Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 13




техническая подготовка в спорте

 

1. Задачи и требования спортивной техники.

2. Средства технической подготовки.

3. Формирование двигательных умений и навыков.

 

«Технической подготовкой» спортсмена называют обучение его основам техники действий, выполняемых в соревнованиях или служащих средствами тренировки, и совершенствование избранных форм спортивной техники. Как и всякое целесообразное обучение, техническая подготовка спортсмена пред­ставляет собой процесс управления формированием знаний, умений и навыков (в данном случае – знаний, умений и навыков, относя­щихся к технике двигательных действий). На нее распространяются общие принципы дидактики и дидактические положения методики физического воспитания.

Говоря о «спортивной технике», надо различать два значения этого термина. Во-первых, идеальная «модель» соревновательного действия (мыслен­ный или описанный в словах, в графической, в математической либо другой форме его образец), выработанная на основе практического опыта или теорети­чески. Во-вторых, реально формирующийся (либо уже сформированный) у спортсмена способ выполнения соревновательного действия, который характе­ризуется той или иной степенью эффективного использования спортсменом своих возможностей для достижения спортивного результата. Во избежание смешения понятий в первом случае лучше пользоваться термином «модель спортивной тех­ники». Таким образом, техникой называют наиболее рациональный способ выполнения конкретного двигательного действия (упражнения) сопровождающийся наибольшей результативностью решаемой двигательной задачи (например, проплыть дистанцию брассом за минимальное время). Спортивная техника как способ выполнения отдельных соревновательных действий непосредственно связана со спортивной тактикой. В спорте различия между этими понятиями не абсолютны. В процессе состяза­ния спортивная техника практически неотделима от тактики, что находит свое выражение в понятии «технико-тактические действия».

В различных видах спорта понятие совершенной тех­ники имеет разное содержание.

Вы­деляют четыре группы видов спорта со свойственной им спортивной тех­никой.

1. Скоростно-силовые виды (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика и др.). В этих видах спорта техника направлена на то, чтобы спортсмен мог развить наиболее мощные и быстрые усилия в веду­щих фазах соревновательного упражнения, например, во время отталки­вания в беге или в прыжках в длину и высоту, при выполнении финально­го усилия в метании копья, диска и т.д.

2. Виды спорта, характеризующиеся преимущественным проявлени­ем выносливости (бег на длинные дистанции, лыжные гонки, велоспорт и др.). Здесь техника направлена на экономизацию расхода энергетических ресурсов в организме спортсмена.

3. Виды спорта, в основе которых лежит искусство движений (гимна­стика, акробатика, прыжки в воду и др.). Техника должна обеспечить спортсмену красоту, выразительность и точность движений.

4. Спортивные игры и единоборства. Техника должна обеспечить высокую результативность, стабильность и вариативность действий спортсмена в постоянно изменяющихся условиях соревновательной борьбы.

Техническая подготовленность спортсмена характеризуется тем, что он умеет выполнять и как владеет техникой освоенных действий. Достаточно высокий уровень технической подготовленности называ­ют техническим мастерством. Критериями технического мастерства являются:

Объем техники – общее число технических приемов, которые умеет выполнять спортсмен.

Разносторонность техники –степень разнообразия технических при­емов, которыми владеет спортсмен. Ее показателем является соотношение частоты использования разных игровых приемов (у игроков), соотношение приемов выполняемых в левую и правую сторону (у единоборцев) и т.д.

Данные показатели технического мастерства являются особенно значи­мыми в тех видах спорта, где имеется большой арсенал технических дей­ствий, – спортивные игры, единоборства, гимнастика, фигурное катание.

Эффективность владения спортивной техникой характеризуется сте­пенью близости техники спортивного действия к индивидуально оптималь­ному варианту.

Оценку эффективности техники осуществляют несколькими способами:

а) сопоставление ее с некоторым биомеханическим эталоном. Если техника близка к биомеханически рациональной, она признается наибо­лее эффективной;

б) сопоставление оцениваемой техники движения с техникой спорт­сменов высокой квалификации;

в) сопоставление спортивного результата с результатами в технически более простых заданиях, характеризующих двигательный потенциал спорт­смена – силовой, скоростно-силовой и др. Например, выполняется бег на 30 м с низкого, а затем высокого старта. Разница во времени будет характеризовать эффективность техники низкого старта;

г) сопоставление показанного результата с затратами энергии и сил при выполнении двигательного действия. Чем меньше будут затраты энер­гии, т.е. экономичность его движений, тем выше эффективность техники.

