Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 8. Конституционно-правовой статус граждан России. 1 страница




 

Основы конституционно-правового статуса гражданина Российской Федерации закреплены в главе 2 Конституции РФ. К ним относятся права, свободы человека и гражданина, его обязанности, вопросы гражданства.

Гражданство – один из основных элементов правового статуса личности. Обладание гражданством является предпосылкой полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, а также защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.

Отношения гражданства на территории РФ регулируются законом «О гражданстве» от 31.05.2002 г., вступившим в силу 01.07.2002 г. Однако после его принятия выяснилось, что миллионы наших соотечественников проживавших на территории бывшего СССР, оказались, приравнены к статусу иностранных граждан. Поэтому осенью 2003 г. Президент РФ выступил с предложением внести существующие поправки в этот закон, которые были одобрены Государственной Думой РФ и вступили в силу 11.11.2003 г. Раньше граждане бывшего СССР, проживающие теперь в бывших союзных республиках и родившиеся в РСФСР, могли подать заявление о предоставлении им гражданства не ранее, чем через 1 год после получения вида на жительство. Новая редакция закона «О гражданстве РФ» отменила срок ожидания в 1 год. Отменен этот срок и в отношении аналогичных заявлений супругов (граждан РФ) состоящих в браке не менее 3-х лет, а также в отношении нетрудоспособных родителей российских граждан, проживающих в странах Балтии и СНГ.

Новая редакция закона «О гражданстве РФ» предоставила льготы при получении гражданства ветеранам и инвалидам ВОВ и труда, специалистам – выпускникам российских вузов, или средних учебных заведений, военнослужащим (прослужившим в Российской армии 3 года по контракту).

Согласно действующему законодательству проживание гражданина РФ за пределами РФ не прекращает его гражданства. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству.

Закон предусматривает возможность двойного гражданства. Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет прекращение российского гражданства. Изменение семейного статуса (например, брак с иностранцем) не влечет изменение гражданства.

Закон особо регулирует гражданство детей. При изменении гражданства ребенка 14-18 лет необходимо его согласие.

Гражданство РФ приобретается по рождению, в результате приема в гражданство, в результате восстановления в гражданстве, по иным основаниям, предусмотренным законом «О гражданстве».

Прием в российское гражданство определяется в общем или упрощенном порядке.

Совершеннолетний, дееспособный иностранец может подать заявление о приеме в гражданство, если в течение 5 лет непрерывно проживает в России, имеет законный источник средств существования, владеет русским языком.

При восстановлении в гражданстве иностранцев или лиц без гражданства, ранее имевших гражданство РФ, установлен срок проживания на территории России 3 года.

Основания прекращения гражданства РФ:

  1. вследствие выхода из гражданства РФ;
  2. по иным основаниям, предусмотренным законом о гражданстве. Выход из гражданства лица, проживающего в России, осуществляется в общем порядке, а лица, проживающего за пределами России, - в упрощенном порядке.

Закон устанавливает ряд ограничений при выходе из гражданства. Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве, являются: Президент РФ, федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, федеральный орган исполнительной власти ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства РФ.

Основы правового статуса личности охватывают конституционно закрепленные права и свободы. Конституция закрепляет те права и свободы, которые жизненно важны и социально значимы как для отдельного человека, так и для общества в целом. Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина – неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности. Они являются субъективными правами и свободами. Под субъективными правами понимают юридически признанные возможности человека избирать вид и меру своего поведения, которые могут быть реализованы путём использования соответствующей обязанности со стороны других субъектов права. Субъективные свободы – это правомочия индивида, которые он может реализовать самостоятельно, не вступая в правоотношения с другими субъектами права.

Конституционные права и свободы носят учредительный характер, составляя основу правового статуса личности. Они образуют целостную систему, обладающую определенной структурой. При классификации конституционных прав и свобод по содержанию, её важнейшими элементами выступают личные, политические, социально-экономические права и свободы. Именно такая последовательность в классификации прав и свобод человека и гражданина присуща Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. В российском законодательстве она впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991 г., а затем отражена в Конституции Российской Федерации 1993 г.

Права и свободы можно также классифицировать по субъекту, по форме осуществления (личные и коллективные), по механизму реализации и по моменту возникновения.

Основным правом человека является право на жизнь. Необходимость его соблюдения накладывает на государство ряд обязанностей: проводить миролюбивую внешнюю политику, отказываться от ведения войн, эффективно бороться с преступностью и терроризмом и др. К сфере личных прав человека относятся также право на охрану государством достоинства личности, право на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

В Конституции РФ закреплено право человека на защиту своей чести и доброго имени. Проявлением права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну является запрещение без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения информации о его частной жизни. Гражданский кодекс РФ предусматривает судебную защиту нематериальных благ граждан.

