Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планы семинарских занятий 8 страница




В мировоззрении мыслителя энциклопедического склада В.И. Вернадского (1863-1944) отчетливо проявляется стремление определить место человека в космосе. Выдающийся ученый, создатель целого комплекса наук о Земле рассматривает феномен жизни в его связи с другими планетными сферами. Вернадский разработал теорию биосферы как совокупности живого вещества, покрывающего Землю. Введение понятия живого вещества дало естественно-научную основу для изучению жизни, понимаемой им как космическое явление ("всюдность" жизни). Человек рассматривается в единстве с биосферой, исследуется его эволюционно преобразующая деятельность. Вернадский сделал вывод о зарождении ноосферы - сферы разума, или управляемой на основе науки природы. Становление ноосферы - объективный процесс, предполагающий развитие отношений между людьми, прекращение войн. Идеи русского космизма особенно актуальны в эпоху экологического кризиса и поиска путей выхода из него.

Большое значение в развитии русской философии имел период, который называют духовным ренессансом начала XX в. В это время наблюдается бурный рост философских обществ, кружков, издательств. Происходит сближение философии с религией и культурой и прежде всего с литературой. Представителями этого духовного всплеска были В. Розанов, Д. Мережковский, С. Булгаков, Н. Бердяев, С. Франк, И. Ильин, П. Флоренский, Л. Шестов, В. Эрн, Вяч. Иванов, С. Трубецкой, А. Лосев и др. Мы рассмотрим основные философские идеи Н. Бердяева как наиболее характерного представителя этого периода.

Н.А. Бердяев (1874-1948) - один из выдающихся представителей русской философии "серебряного века". По его собственному выражению, он является философом "экзистенциального типа". Он критически воспринял революцию и в 1922 г. был выслан из России. Отправной точкой его учения является человек. Бердяев отчасти обожествляет человека, рассматривая его как богоподобное существо. Основные темы его философии: свобода, творчество, личность. Свобода, согласно философии Бердяева, - основа бытия. Бердяев различает виды свободы, но главная - первичная, иррациональная свобода, укорененная ни во что. Эта свобода существует предвечно, она не сотворена Богом. Бог творил свободно. Свобода была и есть всегда и везде. Учение о вездеприсутствии несотворенной свободы - одна из оригинальных особенностей философии Бердяева.

Свобода является основой творчества. Подлинное творчество всегда свободно. Творчество - важнейшая религиозная задача человека, его долг. "Цель человека - не спасение, а творчество". Творческий акт самоценен, над ним нет внешнего суда. Бердяев разрабатывал этику творчества, которая " вне добра и зла ". В этом он также отступает от христианской традиции и критикует христианство за недооценку роли творчества. Но, обожествляя творчество, философ отмечает его проблематичность в мире, так как он полагал, что бытие в мире есть уже падение. В творчестве проявляется личность. Дух как субъект стремится создать новое бытие. Но осуществление творческого акта в мире требует приспособления, человек обезличивается, дух превращается в объект, в "природу" - происходит объективация духа, подавляющая свободную личность. Формы объективации - это и произведения культуры, и отношения в обществе, и государство. Бердяев пессимистически связывает всякий творческий акт с неизбежностью объективации, хотя и допускает возможность творчества, сохраняющего личностное начало. Свобода и творчество предполагают бытие свободной личности. Философский персонализм Бердяева подчеркивает приоритет личности. Она - первооснова всего. "Личность вообще первичнее бытия ". В то же время бытие личности - тайна. "О личности не может быть построено никаких метафизических учений", дух личности постигается лишь мистическим опытом. Акцентирование первичности свободной личности ведет к субъективному идеализму, но Бердяев подчеркивает значение духовной "коммюнитарности" (общности) личностей посредством мистического опыта. Субъективизм и индивидуализм преодолеваются через любовь в Божественном начале.

