Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планы семинарских занятий 14 страница




Теоретический уровень исследования характеризуется более высокой степенью обобщения и идеализации мысли от чувственной реальности, отражением внутренних связей и закономерностей объекта. В современной науке наблюдается, с одной стороны, рост экспериментальных исследований, применение сложных и дорогостоящих экспериментальных установок и приборов, а с другой - возрастание роли теоретических обобщений.

Первый этап научного поиска начинается с постановки проблемы. Проблемой называется осознанное противоречие между имеющимся знанием и непознанной частью предмета, противоречие, на решение которого направлена деятельность ученого. Проблему нельзя трактовать как просто незнание, отсутствие знания еще не составляет проблемы. Кроме незнания, этого непременного элемента проблемы, в последней обязательно присутствует элемент знания. Элементом знания в проблеме является: во-первых, знание того, что новая сторона, подлежащая познанию, в предмете обязательно присутствует; во-вторых, что она должна и может быть осмыслена, познана наукой. Поэтому если в науке нет проблем, она не наука, а нечто застывшее; равным образом, если в ней нет решения проблем, она тоже не наука, а собрание одних предположений и гипотез.

Формой развития теоретического знания является гипотеза. Гипотеза - это научно обоснованное предположение, служащее для объяснения какого-либо факта, явления, которые на основе прежнего знания необъяснимы. В процессе научного познания выдвигается не одна, а несколько гипотез, порой полярных. В своем развитии гипотеза проходит ряд ступеней: выдвижение гипотезы; обоснование гипотезы; проверка ее (теоретическая и практическая). Особо следует заметить, что до стадии проверки гипотеза могут изменяться. Во-первых, она может уточняться, конкретизироваться; из описательной превращаться в объяснительную, может сужать или расширять область своего действия. Во-вторых, подвергшись этим изменениям, гипотеза может включаться в новую систему знаний, также имеющую гипотетический характер. Возникает своеобразная иерархия гипотез.

Итак, научный поиск включает в себя два основных момента: 1) постановку проблемы и 2) формулировку гипотезы. При благоприятном исходе, при подтверждении гипотезы, поиск завершается научным открытием. Открытие образует третью, завершающую стадию научного поиска. В самом общем смысле под научным открытием понимается получение нового объективно-истинного знания о свойствах, закономерных связях и отношениях природной и социальной действительности с его противоречиями

Второй этап теоретического уровня - построение научной теории, как содержательной, так и формальной. Теория в широком значении - это наука, знание вообще, в отличие от практической деятельности людей. В более узком значении - знание, имеющее строго определенную форму. Познавая тот или иной объект, исследователь начинает процесс познания с внешнего его описания, фиксирует отдельные его свойства, стороны. Затем, углубляясь в содержание объекта, раскрывая законы, которым он подчиняется, переходит к объяснению его свойств, связывает знания об отдельных сторонах предмета в единую, целостную систему. Получаемое при этом глубокое разностороннее конкретное знание о предмете и есть теория, обладающая определенной внутренней логической структурой.

Ведущими методами здесь являются: аксиоматический метод, абстрагирование, идеализация. Когда теория построена, то предстоит сопоставление теории с действительностью, построение соответствующей модели, которая бы связывала положение теории с теми или иными эмпирическими фактами. При этом часто приходится пользоваться так называемым мысленным экспериментом. На основе построенной промежуточной модели опять проводится эксперимент, и чем более отдаленные выводы можно при этом проверить, тем больше оснований считать эту теорию истинной. Когда такие модели построены, можно утверждать, что процесс познания является относительно завершенным. Но до тех пор, пока теорию не удается проверить, связать с экспериментальными фактами, она остается гипотезой. Примером этого могут являться современные космологические теории.

Особая значимость научного знания состоит не только в том, что отображается действительность, но и в том, что обнаруживаются общие тенденции ее развития, предсказываются перспективы. Конечно, на теоретическом уровне прогностическая функция научного знания выражена ярче, но в известной мере можно говорить о предвидении и на эмпирическом уровне научного познания. Например, хорошо известны предвидения Д. Менделеева. Речь идет о том, что, обнаружив с помощью экспериментов и математических вычислений периодический закон химических элементов и расположив в таблицу известные к 1860 г. химические элементы в порядке возрастания их атомных весов, Менделеев предсказал некоторые из них. Несколько позже эти элементы были обнаружены практически и названы галлием, скандием, германием. Научное предвидение свидетельствует об относительной самостоятельности логического мышления.

