Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Молнии блеск! 1 страница




Сквозь прорези в маске

Актер танцует в саду

Глаза актера смотрят туда,

Где лотос благоухает. [87, С.160]

 

*

 

Глядя, как пляшет актер, вспоминаю картину, на которой нарисован танцующий скелет

Как будто вдруг на его лице

Колыхнулся ковыль. [87, С.161].

 

Мандзай – странствующий певец, исполнявший новогодние песни и пляски [87, с.274]

В 20-е годы прпошлого столетия в японской поэзии сформировалась новая поэтическая традиция – гэндайси. [45]

 

Человек изливает переполненную душу.

Почему это называют песней [45,с.78]

 

Тихое пение под аккомпанемент сямисэна.

Бездонная глубина стратосферы [45,с.15]

Что могу я дать

Взметающему пыль горному ветру?

Снегу, падающему с протяжной песней? [45,с.78].

 

Неожиданно брякнули струны сямисэна.

Я,

Большой палец в облачное небо уставив,

Схожу с ума понемногу. [45,с.117].

 

Клоун посадил себе на голову птицу –

Словно гвоздь, засевший в комфортабельном кресле. [45,с.142].

 

Стоит одинокий прицепчик к велосипеду.

Человека, поющего песню, не видно. [45,с.144].

 

Т.е. можно с уверенностью сказать, что в поэтическом искусстве Японии преобладают образы музыки и пения. Актерская же игра упоминается редко.

 

Театр всегда считался зоной конфликта между двумя культурами – духовной и светской. Одноко, в последнее время делаются попытки найти точки соприкосновения в этом вопросе между представителями обеих культур [81].

С одной стороны, человеку дарована способность к творчеству, а с другой,- творчество актера предполагает перевоплощение, т.е. отказ от своего собственного Я ради личины персонажа [81].

Система Станиславского явилась, по мнению некоторых исследователей, попыткой оправдать театр [81].

Известны случаи, когда некоторые русские актеры даже принимали монашество, считая, что их профессия мешает спасению души [81].

Но существовала, как это часто бывает, другая крайность, когда к театру относились, как к храму. Так, М.С.Щепкин говорил: ”Театр для актера – храм. Это его святилище! Священнодействуй или убирайся вон.” [цит. по 81].

Известны случаи, когда великие деятели искусства, чувствуя, что жизненный путь подходит к концу, отрекались от театра. Среди них – В.Г.Белинский, Н.В.Гоголь, из упомянутых нами актеров – В.Ф.Комиссаржевская. К.С.Станиславский пытался воплотить в театре идею соборности, а один из талантливейших его оппонентов – В.Э.Мейерхольд считал театр искусством, способным поднять “людей… на высоту артистического человечества” [цит.по 81].

 

Ключевые слова

Оборотничество

Скоморох

Хокку

Танка

гэндайси

конфликт культур

 

Вопросы по теме

1. В чем различия между юродственным действом и представлением скоморохов?

2. Что объединяет скомороха и юродивого?

3. В чем особенности поэтических традиций хокку, танка и гэндайси?

4. Почему театр – зона конфликта духовной и светской культур?

5. Что подразумевалось под оборотничеством?

 

Творческие задания

В труде К.С.Станиславского “Работа актера над собой” найдите попытки оправдания театра.


Известно, что заметные успехи кого-либо из сотрудников могут вызвать беспокойство в коллективе. Необходимо быть готовым к такому повороту событий [131]. Необходимо продумать наиболее благоприятную линию поведения, отработать манеру подачи себя и своих достижений.

Элементы и актерского мастерства, и режиссуры необходимы так же и для обозначения высокого социального статуса, особенно тогда, когда речь идет о престиже и полномочиях - возможностях влиять на статусы других людей [130]. Элементов игры требуют и некоторые нюансы гендерного поведения [77]. Эти элементы, по-видимому, формируются в процессе усвоения ролей мужчины и женщины [4]. Моделью полоролевого поведения являются для ребенка окружающие его люди [4].