Важное место в творчестве Н. Бердяева занимают проблемы социальной философии, философии истории. Смысл истории философ видит в конечном торжестве царства Божьего, но реальная история рассматривается им как история объективации, как " неудача духа", так как " в ней не образуется Царство Божие". Основа истории - это свобода зла. Мыслитель выступает с критикой современной ему цивилизации как в форме капитализма, так и социализма. Цивилизация механична, она убивает живую культуру, происходит утрата духовности и варваризация бытия. Бердяев осуждает крайности взглядов и славянофилов, и западников в их выводах о месте России в мировой истории. Россия, считал он, может осознать себя и свое призвание в мире лишь в свете проблемы Востока и Запада. Она стоит в центре этих миров и должна сознавать себя "Востоко-Западом", соединителем, а не разделителем их.

Основные работы: "Философия свободы", "Смысл творчества", "Философия неравенства", "Философия свободного духа" и др.

Кризис в конце XIX в. в России народнического движения, разочарование масс в его идеологии способствовали поиску новых форм социального протеста и идеалов национального возрождения. Обострились споры философов идеалистического и материалистического направлений. Последнее представлено, в первую очередь, марксизмом, в распространении которого в России в конце XIX в. большую роль сыграл Г.В. Плеханов (1856-1918) - один из крупнейших отечественных философов-марксистов. Он считал, что в философии марксизма социализм стал научной теорией и активно эту теорию разрабатывал в своих трудах. Кроме того, Плеханов занимался проблемами истории философии, этики, эстетики, теории познания и материалистического понимания истории.

Новый этап в истории марксизма в России связан с именем В.И. Ленина (1870-1924). Он занимался в основном проблемами социальной теории и практики: разработал теорию империализма как высшей стадии капитализма, теорию социалистической революции. Как выдающийся политический деятель, Ленин внес весомый вклад в развитие теории и практики государственного строительства, осмысление процессов социального развития. Опираясь на открытый им закон неравномерного развития капитализма, он провозгласил грядущую победу социализма через революционную борьбу в слабых звеньях империалистической системы. К ним Ленин относил Россию, а ее пролетариат рассматривал как авангард всемирной революции. В области философии он существенно обогатил концепцию материализма, обосновал теорию отражения, предпринял методологический анализ взаимосвязи естествознания и философии. Его интерес к проблемам диалектики оказался связанным с практикой, политикой. Он доказывал, что практика выше теории и является критерием истины.

После Октябрьской революции 1917 г. русская философия развивалась в форме диаспорной (зарубежной) и официальной советской. Философия марксизма стала составной частью официальной идеологии. Представители других направлений либо эмигрировали (С.Л. Франк, Н.О. Лосский и другие), либо были репрессированы и погибли (П.А. Флоренский, Г.Г. Шпет). В 1922 г. из России был отправлен "философский пароход", на котором были высланы десятки ведущих философов и деятелей культуры.

В Советском Союзе в 20-30-е гг. ХХ в. формировались официальные стандарты интерпретации философии диалектического и исторического материализма, процесс контролировался партией и государством. Так, борьба механистов и диалектиков (А.М. Деборин) закончилась победой последних, но в 1931 г. они были объявлены "меньшевиствующим уклоном". Некоторое оживление философской мысли начинается с середины 50-х гг. В то же время в истории советской философии достойное место занимают яркие исследователи: М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев, В.Ф. Асмус, Э.В. Ильенков и др. С конца 80-х гг. начинается процесс возвращения эмигрантской части отечественной философии, открывается возможность восстановления утраченного единства национальной культуры. Появились предпосылки для дальнейшего развития философии.

 

Вывод. Русская философия сравнительно молодая. Она впитала в себя лучшие философские традиции европейской и восточной философии. В своем содержании она обращается и ко всему миру, и к отдельному человеку и направлена на совершенствование мира и человека. Вместе с тем, это самобытная философия со своим неповторимым обаянием. Это полиаспектная философия, включающая в себя весь драматизм исторического развития философских идей, противостояние мнений, школ и направлений. Тут соседствуют и вступают в диалог между собой западники и славянофилы, консерваторы и революционные демократы, материалисты и идеалисты. Из ее истории и целостного содержания нельзя исключать ни одного фрагмента, школы или направления.