Деление познавательного процесса на эмпирический и теоретический уровни знания не совпадает с разделением познания вообще на чувственное и абстрактное, поскольку последнее характеризует диалектику процесса отражения вообще, а различие между эмпирическим и теоретическим относится к области только научного познания.

Эмпирический и теоретический уровни знания, хотя и отличаются по предмету, средствам и методам исследования, в действительности всегда неразрывно связаны между собой. Их взаимодействие осуществляется на основе практики, которая пронизывает все стороны и уровни познавательной деятельности, объединяя их различные аспекты в результатах нового знания.

История человечества - это история познания им самого себя и окружающего мира на основе практической деятельности. В настоящее время в условиях поиска новых смысловых ориентиров происходят глубокие изменения в содержании общественной практики, и возникает необходимость разработки теории, которая должна не только адекватно отразить, но и определить направленность современного социального развития, опережая его в конкретных результатах. Такую возможность для философской теории создает ее непосредственная связь с научным познанием мира и результатами этого познания.

Эмпирический и теоретический уровни познания отличаются по предмету, средствам и методам исследования. На эмпирическом уровне широко применяются наблюдение, измерение, эксперимент, описание, а на теоретическом - метод восхождения от абстрактного к конкретному, исторический и логический методы, метод аксиоматизации, формализации и другие. Ряд методов (анализ, индукция, дедукция, моделирование и др.) используются на том и на другом уровнях.

Фактом называется фрагмент объективной действительности, зафиксированный в науке как реально существующий. Научное познание начинается с накопления фактов. Перед тем как добывать факты для науки, ученый определяет, по крайней мере, для себя, замысел, какого рода факты он собирается накапливать; из какой области; где будет искать их и какими способами; какими средствами при этом будет пользоваться и т. п.

Методы научного познания - средство познания, способ воспроизведения действительности в нашем сознании, т. е. система принципов и правил практической и теоретической деятельности. Выработанные субъектом познания методы научного познания - это такая последовательность операций в познавательной деятельности, которая позволяет найти общее, закон, необходимость в изучаемой области. Чем более общим является закон, лежащий в основе метода, тем более общим является и сам метод.

В соответствии с масштабами применения выделяют следующие уровни методов.

Во-первых, общие методы, которые выходят за рамки науки: например, такие мысленные операции, как синтез, анализ, умозаключение и т. п. К общим методам относится и диалектическая логика, которая применяется как в научном, так и в других видах познания, являясь самым общим методом вообще, а, следовательно, и в науке.

Во-вторых, методы, которые применяются только в научном познании, то есть во всех науках. Общенаучными методами являются: наблюдение, систематизация, эксперимент, классификация, моделирование, измерение, описание и т. д.

В-третьих, частнонаучные методы, которые применяются в отдельных науках или в группе наук. Например, закон сохранения энергии применяется и в физике, и в химии, и в какой-то мере в биологии, но применение его в социальных науках, в психологии уже теряет смысл. Например, в физике применяется метод меченых атомов, в социологии - метод опроса и анкетирования и т. п.

В-четвертых, методики, применяемые для решения специфических задач в данной конкретной области какой-либо науки. Их применение зависит от той или иной ситуации, ее особенностей, того или иного эксперимента, разработанности теории и т. д.

Охарактеризуем некоторые методы, применяемые в научном познании.

Наблюдение - это целенаправленное, организованное и систематическое восприятие явлений (процессов, объектов) действительности. Оно выступает начальным пунктом познания, находится в единстве с той теорией, которая определяет задачу ученого: он не просто фиксирует факты, а сознательно ищет их. При организации наблюдения необходимо определить непосредственные задачи, разработать план и способы наблюдения. Следует до минимума свести субъективное, т. е. то, что может быть привнесено в исследование самим ученым. Для уменьшения доли субъективного, как правило, ведут наблюдение за массой однородных объектов, меняют условия наблюдения, местонахождение наблюдателя и т. п. Так, например, наблюдение физических условий на Венере путем многократного радиолокационного зондирования и в разное время, путем спуска в атмосферу планеты космических аппаратов и т. п. позволило установить температуру, плотность атмосферы, ее состав к другое.

Наблюдение в научном исследовании призвано осуществлять три основные функции.

