Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Запоминание




При обучении необходимо последовательно переходить от одного уровня к другому до выработки у человека способности критически и объективно оценивать сложившуюся конкретную ситуацию и принимать правильное адекватное решение.

Правила как средства безопасности и отработки навы­ков безопасного поведения. Правила эффективного обеспече­ния безопасности следует оценивать как узаконенные нормы, указывающие, как можно и как нельзя действовать в тех или иных ситуациях, чтобы избежать несчастных случаев. Полез­ный эффект правил достигается как за счет предупреждения о наличии тех или иных вредных или опасных факторов, так и за счет запрещения определенных действий, способов поведения, которые могут повлечь за собой несчастные случаи.

Исходя из этого, правила и запрещения, с одной стороны, ограничивают свободу выбора действий, а с другой — способствуют отработке нужных практических навыков поведения и защищают человека от опасности. Не следует частные ограничения расценивать как факторы, уменьшающие личную свободу человека. Наоборот, только грамотный, владеющий знаниями и навыками человек, ориентируясь на правила безопасности, может достичь конечного результата более эффективно, быстрее, не подвергая себя и окружающих какой-либо опасности. Однако чрезмерное увеличение количества инструкций и требований правил безопасности может создавать трудности психологического характера и помешать выполнению первостепенных и жизненно важных их положений. Поэтому вместо повышения защищенности в подобной ситуации может произойти увеличе­ние вероятности несчастного случая. В связи с этим при оценке объема действующих инструкций и изложенных в них реко­мендаций необходимо учитывать возможности долговременной памяти оператора (рабочего). Назрела необходимость поиска путей специальной организации информации, содержащейся в инструкциях, в более удобные для восприятия формы. В данном плане психология безопасности рекомендует выделять из правил наиболее важные их пункты, чтобы обращать на них большее внимание и тем самым обеспечивать сравнительно легкое их

Профессиональный отбор, контроль и оптимизация психофизического состояния. К действенным средствам обеспечения психологической надежности работающих, и прежде всего опе­раторов СЧМ, относится профессиональный (психологический) отбор, осуществляемый как перед приемом их на работу, так и в процессе ее выполнения. Профессиональный отбор включает проведение медицинского осмотра и специальных тестовых исследований. Эти мероприятия позволяют, с одной стороны, поддерживать на необходимом уровне эффективность деятельности, а с другой — сохранять нервно-психическую устойчивость к воздействиям факторов производственной среды.

Профессиональный отбор, направленный на выявление скрытой психопатологии, оценку функциональных возможностей нервно-психической сферы и ее устойчивости к действию факторов профессиональной деятельности, а также профессио­нально-значимых качеств личности, является важным гарантом надежности человека — оператора СЧМ. Потребность в точных и разносторонних сведениях о человеке, его свойствах и возмож­ностях (социальных, психологических, профессиональных) дик­туется прежде всего интересами безопасности. Содержательная суть мероприятий по психологическому отбору определяется в каждом конкретном случае особенностями предстоящей или выполняемой трудовой деятельности. В связи с этим предвари­тельные и периодические медицинские осмотры обязательны для лиц, работа которых проводится на высоте, для водителей транспортных средств (они должны правильно различать цве­та, не иметь выраженной близорукости и дальнозоркости), для электротехнического персонала, обслуживающего электроуста­новки, а также выполняющего монтажные и наладочные работы, испытания и измерения в них (они не должны иметь увечий, ограниченной подвижности и некоторых заболеваний) и т. д.

Специальное тестирование перед приемом на работу про­водится с будущими операторами сложных систем управления, ошибочные действия которых могут быть связаны с неправиль­ным и неполным восприятием информации, ее неправильной обработкой. В этом случае с помощью специальных методов проводятся изучение и оценка зрительной памяти человека (воспроизведение содержания просмотренной им информации), скорости и избирательной способности зрительного восприятия (поиск среди определенной знаковой информации того или иного символа или сочетания символов с контролем времени и качес­тва выполнения данного тестового задания). Нередко причиной возникновения серьезных аварий является несвоевременность принимаемых решений, связанная с замедленной реакцией опе­ратора при оценке складывающейся ситуации. В данном случае проводится специальный контроль психофизических возмож­ностей организма операторов, в частности авиадиспетчеров, работа которых по мониторингу движения авиатехнических средств требует высокой подвижности нервных процессов.