 

 

Раздел II

 

ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ

 

 

Лекция 9

 

ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ

 

Вопросы:

 

1. Бытие как философская проблема.

2. Основные формы бытия.

 

"Бытие" - одно из тех понятий, которое большинство мыслителей прошлого и современности считают основным в философии. Проблема бытия остается дискуссионной на протяжении веков и при ее рассмотрении полет мысли способен достигать как высшего предела обобщенности, абстрагирования от единичного, частного, преходящего, так и коснуться сокровенных глубин человеческой жизни, вопросов, которые человек ставит перед собой в минуты высочайшего напряжения духовно-нравственных сил. К примеру, гамлетовский вопрос "быть или не быть?" Почему он возник?

Наша жизнедеятельность опирается на простые и понятные предпосылки, которые мы обычно принимаем без особых сомнений и рассуждений. Самая первая и универсальная среди них - естественное убеждение человека в том, что мир есть, имеется здесь и теперь, наличествует. Люди столь же естественным образом рассчитывают и на то, что при всех изменениях, совершающихся в природе и обществе, мир сохраняется как относительно стабильное целое, что так было, есть и будет всегда.

Проблема бытия возникает тогда, когда такого рода универсальные предпосылки становятся предметом сомнений и раздумий, когда люди задумываются, а так ли прочен наш мир? Поводов для этого более чем достаточно. Сегодня вопрос "быть или не быть" поставлен чрезвычайно остро. Глобальные проблемы современности, образно говоря, уже перешагнули земной порог человеческого общежития. Историческая связь времен грозится распасться. Найдут ли люди выход, есть ли такой выход? Поэтому важно разобраться в проблеме бытия, продвигаясь от ее простых жизненных предпосылок к все более сложным философским размышлениям, доказательствам и выводам.

 

1. БЫТИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

 

Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы мироздания и наиболее общие категории сущего, называется онтологией (от греч. "онтос" - сущее и "логос" - учение). Это учение о бытии, отвечающее на вопросы: каково происхождение мира? От каких первоначал произошел мир? Каково устройство мира? Что первично: материя или дух? И т. д.

Содержание того или иного онтологического учения раскрывается через взаимосвязь категорий существования, реальности, бытия, субстанции, мышления, а также объективного и субъективного, среди которых особое место занимает категория бытия (потому онтологию еще определяют как учение о бытии). Совокупность перечисленных выше категорий отнюдь не случайна. С их помощью человек получает возможность мыслить предельные основания мира. В учениях прошлого по рассматриваемой нами проблеме было высказано немало ценных идей. Однако как понимает бытие современная философия? Каково содержание этой категории и как она соотносится с категорией материи?

Люди рождаются, живут и умирают. Никому еще не удавалось изменить этот порядок. Жизнь одних людей складывается удачно. Они добиваются того, к чему стремятся, голод, холод и другие несчастья их не затрагивают. Но таких людей не так уж и много. На долю большинства приходятся лишения, болезни, постоянная борьба за существование. Все это способствует тому, что люди задумываются над смыслом своего существования, стремятся понять, имеется ли какая-то цель, какой-то глубинный смысл в жизни.

Обращаясь к окружающему миру, люди обнаруживают, что мир внутренне противоречив, изменчив и постоянен одновременно. Даже привычные для нас очертания континентов сегодня не такие, как вчера. Однако, в судьбах и событиях, разделенных столетиями можно найти общее. Вся совокупность событий и ситуаций, процессов и явлений, внутренних переживаний, намерений и замыслов, с которыми имеет дело человек, с которыми он так или иначе сталкивается, называется состоянием.