 

Наблюдение может быть прямым и косвенным. В первом случае оно осуществляется путем непосредственного восприятия объекта. Во втором - наблюдается не сам объект, а эффект его взаимодействия с другими объектами. Это становится возможным благодаря применению приборов, автоматических регулирующих аппаратов и других технических средств.

 

Так, с помощью камеры Вильсона, предназначенной для изучения свойств заряженных частиц, мы эти свойстства обнаруживаем косвенно по следам (трекам). След - это капельки жидкости, возникающие в результате конденсации перенасыщенного пара, содержащегося в камере. Они возникают в тех точках камеры, где находятся ионы. Таким образом, след в камере - это траектория полета заряженной частицы. Его (след) исследователь может фотографировать, сравнивать, измерять.

 

Описание. Описание фактов - существенная функция и вместе с тем важнейший этап развития научного познания. Они собираются для того, чтобы впоследствии их изучать, исследовать, делать из них выводы. Описание фактов - ответственная задача, поскольку при ее решении чаще возможен субъективизм, чем при собирании фактов. Что значит описывать факт, и каким образом это осуществляется? Описывать факт - это значит ответить на вопрос, какой он, какими свойствами обладает. Классифицируя описание, можно предложить следующую градацию: беспорядочное описание и целенаправленное; описание полное и неполное; качественное и количественное; структурное, функциональное, генетическое и другое.

Измерение играет довольно существенную роль в эмпирическом познании, ибо позволяет дать количественную характеристику изучаемому объекту. Оно неразрывно связано с эталонами измерения, приборами. Процедура измерения представляет собой такой познавательный процесс, когда одна физическая величина определяется посредством сравнения с другой, принятой за единицу (эталон). В процессе сравнения измеряемые объекты можно различить по их многочисленным свойствам: объему, весу, плотности, теплопроводности, электро- проводности и другим.

Раскрывая сущность измерения, важно помнить, что его применение обязательно требует всестороннего учета единства количественной и качественной сторон изучаемого объекта. Учет этого единства предполагает глубокое раскрытие как относительной самостоятельности количественной к качественной сторон, так и их глубокой взаимосвязи. Количественные данные могут стать основой для дальнейшего научного анализа качества объекта.

Наблюдение и измерение, как правило, связаны с экспериментом. Экспериментом называется такой метод исследования, который предполагает некоторое изменение объекта, воспроизведение его в специальных условиях с целью получения информации о его свойствах, связях, отношениях. Он является не просто методом познания, но и формой научного опыта, практической деятельности, в ходе которых осуществляется многократное воспроизведение объекта, его отдельных сторон и связей с другими объектами. В нем ярко проявляется активность субъекта, органическое единство теории и практики. Ученый может заменить естественные условия объекта исследования искусственными, видоизменить условия наблюдения без изменения самого объекта, воздействовать на объект с целью обнаружения его новых сторон и связей, способствовать появлению новых объектов в ходе взаимодействия с наблюдаемым объектом. Эксперимент позволяет доказать истинность теоретических положений, которые, порой, трудно и даже невозможно обосновать другими методами.

Методы всех уровней характеризуются определенными свойствами, среди которых можно выделить следующие: ясность или общепонятность; детерминированность или отсутствие произвола в применении соответствующих регулятивных принципов, что, в частности, обеспечивает обучаемость данным методам; подчиненность определенной цели, задаче; результативность или способность обеспечивать достижения намеченной цели; надежность или способность с большей вероятностью обеспечивать получение искомого результата; способность давать результат с наименьшими затратами средств и времени и др. Естественно, что не все указанные свойства присущи каждому методу, но чем больше он разработан, тем в большей степени может удовлетворять вышеперечисленным свойствам.

Для современного социального познания, впрочем, как и для познания естественнонаучного, характерно углубление методологической рефлексии, т. е. углубление оснований для изучения самого себя. В общем можно говорить о следующих чертах социального познания:

1. Социум является одним из сложнейших объектов познания, т.к. он представляет собой высшую форму движения материи. Сущность социальных явлений и процессов, закономерные связи между ними обнаруживаются гораздо труднее, чем это происходит при исследовании природы.

2. В социальном познании исследуются не только материальные, но и идеальные, духовные отношения.

3. В социальном познании общество выступает и как объект, и как субъект познания.