Каждый гражданин РФ пользуется правом свободного передвижения и выбора места пребывания и места жительства, а также может свободно выезжать за пределы страны и беспрепятственно возвращаться в РФ.

К личным правам человека и гражданина относится конституционно закрепленное право определять и указывать национальную принадлежность. Важное место в системе личных прав занимает свобода совести и вероисповедания. Российская Федерация – светское государство, в связи с этим никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Важной сферой личных прав человека и гражданина является свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, производить и распространять информацию.

В отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку от рождения, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Под политическими правами и свободами понимают права, неразрывно связанные с осуществлением в стране государственной власти, направленными на осуществление избирательного права.

Естественный характер прав гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Эта важнейшая основа конституционного строя Российской Федерации получает реальную и практическую реализацию через политические права каждого гражданина. Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть. Граждане – каждый как таковой – участвуют в осуществлении власти.

Наиболее общим, интегрирующим все другие политические права и свободы, выступает право участия в управлении делами государства. Осуществление этого права граждан выражается в различных формах, как непосредственно, так и через своих представителей. Непосредственной формой народовластия является участие граждан в референдуме, всенародном голосовании по важнейшим вопросам государственной и местной жизни, путем реализации права избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

Важным правом, имеющим непосредственное отношение к участию граждан в управлении делами государства, является право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов.

Особое место в системе общественных объединений занимают политические партии, в которых не могут состоять иностранные граждане и лица без гражданства.

Выражением социальной и политической активности граждан, воздействия их на процессы управления государством является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирования.

Конституция гарантирует свободу средств массовой информации. Цензура запрещена в любой форме. Эти положения Конституции закреплены принятым 27 декабря 1991 г. Законом "О средствах массовой информации". Для предотвращения злоупотреблений свободой печати создана Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации, положение о которой утверждено Указом Президента от 31 января 1994 г. Право собственности на информацию охраняется Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г.

Закреплено Конституцией и право на равный доступ к государственной службе.

Особое место в системе политических прав и свобод занимает право на участие в отправлении правосудия. Оно призвано обеспечить демократический порядок формирования судебных органов и предоставляет гражданам возможность занять должность судьи и присяжного заседателя.

Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права. Они затрагивают отношения собственности, трудовое право, отдых, здоровье и образование граждан.

К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции, относятся свобода предпринимательства, право частной собственности, в том числе и на землю, свобода труда и право на труд в надлежащих условиях, право на отдых, охрана семьи, право на социальное обеспечение, право на жилище, охрану здоровья, право на образование, на свободу литературного, научного, технического и других видов творчества.

Важнейшее место в системе экономических прав занимает право частной собственности. Его конституционное закрепление имело решающее значение при переходе страны на рельсы рыночной экономики.

В условиях рыночной экономики претерпело изменение и содержание прав человека в сфере труда. Роль государства в новой Конституции сводится к следующим конституционно закрепленным функциям: оно запрещает принудительный труд; закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; утверждает право на защиту от безработицы; признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

К числу социально-экономических прав относится, и право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь предполагает возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. В новых экономических условиях к делу охраны здоровья подключается дополнительно и частная система здравоохранения, развитию которой содействует государство. Однако имеющееся в настоящее время отставание развития и финансирования всей социальной сферы негативно отразилось и на реализации права граждан на охрану здоровья.

Конституция предоставляет каждому гражданину право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В этой сфере намечается серьезное реформирование.

К числу фундаментальных социально-экономических прав относится право на образование. Реализация этого права дает возможность получить общеобразовательную и профессиональную подготовку, необходимую для осуществления трудовой деятельности. Конституция Российской Федерации закрепила обязательность основного общего образования.

В соответствии с Конституцией каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Свобода научного, технического и художественного творчества проявляется в снятии существовавших прежде идеологических ограничений, затрагивающих не только науку, но и искусство, художественные направления.

Все эти права обеспечиваются системой юридических гарантий, содержащихся в соответствующих нормах права. Основными формами защиты прав и свобод человека и гражданина являются самозащита, судебная защита, механизм подачи жалоб Уполномоченному по правам человека РФ, международная защита прав и свобод человека в Европейской комиссии по правам человека и в Европейском Суде. Так, например, право на судебную защиту по гражданских искам означает, что всякое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном федеральным законом, обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права. В этой связи принципиальное значение имеет положение уголовного законодательства о том, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу. Отсюда следует, что бремя доказательства лежит на правоохранительных органах. Но при этом никто не может быть признан виновным в совершении преступления, и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.

Правовой статус человека и гражданина характеризуется не только его правами и свободами, но и обязанностями. Эти обязанности затрагивают многообразные сферы отношений, в которых субъектом выступает человек. Конституционное право закрепляет круг обязанностей лица как субъекта конституционно-правовых отношений – как избирателя, депутата, члена различных органов государственной власти, обладателя многих других конституционно-правовых статусов.