Освоенность техники движений. Этот критерий показывает, как заучено, закреплено данное техническое действие.

Для хорошо освоенных движений типичны:

а) стабильность спортивного результата и ряда характеристик техники движения при его выполнении в стандартных условиях;

б) устойчивость (сравнительно малая изменчивость) результата при выполнении действия (при изменении состояния спортсмена, действий противника в усложненных условиях);

в) сохранение двигательного навыка при перерывах в тренировке;

г) автоматизированность выполнения действий.

В технической подготовке можно выделить общую техническую подготовку и специальную техническую под­готовку.

Задачами общей технической подготовки являются:

1. Максимальное расширение «запаса» разнообраз­ных и разносторонних навыков и умений, что позволяет правильнее выполнять новые движения и быстрее овла­девать ими.

2. Овладение техникой общеразвивающих упражне­ний и упражнений из других видов спорта, применяемых в тренировке главным образом как средства ОФП.

Основная цель специальной технической подготовки – это овладение техникой соревновательного упражнения из­бранного вида спорта и постоянное совершенствование в ней.

Для ее реализации специальная подготовка обеспечивает решение следу­ющих задач:

1. Сформировать знания о технике спортивных действий.

2. Разработать индивидуальные формы техники движений, наиболее полно соответствующие возможностям спортсмена.

3. Сформировать умения и навыки, необходимые для успешного уча­стия в соревнованиях.

4. Преобразовать и обновить формы техники (в той мере, в какой это продиктовано закономерностями спортивно-тактического совершенствования).

5. Сформировать новые варианты спортивной техники, не применяв­шиеся ранее (например, как в свое время появились «фосбюри-флоп» в прыжках в высоту; толкание ядра по принципу поворота, как в метании диска; «коньковый» ход в лыжах и др.).

Методика обучения технике упражнения во всех видах спорта приблизительно однотипна и осуществляется поэтапно по типу приведенной ниже схеме (таблица 3).

 

Таблица 3 – Последовательность обучения спортивной технике

 

Этапы Ознакомление и разучивание техники Закрепление и совершенствование
I II III IV
Задачи Создать представление об изучаемых движениях (классический вариант) 1. Практически овладеть правильными движениями. 2. Добиться правильного выполнения движений без излишнего мышечного напряжения, скованности Закрепить освоенную технику, максимально приспособив ее к индивидуальным особенностям спортсмена Добиться максимально устойчивой техники в любых условиях (на ответственных соревнованиях, в состоянии эмоционального возбуждения, при различных погодных условиях и т.д.)
Методы Метод объяснения; методы показа. Метод объяснения, методы показа, метод расчлененного упражнения, метод целостного упражнения, метод идеомоторного упражнения, методы с использованием технических средств обучения и др. Метод целостного упражнения, метод идеомоторного упражнения, методы анализа и разбора выполненных движений, метод последовательного переключения внимания на отдельные элементы техники, методы срочной информации, контроля и др.

 

В процессе обучения технике по превращению двигательного действия в устойчивый высокорезультативный навык, а также ходе тренировочно-соревновательной деятельности активно решается одна из важнейших задач технической подготовки по устранению и коррекции двигательных ошибок (рис. 3).

 

 

 


Рисунок 3 – Состав ошибок, возникающих в процессе технической подготовки

В процессе технической подготовки используется комплекс средств и ме­тодов спортивной тренировки. Условно их можно подразделить на две группы:

1. Средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия. К ним относятся:

а) беседы, объяснения, рассказ, описание и др.;

б) показ техники изучаемого движения;

в) демонстрация плакатов, схем, кинограмм, видеомагнитофонных записей и др.;

г) использование предметных и других ориентиров;

д) технические средства:

· средства формирования и уточнения представлений о движениях в сознании занимающихся;

· средства, вводящие в обстановку обучения (различного рода ориентиры);

· регистрирующие приборы и устройства срочной и сверхсрочной информации о выполняемых движениях;

· тренажеры, применяемые для обучения движениям;

· тренажеры для совершенствования двигательных действий и развития специальных двигательных качеств;

· средства, обеспечивающие страховку.

