Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка качества освоения дисциплины. Текущий и промежуточный контроль знаний по дисциплине. Фонды оценочных средств 2 страница




  Страна Товары
Цена товара Количество товара
А В С А В С
Россия 4 руб. 8 руб. 80 руб.      
США 0,1 долл. 1 долл. 2 долл.      

2. Используя данные таблицы, найдите индекс транснационализации компаний General Electric и General Motors.

    Компания     Страна Активы (млрд долл.) Численность работников (тыс. чел.) Объем продаж (млн. долл.)
за рубежом общие за рубежом общая за рубежом общий
General Electric США            
General Motors США            

Отчетность: подготовленные конспекты и ответы на задания.

Метод оценки: пятибалльная.

Источники:

- обязательные: 1, 2

- дополнительные: 20, 23, 32

Задания на самостоятельную работу студентов по теме 2 "Характеристика групп стран мировой экономики"

Цель задания: выявление особенностей экономического развития различных стран мирового хозяйства.

Содержание: конспектирование, изучение рекомендуемой литературы, выполнение заданий.

Задания для самостоятельной работы:

- В 1973 г. началась арабо-израильская война. Страны ОПЕК ввели эмбарго на поставки нефти в поддерживающие Израиль страны, и в течение всего нескольких дней цены выросли с 3 до 11 долларов за баррель. Энергетический кризис, ввергнувший мировую экономику в рецессию, подтолкнул передовые страны к осуществлению структурных преобразований в экономике. В чем сущность структурных сдвигов в экономике развитых стран, и какие задачи в этой связи стоят перед современной Россией?

- В сентябре 1985 г. в нью-йоркском отеле "Плаза" было подписано соглашение, которое повлияло на курс японской иены. А какие последствия это соглашение (т.н. Соглашение "Плаза") имело для японской экономики в целом?

- Каково значение понятия "постиндустриальное общество"?

- Если проанализировать, какие страны мировой экономики показали самые высокие темпы экономического роста за последние 30 лет, то среди лидеров окажутся новые индустриальные страны. В чем секрет их успеха, и чем их рецепт экономического роста может быть полезен для России?

Срок выполнения: к следующему практическому занятию

Ориентировочный объем сообщения: не менее пяти страниц.

Отчетность: подготовленное сообщение.

Метод оценки: пятибалльная.

Источники:

- обязательные: 1, 3

- дополнительные: 12, 24

Задания на самостоятельную работу студентов по теме 3 "Международная торговля товарами и услугами"

Цель задания: выявление особенностей экономического развития различных стран мирового хозяйства.

Содержание: конспектирование, изучение рекомендуемой литературы, выполнение заданий.

Задания для самостоятельной работы:

- Какие практические рекомендации в области внешней торговли давали меркантилисты, и из чего они исходили?

- В чем значение и недостатки теорий абсолютных и сравнительных преимуществ?

- Какую роль играют абсолютные и относительные преимущества в развитии международной специализации?

- Как теорема Хекшера – Олина объясняла причины международной торговли?

- Каким образом был разрешен парадокс Леонтьева?

Задания по практикуму:

1. В таблице представлены данные о производстве ткани в странах А и В. Сравните две страны и сделайте вывод, на производстве и экспорте какого товара будет специализироваться страна А.

Товар Затраты времени на производство, ч
Страна А Страна В
1 м ткани    
1 л вина    

2. В стране А на производство одного станка требуется 100 ч, а одного холодильника – 20 ч. В стране В затраты составляют соответственно 200 ч и 30 ч. Располагаемый объем ресурсов в этих странах одинаков и составляет 60 000 ч. Определить, каков будет максимальный общий выпуск станков и холодильников в обеих странах в условиях свободной торговли.

3. В условиях автаркии страна А с использованием одной единицы ресурса производит или 20 единиц продукции Х, или 40 единиц продукции У. Страна В в таких же условиях производит или 10 единиц продукции Х, или 15 единиц продукции У. При установлении международных торговых отношений между этими странами, какой товар будет экспортировать стран А?

4. В стране А функция спроса на конкретный товар имеет вид QAD = 6 – 0,2PA, а функция предложения: QAS = 1 + 0,2PA. В стране В соответствующие функции на тот же товар таковы: QВD = 3 – 0,1PВ и QВS = -1 + 0,4PВ. Если между двумя странами осуществляется свободная торговля с нулевыми транспортными расходами, какова будет равновесная цена на данный товар?