Следует также иметь в виду, что социальное познание отличается гораздо меньшей, по сравнению с естествознанием, стандартизацией языка исследования, отсутствием четкой алгоритмизации в исследовательском поведении, наличием достаточной свободы выбора конкретных способов или средств решения познавательных проблем. В социальном познании в большей мере, чем в естественно-научном познании, проявляется личность исследователя с его жизненным опытом, с особенностями его видения явлений и их оценки, его мышления и воображения.

Рассмотрение специфики социального познания с необходимостью требует учета особенностей социальной реальности, определенных ее участков и областей. Выдвигая те или иные требования при познании, необходимо учитывать принадлежность изучаемых явлений к определенной сфере общественной жизни, их простран- ственно-временные параметры, степень сложности их структуры и истории, их объективную логику вообще.

Одна из особенностей социального познания заключается в том, что здесь имеет место взаимодействие собственно научного исследования с обыденным сознанием, с различными вненаучными формами сознания и познания.

В познании социальной действительности на современном этапе все более характерным становится использование специальных эмпирических процедур, статистических методов, которые не только имеют, несомненно, позитивное значение, но и могут быть связаны с определенными издержками. Дело в том, что исследователи, как правило, выбирают удобные для измерения параметры объектов, что приводит к упрощению, обеднению картины описываемых объектов. Следует иметь в виду, что эмпирические исследования преимущественно преследуют определенные инструментальные цели. В связи с этим описание схватывает главным образом те стороны или элементы объектов, которые подлежат сознательному изменению или оптимизации. В силу этого из картины описания порой выпадают некоторые важные аспекты, признаки объектов.

Имеет свою специфику и такой способ эмпирического познания социума как социальный эксперимент. Отличие социального эксперимента от естественно-научного состоит в том, что при его проведении, как правило, невозможно создать специальные искусственные условия, а также изолировать изучаемое явление от других. В социальном эксперименте возрастает роль субъективного фактора (влияния людей) на ход и исход социального эксперимента.

Важное место в понимании специфики познания социальной действительности занимает научное объяснение идей, которое становится глубже и полней тогда, когда, наряду с раскрытием социальных причин тех или иных воззрений, исследуется еще и социально-психологический механизм их формирования и развития: характер восприятия социальных явлений; отношения между социальными группами; механизмы идентификации людей с той или иной социальной группой; соотношение сознательного и бессознательного в познании социальных явлений и т. д.

Поскольку задачей объяснения является раскрытие целостной сущности объектов, то современная методология социального познания требует диалектического синтеза различных уровней анализа этой сущности. Уровни объяснения социальных объектов, видимо, могут выделяться в зависимости от структуры и социальной реальности и социального знания. В структуре социальной реальности можно различать следующие уровни: индивид, малые социальные группы, большие социальные группы и организации, общество в целом. Очевидно, что каждый социальный объект может объясняться на всех этих уровнях, т.к. он функционирует и развивается в системе связей и отношений между ними.

 

Вывод. В современных условиях для перехода философии на новую парадигму в сфере гносеологии требуется разработка методологии научного познания, соответствующей информационно-технологической основе познавательной деятельности. Развиваясь и изменяясь, наше знание о мире становится все более глубоким, объективным и конкретным, определяет содержание новой научной картины мира, создает предпосылки для уверенного перехода человечества на новый виток истории.

 

Раздел IV

 

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

 

 

Лекция 14

 

ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

 

Вопросы:

 

1. Понятие "человек" в философии.

2. Человек и личность.

 

Человек - многогранное, весьма сложное явление. Понятие "человек" являлось и является одним из основных для философов. Человек - совершенство Вселенной и червь, подобие Бога и прах земной, высшая ценность и животное. Диапазон размышлений широк, так как человек в их ходе пытается себя осмыслить и нет пока решений этого "вечного" вопроса. Почему человек остается загадкой для самого себя? Почему, во многом изучив и покорив природу, он чувствует себя неуверенно на Земле и жизнь его полна трагизма? Видимо, дело в парадоксальности познания человеком самого себя. Чтобы что-то изучить, надо отстраненно и объективно посмотреть на предмет исследования, исключив при этом чувства и эмоции. Так поступают физика, биология и другие науки. Может ли философия изучать человека отстраненно и объективно? И до какой степени? В этом суть вопроса, в этом своеобразный парадокс самопознания человека. Сократ оставил потомкам завет: "Познай самого себя". Великий философ понимал, что человек для себя самого является наиболее трудным для изучения предметом.

