Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы конспектирования лекций




Протокол № от «» сентября 2012 г.

Методические указания

для студентов по работе на лекциях курса «История России до XVIII в.»

 

Направление «История», 1 курс, 2 семестр.

Реализуются: ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-7.

 

Преподаватель: к. и. н., профессор П. П. Котов.

Утверждены на заседании кафедры Истории России и зарубежных стран

 

 

Особенностью учебного процесса в вузе является значительное количество лекций в корпусе каждого учебного предмета. При современном бурном развитии различных направлений исторической науки в лекциях дается интегральный материал, почерпнутый из разных источников, что естественно и оправдано.

Большая часть содержащейся в лекциях информации не может сразу запечатлеться в памяти слушателей. Испытывая трудности при записи, студенты иногда вообще отказываются от конспектирования и пользуются чужими конспектами, которые имеют репутацию «образцовых». Порою кажется, что пользование чужим конспектом затруднительно только из-за неразборчивости почерка и сокращенного написания слов. Однако конспект, созданный для личного пользования, может служить полноценным пособием только самому конспектирующему.

Умение конспектировать лекционный материал полно и грамотно приходит не сразу. Студенты старших курсов иногда неплохо справляются с такой задачей, но сроки, за которые проходит такое самообучение, слишком велики. Отсюда единственный вывод: правильному конспектированию лекций необходимо учиться с самых первых занятий.

В основе конспектирования лекций сочетаются процессы аудирования (восприятия устной речи), переработки услышанного, записи информации и массовой коммуникации. Следует заметить, что эти процессы являются механическими.

Аудирование - прослушивание и восприятие речи - первый этап работы на лекции.

Осознание сказанного происходит в промежутках между произнесенными словами. Вот почему наиболее полного восприятия речи лектора возможно достичь путем максимальной сосредоточенности. Учащийся подвергает услышанную информацию специфической мыслительной переработке - сопоставлению услышанной информации с банком памяти и переработке текста.

Анализ и переработка текста - второй этап работы на лекции. В этот момент происходит поиск смысловой вехи: слушатель отбрасывает ненужную для него информацию и сокращает текст таким способом, чтобы спустя некоторое время суметь вновь его развернуть наиболее полно. На втором этапе конспектируемый слышит речь лектора, откладывая произнесенные слова в кратковременной памяти во время кратких пауз, возникающих между словами при конспектировании.

Формулировки и доказательства законов, теорем, правил, гипотез, положения теорий, выводы студентам лучше записывать на лекции полностью.

Затем следует третий этап работы на лекции процесс фиксации переформулированного текста. Способы фиксации преобразованной информации (план, опорные слова или фразы, подробная запись, граф-схема) определяются в ходе мыслительной переработки. При записи переформулированной информации принято использовать сокращения. После записи снова происходят осознание, анализ, переработка и новая фиксация информации.

Таким образом, конспектирование - это сложный аналитико-синтетический процесс. Нетрудно понять, что неподготовленность к лекции, пропуски предыдущих лекций, отсутствие сосредоточенности отрицательно сказываются на процессе конспектирования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.