 

Срок выполнения: к следующему практическому занятию

Ориентировочный объем сообщения: не менее пяти страниц.

Отчетность: подготовленное сообщение.

Метод оценки: пятибалльная.

Источники:

- обязательные: 1, 2

- дополнительные: 27, 32

Задания на самостоятельную работу студентов по теме 4 "Международное движение капитала и рабочей силы"

Цель задания: выявление особенностей и тенденций международной миграции капитала и рабочей силы.

Содержание: конспектирование, изучение рекомендуемой литературы, выполнение заданий.

Задания для самостоятельной работы:

- Почему страны, в частности современная Россия, заинтересованы в привлечении именно прямых зарубежных инвестиций?

- Что такое инвестиционный климат, и какими параметрами он характеризуется?

- Обозначьте современные тенденции миграции капитала в предпринимательской и ссудной форме.

- Как Вы понимаете, чем отличается мировой кредитный и мировой финансовый рынки?

- Какую роль в международной миграции капиталов играет мировой финансовый рынок?

Задания по практикуму:

1. Найдите средневзвешенную стоимость привлеченного капитала.

Источник капитала Стоимость (% годовых) Размер (млн. руб.)
Кредит    
Обыкновенные акции    
Облигационный заем    

2. Международный кредит на сумму 10 млн. долл. используется равномерно в течение 2007-2008 гг., погашается 6 равными полугодовыми взносами, начиная с 1 января 2009 г. Процентная ставка по кредиту – 8% годовых. Определите стоимость кредита.

3. Международный кредит на общую сумму 1 млн. долл. использован равномерно в течение 2008 г. с погашением двумя взносами: 01.06.2009 г. в сумме 300 тыс. долл. и 01.01.2010 г. в сумме 700 тыс. долл. Процентная ставка за кредит составляет 10% годовых. Определите общую стоимость процентных платежей за кредит.

 

Срок выполнения: к следующему практическому занятию

Ориентировочный объем сообщения: не менее пяти страниц.

Отчетность: подготовленное сообщение.

Метод оценки: пятибалльная.

Источники:

- обязательные: 2, 3

- дополнительные: 8, 19.

Задания на самостоятельную работу студентов по теме 5 "Россия в системе современных международных экономических отношений"

Цель задания: характеристика места и роли России в системе мирового хозяйства.

Содержание: конспектирование, изучение рекомендуемой литературы, выполнение заданий.

 

Задания для самостоятельной работы:

- В 2005 г. Центральный банк РФ перешел к контролю за курсом рубля на основе бивалютной корзины. Что значит эта мера, и как она повлияла на курс рубля?

- Что такое корпоративный внешний долг, и почему он растет в условиях снижения государственного долга России?

- На переговорах по вступлению России в ВТО США выдвигали требование о допуске филиалов иностранных банков в нашу страну. Российские власти не хотели этого допускать. Почему, ведь в России уже действуют дочерние иностранные банки?

- Назовите положительные и отрицательные последствия вступления России в ВТО.

- Какое место занимает РФ в международном движении капиталов? Чем это обусловлено?

- Какие изменения способствовали улучшению инвестиционного климата в России в 2000-х гг.? Приведите соответствующие статистические данные.

- Дайте свою оценку проблемы внешнего долга России.

Срок выполнения: к следующему практическому занятию

Ориентировочный объем сообщения: не менее пяти страниц.

Отчетность: подготовленное сообщение.

Метод оценки: пятибалльная.

Источники:

- обязательные: 1, 3

- дополнительные: 14, 28.

 

Результаты самостоятельной работы студента оцениваются преподавателем на каждом практическом занятии, в конце семестра на последнем семинаре или групповом занятии. В журнал занятий выставляется итоговая оценка студенту за самостоятельную работу в течение семестра.

Выставленная оценка учитывается при промежуточной аттестации студентов в период зачетно - экзаменационной сессии (сокращение числа дополнительных вопросов при оценке самостоятельной работы студента не ниже «хорошо», повышение полученной на экзамене, зачете оценки на 1 балл, выставление оценки «зачтено» по результатам самостоятельной работы студента).

 

7.1 Текущий контроль по дисциплине включает в себя оценку знаний на практических и семинарских занятиях, а также оценку самостоятельной работы студентов. Промежуточный контроль проводится в форме экзамена.