е) облегченные тренировочные снаряды и специальное оборудование (подвесные лонжи, подкидные мостики для прыжков, батуты, наклонные дорожки, беговые, гребные и плавательные тредбаны и др.)

2. Средства и методы, в основе которых лежит выполнение спортсменом каких-либо физических упражнений. В этом случае применяются:

а) общеподготовительные упражнения. Они позволяют овладеть раз­нообразными умениями и навыками, являющимися фундаментом для ро­ста технического мастерства в избранном виде спорта;

б) специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Они направлены на овладение техникой своего вида спорта;

в) методы целостного и расчлененного упражнения. Они направлены на овладение, исправление, закрепление и совершенствование техники целостного двигательного действия или отдельных его частей, фаз, эле­ментов;

г) равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный и другие методы, способствующие главным образом совершенствованию и стабилизации техники движений.

Применение данных средств и методов зависит от особенностей техни­ки избранного вида спорта, возраста и квалификации спортсмена, этапов технической подготовки в годичном и многолетних циклах тренировки.

 

Этапы и содержание технической подготовки в многолетнем и годичном циклах тренировки

Процесс технической подготовки осуществляется в течение всей мно­голетней тренировки спортсмена.

Многолетний процесс технической подготовки спортсмена можно под­разделить на 3 стадии:

1. Стадию базовой технической подготовки.

2. Стадию углубленного технического совершенствования и достиже­ние высшего спортивно-технического мастерства.

3. Стадию сохранения спортивно-технического мастерства.

Каждая стадия включает этапы, состоящие из годичных циклов. На­пример, первая стадия состоит обычно из 4–6 годичных циклов, вторая – 6–8, третья – 4–6.

Для достижения высокой стабильности и рациональной вариативности двигательных навыков, составляющих основу технических приемов в из­бранном виде спорта, повышения их эффективности в соревновательных условиях, как правило, применяются методы услож­нения внешней обстановки и методы упражнения при различных состояниях организма.

При решении задач, связанных с частичной перестройкой двигательных навыков, совершенствованием кинематики или динамики отдельных деталей навыка (с точки зрения дос­тижений современной науки и требований спортивной практики), чаще применяются методы облегчения условий технических действий и метод сопряженных воздействий.

Реализация метода усложнения внешней обстановки выполнения технических действий (методические приемы):

1. Сопротивление условного противника. Исполь­зуется, главным образом, в спортивных играх и единоборствах. Элементы борьбы с условным противником помогают спортсмену совершенствовать структуру и ритм выполнения технического приема, быстрее достигнуть стабильности и результативности. Он обеспечивает также высокую плот­ность нагрузки в занятии, является действенным психологическим факто­ром для воспитания уверенности в собственных силах, для воспитания смелости и решительности.

2. Применение трудных исходных положений и подготовительных действий. Так, в фигурном катании прыжок в полтора оборота («аксель») совершенствуется сначала с простого разбега, а затем из поло­жения «кораблик». В прыжках в воду уменьшается высота трамплина. Футболистам предлагается выполнять удары ногой и головой по мячу, ле­тящему по сложной траектории, и т.д.

3. Воспроизведение максимальной скорости и точности выполне­ния действий. Например, в боксе спортсмену задастся высокий темп уда­ров за определенный промежуток – 1 раунд. В прыжках в длину – разбег выполняется по слегка наклонной дорожке. В футболе используется сбли­жение между партнерами при выполнении передачи мяча с постоянной силой и др.

4. Ограничение пространства для выполнения действий. Позволяет усложнять условия ориентировки при совершенствова­нии навыка. Так, в лыжном спорте в сложную трассу включаются спуски с закрытым поворотом, что ограничивает время выбора поворота опреде­ленного радиуса. В беге и прыжках шаги выполняются по заранее сделан­ным меткам. В боксе используется уменьшенный ринг и т.п.