Вместе с тем, конституционное право закрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые носят всеобщий характер, не зависят от конкретного правового статуса лица, закрепляются на высшем, конституционном уровне. К таким обязанностям отнесены те, осуществление которых обеспечивает нормальное функционирование самого государства, а тем самым и жизнедеятельность общества.

Основные обязанности – это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, предъявляющиеся к каждому человеку и гражданину, связанные с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.

Важнейшей обязанностью гражданина является соблюдение Конституции и законов Российской Федерации. Эта обязанность в отношении граждан Российской Федерации зафиксирована в главе об основах конституционного строя Российской Федерации.

Конституционно закреплена обязанность каждого гражданина платить законно установленные налоги и сборы. В условиях свободы предпринимательства, различных форм экономической деятельности, наличия не контролируемых и не учитываемых государством источников доходов уплата налогов связана с обязанностью сообщать о своих доходах в налоговые службы. От добровольного исполнения этой обязанности в значительной мере зависит возможность выполнения государством своей социальной роли, иных видов государственной деятельности.

Законодательство устанавливает для граждан дифференцированные ставки налогов, что содействует в возможной степени сбалансированию доходов различных категорий граждан.

Конституция Российской Федерации закрепляет обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Природа как внешняя среда обитания человеческого общества в век научно-технического прогресса требует особых мер охраны. За последнее время принят ряд законов об охране природы, атмосферы, животного мира. Обязанностью гражданина является соблюдение установленных правил, активное противодействие их нарушениям со стороны других лиц.

Конституция Российской Федерации закрепила в качестве долга почетную обязанность гражданина Российской Федерации защищать своё Отечество. Гражданин Российской Федерации несет воинскую службу в соответствии с федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", где определены условия прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, условия ее прохождения.

Конституция Российской Федерации закрепляет возможность замены военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если убеждениям лица или вероисповеданию противоречит несение военной службы. Однако до настоящего времени закон об альтернативной гражданской службе не разработан, что существенно ограничивает права граждан, закрепленные на конституционном уровне.

 

Лекция № 9. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Судебная система РФ. Правоохранительные органы.

Народ Российской Федерации осуществляет свою власть через органы государственной власти (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ). Органы государственной власти наделены государственно-властными полномочиями, уполномочены государством на осуществление его задач и функций, образуются и действуют в установленном государством порядке. Они образуют единую систему органов государственной власти Российской Федерации, в которую входят федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ.

Конституционное законодательство закрепляет общие принципы построения и деятельности органов государственной власти. Специфика организационно-правового строения органов государственной власти в РФ обусловлена конституционным принципом федерализма, который предполагает разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ). Соответственно выделяются два уровня органов государственной власти – федеральный и региональный (субъектов Федерации).

Основополагающим конституционным началом является демократический принцип разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Конституция РФ, выделив четыре категории субъектов осуществления государственной власти – Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды, - заложила конституционно-правовые основы для дополнения классической модели разделения властей четвертой – президентской властью. Разделение властей выражается в самостоятельности каждой из подсистем органов государственной власти. В то же время единство системы государственной власти проявляется во взаимодействии и взаимозависимости государственных органов; в механизме сдержек и противовесов, который позволяет каждой из ветвей власти осуществлять свои конституционные полномочия и обеспечивает рычаги влияния на другие власти. Президент Российской Федерации является главой государства. Его функции связаны с обеспечением основ конституционного строя: он выступает гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости, государственной целостности; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; представляет РФ внутри страны и в международных отношениях (ст. 80 Конституции РФ).

Конституционная характеристика Президента как главы государства традиционна для многих зарубежных конституций. Новелла Конституции РФ состоит в закреплении верховенства Президента РФ в системе органов государственной власти, Президент РФ непосредственно не входит ни в одну из ветвей государственной власти. В то же время система «сдержек и противовесов», содержащаяся в Конституции РФ, создает гарантии для сбалансированного взаимодействия ветвей власти и не позволяет Президенту РФ присвоить прерогативы других государственных органов. Свои полномочия Президент РФ реализует в рамках Конституции РФ и в соответствии с федеральными законами. Период полномочий Президента РФ ограничен шестилетним сроком, одно лицо не может занимать пост Президента более двух сроков подряд, Президент избирается всенародными прямыми выборами на альтернативной основе, предусматривается процедура отрешения его от должности, допускается признание нормативных актов Президента не соответствующими Конституции по решению Конституционного Суда.

Органы законодательной власти составляют систему представительных органов государственной власти РФ. Федеральным законодательным органом является парламент – Федеральное Собрание РФ; в пределах субъекта РФ действуют законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ.

