Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Царизм и модернизация России. Выбор 1917 г. 3 страница




Уже к 1912 году оживилось социал-демократическое движение в эмиграции. На Пражской конференции был закреплен раскол на большевиков и меньшевиков. ЦК большевиков получил право включать в свой состав членов, минуя выборы. Так по инициативе Ленина в ЦК ввели Сталина. Он же отвечал и за Русское бюро (работа внутри страны). Это было поколение, лишенное воспитания в духе демократических идеалов русской интеллигенции. Для них был типичен моральный нигилизм, принцип «цель оправдывает средства». Ответом на революционный нигилизм стала идеология либерализма, воплощенная на страницах сборника «Вехи» (среди его авторов были бывшие «легальные марксисты» Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, М.О. Гершензон, П.Б. Струве, С.Л. Франк). «Веховцы» осуждали «народопоклонство» интеллигентов-народников, некритическое заимствование западных революционных идей, утрату «национального лица», отчуждение от государства. Поиск близости к народу порождал у многих стремление «опростонародиться». Общепризнанной становилась «святость» революционного подвига. Нужно было воспитывать общество на идеях превосходства «более производительной хозяйственной системы над менее производительной» и на этой основе содействовать воспитанию новой человеческой личности. «Вехи» стали манифестом либеральной интеллигенции.

С периодом экономического роста России связан и культурный подъем в стране. Поэзия символизма, акмеизма ярко выражена в творчестве А.А. Блока, В.Я. Брюсова, А. Белого, Н.С. Гумилева, В. Хлебникова, О.Э. Мандельштама, А. Ахматовой. Художники К.С. Малевич, В.В. Кандинский, В.Е. Татлин открыли абстрактную живопись — способ воздействия на человека при помощи чистых форм и сочетаний цветов, не имеющих прямой смысловой нагрузки. Музыка цвета стала основой промышленного дизайна начала XX века. Певец Ф.И. Шаляпин, танцоры А.П. Павлова и В.Ф. Нижинский приобрели широкую известность на Западе благодаря Русским сезонам в Париже, организованным С.П. Дягилевым. Развивалось меценатство в лице С.И. Мамонтова, П.М. Третьякова, С.Т. Морозова и многих других. Новые направления появились и в философии — были созданы Целостные философские системы. Стало популярным учение антропокосмизма, в котором мир природы и человека сливались в единое Целое. Основоположником его стал Н.Ф. Федоров. Важной становилась идея регулирования природы через посредство науки и техники. Общественные отношения строились на началах братства, преодоления противоречий между богатыми и бедными, между учеными и неучеными, между городом и деревней. Сходные идеи были у В.С. Соловьева. Он обосновал идею «все-» через сочетание ценностей истины, добра и красоты. Отпадение мира от Бога сделало возможным распад на враждующие начала. Воссоединение этих начал — есть путь к совершенству. Идеи антропокосмизма привлекали естествоиспытателей. Примечательно, что одним из учеников Н.Ф. Федорова был К.Э. Циолковский, предвидевший возможность освоения космоса. Начался период так называемого религиозно-философского «Русского Ренессанса». В 1908 г. в Москве и Петербурге образовались литературно-философские кружки С.Н. Булгакова и Н.А. Бердяева. Идеи спасения виделись в традициях Русского Православия, в идеях взаимосвязи Земного и Небесного начал. Возрождались идеи русского старчества, идеи всеединства, высказанные С.Л. Франком, Н.А. Бердяев указал формы непротиворечивого сосуществования личностного и общественного начал в человеке. Главное в философии антропокосмизма — единство, братство людей, построение царства «правды». Эта философия стала своеобразным завещанием русской культуры современной мировой цивилизации, завещанием лучших представителей дореволюционной интеллигенции нынешнему поколению граждан России.

 

Первая мировая война. Ситуация на фронте и в тылу

 

В мире завершился его политический раздел, начался передел уже захваченных территорий.