5. Выполнение действий в необычных условиях предполагает изменение условий тренировки (естественных условий, обо­рудования, инвентаря). Содействует совершенствованию одной или не­скольких характеристик техники движений (пространственных, времен­ных, динамических, ритмических и т.д.). Например, в легкой атлетике проводится бег или разбег в прыжках против сильного ветра, на увлажнен­ном грунте, а в лыжных гонках – передвижение по обледенелой лыжне.

Методические приемы метода воспроизведения техники упражнений при состояниях организма спортсмена, затрудняю­щих их выполнение.

1. Выполнение действия в состоянии значитель­ного утомления. В этом случае спортсмену предлагают упражнения на технику после физической нагрузки большого объема и интенсивности. Так, в гимнастике в конце занятия спортсмен выполняет «на технику» наиболее сложную комбинацию, в лыжных гонках техника на трассах с различным рельефом совершенствуется после прохождения дистанции, превышающей соревновательную, со скоростью, близкой к соревнователь­ной. Этот прием оказывает на центральную нервную систему организма большую нагрузку и требует от него высокой концентрации волевых усилий.

2. Выполнения действий в состоянии значитель­ного эмоционального напряжения осуществляется введением контрольных, соревновательных и игровых методов в выполнение упражнений на технику.

3. Периодическое выключение или ограниче­ние зрительного контроля позволяет избирательно воздействовать на рецепторно-анализаторные компоненты двигательного навыка. В резуль­тате у спортсменов повышается способность к тонкому восприятию и тщательной оценке собственных движений по кинестетическим ощуще­ниям. Например, гребля с закрытыми глазами позволяет лучше ощущать ход лодки и легче осуществлять контроль за стабильностью навыка при помощи «мышечного чувства».

4. Формирование рабочей обстановки настраи­вает спортсмена на обязательное выполнение усовершенствованного тех­нического приема в соревновательной обстановке. Стимулирует его актив­ность в процессе совершенствования навыка. Так, в тренировочном бою фехтовальщик получает установку концентрировать внимание преимуще­ственно на технических приемах защиты или, наоборот, на атакующих приемах.

Методические приемы реализации метода облегчения условий выполнения технических действий.

1. Методический прием вычленения элемента действия. Например, в боксе вычленяются: акцентированное ударное движение кисти, толчок ногой и тазом, вращательное движение туловища и плечевого пояса с пос­ледующим соединением этих элементов. В плавании выделяется работа рук и ног.

2. Методический прием снижения мышечных напряжений (усилий). Позволяет спортсмену более тонко корректировать отдельные движения в двигатель­ном навыке, контролировать координацию движений (по механизму об­ратной связи), что ускоряет процесс совершенствования. Так, в борьбе подбирается противник более легкого веса, в боксе спортсмены выполня­ют упражнения в легких тренировочных перчатках.

3. Использование дополнительных ориентиров и срочной ин­формации. Содействует наиболее быстрому овладению необходимой ампли­тудой движения, темпом, ритмом, активизирует процесс осознания вы­полняемого действия. Например, в фигурном катании на льду предварительно чертится продольная ось фигуры и устанавливаются флаж­ки-ориентиры. Для копьеметателя чертится прямая линия, строго вдоль которой он и выполняет разбег.

Методические приемы реализации метода сопряженных воздействий.

1. Выполнение специализированных динамических упражне­ний. Прием основан на взаимном развитии физических способностей и совершен­ствовании двигательных навыков. Это достигается путем подбора специ­альных упражнений. Так, в плавании используются ласты и лопатки на руках для создания дополнительного сопротивления при гребковых движе­ниях. В легкой атлетике прыжковые упражнения, прыжки в длину и вы­соту выполняются с утяжеленным поясом. В водном поло передачи и броски выполняются утяжеленным мячом и т.д.

2. Выполнение специализированных изометрических упраж­нений. Предполагает использование изометрических упражнений в опреде­ленных суставных углах, характерных для технического приема. Напри­мер, в тяжелой атлетике изометрические напряжения спортсмен выполняет в положении низкого седа при углах сгибаниях ног менее 90 градусов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 2186; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.