 

1. ПОНЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ

 

Философской антропологией называют раздел философии, занимающийся изучением философских проблем, связанных с человеком как видом. К слову "антропология" (от греч. "антропос" - человек) в данном случае добавляют прилагательное "философская" для того, чтобы отделить философскую антропологию от антропологии как науки, занимающейся проблемой происхождения человека. Философская антропология изучает именно философские проблемы человека и ищет ответы на вопросы: чем отличается человек от других живых существ? Какова природа человека? Что такое личность и каковы ее качества? В чем смысл жизни человека? Философская антропология возникла на рубеже XVIII - XIX вв., но получила наивысшее развитие в XX в., причем не только как философское учение о человеке, но и как особый, специфический метод мышления, взгляд на мир с позиций человека, его природы и сущности.

Понятия "природа" и "сущность" человека близки между собой по содержанию, но различаются по смыслу. Понятие природы человека - предельно широкое, с его помощью можно описать не только величие и силу человека, но и его слабость, ограниченность. Природа человека - это уникальное в своей противоречивости единство материального и духовного, природного и социального. С помощью этого понятия можно увидеть трагическую противоречивость человеческого бытия. Однако доминирующее начало в человеке, его перспективы остаются для нас скрытыми. Большинство философов склоняются к признанию телесно-духовной природы человека. Человек не может "выпрыгнуть" за пределы своей телесной организации, "забыть" о ней. Человек способен осознать противоречивость своей природы, понять, что он принадлежит к конфликтующим мирам - миру свободы и миру необходимости. Человек находится и внутри, и вне природы.

Говоря о природе человека, мы стремимся постичь его отличие от естественного бытия и, прежде всего, от животного мира. Это усматривается либо в каком-то одном качестве человека, отличающем его от животных (разум, речь, воображение, мораль), либо в комплексе качеств. Однако за почти тридцать столетий развития философской мысли так и не удалось объяснить человека исчерпывающим образом, исходя из какого-то одного качества или свойства. Феномен человека как бы ускользал от анализа, всегда казался более загадочным, чем это казалось вначале. Недаром в религиозном сознании сущность человека представляется тайной, которой владеет только Бог.

Сущность человека - результат свободного выбора из двух возможностей, которые предоставлены ему собственным существованием и его природой. Из всех земных существ только человек способен критически оценить способ своего бытия, как не соответствующий тому, который должен был состояться. Сущность человека, соответственно, - это тот "образ человеческий", который может стать ценностным ориентиром индивида, свободно совершающего свой жизненный выбор. Размышляя над качественной спецификой человека, его уникальностью, философы пришли к выводу о том, что, будучи частью природы, человек способен выходить за пределы ее закономерностей, возвышаться над миром, да и над самим собой. У человека нет какой-то одной, раз и навсегда данной ему природы, также как и неизменной сущности.

Как явление - человек биопсихосоциальное существо, сущность которого необходимо рассматривать во взаимодействии с существованием. Первое означает его относительно стабильное главное качество, второе - способы его жизнедеятельности, меняющиеся в зависимости от обстоятельств. На индивидуальном уровне человек представляет собой единство трех составляющих:

- биологической (анатомо-физиологические задатки, тип нервной системы, половые, возрастные особенности и т. п.);

- психической (чувства, воображение, память, мышление, воля, характер и т. д.);

- социальной (мировоззрение, ценностные установки, моральные черты, знания, умения и др.).

Человек - Homo sapiens (человек разумный), генетически связанный с другими формами живого, наделен разумом, речью, рефлексией, способностью создавать орудия труда. Он - существо уникальное (открытое миру, неповторимое, всегда духовно незавершенное), универсальное (морфологически способное к любому виду деятельности), целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала). Человек - это живая система, часть природы.

Поэтому при анализе отношения человека к природе следует учитывать, с одной стороны, природное происхождение человека, его генетическое родство со всем животным миром, и, прежде всего с гоминидами, а с другой - принципиальную выделенность человека, его возвышение над природой и принадлежность к созданному им же миру культуры. Важно, что человеческое поведение определяется не инстинктами, а является актом свободной воли.

Существует довольно много концепций происхождения человека. Наиболее вероятными, по нашему мнению, являются:

1) творение человека Богом;

2) внеземное происхождение человека;

3) естественное, эволюционное происхож- дения человека.