Многие из вещей, обстоятельств, поступков, процессов и т. д. имели место в прошлом, за годы и даже тысячи лет до того, как современный человек с ними столкнулся, и будут существовать через много лет после него. Другие возникают и существуют мгновения. Для объяснения этого феномена в философии используется понятие - "действительность" или "реальность".

Действительность (реальность) - это совокупность всех состояний в прошлом, настоящем и будущем. Следовательно, она сложна и изменчива, так как состояния постоянно переходят друг в друга. Вещи, события и процессы в природе, поступки людей, государственные системы и личные переживания исчезают и возникают, то есть в самой действительности всегда имеют место процессы возникновения, становления, существования, исчезновения.

Дать строго логическое определение категории существования чрезвычайно трудно, ибо среди многообразных понятий, созданных человеком, невозможно найти такое более общее родовое понятие, под которое можно было бы подвести данную категорию. Можно дать ряд аналогов, например "наличие", "данность", "обнаруживаемость", которые способны вызвать определенные ассоциации, позволяющие приблизиться к содержанию понятия существования. Другими словами, эта категория дана субъекту через его опыт и является результатом эмпирического обобщения. С ее помощью он способен мыслить все, с чем сталкивается и будет сталкиваться, так как это существует в каком-то смысле. Содержание этой категории есть результат предельного абстрагирования от того, как (способ), где и когда (форма) существует некоторое нечто. В ней фиксируется элементарнейший факт его наличия в универсуме, и ничего более. То есть, в самом общем плане, существование - категория онтологии для бытия, возникающего из сущности, наличного бытия вещей.

В настоящее время проблема существования приобрела особую актуальность с познанием микро и мегамиров, которые связаны с видами существования, не способными стать объектами опыта. Осознание их субъектом будет зависеть от теоретических (логических) средств, в том числе и определенной трактовки категории существования.

Вещи, события, процессы бывают разного рода. Они существуют независимо от человека, вне его сознания. Действительность, охватывающую все, что существует вне человеческого сознания, называют объективной реальностью. Сюда, прежде всего, относят окружающую человека природу. Понятие "природа" имеет три основных значения:

а) Первозданная природа, где предполагается отсутствие человека. В данном значении понятие природы является синонимом понятий "материя", "объективная реальность", "Вселенная", "Универсум".

б) Естественная среда обитания человека - географическая среда, народонаселение и т. п.

в) Искусственная среда обитания человека - созданные им материальные условия его существования. Это так называемая "вторая природа" - техника, различные строения, сооружения и т. п. Второй и третий аспекты понятия "природа" нередко объединяются в понятие "окружающая среда".

В своем развитии природа проходит две основных преемственно связанных стадии - неорганическая и органическая (связанная с появлением жизни), или биосфера. С появлением человеческого общества и развитием науки и техники биосфера закономерно переходит в ноосферу (сферу разума), т. е. в область природы, охваченной разумной человеческой деятельностью. Ноосфера имеет тенденцию к непрерывному расширению за счет выхода человека в космос, проникновения в глубины океана и в недра Земли.

Если воздействие человека на природу становится негативным или даже угрожающим, возникают и обостряются так называемые глобальные проблемы. В XXI в. на первое место все более выдвигается экологическая проблема (взаимодействие современной цивилизации с природой), ибо она представляет собой проблему выживания человечества. К числу глобальных экологических опасностей чаще всего относят разрушение земной атмосферы, недостаток и загрязнение почвы (особенно опасны ядерные отходы) и т. п. Сегодня вопрос стоит уже не о "покорении" природы, а о ее защите, что предполагает принятие странами и государствами определенных эффективных мер.

Существует реальность или действительность другого рода. Например, писатель пишет какое-то произведение, придумывая героев и происходящие с ними события. Читатель знакомится с придуманным миром по мере прочтения произведения данного писателя. Ему соответствует особое состояние нашего сознания. Такой мир существует, имеет место не в объективной реальности, а в нашем сознании, мышлении, воображении, т. е. - в субъективной реальности.