Конституционная характеристика парламента Российской Федерации как представительного законодательного органа (ст. 94) реализует принцип народного суверенитета как основы конституционного строя России. В условиях парламентской демократии политическая воля народа выражается опосредованно через орган народного представительства. Парламент в рамках Конституции обладает всей полнотой законодательной власти, а также наделяется функцией контроля за исполнительной властью. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 95 Конституции РФ).

Совет Федерации представляет интересы субъектов Федерации, в него входят по два представителя от каждого субъекта РФ – по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Согласно Федеральному закону от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации избирается этим органом; а представитель от исполнительного органа в верхней палате парламента назначается высшим должностным лицом субъекта РФ на срок его полномочий. Государственная Дума представляет население Российской Федерации.

Конституция закрепляет существенные различия в компетенции палат парламента (ст. 102, 103), обеспечивает их самостоятельную и раздельную работу (ст. 100). Совет Федерации выполняет роль уравновешивающей силы по отношению к Государственной Думе: предотвращает использование парламента в борьбе конкурирующих политических сил.

Органы исполнительной власти осуществляют исполнительные и распорядительные функции государственного управления. К федеральным органам исполнительной власти относятся: Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты и другие ведомства при Правительстве РФ. Органами исполнительной власти субъектов Федерации являются президенты и главы администраций субъектов РФ, правительства субъектов РФ, министерства, государственные комитеты и другие ведомства.

Следует отметить, что понятие «исполнительная власть» в Конституции всецело связано с Правительством РФ: ст. 110 провозглашает, что Правительство осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Остальные органы исполнительной власти по существу оказались вне конституционного поля. Иными словами, в Конституции РФ отсутствует полная системно-структурная дефиниция исполнительной власти как самостоятельной ветви. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве РФ» определил Правительство как высший исполнительный орган государственной власти РФ, возглавляющий единую систему исполнительной власти в РФ. В данном определении актуальны несколько моментов. Во-первых, Правительство РФ призвано обеспечивать единство системы исполнительной власти: организует, направляет и контролирует деятельность ее органов. Во-вторых, федеральное Правительство в пределах своего ведения управляет деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ. В-третьих, решения Правительства распространяются на деятельность исполнительных органов местного самоуправления.

Согласно Федеральному закону от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Федерации самостоятельно осуществляют принадлежащие им полномочия.

Органы судебной власти осуществляют правосудие – особый вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с нарушением норм права. Суды обладают правом осуществлять конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство (ст. 118 Конституции РФ). Судебная система РФ включает федеральные суды и суды субъектов РФ. Конституция РФ определила правовой статус трех высших судов - Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ (ст. 125-127).

В особую группу государственных органов выделены органы прокуратуры. Несмотря на то, что статьи о прокуратуре включены в главу 7 Конституции РФ «Судебная власть», органы прокуратуры составляют самостоятельную централизованную систему органов государственной власти. Функции прокуратуры заключаются в осуществлении надзора за законностью, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, координация деятельности.

Судебная власть – это разновидность государственной власти, призванная осуществлять правосудие и реализующаяся через систему судов. Правосудие представляет собой разновидность государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права.

Правосудие в Российской Федерации строится на демократических принципах, отражающих сущность и задачи демократического, правового, социального государства. Одним из важнейших принципов правосудия в Российской Федерации является его осуществление исключительно судом. Это означает, что в Российской Федерации нет и не может быть никаких иных, кроме судов, государственных или других органов, которые располагали бы правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела.

Принцип осуществления правосудия только судом – важнейшая гарантия обеспечения законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Конституция регламентирует рамки осуществления судебной власти, реализующейся посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Носителями судебной власти в Российской Федерации являются, прежде всего, судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Согласно Конституции РФ судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Судьи являются независимыми и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Принцип подчинения судей только Конституции и закону неразрывно связан с предусмотренным Конституцией Российской Федерации положением, согласно которому суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

Провозглашенный конституцией принцип несменяемости судей служит одной из существенных гарантий независимости судебной власти. Согласно основному закону судьи обладают неприкосновенностью.

Согласно Конституции разбирательство дел во всех судах является открытым. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

К принципам функционирования судебной системы относятся также обязательность судебных постановлений, равенство всех перед законом, состязательность и равноправие сторон, национальный язык судопроизводства. Судебная система РФ функционирует на основе федерального закона «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 г., и изменений от 04.07.2003 г.

Судебную систему РФ образуют федеральные суды и суды субъектов федерации. Первые включают Конституционный Суд, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. К компетенции Конституционного Суда относятся дела о соответствии Конституции федеральных законов и других нормативных актов, нормативных актов субъектов РФ, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ. Конституционный суд разрешает споры о компетенции между органами государственной власти, рассматривает жалобы на нарушение прав и свобод граждан. Он обладает правом толкования Конституции. В случае признания актов неконституционными они утрачивают свою юридическую силу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 810; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.