можно разделить методы принятия решенияна три группы:

· методы психологической активизации мышления,

· методы систематизированного поиска,

· методы направленного поиска.

Каждый из методов имеет целью облегчить поиск решения задачи по сравнению с так называемым, методом "проб и ошибок ", которым обычно пользуется человек.

Целесообразность применения метода, принадлежащего к той или иной группе, в частности, зависит от сложности решаемой задачи. На рисунке 4 показаны для различных групп методов условные графики зависимости трудоемкости решения задачи от ее сложности.

Для решения сравнительно простых задач целесообразно использовать методы, относящиеся к двум первым группам.

Методы направленного поиска специально создавались для решения сложных задач и, несмотря на сложность этих методов, их применение в данном случае оказывается оправданным. Применение же методов направленного поиска для простых задач может оказаться нецелесообразным из-за того, что сложность самих методов будет выше сложности решаемой задачи или по причине непригодности этих методов для решения таких задач.

Рисунок 4 – Зависимость трудоемкости решения задачи от ее сложности

Методы психологической активизации творческого мышления направлены на устранение так называемой психологической инерции мышления, препятствующей нахождению решений и новых бизнес-идей, мешающей более всестороннему рассмотрению проблемы.

Процесс творческого мышления имеет пять стадий:

1 стадия. Подготовка - сбор фактических данных. Используется конвергентное (аналитическое) мышление. Проблема определяется с различных сторон, в разных ее формулировках.

2 стадия. Мыслительные усилия - использование дивергентного мышления, которое ведет либо к возможному решению проблемы, либо к фрустрации (разочарованию). Фрустрация - важный фактор, за ней обычно следует выработка действительно удачных идей.

3стадия. Инкубация - проблема остается в подсознании, в то время как человек занимается другими делами. За это время слабеет эмоциональное торможение и противодействие новым идеям, а также возникает возможность воспринять новые идеи, которые могут возникнуть за это время.

4 стадия. Озарение - «вспышка», дающая возможность решить рассматриваемую проблему.

5 стадия. Оценка - анализ всех идей, полученных на предыдущих стадиях.

Стадии подготовки и оценки требуют аналитического мышления, а мыслительные усилия, инкубация и озарение требуют свободы творчества и раскованности.

Методы психологической активизации позволяют значительно увеличить число выдвигаемых идей и повышают производительность этого процесса. Однако, для решения сложных и нестандартных бизнес задач, в основе которых заложены противоречия, эти методы малоэффективны.

Цель методов психологической активизации - количество идей, а не качество.

При обилии идей новые идеи становятся развитием высказанных ранее.

Ключом к успешному творческому мышлению является разумное и целенаправленное разделение процессов производства идей и их оценки.

При использовании для принятия управленческих решений с помощью психологических методов следует соблюдать следующие четыре правила:

1. Воздерживаться от преждевременных суждений - исключить преждевременную критику какой-либо идеи.

2. Быть раскованными.

3. Стараться увеличить количество идей.

4. Комбинировать и усовершенствовать идеи, высказанные другими («перекрестное опыление»).

Однако, для решения сложных и нестандартных бизнес-задач, в основе которых заложены противоречия, эти методы малоэффективны.

Наиболее известные методы психологической активизации: «Мозговой штурм», «Метод фокальных объектов», «Синектика (Аналогии)», метод «Приемы аналогий», «Конференция идей» и другие.

Систематизированный поиск – это поиск по определённой системе на основе выбранного или выбранных принципов и правил. К методам систематизированного поиска относятся методы: «Списки контрольных вопросов», «Морфологический анализ», «Функциональный анализ», «Метод многократного последовательного классифицирования», «Метод системного экономического анализа и поэлементной отработки конструктивных решений» и другие.

Методы направленного поиска - технология усиления креативных и эвристических способностей человека (креативность - это способность создавать и находить новые оригинальные идеи, отклоняясь от принятых схем мышления успешно решать стоящие задачи нестандартным образом). Они основаны на последовательном приближении к оптимальному в данной ситуации решению. Поиск решения проблемы осуществляется путем формирования чередующейся определенным образом упорядоченной последовательности, включающей:

· генерирование альтернативных идей,

· анализ причин, порождающих негативное явление,

· выявление конкретного варианта решения.

Методы направленного поиска - это система принципов и правил, которая включает

· синтез возможностей (фаза генерирования новых и инновационных идей),

· анализ,

· оценку и отбор наиболее реальных вариантов (аналитическая фаза, обеспечивающая направленный поиск конкретного варианта) для решения задач

Известные методы направленного поиска: метод Дельфи, метод "Диаграмма Исикавы", "Диаграмма Парето", "ABC-анализ", "Диаграмма связей" и другие

4) Еще один подход к классификации методов принятия решений - по этапам этого процесса. Графическое отображение основных этапов принятия решений и связь их с применяемыми при принятии решения методами представлены на схеме процесса принятия решений (рисунок 5).

Рисунок 5 - Схема процесса принятия решений

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности.