Для маленького ребенка первичной является идентификация с матерью, т.к. именно она проводит с ним больше времени, и мальчику впоследствии приходится от этой идентификации отказаться. Маленькие девочки находятся в этом отношении в более благоприятной ситуации – им не нужно отказываться от первичной идентификации.

На освоении роли мужчины сказывается и недостаток ролевых моделей мужского поведения, в связи с чем, мальчики формируют свою полоролевую идентичность на негативном основании – непохожести на девочек, неучастии в типичных для женщин видах деятельности и т.д. [4].

Так же не секрет, что любая предвыборная кампания - это, своего рода, действо, имеющее свою режиссуру и хорошо отрепетированное.

В процессе избирательной кампании используются различные виды власти. Например, власть вознаграждения [113]. Чтобы эту власть получить, необходимо, прежде всего, добиться контроля над ресурсами, и те, кто занимается политикой, как правило, хорошо это понимают, стараясь занять высокие посты в различных комитетах, компаниях и т.д. [113].

С гораздо большей зрелищностью может быть связана власть экспертная. Например, один из президентов Польши Л.Валенса, когда на одном из его предвыборных выступлений отказал микрофон, отремонтировал его, попросив отвертку у одного из присутствующих. В разных городах микрофон время от времени отказывал, но всегда у кого-нибудь находилась отвертка [113].

Известно так же, что, когда А.Линкольна на заседании Парламента упрекнули в том, что его отец был сапожником, он поблагодарил за напоминание о нем, заметив, что и сам владеет этим ремеслом. Он предложил прийти домой к тем парламентариям, которым жмет обувь, сделанная его отцом, и исправить недостатки [58].

Потенциальный политический лидер может выступать и как объект для подражания, применяя, таким образом, референтную власть [113]. Референтная власть может быть как позитивной, так и негативной. Последняя иногда применяется в ходе предвыборной кампании [113].

В качестве примера использования гендерного поведения в ходе предвыборной компании можно привести одно из последних интервью с Ю.Тимошенко [16]: "...Я не только политик, но и женщина... Главное - это желание нравиться - мужу, людям, стране. Буду плохо выглядеть, за мной никто не пойдет".

Те, кто хотя бы недолго работал в сфере продаж, знают, что каждый продавец должен быть чуть-чуть артистом. Процедура заключения сделки – своего рода сценарий, включающий в себя несколько этапов: сбор информации о клиенте, презентацию товара, работу с сомнениями клиента, и, наконец, завершение сделки [11].

На первом этапе необходимы навыки активного слушания и внимательное наблюдение. Именно активное слушание позволяет осуществить “диагностику клиента” [11, с.55]. Полезным на этом этапе оказывается отзеркаливание. Однако следует помнить, что “нельзя копировать защитные позы и позы превосходства” [11, с.66].

На этапе презентации товара могут пригодиться выразительная интонация, жесты – особенно те, которые подчеркивают смысл высказывания, жесты, описывающие товар, а так же “перечисляющие жесты” [11].

Еще один прием – это прием “Включение в действие” [11]. При его применении продавец должен быть и режиссером, чтобы верно найти наиболее подходящий момент такого включения. При этом очень важно, чтобы клиент имел возможность непременно сам попробовать товар в действии. Иногда слишком усердный продавец проявляет завидную собственную активность, а для активности клиента не остается никакой возможности [11].

Прежде чем решиться (или не решиться) сделать покупку, клиент испытывает самые разнообразные эмоции, причем одно из наиболее частых его состояний – сомнение. Для работы с сомневающимся клиентом разработан ряд правил, одно из которых – “согласись и опровергни” [11]. На протяжении всего времени общения необходимо следить за невербальными посланиями клиента и переходить к следующему этапу разговора только тогда, когда проработаны сомнения предыдущего [11]. Даже в том случае, если клиент ничего не приобрел на этот раз, он, когда возрастет его потребность в приобретении товара (услуги), с большой вероятностью вернется туда, где чувствовал комфорт в общении с персоналом [11].