7.2 Описание образовательных и оценочных технологий и методические рекомендации преподавателям по их реализации

7.2.1. Оценка знаний, умений и навыков студентов на семинарских и практических занятиях. Текущий контроль представляет собой регулярно осуществляемую проверку усвоения учебного материала. Данная оценка предполагает систематичность, непосредственно коррелирующаяся с требованием постоянного и непрерывного мониторинга качества обучения, а также необходимость балльной оценки успеваемости студента.

Семинарские и практические занятия, как правило, должны проводиться вактивном и интерактивном режиме.Оценка знаний, умений и навыков осуществляетсяна всех семинарских и практических занятиях по всем формам обучения в соответствии с целями и задачами занятия. Контроль может проводиться в начале, в ходе отработки основной части и в заключительной части занятия.

Контроль, проводимый в начале занятия, имеет целью проверку качества самостоятельной работы студентов по соответствующей теме практического занятия, а также усвоения основных положений ранее пройденного учебного материала, необходимых для усвоения вопросов данного занятия.

Контроль, проводимый в ходе основной части занятия, должен обеспечить проверку не только хода и качества усвоения учебного материала, но и развитие у студентов творческого мышления.

Контроль, проводимый в заключительной части занятия, осуществляется в случаях, когда оценку качества усвоения материала можно дать после его полного изложения.

Планы семинарских и практических занятий предусматривают перечни вопросов к обсуждению, подготовку докладов и сообщений студентов по темам занятий, решение практических задач и тренинги.

Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется преподавателем по пятибалльной шкале с выставлением оценки в журнале учета занятий.

 

7.2.2. Оценка выполнения студентами письменных (контрольных) работ. Контрольная работа может проводиться для студентов очно-заочной и заочной форм обучения. Контрольная работа является индивидуальной для каждого студента, состоит изодного вопроса по приведенной ниже примерной тематике, которая может быть дополнена преподавателем. Контрольная работа выполняется студентами в часы самостоятельной работы.

Примерная тематика письменных (контрольных) работ

 

1. Понятие и сущность мирового хозяйства как системы.

2. Становление и основные этапы развития всемирного хозяйства.

3. Международное разделение труда как экономическая основа современного всемирного хозяйства.

4. Сущность и формы международной экономической интеграции.

5. Европейский союз: этапы его становления, принципы организации и функционирования.

6. Североамериканская модель интеграции.

7. Проблемы формирования Тихоокеанского сообщества.

8. Интеграционные процессы в развивающихся странах.

9. Транснационализация - крупномасштабное научно-техническое и производственно-инвестиционное кооперирование на межфирменном уровне.

10. Глобальные экономические проблемы и их решение на путях международного сотрудничества.

11. Мировое экономическое развитие и проблемы экологии.

12. Экономические аспекты демографической и продовольственной проблем.

13. Проблемы истощения энергетических и природных ресурсов.

14. Слаборазвитость как одна из острейших глобальных проблем современности.

15. Проблемы внешней задолженности развивающихся стран.

16. Понятие конъюнктуры мирового рынка и основные конъюнктурообразующие факторы.

17. Ценообразование на внешних рынках и понятие мировых цен.

18. Место мировой торговли в системе международных экономических отношений.

19. Товарная и географическая структура мировой торговли.

20. Основы теории международной торговли (влияние факторов производства на последствия внешнеторгового обмена).

21. Теория абсолютных преимуществ. Выигрыш от внешней торговли в результате специализации.

22. Теория сравнительных преимуществ.

23. Теорема Хекшера - Олина и ее значение в развитии мирового хозяйства.

24. Основные показатели мировой торговли.

25. Преимущества и недостатки свободной торговли.

26. Преимущества и недостатки протекционизма в мировой экономике.

27. Мировой рынок сырьевых и продовольственных товаров.

28. Мировой рынок промышленных товаров, машин и оборудования.

29. Мировой рынок услуг (международный туризм, гостиничное хозяйство, транспортные услуги, международный рынок технологий).

30. Механизм и формы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях рыночной экономики.

31. "Открытая" экономика и автаркия. Роль государства в регулировании экономических отношений с внешним миром.

32. Инструментарий внешнеэкономической политики (таможенные тарифы, нетарифные методы, формы стимулирования экспорта).

33. Нетарифные методы регулирования международных экономических отношений.

34. Таможенно-тарифное регулирование международных экономических отношений.

35. Экономические санкции и торговое эмбарго.

36. Добровольное ограничение экспорта.

37. Таможенный тариф на импорт. Рост цен импортных и отечественных товаров.