Субъективная реальность - это продукт деятельности человека, точнее, его высокоразвитого сложного мозга. Иногда говорят про какое-то явление, например про сказочных персонажей: "Ничего этого нет, это лишь продукт воображения". Такие выражения с философской точки зрения, по меньшей мере, неверны, неточны, хотя их смысл вполне понятен. Абсолютно правы те, кто утверждает, что сказочные герои не существуют в объективной реальности. Но они существуют в субъективной реальности и способны влиять на наше поведение, переживания, настроение и, наконец, поступки.

Но создаваемая человеком субъективная реальность определенным образом связана с реальностью объективной, как и сам человек связан с окружающим его миром. Субъективная реальность выражается, прежде всего, в мыслях и образах, в научных знаниях и художественных замыслах и т. д. С помощью "чистой" мысли или воображаемого образа нельзя вбить гвоздь, перекрасить стены квартиры, создать автомобиль или построить дом. Но мысли, образы, чувства и желания могут заставить человека действовать, двигаться, работать, бороться. И тогда, взяв в руку молоток или малярную кисть, он может вбить гвоздь или покрасить стену, сконструировать автомобиль, задумать и построить дом. Таким образом, существующая вне человеческого сознания объективная реальность и субъективная реальность, являющаяся его продуктом и существующая лишь в нем, несмотря на их серьезное различие, находятся в тесном единстве, глубоко связаны, взаимодействуют и влияют друг на друга в прошлом, настоящем и будущем. И "бытие" можно определить как единство субъективной и объективной реальности.

Мир, лишенный субъективной реальности, создаваемой человеком, перестает быть разнообразным и динамичным. Ибо, благодаря субъективной реальности и сама объективная реальность, и все бытие наполняются новыми явлениями: произведениями искусства, техническими сооружениями, новыми ландшафтами и т. д. Человек с его разумом, волнениями, страстями, взлетами и падениями, личными и историческими ошибками, с его благородством и жестокостью, с одной стороны, продукт объективной реальности и сам состоит из плоти, но, с другой, - является создателем субъективной реальности, мира вымыслов, открытий и изобретений, фантазий и точных расчетов. Человек - своеобразный перекресток, точка пересечения субъективной и объективной реальности, и в этом смысле он - центр бытия и несет за это ответственность, т.к., наряду с огромной созидательной силой, обладает и силой разрушительной. Человек прокладывает искусственные реки и каналы, создает ракеты и компьютеры, но, вместе с тем, разрушает естественную окружающую среду, ставит природу на грань экологической катастрофы; создает системы искусственного интеллекта, угрожающие его собственному исключительному положению во Вселенной, положению мыслящего существа.

Есть и еще один аспект, одна, но, быть может, самая важная историческая перспектива бытия. Она заключается в том, что человек - не просто творец субъективной реальности и отчасти объективной, он - особое существо. Каждый человек неповторим и оригинален. Его рождение в свет - чудо, его смерть - трагическая потеря. Человек смертен, но род человеческий, пока существуют условия для его развития, бессмертен, и механизм этого бессмертия состоит не в простом физическом или биологическом бытии людей, а в их способности создавать, накапливать и передавать последующим поколениям информацию, и особенно знания как ее высшую форму. Расходуя ресурсы окружающей природы, человек создает новый ресурс, в котором он осуществляет и реализует себя,- знания, социокультурную и техническую среду. Но деятельность эта не по силам одному человеку. Она осуществляется в деятельности поколений. Враждуя и трудясь, интригуя и поддерживая друг друга, двигаются миллионы людей, образующих человеческое сообщество, к какой-то незримой, невидимой для них цели. Но, будучи существом мыслящим и действующим целенаправленно, человек с помощью воображения и огромных умственных усилий пытается осознать эту цель, осмыслить ее, сделать общезначимой, рациональной, он стремится приподнять завесу будущего и заглянуть в ту сферу бытия, в ту часть природы и общественной жизни, которая относится к будущему, к тому, что еще только должно возникнуть. Поэтому-то связь поколений, связь исторического опыта, связь знаний так важны и представляют самую большую ценность для человека как исторического существа. Вот почему вопрос о сути и возможности бытия возникает тогда, когда, по словам Гамлета, "распадается связь времен", т. е. в эпоху великих исторических переломов. Именно в такие периоды человек прилагает максимум усилий, чтобы восстановить и укрепить эту связь. Поэтому бытие как особая философская категория, как универсальное понятие, охватывающее объективную и субъективную реальность, включает в себя и еще один срез - историческую реальность. Историческая реальность есть действительность социального бытия человека, соединяющего в себе прошлое, настоящее и будущее состояние всех общественно значимых проявлений его деятельности.

