Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические советы к Практическим занятиям 4,5,6




Рекомендуемый библиографический список

Практическое занятие 6. Крестьянская реформа в удельной и государственной деревне. Итоги крестьянских реформ.

  1. Крестьянская реформа в государственной деревне
  2. Крестьянская реформа в удельной деревне
  3. Проведение в жизнь крестьянских реформ 1860-х гг.
  4. Характер и значение крестьянских реформ 1860-х гг.

 

Дополнительные вопросы для обсуждения

 

В чем заключалось учение А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского о пу­тях социалистического переустройства и почему оно было утопическим?

Объясните оценку Н.А.Некрасовым реформы 1861 г.: "Распалась цепь великая. Распалась и ударила. Одним концом по барину, другим - по мужику".

Какая категория крестьян получала наибольшие выгоды от кре­стьянской реформы?

 

Источники:

 

1. Конец крепостничества в России: Документы, письма, мемуары, статьи. М., 1994.

2. Кузнецов Н.В., Захарова Л.Т. Практикум по истории СССР XIX в. М, 1970.

3. Вдовин В.А. Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий (период капитализма): Вторая половина XIX в. М., 1975. С.22-61, 65-68. 72-121, 129-139.

4. Российское законодательство. Х-ХХ вв. Т.7 Документы крестьянской реформы. М., 1990.

5. Хрестоматия по истории СССР 1861-1917. М., 1990. Гл.2-3.

 

Литература:

 

  1. Великие реформы в России. 1856-1874. М., 1992.
  2. Вернадский Г. Замечания о юридической природе крепостного права // Родина. 1993. №3. С.45-48.
  3. Дружинин Н.М. Русская деревня на переломе. 1861-1880 гг. М., 1978.
  4. Зайончковский П.А. Проведение в жизнь крестьянской реформы 1861 г. М., 1958.
  5. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1960.
  6. Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. 1856-1861. Правительственная программа реформы 1861 г. М., 1984.
  7. Кащенко С.Г. Реформа 19 февраля 1861 г. М., 1995.
  8. Ковальченко И.Д. Русское крепостное крестьянство в первой половине XIX в. М., 1967.
  9. Ковальченко И.Д. Консерватизм, либерализм и радикализм в России в период подготовки крестьянской реформы 1861 г. // Отечественная история. 1934. №4-5
  10. Корнилов А.П. Курс истории России XIX века М., 1993.
  11. Литвак Б.Г. Русская деревня в реформе 1861 г.: Черноземный центр. 1651-1895 гг. М., 1972.
  12. Першин П.Г. Аграрная революция в России. М., 1966. Т.1.
  13. Революционная ситуация в России в середине XIX века. М., 1976.
  14. Софоненко К.А. Аграрное законодательство в России (вторая полови­на XIX в. - нач. XX в.). МГУ, 1981.
  15. Худокормов А. Г. Реформы 1661-1874 гг. в России // Вестник МГУ Сер 8. 1994. №1.
  16. Унковский A.M. Алексей Михайлович Унковский (1828-1893). М., 1979
  17. Чернуха В.Г. Крестьянский вопрос в правительственной политике Рос­сии (60-70-е гг. XIX в.) Л., 1972.

 

При подготовке к четвертому занятию важно обратить внимание на анализ причин, заставивших правительство провести реформу, выяс­нить, в чем проявлялось обострение кризиса крепостного строя в Рос­сии к началу 60-х гг. XIX.

Изучая документы Практикума и Хрестоматии, необходимо выяс­нить, каковы были настроения в правительственных и помещичьих кругах по крестьянскому вопросу, установите общие черты и различия в проектах помещиков и царя. Определите объективное социально-экономическое содержание классовой борьбы в период подготовки и проведения реформы и значение этой борьбы.

На пятом занятии, которое проводится в форме практикума, ана­лизируются документы: «Манифест» 19 февраля 1861 г. и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». При изучении «Манифеста» следует установить цель издания этого документа, его назначение, классовую природу, дать источниковедческую критику ис­точника, содержание «Манифеста» разобрать, связывая со статьями «Положения 19 февраля 1861 г.»

При изучении текста «Положения о крестьянах, вышедших из кре­постной зависимости» важно найти и сгруппировать статьи, опреде­ляющие указанные вопросы.

После выявления и проведения группировки статей необходимо проанализировать их содержание, дать им оценку, сделать выводы и составить схему организации крестьянского управления, определить круг полномочий крестьянских органов, установить место органов в общей системе государственного управления страны.

При подготовке к шестому занятию на основе изучения рекомен­дованной литературы установить, как реформа проводилась в жизнь, как отнеслись к ней крестьяне революционно-демократические, либе­ральные и консервативные круги.

В заключение следует составить следующую таблицу

 

Буржуазные черты реформы, их зна­чение для развития страны Феодально-крепостнические пережит­ки, их влияние на развитие страны

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.