Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И. Энгстрем, Б. Ларссон




Л.П. Урванцев

Г. Эберлейн

Е.В. Иванова

КОЖНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Кожные заболевания часто возникают у детей как реакция на школьные трудности. Классическим психосоматическим заболеванием, на динамику которого существенно влияют психогенные факторы, является атопический дерматит (его называют также нейродермитом). В отношении указанного заболевания результаты разных авторов часто противоречат друг другу. Одни считают, что главное в этиологии нейродермита — отвержение ребенка матерью, другие, наоборот, указывают на симбиотическую связь матери и ребенка. Понятие «смысл болезни» и призвано прояснить эти противоречия.

Смысл болезни — этота роль, которую она играет в опосредования семейных взаимоотношений; чем болезнь является для ребенка, для родителей, как с помощью болезни родители воздействуют на ребенка и наоборот, «выгодна» ли болезнь ребенку и родителям. При этом важно учитывать не только воздействие на ребенка со стороны родителей (чем часто и ограничиваются), но и собственную активность ребенка. Его болезнь может стать средством решения проблем не только для него самого, но и для его родителей. Такое включение болезни о мотивационную структуру всех членов семьи приводит к снижению эффективности лечения (или даже к отсутствию его положительных результатов). Смысл болезни не осознается: мать никогда не согласится с тем, что болезнь ребенка «выгодна» для нее, так как, например, позволяет удерживать ребенка возле себя, а ребенок не понимает, что с помощью болезни он ищет родительского внимания. Когда болезнь регулирует семейные взаимоотношения, семья неосознанно стремится поддерживать наличие заболевания у ребенка.

У 15-летнего мальчика в критические моменты, связанные со школой. Появлялись прыщи. Они прошли, как только он узнал, что его переводят в другой класс, сразу улучшилась успеваемость. У школьницы наблюдалась экзема в связи со школьными трудностями, никакие лекарственные средства не помогали.

 

БОЛЕЗНИ ЖЕЛУДКА И КИШЕЧНИКА

Нарушения в функционировании желудка и кишечника у детей также могут быть обусловлены тем, что ребенок не справляется с требованиями школы и родителей, что у него есть страх перед школой. Боли в области живота могут быть связаны и с обстановкой в семье. Чересчур повелительная мать, не дающая ребенку свободы, часто является причиной таких нарушений. При язвенной болезни чаще встречается психастенический тип акцентуации [Калитеевская Е.Р., 1990].

Обычные болезни этой группы — неспецифический язвенный колит и болезнь Крона. Обе характеризуются болями в кишечнике, кровотечением, диареей и такими симптомами, как быстрая утомляемость, температура и плохое самочувствие. В Швеции примерно десять детей и подростков ежедневно заболевают одной из этих болезней. Причины их многофакторны. Доказательств психогенной этиологии воспалительных заболеваний кишечника, а также подтверждений теории об особых личностных чертах ребенка как одной из причин, собрано недостаточно.

Психосоциальные компоненты играют важную роль в самочувствии больных [Wood et al., 1987]. Возможно, психологические факторы влияют на течение болезни, по крайней мере, стресс может вызвать или ухудшить болезнь. В контрольном изучении у 60% больных были отмечены признаки психических нарушений (чаще всего депрессия или страх). Сравнительный анализ психического здоровья при хронических заболеваниях показал, что группа детей и подростков с такими болезнями — самая уязвимая среди детей с хроническими соматическими болезнями [Lavigne och Faier-Routman, 1992].

Болезнь может давать о себе знать постоянно или периодически. На психическое здоровье более всего влияют эпизодические варианты. В периоды, когда симптомов нет, дети и подростки не признают хронического характера болезни. Такой механизм защиты нормален и часто адаптирует человека к болезни, но спустя некоторое время происходит адаптация к ситуации и развитие компенсаторных стратегий. Характер симптомов болезни такой, что ребенок нередко стыдится ее, не хочет, чтобы о ней знали друзья, поэтому часто вынужден лгать, скрывать истинную причину того, почему он не ходит в школу, чувствует себя усталым и т. д. Не слишком охотно говорят о болезни в семье.

Отрицание болезни может привести к депрессии и страху, что, в свою очередь, приводит к плохому взаимодействию с врачами при лечении и риску ухудшения состояния.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.