38. Таможенный тариф на экспорт: причины использования и влияние на благосостояние

39. Координация тарифной политики между странами. Зона свободной торговли и таможенный союз.

40. Демпинг. Антидемпинговые мероприятия.

41. Международное научно-техническое сотрудничество.

42. Основные формы передачи технологий.

43. Характеристика лицензионной торговли.

44. Франчайзинг как форма лицензионной торговли.

45. Миграция капитала, ее масштабы и основные направления.

46. Роль транснациональных компаний (ТНК) в вывозе предпринимательского капитала.

47. Свободные экономические зоны в мировой экономике, их функции.

48. Сущность и основные формы международного движения капитала.

49. Прямые зарубежные инвестиции.

50. Механизм вывоза капитала в другие страны. Причины вывоза капитала.

51. Взаимосвязь счетов платежного баланса.

52. Понятие валютного рынка.

53. Спрос и предложение валюты.

54. Номинальный и реальный валютный курс

55. Последствия макроэкономической политики при плавающем валютном курсе.

56. Эволюция мировой валютной системы.

57. Международные расчеты и их формы.

58. Международный валютный фонд: задачи и основные принципы деятельности.

59. Международный банк реконструкции и развития: задачи и основные принципы деятельности.

60. Лондонский и Парижский клубы: специфика их деятельности.

61. Мировой рынок рабочей силы, его формирование и основные параметры.

62. Международная миграция рабочей силы: современные тенденции развития.

63. Внешнеэкономические последствия миграции рабочей силы

64. Международное регулирование мирового рынка труда: международные конвенции и рекомендации Международной организации труда.

65. Иммиграционная политика стран-импортеров трудовых ресурсов.

66. Эммиграционная политика стран-экспортеров трудовых ресурсов.

67. Генеральное соглашение по тарифам и торговле: основные цели и раунды переговоров.

68. Всемирная торговая организация: причины возникновения и основные направления деятельности.

69. Специализированные экономические организации в системе ООН: Экономический и социальный совет, ЮНКТАД, ЮНИДО.

70. Место России в мировой экономике.

71. Реальные и потенциальные преимущества и слабости России на мировых рынках (нефти, газа, цветных металлов, оружия, алмазов, аэрокосмических услуг).

72. Иностранный капитал в экономике России, деятельность совместных предприятий, свободные экономические зоны.

73. Экономическое сотрудничество России со странами СНГ.

74. Проблемы внешней задолженности России.

75. Проблемы экономического сотрудничества России с основными центрами мировой экономики (ЕС, США, Япония).

76. Экономические связи России с развивающимися странами.

77. Государственная политика РФ в области внешнеэкономической деятельности в начале XXI века.

 

7.2.3. Оценка самостоятельной работы студентов (СРС).

 

Самостоятельная работа студентов предусмотрена программой для всех форм обучения. Контроль выполнения заданий на СРС осуществляется преподавателем на каждом семинарском и практическом занятии. Итоговая оценка СРС по пятибалльной системе выставляется в журнале учебных занятий и учитывается при аттестации студентов по дисциплине в период зачетно-экзаменационной сессии.

 

7.2.4. Тестирование по результатам изучения тем №№ 1-5 дисциплины Тестирование ставит целью оценить уровень освоения студентами изученных тем, а также знаний и умений, предусмотренных компетенциями, и проводится по темам №№ 1-5 дисциплины. Тестирование проводится для студентов всех форм обучения в письменной форме на бумажных носителях в течение 20 минут.

В качестве оценочных фондов для тестирования используются тесты, приведенные в разделе «Практикум» настоящего УМК. Преподаватель вправе дополнить перечень указанных тестов.

Каждый студент получает бланк с тестовыми материалами (8-10 тестовых заданий) и письменно готовит ответы на поставленные задания (путем подчеркивания выбранного ответа). По истечении 20 минут преподаватель анализирует и оценивает выполненные студентами задания. По результатам тестирования преподавателем в журнале учета занятий каждому студенту выставляется оценка по 5-ти бальной шкале.

7.2.5. Экзамен Экзамен служит для оценки работы студента в течение всего срока обучения и призван выявить уровень, прочность и систематичность полученных им теоретических и практических знаний, приобретения навыков самостоятельной работы, развития творческого мышления, умение синтезировать полученные знания и применять их в решении практических задач. По итогам экзамена выставляется оценка по шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».Экзамен проводится по билетам.

