Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Два типа мондиализма




The Rest Against The West

Александр Дугин

 

 

 

В современном осмыслении стратегической позиции Запада со стороны безусловных приверженцев западной цивилизации существует две магистральных линии, которые по разному видят положение вещей в современном мире и предлагают два противоположных проекта. Важно отметить, что обе линии едины в том, что во главу угла здесь ставятся интересы Запада, понятого как наивысшая и безусловная цивилизационная ценность. Можно назвать условно эти два интеллектуальных лагеря среди западников "левым мондиализмом" и "правым мондиализмом".

 

Термин "мондиализм" означает, в самом широком смысле, концепцию интеграции планеты под началом Запада, создание в далекой перспективе единого Мирового Государства с единым Мировым Правительством. Однако на достижение этой цели существует два противоположных взгляда: условно "левый" и "правый".

 

"Левый мондиализм" исходит из предпосылки, что условия планетарной интеграции в целом уже налицо, и что общим знаменателем для такой интеграции служат повсеместные тенденции к победе либерально-демократических тенденций в самых различных обществах, установление повсюду рыночных режимов и распространение идеологии "прав человека". "Левый мондиализм" имеет тенденцию пренебрегать "пережитками" традиционных обществ, такими как религия, этническая и расовая принадлежность, социальные иерархии, этические нормы и т. д., считая, что они сами по себе скоро сойдут на нет в однородном технотронно-информационном планетарном обществе без границ и наций.

 

Ярчайшим выразителем такого "левого мондиализма" (или иначе "оптимистического мондиализма") является американец Фрэнсис Фукуяма, озаглавивший свою программную работу "Конец истории". Он утверждает, что до появления однородного планетарного либерально-демократического общества, сверстанного по образцу западной цивилизации и управляемого западной "элитой", остались считанные годы. Развал советской системы Фукуяма однозначно отождествил с наступлением "Конца истории", понятым как тотальное утверждение либерально-капиталистического порядка с его логикой, его управляемостью, его системой. Фукуяма высказывал концентрированно позицию, в целом свойственную американским демократам. В Европе аналогичные проекты развивал советник бывшего президента Франции Франсуа Миттерана Жак Аттали (см. "Элементы" N2), при этом рассматривая "конец истории" в мистической, иудео-мессианской перспективе (которая формально отсутствует у Фукуямы). (A propos, недавно Аттали издал новое произведение "Он придет", в котором актуальные социально-политические катаклизмы трактуются в перспективе каббалистической эсхатологии; здесь смысл моидиалистского понимания "конца истории" проявляется еще более откровенно и отчетливо, чем раньше.)

 

Вторая линия мондиализма, т.н. "правый мондиализм", напротив, рассматривает актуальную ситуацию довольно пессимистично, считая, что Верховенство Запада и планетарная интеграция под его началом всех народов земли наталкивается на множество серьезнейших преград, которые и не думают исчезать, как этого хотелось бы мондиалистам. "Правые мондиалисты" указывают на тот факт, что крах главного врага Запада — советского блока — привел не к подлинной либерализации и демократизации бывшего советского мира, но к появлению на его месте разнообразных религиозных и национальных образований, не имеющих никакого желания снова отказываться от своей политической и культурной самобытности. Таким образом, предпосылки для "конца истории" еще совершенно не созрели, и прежде, чем такой конец действительно наступит, миру предстоит пройти через сложный этап цивилизационных конфликтов на основе вновь образовавшихся пространственно-политических и культурных единиц. В такой перспективе, "правые мондиалисты" считают, что на данном этапе необходимо укреплять западный мир, превращать его в надежно защищенную крепость, которая должна пережить период "войны цивилизаций" (clash of civilisations) и лишь потом приступить к реальной интеграции планеты и созданию Мирового Правительства.

 

Самым известным представителем этой "правой" линии мондиализма является Самуэл Хантингтон, изложение программной статьи которого мы привели выше. Хантингтон является выразителем мнения консервативных кругов США, и особенно Республиканской партии. Его полемика с Фукуямой отражает гораздо более глобальные реальности, нежели расхождения во взглядах двух конкретных аналитиков. Это столкновение двух базовых тенденций мондиализма, а следовательно, оба автора выражают позиции, которые жизненно отражаются на судьбах всех народов земли, поскольку в любом случае степень влияния Запада на цивилизационные процессы современного мира огромна. А от того, чья линия будут принята Западом к руководству — Фукуямы или Хантингтона — будет во многом зависеть будущее человечества.

 

Условно на основании главнейших теоретических текстов Фукуямы и Хантингтона можно обозначить два мондиалистских проекта ("левый" и "правый") как "Конец истории" (The End of History) и "Война цивилизаций" (Clash of Civilisations).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.