В настоящее время весьма актуальным представляется решение вопроса по организации психотерапевтической помо­щи специалистам, могущим переживать явления психической дезадаптации, которая особенно высока при длительном пребы­вании и работе людей в замкнутой среде обитания (гермообъемы, подводные лодки, космические корабли), в изоляции, а также в отраслях производственной деятельности, связанных с тех­ническими и профессиональными сложностями (конвейерное производство, производство с непрерывным технологическим циклом, современное радиоэлектронное производство и т. д.).

Для преодоления нежелательных последствий монотонии, психических и физических перегрузок, конфликтной напряжен­ности, психологической несовместимости и других проявлений психической и социальной дезадаптации как факторов риска снижения надежности человека, повышения аварийности и заболеваемости необходимо использовать имеющиеся средства и методы для оптимизации состояния человека и условий его профессиональной деятельности с учетом особенностей кон­кретного производства. В этом случае психотерапевтические мероприятия помимо оздоровительных (собственно медицинс­ких) задач будут способствовать успешному решению эргоно­мических вопросов — улучшению условий производственной деятельности, а также экономических проблем — повышению производительности труда, качества выпускаемой продукции.

Среди психотерапевтических мероприятий, получивших широкое распространение в условиях современного произ­водства, важное место занимают кабинеты психологической разгрузки (КПР). Популярность КПР обусловлена тем обстоя­тельством, что они максимально приближают традиционные методы психотерапевтической помощи непосредственно к месту трудовой деятельности человека. Кроме того, КПР позволяют осуществлять комплексное воздействие таких классических психотерапевтических средств и методов, как аутогенная тре­нировка (AT), гипноз, групповая и рациональная Психотерапия и другие способы воздействия на психическое состояние и рабо­тоспособность больших профессиональных групп. В отличие от других лечебных мероприятий психотерапевтический эффект от средств и методов КПР может быть пролонгирован (продлен) на достаточно длительное время он может воспроизводиться практически ежедневно, оставаясь как бы составным элемен­том рабочей смены, компенсируя при этом неблагоприятные воздействия факторов производственной среды и самого про­изводственного процесса на организм человека.

Психологический контраст между неблагоприятными усло­виями производства и функциональным комфортом, создавае­мым в КПР за счет средств функциональной музыки, эстетически совершенного интерьера, наличия различных игровых автоматов и элементов "живой природы" (аквариум, цветы, имитация шума прибоя, пения птиц и т. д.), фото- и видеотек, позволяет быстро снять накопившееся утомление, тревогу, раздражение и другие проявления психической дезадаптации.

Специалисты КПР могут обучать персонал предприятия на­выкам активной саморегуляции (AT, специальной дыхательной гимнастики, нервно-мышечной релаксации и т. д.). Эти методики позволяют работникам за счет произвольного расслабления повысить надежность выполнения ими рабочих операций и принятия своевременных решений, особенно в стрессовых си­туациях.

Как показывает опыт, КПР решает на производстве две основные задачи: обеспечение патронажа за лицами с опреде­ленной недостаточностью состояния здоровья и поддержание функционального состояния работающего персонала на уровне, необходимом для успешного выполнения стоящих производс­твенных заданий.

Наряду с КПР в условиях современного производства при­меняются и другие средства психотерапевтической помощи, которые могут быть реализованы непосредственно на рабочем месте (функциональная музыка, производственная гимнастика и др.). Комплексное использование этих средств дает возможность как бы продлить психотерапевтический эффект мероприятий КПР. Положительный эффект функциональной музыки связы­вают с тем, что она способствует формированию и поддержанию необходимого ритма деятельности, особенно при выполнении однообразных, монотонных операций. В состав музыкальных программ рекомендуется включать произведения преимущес­твенно легких музыкальных жанров: песни (с незначительной смысловой нагрузкой), марши, танцевальные мелодии с четко выраженным ритмом. Темповые характеристики музыкальных произведений должны учитывать скоростные характеристики производственного процесса, однако больший психофизиоло­гический эффект достигается при варьировании ритмического рисунка музыкальной передачи.