Экзаменационные билеты включают в себя два вопроса и практическую задачу. Перечень вопросов к экзамену изложен ниже, а варианты экзаменационных задач – в разделе «Практикум» УМК.

Критерии оценки знаний

Оценка определяется следующими четырьмя составляющими:

- результатами ответа на 1-й вопрос;

- результатами ответа на 2-й вопрос;

- решением задачи;

- результатами ответов на дополнительные вопросы.

При этом учитывается текущая успеваемость, посещаемость занятий и выполнение заданий на самостоятельную работу.

Результаты экзамена оцениваются:

« отлично» - при наличии у студента глубоких, исчерпывающих знаний, грамотном и логически стройном построении ответа.

«хорошо» - при наличии твердых и достаточно полных знаний, логически стройном построении ответа при незначительных ошибках.

«удовлетворительно» - при наличии твердых знаний, изложении ответа с ошибками, уверенно исправленными после наводящих вопросов.

«неудовлетворительно» - при наличии грубых ошибок в ответе, непонимании сущности излагаемого вопроса, неуверенности и неточности ответов после наводящих вопросов.

Оценка выставляется в экзаменационной ведомости

Перечень вопросов к экзамену

1. Сущность, характерные особенности и формы современных международных экономических отношений.

2. Субъекты и объекты международных экономических отношений.

3. Характеристика этапов развития международных экономических отношений.

4. Сущность, типы и факторы международного разделения труда.

5. Основные тенденции развития и показатели участия отдельных стран в международном разделении труда на современном этапе.

6. Понятие, отличительные черты и эволюция международных корпораций.

7. Роль международных корпораций как субъектов современной мировой экономики. Последствия деятельности ТНК в мировом хозяйстве и проблемы ее регулирования.

8. Всемирная торговая организация в системе многостороннего регулирования торговых отношений.

9. Сущность, предпосылки и цели экономической интеграции.

10. Этапы эволюции и современный механизм функционирования Европейского Союза.

11. Особенности экономической интеграции развивающихся и постсоциалистических стран.

12. Общая характеристика этапов интеграционного процесса.

13. Классические теории международной торговли.

14. Современные теории международной торговли.

15. Динамика, факторы и показатели развития современной международной торговли.

16. Международная торговля услугами как специфическая форма мирохозяйственных связей. Особенности и динамика международной торговли услугами.

17. Внешнеторговая политика государства: цели и формы. Проявление протекционизма на современном этапе развития мировой торговли.

18. Характеристика тарифных методов регулирования внешней торговли.

19. Методы нетарифного регулирования внешней торговли. Особенности и причины их использования в международной торговле.

20. Современная система регулирования мировой торговли. Принципы деятельности ВТО.

21. Понятие, виды и признаки мировой цены.

22. Динамика, структура, проблемы и формы государственного регулирования внешней торговли России.

23. Понятие, предпосылки и особенности международного научно-технического обмена на современном этапе.

24. Характеристика основных форм передачи технологий на коммерческой основе.

25. Сущность и этапы международной миграции капитала. Показатели участия стран в международной миграции капитала.

26. Общая характеристика и особенности международной миграции капитала в предпринимательской форме.

27. Сущность и формы международной миграции капитала в ссудной форме.

28. Инвестиционная политика государства. Инвестиционный климат и его параметры.

29. Значение иностранных инвестиций для российской экономики. Динамика и размеры иностранных инвестиций в Россию.

30. Международная миграция рабочей силы как форма международных экономических отношений.

31. Последствия международной трудовой миграции для стран, экспортирующих и импортирующих рабочую силу.

32. Государственное и международное регулирование процессов миграции рабочей силы.

33. Сущность, виды, функции и элементы мировой валютной системы.

34. Характеристика этапов эволюции мировой валютной системы.

35. Понятие, виды и современные тенденции развития валютного рынка.

36. Сущность и виды балансов международных расчетов.

37. Методы государственного регулирования платежного баланса.

38. РФ в системе международного разделения труда: преимущества и конкурентные слабости российской экономики. Проблемы и условия интеграции России в мировую экономику.

39. Показатели, особенности и структура внешней торговли России. Проблема вступления РФ в ВТО.

40. Характеристика участия России в международном движении капитала. Взаимодействие РФ с международными финансовыми организациями.

41. Международное производственное и научно-техническое сотрудничество РФ.

42. Участие России в процессах международной миграции рабочей силы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.111 сек.