Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы и стадии развития болезни, исходы болезни




Патологическая физиология как наука, задачи, разделы и методики исследования в патофизиологии.

План.

Лекция № 1

Тема: «Предмет, задачи и основные понятия патофизиологии».

1. Патофизиология как наука, задачи, разделы и методики исследования в патофизиологии.

 

2. Понятия «норма», «здоровье», «болезнь», «предболезнь».

 

3. «Патологическая реакция», «Патологический процесс», «Патологическое состояние».

 

4. Формы и стадии развития болезни.

 

5. Понятия «Этиология» и «Патогенез».

 

6. Понятия «Адаптационный синдром», «Саногенез».

Патологическая физиология – наука о жизнедеятельности больного организма человека и животного, то есть физиология больного организма.

Патофизиология – раздел медицины и биологии изучающий и описывающий конкретные причины, механизмы и общие закономерности возникновения, развития и завершения болезней, патологических процессов и реакций

– формирует принципы и методы их выявления (диагностики), лечения и профилактики

– разрабатывает учение о болезни и больном организме, а также теоретические положения медицины и биологии.

 

 

Задачи патофииологии:

1. Изучить наиболее общие закономерности развития патологии.

2. Изучить механизмы выздоровления.

3. Научить будущих врачей понимать и с позиций диалектического материализма оценивать такие основополагающие понятия медицины, как норма, здоровье, болезнь и другие.

4. Базируясь на изложенном, способствовать формированию клинического мышления врача.

 

Патофизиология имеет 3 раздела:

1. Общая нозология – это учение о болезни, включающее в себя наиболее общие вопросы, понятия, нередко базисные для медицины, такие как: норма, здоровье, предболезнь, патологический процесс, патологическое состояние и др.

В этот же раздел входят в качестве составных частей учение об этиологии, патогенезе, классификации болезней и др.

 

2. Раздел, изучающий типические патологические процессы, то есть, то, что лежит в основе разнообразной патологии. Например, воспаление, лихорадка и др.

 

3. Раздел, который носит название частная патофизиология или патофизиология органов и систем, общих механизмов, ведущих к развитию разнообразной патологии того или иного органа или системы органов, а не конкретной болезни.

Метод и методики исследования в патофизиологии.

 

Основным методом патофизиологии является -- эксперимент.

Именно с помощью эксперимента исследователь стремится возможно точнее воспроизвести важнейшие нарушения, наблюдающиеся у человека при различных заболеваниях.

 

В принципе, использование конкретных методик зависит от задачи, которую ставит перед собой исследователь.

Значение эксперимента заключается, прежде всего, в том, что исследователь получает уникальную возможность проследить за развитием болезни, начиная с самых ранних ее этапов и вплоть до финала. Другими словами, эксперимент дает возможность изучить в динамике все сдвиги в организме, возникающие в ходе развития патологии, оценить значение наблюдаемых изменений функции различных органов и систем органов в развитии патологии.

Кроме того, именно эксперимент позволяет разрабатывать новые лекарственные и иные методы лечения, оперативные подходы, оценивать роль и степень влияния на организм различных патогенных факторов внешней среды.

 

Основные принципы построения эксперимента

Планирование эксперимента включает в себя несколько обязательных этапов:

а) Научное обоснование цели эксперимента.

б) Тщательная формулировка конкретной задачи (или задач) исследования, расскрывающих выбранную цель.

в)Выбор оптимального способа моделирования патологии (in vivo, in vitro, математическое моделирование).

г) В случае необходимости использования животных – выбор наиболее подходящего вида, определение оптимального количества животных для формирования опытной и контрольной групп.

д) Выбор методик исследования, обеспечивающих решение поставленной задачи и получение достаточного результата.

е) Выбор сроков наблюдения.

ж) Математическая обработка полученных результатов.

З) Формирование выводов из проведенной работы.

 

Необходимые условия, которые надо соблюдать для получения достоверных результатов в ходе эксперимента.

 

а) Полностью, скрупулезно соблюдать принципы построения эксперимента.