Этот метод может быть использован на этапах определения и формулирования проблем, разработки управленческого решения. Он также широко применяется на отдельных этапах при реализации других методов принятия решений

Метод мозгового штурма- метод психологической активизации, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания и широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.

Метод мозгового штурма был разработан Алексом Осборном в 1953 году. Метод основан на допущении, что одним из основных препятствий для рождения новых идей является «боязнь оценки»: люди часто не высказывают вслух интересные неординарные идеи из-за опасения встретиться со скептическим либо даже враждебным к ним отношением со стороны руководителей и коллег. Целью применения мозгового штурма является исключение оценочного компонента на начальных стадиях создания идей. Классическая техника мозгового штурма, предложенная Осборном, основывается на двух основных принципах — «отсрочка вынесения приговора идее» и «из количества рождается качество». Этот подход предполагает применение нескольких правил.

1) Критика исключается: на стадии генерации идей высказывание любой критики в адрес авторов идей (как своих, так и чужих) не допускается. Работающие в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям.

2) Приветствуется свободный полет фантазии: люди должны попытаться максимально раскрепостить свое воображение. Разрешено высказывать любые, даже самые абсурдные или фантастические идеи. Не существует идей настолько несуразных либо непрактичных, чтобы их нельзя было высказать вслух.

3) Идей должно быть много: каждого участника сессии просят представить максимально возможное количество идей.

4) Комбинирование и совершенствование предложенных идей: на следующем этапе участников просят развивать идеи, предложенные другими, например комбинируя элементы двух или трех предложенных идей.

На завершающем этапе производится отбор лучшего решения, исходя из экспертных оценок.

Были проведены многочисленные экспериментальные исследования, с целью сравнения количества и качества идей, созданных группами в процессе мозгового штурма, и людьми, работающими индивидуально. Результаты свидетельствуют о том, что при условии правильного применения данной техники интерактивные группы нередко генерируют большее количество значимых идей, чем отдельные индивиды. Однако на сегодняшний день не существует доказательств в пользу более высокого качества идей, генерируемых группами.

В последние годы широкое распространение получил «электронный мозговой штурм» (online brainstorming), использующий интернет-технологии. Он позволяет почти полностью устранить «боязнь оценки», т.к. обеспечивает анонимность участников, а также дает возможность решить ряд проблем традиционного мозгового штурма.

Мозговой штурм дает возможность объединить в процессе поиска решений очень разных людей; а если группе удается найти решение, то ее участники обычно становятся стойкими приверженцами его реализации. В настоящее время метод мозгового штурма может быть эффективно использован организациями для улучшения качества работы в командах.

Принципы метода "мозгового штурма":

1) Четкая формулировка цели и/или задач и ограничений.

2) Обеспечение максимальной свободы участникам

• предоставление слова каждому (поощрение застенчивых, "придержание" наиболее активных и авторитетных);

• полная свобода мнений, поощрение "безумных" идей, аналогий (литературных, музыкальных, биологических и т.д.);

3) Тщательное формирование состава участников

• определение численности;

• по специализации, предназначенное для полного покрытия необходимой области, а в некоторых случаях, выходящего за ее пределы, а также возможности частичной взаимной замены);

• психологическая (отсутствие злокачественных конфликтов, явных лидеров);

• по квалификации (высокий и примерно равный уровень)

• иногда введение "рыжего";

4) Иерархическое ведение обсуждений: сначала - максимально вширь, затем оценка перспективности вариантов и отбор наилучших, потом снова "вширь";

5) Огромная роль "ведущего" и демократический стиль руководства:

• создание творческой, целенаправленной и бесконфликтной атмосферы;

• умение "выявлять" предложения и направлять ход дискуссии (греческий метод).

Этапы и правила мозгового штурма:

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

1этап. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

2 этап. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

• главное - количество идей. (Не делайте никаких ограничений!),

• полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой;

• необычные и даже абсурдные идеи приветствуются!

• комбинируйте и улучшайте любые идеи.

3 этап. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Модификации процедуры проведения мозгового штурма:

Метод индивидуального мозгового штурма. Все роли (фасилитатора, фиксатора, генератора и оценщика идей) выполняет один человек.

Фасилитатор (от лат. facilis — «лёгкий, удобный») - человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Обеспечивая соблюдение правил встречи, ее процедуры и регламента, фасилитатор позволяет ее участникам сконцентрироваться на целях и содержании встречи.

Длительность сеанса - 3-10 минут.

Фиксация с помощью ручки, ПК или (самое эффективное) - диктофон.

Оценка идей должна быть отложена. Помогает проведение разминки.

Недостаток - отсутствие синергетического эффекта (синергетический эффект - суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что их совместное действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента).

Преимущество - оперативность и экономия на людях.

Письменный мозговой штурм. Используется, прежде всего, при географической разобщенности участников, следовательно, возможность набрать специалистов экстра-класса. Недостатки - отсутствие синергетического эффекта, продолжительность процесса.

Метод прямого мозгового штурма. В отличие от классического метода мозгового штурма процесс формулировки проблемы (целей, ограничений и т.д.) проходит также с помощью метода мозгового штурма, причем с тем же самым составом участников.