Производственная гимнастика призвана активизировать состояние организма или путем перераспределения мышечных усилий снять излишнее физическое и психическое напряжение. Особое преимущество среди прочих имеют те виды производс­твенной гимнастики, которые наряду с незначительной затратой усилий, легкостью усвоения, небольшой амплитудой движения дают ощутимый положительный эффект (упражнения для снятия познотонического утомления отдельных групп мышц, дыхательная гимнастика и т. д.).

В свете современного уровня развития эргономики и психо­терапии представляется возможным в перспективе перейти от использования частных средств и методов психотерапевтичес­кой помощи к комплексному подходу, включающему систему мер психопрофилактики, оптимизации условий производствен­ной среды на базе динамически осуществляемой диагностики текущего состояния и работоспособности персонала. Подобный подход уже имеет практическую реализацию при обеспечении безопасности космических полетов, и ему несомненно прина­длежит будущее во многих сферах производства и отраслях экономики.

Рассматривая проблемы антропогенных опасностей, не­обходимо отметить, что в настоящее время в орудия труда вкладывается значительно больше средств, чем в его процесс (оптимизацию условий работы и состояние работающего, обуче­ние персонала). Результатом этого явилось учащение аварий и катастроф беспрецедентных по своим масштабам. Тщательный анализ показывает, что, как правило, они не являются следстви­ем одной, даже решающей, ошибки персонала. Недостаточная надежность работающих обычно обусловлена целой серией предваряющих аварию ошибок на этапах проектирования, конс­труирования оборудования, организации трудового процесса, управления и других просчетов.

Единственным способом преодоления создавшейся ситуа­ции является реализация единой экономической и социальной программы обеспечения безопасности и повышения надежности деятельности на производстве и других сферах хозяйственно­го комплекса страны. Основным принципом ее формирования должна стать комплексность решения проблем на всех этапах проектирования деятельности. Такая программа должна пре­дусматривать расширение участия эргономистов, психологов, врачей в создании и функционировании современного произ­водства, включение этих групп специалистов в штат предпри­ятий и организаций.

Особое значение должно быть придано созданию специ­ализированных психологических служб для так называемых опасных профессий и производств, в частности в атомной энергетике, химическом производстве, на шахтах, транспорте и т. д. В функции таких служб должны входить обеспечение отбора, подготовки специалистов, оптимизации условий труда, психического состояния и работоспособности персонала на базе комплекса динамически применяемых средств диагностики, профилактики и психотерапии.

Одной из особенностей научно-технического прогресса является появление новой массовой профессии — профессии операторов, в которой ведущее значение приобретают мыш­ление, способность работать в условиях действия преимущес­твенно информационных стрессоров. В связи с этим требует существенной перестройки система профессионального обуче­ния специалистов. Основное внимание должно быть обращено на развитие оперативного мышления и предвосхищающих реакций. При подготовке необходимо учитывать, что если в обычной профессиональной деятельности стойкий стереотип, навык способствуют высокому качеству выполнения операций, то в аварийной ситуации он тормозит переключение внимания, препятствует появлению нового решения. В соответствии с этим обучение надежным действиям в нештатных, экстремальных ситуациях должно быть основано на формировании умения к нестандартным действиям, нетривиальным решениям в ходе имитационного моделирования наполненных психологическим содержанием проблемных ситуаций.

Человек является единственным резервом при отказах и сбоях автоматизированных систем. Именно поэтому необходи­мо преодолеть существующий разрыв между уровнем знаний, накопленных в настоящее время в области психологии, эрго­номики и медицины, и степенью реализации их на практике; между огромным объемом средств, вкладываемых в технику, и ничтожными суммами, затрачиваемыми на активизацию чело­веческого фактора.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.