б) Предусматривая обязательную контрольную группу животных помнить, что с ними следует проводить все те же манипуляции, что и с животными опытной группы; на контрольных животных должны действовать все те факторы, что и на животных опытной группы, за единственным исключением того, влияние которого на организм хотят изучить.

г) Считать значимыми отличия, наблюдаемые у животных опытной и контрольной групп, если они обнаружены не менее чем у 90% использованных животных.

2. Что такое «норма», «здоровье», болезнь», «предболезнь»?.

Обычно под нормой понимают среднестатистическую величину, характеризующую совокупность тех или иных свойств, признаков организма например, температура тела, величина, количество эритроцитов, лейкоцитов, величина А/Д, Ps, ЭКГ и т.д.).

Но это очень формализованный показатель, который не позволяет видеть человека со всеми его индивидуальными особенностями.

Получается так, если эти понятия, приводимые в качестве нормы цифры абсолютизировать, т.е. опираться только на них и не принимать во внимание индивидуальные особенности человека, то тогда многих людей придется отнести к разряду больных.

С другой стороны, если исходить из, того, что многие показатели функции различных органов и систем организма в значительной мере индивидуальны и на этом основании отвергать понятие о единой норме, то в этом случае врач рискует потерять тот ориентир, который и позволяет вести диагностику болезней.

По определению экспертов Всемирной организации здравоохранения ВОЗ:

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или каких-то дефектов.

Более детальный анализ позволит выделить несколько важнейших черт, качеств, в своей совокупности характеризующих это состояние организма:

 

1. Сохранение уравновешивания организма со средой. Это формула подразумевает, что здоровый человек легко адаптируется к изменению условий своего существования. Например, к изменению окружающей среды, влажности, барометрическому давлению и т.д.

2. Сохранение высокой трудоспособности, понимая под этим качеством не просто способность трудиться в широком смысле этого слова, а способность оптимально трудиться на своем рабочем месте,выполняя свой профессиональный долг.

3. Сохранение целостности организма. Это форма предполагает отсутствие у человека серьезных физических дефектов, повреждений, которые могли бы ограничить его профессиональную трудовую деятельность, нарушить адаптивные возможности организма.

 

Болезнь – это жизнь поврежденного организма при участии процессов компенсации нарушенных функций (А.Д. Адо. 1980г.).

Основные черты, характеризующие болезнь.

1. Недостаточная приспособлямость организма к факторам внешней среды, т. е. нарушение его адаптационных возможностей.

2. Нарушение жизнедеятельности и снижение трудоспособности, имея в виду нарушение способности, оптимально трудиться на своем рабочем месте.

3. Наличие серьезных физических повреждений, обычно возникающих под влиянием факторов внешней среды.

 

Предболезнь – это особое состояние организма, характеризующаяся ограничением, нарушением одного или нескольких саногенетических (т.е. направленных на выздоровление) механизмов или их комплексов (С.М.Павленко)

Действительно, из определения следует, что организм может бороться, противодействовать какому-то вредоносному фактору. Но если «мощность» механизмов противодействия недостаточно, то со временем под влиянием данного фактора, либо присоединившегося качественно иного, может возникнуть патология. Например, если β – клетки островкового аппарата поджелудочной железы синтезируют инсулин в ограниченном количестве (состояние преддиабета), то с течением времени, если нагрузку на них

искусственно не снизить за счет соответствующей диеты, то у такого человека может развиться сахарный диабет.

Возможные механизмы формирования предболезни.

1 механизм: наследственное (либо врожденное) состояние предболезни, в основе которого находится генетически (хромосомно) обусловленный дефект, ограничивающий функцию того или иного органа, либо системы органов.

2 механизм: допустим, что что на организм в какой-то период времени начинает действовать патогенный фактор, не способный в силу малой патогенности и/или достаточности защитных сил организма вызвать острое развитие болезни. Но, действуя длительно, он может постепенно приводить к снижению, ограничению, недостаточности саногенетических (т.е. направленных на выздоровление) механизмов(пыль, вибрация, низкие дозы ионизирующего излучения и др.).