Довольно популярна среди верующих людей теологическая теория сотворения человека Богом. В разных религиях эта идея обставляется по-разному. Но суть ее состоит в том, что некое высшее существо (Бог) решил после творения мира сотворить еще и человека по образу и подобию своему. Так, например, этот акт описан в первой книге Ветхого Завета "Бытие". Бог сотворил человека из праха земного, вдунул в него дыхание жизни и вступил с ним в непосредственный контакт. По этой теории получается, что человек состоит из тела, души и духа. Телесно человек не отличается от других живых существ. Душа также присутствует у всех живых существ. Но вот дух свойственен только человеку.

Многие верят в то, что жизнь на Земле - результат контакта с иноземным разумом. Был ли это с их стороны эксперимент или благое пожелание создать новую форму жизни не известно. Но наука до сих пор не может найти достоверных следов этой теории происхождения жизни на Земле. А вот спекуляций на эту тему так много (фигуры пустыни Наска в Перу, скульптуры острова Пасхи и т. д.), что неподготовленному человеку, порой, трудно разобраться, кто же наш благодетель: Бог или иноземный разум. Философия не отбрасывает эти и другие (например, мифологические) теории происхождения человека. Философия тем и сильна, что пытается найти рациональное в самом фантастическом.

Однако как наиболее вероятную теорию происхождения человека философия рассматривает эволюционную, так как она научно обоснована. Современная наука утверждает, что человек является продуктом эволюции. Человек разумный сформировался более 50 тыс. лет назад. Но история человечества началась, примерно, 2 млн лет назад, когда на Земле появился человек прямоходящий - австралопитек, далее - архантроп и палеоантроп. Произошло это в Африке в силу ряда причин, о которых идут постоянные дискуссии среди антропологов, геологов, биологов. Считается, что именно в это время возникло уникальное сочетание ряда природных факторов (изменение климата, колебание радиационного фона планеты, возможные воздействия ближнего Космоса на Землю). Большинство ученых согласны с тем, что этот процесс был длительным и неоднозначным. Очевидно также, что немало линий в эволюции гоминидов (человекоподобных) оказались тупиковыми, а их представители (например, неандерталец) вымерли. Современные генетики считают, что человечество произошло от так называемой "африканской Евы", женщины, жившей в Африке примерно 100-200 тыс. лет назад.

Для философского осмысления данного процесса важен факт значительного увеличения объема черепа и мозга гоминидов в ходе эволюции. Во многом это объясняется все большим употреблением пищи с высоким содержанием животного белка. Развивалась и обогащалась новыми связями, прежде всего, кора головного мозга, которая у современного человека имеет около 15 млрд нервных клеток. Этот процесс "цефализация" (от греч. kephale - голова) и именно он обусловил предпосылки для развития речи, мышления и трудовых действий далеких предков человека разумного.

Homo sapiens на определенном этапе эволюционного развития выделился из животного мира. Это стало грандиозным скачком в его развитии, примерно таким же как возникновение живого из неживого. Сколько длился этот процесс, каков был механизм "превращения" - на эти вопросы с абсолютной точностью наука пока не дает "ответа". Отсутствие недостающих фактов, новые открытия, ставящие под сомнения уже устоявшиеся взгляды на человека, породили различные концепции о природе и сущности человека. Наиболее научно разработана трудовая теория происхождения человека. Ее в XIX в. создал английский естествоиспытатель Ч. Дарвин. Большой вклад в эту теорию внес Ф. Энгельс. Сторонники этой теории считают, что именно труд, начинающийся с изготовления орудий производства, создал человека. В ходе трудовой деятельности рука становилась более гибкой и свободной. Одновременно развивался мозг, люди жили совместно, и возникала потребность что-то сказать друг другу. Есть археологические свидетельства, что производство простейших орудий началось на 1-1,5 млн. лет раньше, чем появились речь и мышление. Долгое время оно развивалось в "животной форме", т. е. внутри стада гоминидов, которое под влиянием этих факторов становилось сообществом людей. Первые орудия архантропов (от греч. archaism - древний и anatropous - человек) - древнейших ископаемых людей (питекантропы, синантропы и др.) были по преимуществу орудиями для охоты и убийства себе подобных. Переход от стада к обществу упорядочивал отношения между ними, способствовал установлению мира и возможностей для развития. Таким образом, орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление стали решающими факторами превращения гоминида в человека. Постепенно составляющей данного процесса стало и табу на употребление себе подобных в пищу, на кровнородственные половые связи, возникновение нравственности, установление и регулирование брачных отношений и другие моменты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.