 

 

 

Для этой цели в 1899 г. сложился союз Германии, Австро-Венгрии и Италии. В 1893 г. был образован союз между Россией и Францией, а в 1907 г. — между Россией и Англией. Так сложились два блока: Антанта и Тройственный Союз. В ходе войны к Антанте перешла Италия, присоединились США, Япония, Китай, десятки стран Азии и Латинской Америки, а к Тройственному Союзу — Болгария и Турция (Четверной Союз). Поводом к войне стало убийство 19 июня 1914 г. в Сараево наследника австрийского престола Франца-Фердинанда. Австро-Венгрия объявила войну Сербии. Россия ответила мобилизацией пограничных округов, а в ответ на мобилизацию русской армии 1 августа 1914 г. Германия объявила войну России. С началом войны авторитет царской власти существенно вырос. Рабочее движение практически прекратилось. Созданный Земгор («Союз земств и городов России») стал активно помогать армии. Росло национальное самосознание. Войну с Германией называли «Второй Отечественной» по аналогии с 1812 годом. Начались конфискации собственности у немцев, выселения немцев-колонистов, Петербург был переименован в Петроград.

Русская армия была недостаточно подготовлена к ведению длительной войны. После успехов 1914 г. началось отступление весной-летом 1915 г., массовая эвакуация людей и имущества. Это обострило транспортные и продовольственные проблемы. В городах появились очереди за товаром («хвосты»), ухудшилось положение транспорта. Росла инфляция, обесценивалась зарплата. В этой ситуации Николай II взял на себя в августе 1915 г. Верховное командование. В 1915 г. в Думе был создан «Прогрессивный блок» во главе с П.Н. Милюковым. В него вошли прогрессисты, кадеты, октябристы. В Думе блок имел 268 голосов из 397. Он требовал ответственности правительства перед Думой, политической амнистии и ряда реформ. Буржуазия стремилась к расширению своих контактов с рабочими. Был разработан проект участия рабочих в Военно-промышленных комитетах, который поддержали правые эсеры и меньшевики. Против него выступили большевики и эсеры-интернационалисты. В сентябре 1915 г. в Циммервальде (Швейцария) по инициативе В.И. Ленина состоялась конференция, на которой говорилось о необходимости революции в России. Летом 1916 г. началось наступление Юго-Западного фронта под командованием ген. А.А. Брусилова. Австро-Венгрия оказалась на грани катастрофы. Союзники пообещали передать России Константинополь и черноморские проливы. Стала очевидной перспектива скорого разгрома Германии и окончания войны. Однако и русские потери были велики. Погибло более 2 млн. человек. Армия теряла кадровый состав, не хватало оружия и боеприпасов. Начались братания с немцами, авторитет офицеров падал. Положение ухудшалось и в результате нежелания запасных частей выступать на фронт. В экономике появилось государственно-монополистическое регулирование. В политике остро ощущалась слабость власти, правительство вынуждено было идти на уступки Думе и часто менять неугодных министров. Происходила «министерская чехарда». Росла оппозиция против роста политического влияния Г. Распутина. Лидер думской оппозиции П.Н. Милюков обвинял власть в «глупости или измене». Новое обострение политической ситуации в стране произошло в феврале 1917 г.

Падение самодержавия и проблемы исторического выбора

в феврале 1917 года. Двоевластие в России.

Феномен большевизма. События Октября 1917 года

28 февраля 1917 г. повсеместно в Петрограде начались митинги протеста против продолжения войны. Забастовщиков поддержал гарнизон, и вскоре Петроград оказался в руках восставших. Правительство было арестовано, образовались два параллельных органа власти (двоевластие) — Совет рабочих и солдатских депутатов и Комитет Государственной думы, сформировавший Временное правительство.