Клиент обычно не только сомневается, но и возражает. Работа с возражениеми так же является пошаговой [111]: получение возражения, понимание, уточняющие вопросы, разрушение возражения с “помощью ряда формирующих вопросов” [111, с.132], предоставление информации и фактов. Иногда разрушение возражения сочетается с презентацией самого товара [111].

Как мы можем видеть, это узловые моменты сценария. Бесспорно, важным является и грамотное позиционирование, т.е. преподнесение себя на рынке. Н.Рысев рекомендует: ”Постарайтесь сделать так, чтобы вы были действительно уникальны для определенной группы Клиентов”. [109, с.41].

Услуге или продукту не помешает креативная “упаковка”, например, информация в СМИ, работа с потребителями [40]. Креативно ”упаковать” можно и самого себя. Корреспондт Metro взял несколько интервью у людей весьма необычных профессий. Так, исполнитель серенад поведал, что он должен неожиданно появиться, исполнить серенаду и незаметно удалиться. Профессиональный психолог, взявший на себя роль слушателя, в течение полутора лет работает с одним-единственным клиентом, записывая в тетрадь, как тот вымещает на нем зло. На основании записей подсчитывается зарплата [94].

 

Ключевые слова

Социальный статус

Гендерное поведение

Референтная власть

Экспертная власть

Идентификация

 

Вопросы по теме

1. Какие элементы гендерного поведения могут требовать актерской игры?

2. Какие виды власти используются в ходе политической борьбы?

3. Назовите зрелищные аспекты референтной власти?

4. Каковы узловые моменты сценария при заключении сделки?

5. В чем заключается прием “Включение в действие”?

 

Творческие задания

Понаблюдайте, как различные люди подчеркивают свой социальный статус.


Общение является специфической формой активности. Любая активность, как известно, имеет цели. По соотношению целей и средств общение делается на деловое (для достижения бизнес-целей) и личностное, где целью является само общение [136].

В.Н. Панферов считает, что внешние цели общения заключены в его социальных функциях [98]. Он пишет о функциях – целях, к которым относит: ”… образование общности, наследование опыта, формирование самосознания, формирование и проявление межличностных отношений, организация и управление, воспитание и обучение” [98, с.367]. Межличностные отношения не определяются ролевыми предписаниями [130]. Если репертуар социальных ролей у человека меняется, межличностные отношения остаются [130].

Более или менее жесткое разделение на деловое общение и межличностное, свойственно, в большей степени, отечественным авторам.

В зарубежной литературе принципы делового и межличностного общения обычно не разграничиваются. Например, Альберт Лейкин и.о. президента Культурного Благотворительного Фонда Израиля “Бизнес - Культуре”, давая советы начинающим собственный бизнес, напоминает: “Как можно быстрей восстанавливайте нарушенные отношения с людьми…Не ставьте отношение к людям в зависимость от их богатства и влияния… Избегайте вмешиваться в чужие конфликты” [79, с.6-7].

Известно и высказывание Джима Рона – одного из ведущих философов бизнеса: ”Если вы просто общаетесь, вы можете получить результаты. Но если вы общаетесь с умом, вы можете творить чудеса” [108, с.26].

Результатом межличностного общения будут отношения с другими людьми [106]. И как эти отношения будут складываться, во многом зависит от первого впечатления.

Автор бестселлера ”Не переживайте по пустякам…делайте деньги” Ричард Карлсон советует произвести не просто хорошее впечатление, а неизгладимое [57]. Для этого необходим интерес к другим людям, внимание к ним, желание и умение слушать [57].

В зависимости от ситуации, требующей управления впечатлением, можно изменять некоторые аспекты так называемых динамических подсказок (т.е. тех, которые могут быстро меняться) - например, выражение лица и манера разговаривать. Статические подсказки - телосложение и внешность (то, что не повержено заметным изменениям [77].