Метод массового мозгового штурма. Используется для решения глобальных проблем. Этапы:

· создается компетентная группа, которая разбивает исходную задачу на части,

· затем отдельно по каждому блоку проводится метод мозгового штурма,

· далее - сбор руководителей групп и обсуждение всех идей.

Метод двойного (парного) мозгового штурма. Введение критики идей. Этапы:

· прямой мозговой штурм,

· обсуждение,

· продолжение выдвижения идей.

Метод мозгового штурма с оценкой идей. Это объединение двойного, индивидуального и обратного метода. Используется для решения сверхсрочных проблем.

Высокие требования к участникам:

квалификация, собранность,

умение участвовать в методе мозгового штурма.

Этапы:

· генерация идей,

· ознакомление всех участников с вариантами идей и комментариями и самостоятельная оценка вариантов,

· выбор нескольких (3-5) лучших вариантов с указанием их достоинств и недостатков,

· обсуждение с мини-штурмами,

· сужение списка лучших вариантов с уточнением достоинств и недостатков,

· индивидуальные презентации лучших вариантов и их коллективное ранжирование.

Недостатки: нагрузочность, конфликтность.

Достоинства:

· снятие эффекта «единого мозга»,

· возможность организовать конструктивную критику.

Обратный мозговой штурм. Используется при реализации проектов, состоящих из многих этапов (элементов). В случае неудачи одного этапа - срыв всего процесса. Следовательно, самое важное - убедиться в верности каждого элемента. Цель мозгового штурма - максимальное выявление всех недостатков. Процесс поиска решений или бизнес идей разделен на три этапа:

1 этап: выявляются все существующие, потенциальные и возможные в будущем недостатки рассматриваемого объекта или явления, составляется список; выполняется их ранжирование;

2 и 3 этапы являются этапы обычного «мозгового штурма».

Отражая более полно недостатки объекта, удается находить большее число решений и бизнес идей по его совершенствованию.

Технология проведения обратной мозговой атаки:

· сформировать группу специалистов, знающих предмет обсуждения,

· ознакомить участников с правилами,

· составить по возможности полный список недостатков,

· выбрать критерии оценки недостатков,

· провести анализ и оценку недостатков,

· сформулировать задачи (проблемы),

· выдвинуть идеи решения задач и отобрать лучшие по правилам «мозгового штурма».

Метод конференции идей. Это метод мозго вого штурма, но более непринужденная обстановка, например, круглый стол. Применяется для сбора идей по определенной тематике, для поиска подходов к решению сложных проблем.

Цель метода: о свободить мысли и фантазию участников от сдерживающих факторов и направить их на обсуждение и поиск оптимального решения проблемы.

Суть метода - х орошо организованное совещание, по целевой направленности совпадающее с мозговой атакой:

· разрешена только доброжелательная критика,

· следует избегать приглашения скептиков и "всезнаек",

· возможно использование различных методов и приемов коллективной творческой работы,

· процессом управляет председатель – равный среди равных, но который обязан обеспечить продвижение к цели, поддерживая непринужденную обстановку.

Этапы:

1 этап – подготовка. Включает:

· подбор участников,

· предварительный подбор фактического материала,

· определение времени и места работы,

· четкое формулирование проблемы и представление ее в форме, наиболее удобной для участников,

· предварительная проработка рассматриваемых вопросов;

2 этап – проведение конференции. Включает:

· ознакомление участников с правилами совместной работы,

· обеспечение работы конференции,

· все выдвинутые идеи фиксируются,

· пресечение дискуссий,

· поддержка оригинальных идей;

3 этап – подведение итогов. Включает:

· после окончания конференции каждый участник дорабатывает полученные идеи (вычеркивать ничего нельзя, можно только добавить),

· полученные материалы передаются на экспертизу специалистам,

· оценка и ранжирование результатов экспертами,

· разработка рекомендаций.

Наибольший эффект метод дает при числе участников 8-12 чел. и продолжительности не более 30-45 мин.

Председатель совещания должен помнить, что:

· участие каждого в поиске идей, равно необходимо,

· неконструктивная критика и насмешки тормозят выдвижение идей,

· хорошо сформулированная проблема – полпути к успеху,

· через 20 мин. участники конференции устают,

· споры и дискуссии недопустимы,

· решение проблемы – это работа, для выполнения которой полезно применять специальные методы,

· в потоке идей не должно возникать пауз,

· группа является коллективным автором всех предложений.

Каждый участник должен знать, что:

· он необходим на данном совещании,

· он не несет никакой ответственности за выбор лучшего решения,

· он не будет внедрять предложения,

· все идеи будут внимательно изучены специалистами и экспертами,

· он имеет одинаковые права со всеми,

· за время конференции он должен предложить как можно больше разнообразных идей,

· лучшая форма возражения – собственное предложение.

Достоинства метода:

· легкость освоения и простота в обращении,

· результативность выше, чем при использовании прямой мозговой атаки.

Недостаток: отсутствие гарантии нахождения сильных идей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 3638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.101 сек.