   
 
 
 

 

 


Поддержка Советом

 

       
 
Манифест «К народам мира»: Отказ от захватнических целей, революционная война с Германией
 
Продолжение войны   «война до победного конца»

 

 


2 марта 1917 г. Николай II отрекся от престола. Было провозглашено полное равенство граждан, всеобщее и равное избирательное право, свобода слова, печати, собраний, забастовок. Сложилась новая традиция управления, в которой ведущее положение стали занимать земства и городские управы. Временное правительство во главе с князем Г.Е. Львовым выдвигало лозунги «Война до победы», «Мир и согласие в тылу», «Свобода и порядок», «Реформы после войны и созыв Учредительного Собрания». Для крестьянства революция означала победу принципа социализации земли. Начались самовольные захваты помещичьих земель. Рабочие явочным порядком вводили восьмичасовой рабочий день, постоянно требовали увеличения заработной платы. Продолжался рост инфляции (400% за полгода), деньги неуклонно обесценивались. Быстро развивался экономический кризис. Временное правительство надеялось на поддержку с мест. Но Советы вместо поддержки начали бойкотировать работу правительства. О своей независимости объявили Украина, Прибалтика, Финляндия, Кавказ. Начались правительственные кризисы (апрельский и июльский). Скоро стало очевидным, что овладеть интересами масс сможет только такой лидер, который удовлетворит крестьянские требования земли и заключения мира (пусть даже путем разрыва с Антантой). Этим воспользовались большевики. На I Всероссийском съезде Советов Ленин впервые заявил о готовности взять власть в свои руки и начать строительство социализма в отдельно взятой стране. В июне-июле 1917 г. Временное правительство начало последнее наступление на Юго-Западном фронте. Сначала оно шло успешно, но 6 июля немцы нанесли контрудар. Русская армия потерпела поражение. Начался политический кризис, которым воспользовались большевики.
3—4 июля прошли демонстрации сторонников большевиков (до 400 тысяч). Временное правительство перешло в контрнаступление. Были разгромлены большевистские редакции газет, Ленин объявлен «вне закона». Председателем правительства стал А.Ф. Керенский. Верховным Главнокомандующим стал генерал Л.Г. Корнилов. Двоевластие закончилось. Но у Временного правительства не было прочной и достаточной социальной базы. В этих условиях активизировались правые, сторонники жесткой военной власти. Для поиска политического компромисса было созвано Государственное совещание в Москве (12—15 августа), на котором Корнилов открыто выступил за военную диктатуру. Керенский опасался открыто призывать к ликвидации советской власти. В результате Корнилов выступил самостоятельно. Однако большевики возглавили сопротивление, была создана Красная Гвардия. Неудача выступления Корнилова усилила позиции большевиков. Произошла большевизация Советов. Ленин заявил о подготовке вооруженного восстания. 7 октября большевики приняли решение о начале восстания. На стороне большевиков выступил Петроградский Совет во главе с Л.Д. Троцким. При Совете был создан Военно-революционный комитет. В результате захват власти прошел почти бескровно. В ночь с 25 на 26 октября большевики захватили Зимний дворец. 2-й Всероссийский съезд Советов принял большевистские декреты о мире и о земле, утвердив состав правительства во главе с В.И. Лениным.

Исторические источники:

ОБ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ПОРЯДКА. МАНИФЕСТ 17 октября 1905 г.

Смуты и волнения в столицах и во многих местностях империи нашей великой страны тяжкой скорбью преисполняют сердце наше. Благо Российского государя неразрывно с благом народным, и печаль народная — его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроенье народное и угроза целости и единству державы нашей.

Великий обет царского служения повелевает нам всеми силами разума и власти нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, мы для успешнейшего выполнения общих преднамечаемых нами к умиротворению государственной жизни мер признали необходимым объединить деятельность высшего правительства. На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, по мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.

Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий постановленных от нас властей. Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиной, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.

Вопросы для работы с документом:

1. Манифест даровал населению "незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний, союзов". Значит, манифест признавал, что у российских граждан до 1905 г. этих прав не было?

2. "Те классы населения, - говорилось в Манифесте, - которые ныне совсем лишены избирательных прав...", получали их при выборах в Государственную думу. Какие классы в России не имели права участия в голосовании и почему?