Из рассмотрения понятия "бытие" возникает на этот раз уже вполне сознательное стремление человека постичь глубинный смысл и найти нечто прочное, устойчивое, закономерное в единстве трех различающихся реальностей - субъективной, объективной и связывающей их исторической. Поэтому и вопрос об отношении сознания как субъективной реальности к бытию в целом приобретает столь важное, столь судьбоносное значение для постижения смысла человеческой жизни, для постижения связи индивидуальной смертности и родового бессмертия человека. Таким образом, вопрос об отношении бытия и сознания, материи и мышления оказывается ключевым для понимания самых важных проблем человеческого существования, человеческого порыва вперед, в будущее.

Выделяют материальное бытие (например, Солнечная система) и идеальное (идея возникновения Солнечной системы), которые являются самыми общими родами бытия. Далее речь можно вести об объективном бытии, отличительным признаком которого выступает существование вне и независимо от сознания человека, и о субъективном, т. е. существующем внутри и благодаря сознанию человека. Любой вид материального бытия обладает объективным существованием. Среди материального бытия выделяют следующие его уровни: природные неорганические (звезды, планеты, горы и т. д.), природные органические (биологические виды), социальные формы бытия (общественное бытие, индивидуальное бытие человека и т. д.), искусственные (технические системы, инженерные сооружения, искусственные материалы и т. д.). Множество идеальных разновидностей бытия распадается на два подмножества: объективно-идеальное (например, законы мышления) и субъективно-идеальное (мечта о счастье данного человека).

Человеческая деятельность представляет собой активное целесообразное изменение человеком как социальным существом окружающей действительности и самого себя. Деятельность людей всегда имеет коллективный, общественный характер и она проявляется в двух формах: материально-практической (первичной) и идеальной (духовной). Первая (т. е. преобразование природы и общества) есть основа всех видов духовной деятельности (умственная, познавательная, религиозная, художественное творчество, нравственная и т. д.).

Материально-практическая деятельность и есть общественное бытие в широком смысле - материальная жизнь общества, производство материальных благ и те отношения, в которые вступают люди в процессе этого производства.

Бытие духовного, идеального - это не что иное как общественное сознание в различных его формах, т. е. то, что выражается термином "духовное производство", т. е. производство идей, представлений, понятий и т. п. - всего нематериального.

Когда говорят о бытии духовного (идеального), чаще всего имеют в виду, что, во-первых, оно охватывает как сознание, так и бессознательное. Во-вторых, бытие духовного может быть индивидуализированным (сознание, духовный мир индивида) и объективированным (язык, идеалы, нормы, ценности, произведения искусства - и вообще вся "вторая природа").

Бытие как таковое может быть подразделено на потенциальное (существование в возможности) и актуальное (существование в действительности). Для характеристики высших проявлений бытия применяется категория "существование", а для выражения главного в бытии, его глубинных особенностей - категория "сущность". Совокупность многообразных проявлений бытия, а также любая вещь или субъект в аспекте их причастности бытию обозначается категорией "сущее".

