Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура национальной экономики




ТЕМА 2. ПРЕДПРИЯТИЕ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА

1. Экономическая среда, которая определяет:

a) Доходы и покупательскую способность потребителей;

b) Уровень занятости и безработицы;

c) Степень экономической свободы предпринимателей;

d) Возможности инвестирования;

e) Объем и степень доступности денежных ресурсов и т.д.

2. Политическая среда. Стимулирование или сдерживание государством (правительством) предпринимательской активности.

3. Правовая среда. Стабильность предпринимательской деятельности во многом обусловлена степенью разработанности правовой базы предпринимательства (системы законов и других законодательно-правовых актов, регулирующих производственную, финансовую, налоговую, инновационную, инвестиционную деятельность).

4. Географическая среда. Определяет природные условия, в которых ведется предпринимательская деятельность (доступность сырья и энергии, климатические и сезонные условия, степень развития путей сообщения и т.д.). Пример: сравните стоимость строительства и функционирования предприятий в РФ и в Юго-Восточной Азии.

5. Экологическая среда. Состояние окружающей среды, степень экологического риска. Учет этого необходим для выбора варианта технологии, используемого сырья, вида продукции и т.п.

6. Институциональная среда. Наличие институтов, с помощью которых осуществляются коммерческие операции – банки, страховые компании, консалтинговые и рекрутинговые агентства, юридические конторы и т.д.

 

Методология, используемая в рамках дисциплины «Экономика предприятия» кроме общеэкономического инструментария включает такие методы, как:

1. Статистические наблюдения.

2. Сравнительный анализ.

На основе 1. и 2. накапливаются и сопоставляются частные и общие экономические показатели.

3. Вероятностные и прогностические методы. Используются при разработке хозяйственной стратегии, принятии предпринимательских решений.

4. Методы экономико-математического регулирования. Составляются экономические модели и графики.

 

ЭКОНОМИКА СТРАНЫ представляет собой комплекс взаимосвязанных отраслей, осуществляющих воспроизводство в национальных границах. Используется термин «народнохозяйственный комплекс».

Элементы народнохозяйственного комплекса могут быть сгруппированы по различным экономическим признакам (группировка носит условный характер, так как один и тот же хозяйствующий субъект может относиться одновременно к различным группам).

СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ. Соотношение макроэкономических элементов в народном хозяйстве.

Виды структуры:

1. Отраслевая.

2. Воспроизводственная. Соотношение между подразделениями воспроизводства, между потреблением и накоплением.

3. Региональная. Например, в РФ выделяется 3 группы регионов, добывающие, промышленные, агропромышленные.

СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ:

1. Материальное производство _ производство благ в материально-вещественной форме.

2. Непроизводственная сфера – производство услуг.

ОТРАСЛЬ. Группа качественно однородных хозяйственных единиц, характеризующихся особыми условиями производства, однородной продукцией и выполняющих общую функцию в народном хозяйстве.

Отрасли подразделяются на подотрасли и виды производства. Например, металлургия подразделяется на черную и цветную.

МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ. Интеграционные структуры, основанные на взаимодействии различных отраслей, предприятий и т.д. Могут возникнуть внутри отрасли (пример: в рамках промышленности – топливно-энергетический комплекс, металлургический комплекс, машиностроительный комплекс) или между отраслями (пример: агропромышленной комплекс, строительный комплекс).

 

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

I. По степени участия в создании конечного продукта.

1. Целевые. В основу положен воспроизводственный принцип и участие в создании продукта (пример – машиностроительный, агропромышленный комплексы).

2. Функциональный. В основу положен принцип специализации комплекса на определенной функции (пример – инвестиционный, научно-технический комплекс).

 

II. По степени специализации.

1. Многопрофильные.

2. Узкоспециализированные.

 

III. По степени разделения труда.

1. Одноотраслевые.

2. Многоотраслевые.

 

IV. По географическому признаку.

1. Территориально-производственные.

2. Региональные

 

СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ. Совокупность институциональных единиц, имеющих похожие экономические цели и функции (крупная часть экономики, обладающая сходными характеристиками).

 

КЛАССИФИКАЦИЯ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ НА ОСНОВЕ СНС (СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ).

1. Сектор предприятий.

a) Сектор нефинансовых предприятий. Предприятия, занимающиеся производством товаров и услуг (коммерческие – с целью получения прибыли, некоммерческие – без цели получения прибыли).

b) Сектор финансовых предприятий. Предприятия, занимающиеся финансовым посредничеством.

2. Сектор государственных учреждений. Совокупность органов законодательной, судебной и исполнительной власти, фонды социального обеспечения и т.д.

3. Сектор домашних хозяйств.

4. Внешний мир («остальной мир»).

КЛАССИФИКАЦИЯ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ ПО СТЕПЕНИ СВЯЗИ С РЫНКОМ.

1. Рыночный сектор.

2. Нерыночный сектор. Производство продукции, предназначенной для использования непосредственно производителями или предоставления их потребителям бесплатно или по ценам, не определяемым спросом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.