3. В манифесте устанавливалось "как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действия поставленных от нас властей". А каким образом принимались законы до создания Думы? Кем и как осуществлялся контроль за деятельностью властей всех уровней?

Обобщающее задание

Какие основные задачи предполагалось решить при помощи Думы?

Практические задания

1. I Дума просуществовала 72 дня, II - 103 дня. Почему так часто менялся состав этого законодательного органа?

2. Проследите всю историю Государственной думы в России - от Булыгинской до IV включительно.

3. В чём опыт создания и функционирования Государственной думы в России мог бы быть полезен в развитии современного парламентаризма в Российской Федерации?

Методические советы для студентов:

Рассмотрение первого вопроса необходимо начать с раскрытия понятия «модернизация». Обратите внимание на существовавшие объективные потребности индустриальной модернизации России. Раскройте суть для дискуссии историков и современников об основных направлениях модернизации: формирование эффективных рыночных отношений, гражданского общества и правового государства. Выделите особенности этого процесса в Российском государстве. Форсирование индустриализации «сверху» на примере России (реформа С.Ю. Витте). Была ли в России «Индустриализация снизу»? Рассмотрите положение русской деревни в начале века. Экономические подъёмы и кризисы в России: причины и результаты. Раскройте основные причины и значения русско-японской войны. Выясните причины первой русской революции, её этапы и дайте характеристику каждому периоду.

Во втором вопросе особое внимание уделите появлению и деятельности политических партий в России и дайте сравнительный анализ из программ. Рассмотрите деятельность 1, 2 и 3 Государственных дум; выделите общее и различное в их работе. Разберите Столыпинскую аграрную реформу как экономическую, социальную и политическую. Назовите её итоги и последствия. Укажите, какие изменения произошли в политической системе России в 1905-1907 гг. Раскройте суть «Третьеиюньской монархии». Назовите особенности развития государства после 1907 г. Проанализируйте программы политических партий начала XX в., какая из них, на ваш взгляд, была наиболее актуальна для России.

Изучение третьего вопроса начните с выяснения причины Первой мировой войны, назовите, какие военно-политические блоки сложились к началу войны, цели, которые преследовали страны - участницы военного конфликта. Укажите характер войны для всех воюющих сторон. Дайте характеристику положения на восточном фронте в 1914, 1915, 1916, 1917 гг. Проследите, какие изменения произошли во внутренней политике государства в связи с ведением войны. Выясните истоки общенационального кризиса в России в 1915-1917 гг.

В четвёртом вопросе укажите причины, движущие силы, характер и основные события Февральской революции 1917 г. Выясните, какие альтернативы существовали для России после февральских событий. Что такое «двоевластие», назовите характерные проявления этого явления в России. Назовите основные мероприятия Временного правительства с февраля по октябрь 1917 г. Рассмотрите причины кризисов Временного правительства и их значения. В чём была большевистская альтернатива развития событий во второй половине 1917 г. и назовите причины её победы.

Проанализируйте события октября 1917 г. Что это было - революция, переворот? Почему вы так считаете? В чём заключается феномен большевизма?

Сделайте вывод о развитии Российского государства в начале ХХ столетия в области экономики, политики и культуры.

Темы для докладов и сообщений:

1. Реформы С. Ю. Витте.

2. Реформы П.А. Столыпина.

3. Проекты реформ П.Д. Святополк-Мирского.

4. Особенности экономического развития России в начале XX века.

5. Внешняя политика России в 1894—1914 гг.

6. Эволюция политической системы России в 1905—1907 гг.

7. Россия в Первой мировой войне.

8. Эволюция политической системы России в 1905—1907 гг.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какими причинами была вызвана необходимость модернизации России в конце XIX — начале XX века?

2. В чем состояли особенности России как страны «второго эшелона» развития капитализма?

3. Каковы новые тенденции внешней политики России, наметившиеся в конце XIX в.?

4. Вокруг каких проблем общественного развития страны велась политическая борьба в конце XIX — начале XX века?