Часто именно первое впечатление определяет, будут ли осуществляться дальнейшие контакты между участниками социальной ситуации [113]. Следует так же иметь в виду эффект последовательности, т.к. не исключено, что информация о человеке появляется еще до нашего с ним знакомства [113].

Разнообразную информацию, которую мы получаем о человеке, объединяется в единое впечатление, и мы рассматриваем ее как "средневзвешенную", соотнося с критериями ее важности для нас [23]. При этом негативная информация оценивается как более значимая по сравнению с позитивной [23].

Бесспорно, физически привлекательным людям легче произвести благоприятное впечатление, т.к. "предполагается, что привлекательные люди как личности социально более желательны" [125, с.141].

"Наше умение произвести хорошее впечатление известно как управление впечатлением (или самопрезентация)" [23, с.84]. Управляя этим самым впечатлением, мы можем усилить как собственную позицию, так и позицию собеседника. Усиливая собственную позицию, мы можем заняться улучшением собственной внешности, усиливая позицию собеседника, мы можем пустить в ход комплименты и лесть [23]. Однако, здесь уместна осторожность - искушенному собеседнику нетрудно будет разгадать этот нехитрый маневр, и впечатление в этом случае будет совсем не то, которое мы собирались произвести.

Еще одна тактика - оказание услуг тому, кого мы хотим очаровать. Однако стоит помнить, что она является наименее эффективной [23].

Известно, что невербальные компоненты коммуникации гораздо информативнее вербальных – об этом говорится едва ли не в каждом учебнике по психологии.

В нашем пособии рассматриваются оформление внешности и паралингвистические компоненты речи.

Действительно, впечатлением можно управлять [121]. И заметную роль здесь играет манера одеваться. Героиня популярного телесериала "Моя прекрасная няня" говорила примерно так: "Встречают по одежке, а провожают по тому, как эту одежку снимаешь". Это, конечно, шутка, но в некоторых пословицах тоже говорится о важности одежды. Например, "Встречают по одежке, провожают по уму". Но, чтобы этот самый ум вызвал интерес, для начала надо, чтобы хорошо встретили.

Из НЛП нам известны различные виды подстройки, например, "отзеркаливание”, подстройка на дыхании и т.п. Но возможна и пристройка в одежде [121]. Именно в этом направлении сестры Сорины развивают мысль Эрика Берна о том, что успешность общения зависит от того, насколько совпадают состояния “Я” собеседников (позиции Родитель, Ребенок, Взрослый) и от того, насколько оправдываются ожидания участников взаимодействия. Например, руководитель, предпочитающий общение с подчиненными с позиции “Взрослый-Взрослый” будет испытывать раздражение, общаясь с подчиненной, одетой как “Дитя” [121]. То есть наша манера одеваться, бесспорно, играет заметную роль в том, насколько конфликтным или бесконфликтным будет общение. Так что, планируя коммуникативную ситуацию, стоит загодя подобрать, что мы наденем. Почти каждая ситуация представляет собой маленький спектакль, а к каждому спектаклю костюмы готовятся заранее.

Еще один важный компонент оформления внешности – макияж. Применять его начали еще в Древнем Египте. Например, красили хной не только волосы, но и некоторые участки тела. В настоящее время одно из основных правил - естественность[75]. Некоторые визажисты даже говорят, что лучший макияж – тот, который незаметен.

Действительно, назначение макияжа в том, чтобы подчеркнуть имеющиеся достоинства, а не в том, чтобы кардинально изменить внешность [75]. Макияж, как и одежда, должен соответствовать ситуации. Например, тени с блеском едва ли будут уместны на деловом совещании, но отлично подойдут для дружеской вечеринки.

Еще один компонент невербальной коммуникации – коммуникация ольфакторная. Он изучен меньше других, но, при умелом его использовании, добавляет “изюминку” нашему образу. Выбор аромата, по мнению исследователей, связан не с внешностью, а с характером [75]. Духи не стоит часто менять – пусть окружающие запомнят наш ольфакторный образ. В любом случае, духов не должно быть слишком много. То, что нравится нам, не всегда нравится другим, а запах, который не нравится, ассоциируется с его обладателем.

Довольно часто можно услышать примерно такое мнение: как только некто откроет рот, все очарование кончается (в основном, такого рода мнение относится к женщинам). Как правило, это мнение не столько о содержательной стороне высказывания, сколько об остальных его составляющих. То есть, о паралингвистических компонентах. К ним относятся ритм, мелодия, скорость речи, ее громкость и отчетливость, паузы, неоднократно упомянутые нами, а так же смех, вздохи, кашель, скрип стула и т.п.

Очень часто люди обращают большее внимание на интонацию, а не на содержание, и очень затруднительным становится общение при рассогласовании вербальных и невербальных посланий. Дети это чувствуют особенно тонко. Важна так же мелодия речи - мы почти всегда можем распознать иностранца, даже если он великолепно владеет родным для нас языком - мелодия его речи и манера ставить ударения будет отличаться от нашей.

Скорость речи может зависеть, например, от того, как часто говорящий произносит те или иные фразы. Если мы знаем, что информация, которую мы пытаемся донести до слушателя, ему незнакома, нам следует говорить медленнее [15].

Пауза может не выражать ничего, а может означать, что собеседник размышляет, или предоставляет партнеру возможность высказаться, или отвлекся, или его что-то смущает. То есть, пауза может быть многозначной [15].

В беседе и интервью иногда применяется так называемый вопрос-пауза, т.е. вопрос без вербальных средств - используются мимика, контакт глаз и т.п. [97].

Громкость речи может говорить об агрессии или о стремлении добиться цели во что бы то ни стало. Или же может свидетельствовать об увлеченности. Но собеседник обычно воспринимает "громкость" как направленную на него агрессию [15].

В. Биркенбил попыталась классифицировать различные виды смеха "в соответствии со звуковым выражением" [15, с.173]. Она довольно спорна, приводить ее здесь мы не будем. Но, согласно этой классификации, смех может указывать на "силу жизни" [15,с.173], может быть удивленным или злорадным.

Во время спектакля обычно это легко определить, в процессе общения его несложно интерпретировать в контексте ситуации. Отсутствие четкости речи может помешать нам получить искомую работу или произвести желаемое впечатление. Кроме того, ошибки в произнесении отдельных звуков у взрослого человека обычно раздражают собеседника.

История сохранила свидетельства о том, как древнегреческий оратор Демосфен исправлял дефекты своего произношения: он уходил на берег моря, клал в рот морские камешки и произносил речь. Чтобы избавиться от привычки дергать плечом, он вешал над собой меч.

 

 

Ключевые слова

Самопрезентация

Одежда

Паралингвистика

Макияж

Ольфакторная коммуникация

Первое впечатление

Управление впечатлением

 

Вопросы по теме

1. Что означает управление впечатлением?

2. Какие элементы оформления внешности вы можете назвать?

3. Какой вид коммуникации наименее изучен?

4. От каких факторов зависит четкость речи?

5. Требуется ли перевоплощение в ходе самопрезентации?

 

Творческие задания

Из имеющихся у вас вещей подберите гардероб

А. для деловой встречи

Б. романтического свидания

В. новогоднего бала

 

При просмотре спектакля обратите внимание на грим действующих лиц. Насколько удачно, по вашему мнению, он подобран?

 

Попоробуйте вспомнить ситуации, когда чей-то парфюм вам не нравился. Что вы при этом чувствовали.

 

Прослушайте запись своего разговора по телефону. Все ли вам нравится?


Психосинтез предполагает формирование целостной личности. Р. Ассаджиоли называет следующие этапы в достижении этой цели: “глубокое знание своей личности, умение управлять различными элементами личности, понимание своего истинного Я – открытие или создание объединяющего центра, психосинтез: формирование или реконструкция личности вокруг нового центра ” [10, с.24].