История общества (в отличие от истории природы) - это деятельность преследующего свои цели человека, в ходе которой осуществляется сложная диалектика бытия, реализуется диалектика материального и идеального, практики и познания, объективного и субъективного.

В философии наряду с понятием бытия существует также и понятие небытия. Под небытием понимается все то, что лишено формы, но имеет ту или иную степень возможности существования, а, следовательно, может характеризоваться некоторым набором признаков. При этом, как правило, противоположным набору признаков соответствующего бытия. Так, например, у Демокрита атомы - бытие, а пустота - небытие. В сумме объемы понятий бытия и небытия дают объем понятия существования. Но если бытие является фундаментальной и общей характеристикой мира, то небытие характеризует возможное состояние его реальных явлений и процессов. Развитие объективного мира есть непрерывный процесс перехода явлений от бытия к небытию и наоборот. В современном научном знании в качестве небытия мыслится физический вакуум, из которого при определенных условиях формируются различные материальные процессы и явления.

Многообразные формы бытия и небытия не существуют разрозненно, они взаимосвязаны таким образом, что образуют единую предельно общую структуру, в которой исчезают все различия между формами бытия, кроме одного - различия рода и вида, целого и части, абсолютного и относительного. Этот вид существования выражается категорией мира. Мир (мироздание, универсум) есть единая целостная совокупность всевозможных форм и уровней бытия. Он заключает в себя всю реальность без каких-либо исключений.

Развитие философии породило различные варианты трактовок бытия (см. схему 4).

 

 

Суть первой - материалистической - концепции состоит в том, что под бытием понимается объективная реальность, способная воздействовать на наши органы чувств. Эта реальность существует вне и независимо от нашего сознания, и ее бытие, т. е. способ существования, состоит в том, что она способна воздействовать на все, включая сознание человека. С точки зрения современного материализма бытием обладает все то, что обнаруживает себя в активном взаимодействии: изменяется под воздействием другого, но в то же самое время и изменяет это другое. Таким образом, в материалистической философии бытие понимается как совокупность движущейся материи,

В объективно-идеалистическом понимании бытие предстает в виде объективно существующей идеи.

В третьей концепции бытия - субъективно идеалистической - бытие связывается с чувствами и представлениями субъекта. Быть или существовать - это значит быть воспринимаемым. В рамках этой концепции бытие предполагает связь только с нашими ощущениями и представлениями. При этом субъективные идеалисты исходят из того, что все это есть результат непосредственного воздействия Бога, либо мы вообще не знаем, откуда все берется. То, что мы обычно видим (и считаем реально существующим), в действительности столь же мало реально, как и образы на киноэкране, которые лишь проецируются на него, но сами по себе не существуют. Для Бога сознание человека представляет собой как раз такой экран, на который он проецирует всю совокупность образов, принимаемую человеком за реальность. Пока предмет воспринимается субъектом, он существует, т. е. обладает бытием. Как только он перестает ее воспринимать, она утрачивает свое бытие и перестает существовать.

Дальнейшее развертывание проблемы первоначал мира порождает категорию субстанции (от лат. substantia - сущность, то, что лежит в основе). Бытие предполагает не только существование, но и его причину. Другими словами, бытие есть единство существования и сущности. В понятии субстанции как раз и выражается сущностная сторона бытия. Субстанция есть самодостаточное, самодетерминированное существование. Другими словами, субстанция - это объективная реальность, мыслимая в аспекте ее внутреннего единства, взятого в отношении противоположности ко всем бесконечно многообразным формам ее проявления. Иначе говоря, она представляет собой предельное основание, к которому сводятся все конечные формы ее проявления. Еще проще, субстанция - это то, что не зависит от другого и порождает другое, первопричина сущего. В этом смысле для субстанции нет ничего внешнего, ничего вне ее, что могло бы быть причиной, основанием ее существования, следовательно, она существует безусловно, благодаря только самой себе, самостоятельно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.