5. В чем вы видите специфику создания и развития политических партий России в сравнении с другими странами?

6. Что общего и в чем разница революционных событий 1905 г. и февраля 1917 г.?

7. В чем вы видите причины того, что к 1917 г. не было завершено реформирование страны?

8. Какие последствия для страны, различных категорий населения имела Первая мировая война?

 

Основная литература:

1. Александров Ю. Купец идет // Родина. - 2005. - № 5. - С. 33-38.

2. Бабкин М.А. Святейший Синод Российской православной церкви и свержение монархии в 1917 г. // Вопросы истории. - 2005. - № 2. - С. 97-110.

3. Галай С.М. Еврейские погромы и роспуск первой Государственной думы в 1904 г. // Вопросы истории. - 2004. - № 9. - С. 23-43.

4. Герасименко Г.А. Судьба демократической альтернативы в России 1917 года и её роль // Вопросы истории. - 2005. - № 7. - С. 3-23.

5. Зимин И.В. Последняя российская императрица Александра Фёдоровна // Вопросы истории. - 2004. - № 6. - С. 68-85.

6. Иванов М. Из дневника политзаключенного М. Иванова / Под общей редакцией Г.А. Салтык. - Курск, 2002.

7. История России: Учебник для технических вузов / Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева/ – 2-е изд., переработанное и доп. - М., 2004.

8. Куликов С. Наш друг сказал // Родина. - 2005. - № 3. - С. 52-56.

9. Озеров М. Убийца Распутина – английский шпион // Родина. - 2005. - № 3. - С. 49-51.

10. Пчелов Е.В. Правители России от Юрия Долгорукова до наших дней: Справочник по истории России. - М., 2000.

11. Рогалина Н.Л. Аграрный кризис в российской деревне в начале 20 века // Вопросы истории. - 2004. - № 7. - С. 10-23.

12. Руднева С.Е. Временное правительство и конструирование предпарламента // Вопросы истории. - 2003. - № 12. - С. 21-42.

13. Сапоговская Л.В. Золото в политике России (1917-1921 г.) // Вопросы истории. - 2004. - № 6. - С. 42-64.

14. Фельдман М.А. О противоречиях в оценке процесса монополизации в России // Вопросы истории. - 2003. - № 9. - С. 108-118.

15. Фролова Е.И. Е.К. Брешко-Брешковская // Вопросы истории. - 2004. - № 8. - С. 70-83.

16. Холяев С.В. Три февраля 1917 года // Вопросы истории. - 2003. - № 7. - С. 26-39.

 

Дополнительная литература:

1. Аврех А.Я. Царизм накануне свержения. – М., 1989.

2. Аврех А.Я. Столыпин П.А. и судьба реформ в России. – М., 1991.

3. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества с древнейших времен до наших дней: Учебное пособие для студентов средних пед. заведений. – М.,1999.

4. Бутрамеев В. Всемирная история в лицах: Россия от Рюрика до 1917 года / В. Бутрамеев. – М., 1999.

5. Историки в раздумьях о судьбах России / Под ред. проф. А.Ю. Друговской. – Курск, 1999.

6. История Отечества с древнейших времен до наших дней: Энциклопедия слов / Сост.: Б.Ю. Иванов, В.М. Карев, Е.И. Куксин и др. – М., 1999.

7. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России XIX – XX вв. / Состав. Е. Мироненко. – М., 1991.

8. История России XX века / Отв. ред. В.П. Дмитренко. – М., 1996.

9. Октябрьский переворот: революция 1917 года глазами ее руководителей. – М., 1991.

10. Политическая история России – СССР – Российская Федерация. В 2-х т. – М., 1996.

11. Рабинович А. Большевики приходят к власти. – М., 1999.

12. Спирин Л.М. Россия в 1917 году. Из истории борьбы политических партий. – М., 1987.

13. Ферро М. Николай II. – М., 1991.

 


Раздел 3

От СССР к Российской Федерации

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.