Что касается первого этапа, очень мало кто знает глубоко собственную личность. Это подтверждается, в частности, низким качеством Q-данных в экспериментально-психологических исследованиях [66].

Второй этап подразумевает дистанцию между собой и происходящими событиями, но не для того, чтобы вытеснить в подсознание, а для того, чтобы “использовать в конструктивных целях – для различного вида творчества, для перестройки нашей личности, для психосинтеза” [10, с.27].

Третий этап допускает “проекцию внутреннего центра вовне…она…на какое-то время может быть…вполне приемлемой формой косвенной самореализации.” [10, с.29].

Четвертый этап, в свою очередь, подразделяется на несколько этапов: использование доступной энергии – той которая высвобождается в результате анализа и той, которой до сих пор пренебрегали, но, тем не менее, существующей на различных уровнях психики [10], развитие тех сторон личности, которые замедляют достижение цели, а так же “координация и субординация различных видов психической энергии” [10, с.33]. Разумеется, деление на периоды и этапы весьма условно.

В качестве техники способствующей саморазвитию, предлагается ведение психологического журнала, куда могут войти диалоги – с понятиями, людьми, событиями, а так же внутренние диалоги, сны, образы, наиболее значимые переживания и т.д. [52]. Есть еще одна интересная, на наш взгляд, техника, которая называется “обзор субличностей”. “Субличности – это множество разнообразных персонажей или психологических узлов внутри нашей личности, которые в какой-то степени действуют независимо, обладая своими потребностями и своими целями” [52, с.205].

Одни характерны только для нас, другие, по-видимому, универсальны. Среди универсальных Йоманс называет такие как Ребенок, Родитель, Искатель, Привязчивый, Одинокий, Поэт. В разные периоды жизни активны разные субличности.

Приверженцы имагогики считают, что мотив зеркала в рисунках позволяет увидеть субличности, наиболее активные в данный момент [78].

“Я” – феномен многоаспектный. Представления о нем дискуссионны. Основная дилемма: дифференцированность – унитарность “Я” [46]. Как было сказано выше, И.Авербах считал, что, чем талантливее актер, тем больше различных “Я” вмещает в себя его личность. Если выразить эту мысль в териминах психосинтеза, то речь идет именно о субличностях.

В процессе работы над ролью актеру может помочь техника “обзор субличностей”. Какая-либо из них поможет понять мотивы персонажа и “найти личные побудительные причины для действия со своим персонажем в одном направлении” [123, с.656]. В результате этой работы “возникает новая сценическая личность, похожая и непохожая на своего создателя” [123, с.663].

В романе Б.Акунина “Пелагия и Черный монах” есть персонаж – пациент психиатрической лечебницы – актер, который не может существовать вне роли. Врач, на попечении которого он находился, время от времени “прописывал” ему разнообразные роли, но только такие, которые подразумевали социально приемлемое поведение [1].

 

Ключевые слова

Психосинтез

Субличность

Обзор субличностей

Множественное Я

Сценическая личность

 

Вопросы по теме

1. В чем заключается практика психосинтеза?

2. Можно ли проследить взаимосвязь между практикой психосинтеза и перевоплощением?

3. Раскройте понятие “субличность”.

 

Творческие задания

Попробуйте освоить технику “обзор субличностей”. Есть ли затруднения и какие?

 


Первым оперным артистом, убежденным в том, что "...артист в опере должен не только петь, но и играть роль, как ее играют в драме" был Шаляпин [134, с.128]. Он вспоминал, как, работая над ролью Грозного, ходил в Третьяковскую галерею, смотрел картины с изображением своего героя и сам сделал "довольно удачный грим, верную, на мой взгляд, фигуру" [134,с.123].

