КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебное пособие. кафедра психологии образования ТГПУ имВОСПИТАНИЯ И СПОРТА ФИЗИЧЕСКОГО ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС ПО ПСИХОЛОГИИ
Тула, 2006
Рецензенты: кафедра психологии образования ТГПУ им. Л.Н. Толстого; кандидат педагогических наук Миронов Д.Л.
Составитель: Шувалов Ю.Н.
Лекционный курс по психологии физического воспитания и спорта: учебное пособие – Тула: издательство Тульского государственного педагогического университета 2006. – 153с.
Пособие предназначено для студентов факультета физической культуры, которые проходят дисциплину «Психология физического воспитания и спорта» на 4 курсе и педагогов по физической культуре. В пособии содержится теоретический материал определенный государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, который поможет студентам при самостоятельной работе над изучением данной дисциплины и повышением своего профессионального мастерства.
Содержание ВВЕДЕНИЕ ………...…………………………………………………..…………...7 - Роль психологии в формировании спортивного педагога…………….………7 - Понятие о предмете психологии физического воспитания…………………..7 - Взаимосвязь психологии физического воспитания с другими науками……..…………………………………………………………8 РАЗДЕЛ 1. ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ПСИХОМОТОРИКА УЧАЩИХСЯ…………………………………………………………11
1.1. Роль двигательной активности и психомоторики в жизни человека………11 - Психомоторная сфера человека……………………………………………..11 - Потребность человека в двигательной активности………………………..12 - Роль психомоторики в процессах восприятия и познания………………..13 - Двигательная активность как средство повышения психической и интеллектуальной активности………………………………………………14 - Развитие психомоторных и познавательных психических процессов в физическом воспитании…………………………………………………......15 - Психомоторика как средство регуляции состояний………………….……17
1.2. Мотивационные основы физкультурно-спортивной деятельности……….18 - Удовлетворение потребностей человека в процессе физического воспитания и занятий спортом………………………….……18 - Цели спортивной деятельности и уровень притязаний спортсменов.……20 - Мотивы занятий спортом…………………………………………….………21
1.3. Эмоциональная сфера в физическом воспитании и спорте.……….………..27 - Понятие об эмоциях и их характеристика………………………….………27 - Роль эмоций в регуляции поведения и деятельности спортсмена.……….29 - Чувства и классификация чувств……………………………………………30 - Основные эмоциональные состояния и чувства спортсменов…………….32
1.4. Активизация деятельности учащихся на уроке физической культуры…….35 - Виды активности учащихся на уроке ФК…………………………………...35 - Факторы, обусловливающие активность учащихся на уроке физической культуры..……………………………………………………….36 - Интерес к физической культуре как фактор повышения активности учащихся…………………………………………………….......36 - Удовлетворенность уроками ФК и факторы ее определяющие…………..38 - Роль биологического фактора в проявлении учащимися двигательной активности…………………………………………………….41
1.5. Способы повышения активности на уроках физической культуры………..43 - Создание положительного эмоционального фона на уроке………………43 - Использование игрового и соревновательного методов…………………..44 - Разнообразие средств и методов, используемых учителем на уроке…….45 - Музыкальное сопровождение на уроке…………………………………….46 - