Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрос и предложение




Спрос. Закон спроса. Спрос (D, demand) - это платежеспособная потребность. Спрос отдельного потребителя – индивидуальный спрос. Сумма индивидуального спроса всех потребителей данного товара – это рыночный спрос. Величина спроса - это взаимосвязь между конкретной ценой и величиной покупаемого товара. На рисунке 2 показан график спроса. На оси абсцисс отложено количество товара (Q), а по оси ординат - ценs (P). Кривая спроса (D0) -множество точек, которое показывает возможные сочетания цен и количеств покупаемого товара в данный период. Каждая точка на кривой спроса показывает величину спроса, т. е. количество товара, которое покупатели хотят и могут купить по данной цене.

Закон спроса показывает обратную зависимость между ценой товара и спросом на него, т.е увеличение цены вызывает уменьшение количества спроса на товар, и наоборот. Закон спроса может нарушаться, когда рынки дефицитны, тогда даже при росте цен на этот товар покупатели пытаются увеличить его закупки впрок. Это называется «эффектом потребительских ожиданий».

Изменение величины спроса – это переход с одной точки на другую на кривой спроса. Изменение в спросе – смещение всей кривой спроса. Сдвиг кривой спроса происходит под воздействием неценовых факторов. К неценовым факторам спроса относятся: платежеспособность покупателей, мода и потребительские вкусы, число потребителей, цены на взаимодополняющие и взаимозаменяющие товары, ожидания потребителей относительно будущих цен.

Выпуклость вниз кривой спроса можно объяснить эффектом дохода и эффектом замещения. Эффект дохода состоит в том, что при снижении цены товар становится относительно дешевле и его можно купить в большем количестве, не отказывая себе в приобретении других товаров. Эффект замещения означает, что при снижении цены появляется желание купить этот товар вместо других аналогичных, которые стали относительно дороже.

Рисунок 2. Кривые спроса

Предложение. Закон предложения. Предложение (S, supply) – это количество товара, которое производители готовы поставлять на рынок по определенной цене в определенный период времени. Величина предложения - это взаимосвязь между конкретной ценой и соответствующим количеством предложения. Закон предложения выражает прямую зависимость между ценой и величиной предложения товара. Если цена растет, то количество предложения увеличивается и наоборот. На рисунке 3 изображена кривая предложения S0.

Изменение величины предложения – это переход с одной точки на другую на кривой S. Изменение в предложении – это смещение всей кривой предложения, которое происходит под воздействием неценовых факторов. К неценовым факторам предложения относятся: цены на ресурсы, технология производства, налоги и субсидии, число производителей на рынке, ценовые ожидания продавцов относительно будущих цен.

 

 

Рисунок 3. Кривые предложения

Эластичность спроса и предложения. Эластичность спроса (предложения) – это реакция спроса (предложения) на изменение цены (Е – elasticity). Эластичность спроса (предложения) по цене показывает, на сколько процентов меняется количество спроса (или предложения) на данный товар при изменении его цены на один процент.

Если при 1%-ном увеличении цены количество продаж снижается больше чем на 1%, спрос считается высокоэластичным (эластичность Еd больше единицы). Если при 1%-ном увеличении цены количество продаж снижается меньше чем на 1%, спрос считается низкоэластичным (эластичность Еd меньше единицы). При единичной эластичности спроса Еd равен единице. Неэластичный спрос предъявляется на товары первой необходимости (хлеб, лекарства и т.д). При росте цены на эти товары, спрос на них меняется мало. Высокоэластичный спрос характерен для товаров роскоши.

Формула ценовой эластичности. Коэффициент эластичности Еd считается так:

Еd = : ,

где DQ – изменение количества спрашиваемой продукции, Q1 - первоначальное количество спрашиваемой продукции, DР – изменение цены, Р1 - первоначальная цена.

Для предложения эластичность считается аналогично. Высокоэластичное предложение - при 1%-ном росте цены количество продаж увеличивается больше чем на 1%, низкоэластичное предложение - при 1%-ном росте цены количество продаж увеличивается меньше чем на 1%. Изменение предложения связано с перераспределением ресурсов между отраслями, поэтому: предложение менее эластично на коротком промежутке времени и более эластично на длинном.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.