И музыка, и драматическая игра, и хореография - все это синтезировалось в ролях, исполняемых Майей Плисецкой [82]. Но проявила она себя не только как балерина, но и как хореограф [82]. Она стала постановщицей балета “Анна Каренина”. Постановке предшествовало постижение характера героини, проникновение в ее внутренний мир, поиск оправданий ее поступков [82].

Сохранилось много воспоминаний современников о Майе Плисецкой. Белла Ахмадулина, например, пишет: ”Действительно, ореол этой тайны приглашает нас смотреть в художественные человеческие действия Плисецкой с тем же азартом, с каким мы можем следить за поведением огня или поведением воды, или всякой стихии, чье значение не вполне подлежит нашему разумению” [Цит. по 82., с.156].

В. Гаевский убежден, что “…в психологическом плане она была футуристкой. При этом она любила живое общение, массовый праздник и карнавал. Она вносила в балет невиданные приемы эпического, площадного театра: яркость фактуры, метафоризм языка, гиперболизацию жеста, широкоформатный масштаб танца. Она умела наполнить свой танец стихией коллективных эмоций, но также умела от них уберечься, им властно противостоять” [цит.по 82, с.171].

Ю.Н. Григорович: ”Ее исполнение вносит в каждый спектакль что-то новое: появляются какие-то новые акценты, детали, штрихи, что-то исполняется совсем иначе, нежели на предыдущем спектакле.” [цит.по 82, с.171].

Эволюцию творческого пути Майи Плисецкой позволил проследить архивный метод – анализ документальных фильмов, сделанных в разные годы Центральной студией документальных фильмов [82]. Это сделало возможным изучение техники балерины (крупный план, повторы и т.д.).

Дар перевеплощения в творчестве драматического артиста состоит в изменении своего облика при исполнении роли. В балете этот дар выражается: ”… в умении изменять даже линии своего тела” [82, с.190].

Танцовщик и постановщик балетных спектаклей Ю.Н. Мячин рассматривает неисчерпаемую, в том числе и для психологии тему сновидений применительно к искуству балета и работе балетмейстера [93]. Сон героя в балетном спектакле он определяет как его непрожитую жизнь [93]. Он убежден, что именно через сценический сон можно понять внутренний мир героя.

Данный автор, кроме того, анализирует разницу между сновидением и видением. Сновидение в балетном спектакле – это монолог, тогда как видение всегда диалогично. Так же он отмечает, что в развитии спектакля постепенно исчезают “многие пантомимные сцены ” [93, с.27]. Это касается условной пантомимы, которая современному зрителю непонятна, а артисту зачастую неизвестна.

А вот как он пишет о балетном спектакле “Спящая красавица”, где главные роли исполняли А.Сизова и Ю. Соловьев: ”Два светищихся юностью, чистотой полетных существа стремились друг к другу и обретали друг друга. Их открытость чувств, не скрываемая от глаз природная, присущая им обоим нежность, переполнявшая их радость бытия, радость танца, жизни, вдохновение, вызванное волнением первого выступления для балерины, внутренняя свобода и подъем чувств создали неповторимый спектакль. ” [93, с.28].

Артисту балета, так же как и драматическому артисту, необходимо овладеть искусством перевоплощения. Необходим и самоконтроль, и умение оценивать свои действия со стороны [93].

Р.Е.Славский проводит четкое разграничение между искусством балета и пантомимы: в балете обязательным является музыкальное сопровождение, в пантомиме – нет [119].

Язык тела важен не только в балете, но и, например, в киноискусстве, когда важно ”найти форму выражения идеи, уловить мельчайшие жесты, обмен взглядами, то, что в целом можно назвать языком тела” [14с, с.57].

В современном кинематографе известны так же приемы кукольной мультипликации, делающие возможным выражение пластики [76].

 

Ключевые слова

Опера

Балет

Драма

Пантомима

Хореография

 

Вопросы по теме

1. Предполагается ли перевоплощение в оперном спектакле?

2. В чем различие между балетом и пантомимой?

3. Может ли артист балета быть постановщиком балетного спектакля?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.124 сек.