3 механизм: чаще имеет место качественно иная ситуация, когда состояние предболезни обусловлено действием одного патогенного фактора, вызвавшего ограничение компенсаторно-приспособительных механизмов организма, а на этом фоне может подействовать совершенно иной фактор, который и приводит к развитию соответствующей патологии.

(силикатная пыль→ силикоз →туберкулез,пневмонии и тд.;

голодание → истощение → присоединение любой инфекции → болезнь).

3? «Патологическая реакция», «Патологический процесс», «Патологическое состояние».

Патологическая реакция – это кратковременная необычная по интенсивности, физиологически не оправданная реакция организма на какой- либо раздражитель.

Важно, что она не приводит к столь - нибудь длительному нарушению трудоспособности. Например, кратковременный подъем величины А/Д, боли в области сердца при отрицательных или положительных эмоциях.

Может ли патологическая реакция перейти в болезнь?

Да, может,если она затягивается по времени и/или ее интенсивность слишком высока для данного конкретного человека. В результате механизмы компенсации могут оказаться недостаточными. Например, при чрезмерном подъеме величины А/Д может произойти кровоизлияние в мозг.

Патологический процесс – сочетание патологических и защитно -приспособительных реакций в поврежденных тканях, органах или организме, проявляющихся в виде морфологических, метаболических и функциональных нарушений.

Например, воспаление, лихорадка и др.

Чем отличается патологический процесс от болезни?

Патологический процесс – это не болезнь, если ему не сопутствуют названные выше черты, которые ей обязательно присущи. Например, воспаление единичного волосяного фолликула.

Может ли перейти патологический процесс в болезнь?

Да, может. Например, если воспаление волосяного фолликула будет прогрессировать и распространяться, то возникнет болезнь фурункулез, со всеми характерными для нее признаками болезни.

Патологическое состояние – это медленно развивающийся патологический процесс или его последствия, либо это врожденные наследственные пороки, дефекты развития, уродства. Например, культя после операции, «заячья губа».

Чем отличается патологическое состояние от болезни?

Мы не можем говорить о болезни, пока нет тех черт, которые ее характеризуют. Так, например, если у землекопа нет концевой фаланги на 5 пальце левой руки и исчезли проявления перенесенной травмы, то мы видим лишь дефект, не ограничивающий ни адаптивные возможности организма, ни выполнение им профессиональных обязанностей.

Это и есть патологическое состояние, но никак не болезнь.

Может ли патологическое состояние перейти в болезнь? В единичных случаях может. Например, родимое пятно рассматривают как патологическое состояние. Однако известно, что родимые пятна, пусть и в редких случаях, могут стать источником развития грозной патологии – меланомы.

Каждая болезнь развивается в течение большего или меньшего времени. Одни болезни протекают быстро, другие медленно.

С точки зрения быстроты развития болезней различают:

острейшие до 4 дней;

острые – около 5 – 14 дней;

подострые 15 – 40 дней;

хронические – длящиеся месяцы и годы

В развитии болезни различают следующие стадии:

1 стадия- начало болезни, иногда его называют латентным периодом. Некоторые авторы разделяют эту стадию на:

а) предболезнь

б) заболевание

2 стадия- стадия собственно болезни.

3 стадия- исход болезни.

Начало болезни, или «предболезнь», выражает процесс первичного воздействия болезнетворных факторов на организм и мобилизация его защитных реакций. Защитные реакции могут прекратить во многих случаях возникновение расстройств и недопустить развития клинических признаков заболевания.

Период от заражения до начала заболеванияя для инфекционных болезней называется инкубационным. Для лучевой болезни, поражений боевыми отравляющими веществами он называется латентным периодом, для опухолей -состояние предболезни.

Начальный период при разных видах болезни может быть очень коротким (например, механическая травма, острое отравление) или очень длинным (болезни обмена веществ, опухоли, некоторые инфекции).

Стадия собственной болезни характеризуется наиболее выраженными общими и местными проявлениями, характерными для каждого конкретного заболевания.

Исходы болезни:

1. Выздоровление: полное и неполное

2. Переход в хроническую форму

3. Рецидив

4. Некоторые авторы относят и осложнение

5. Смерть

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 4789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.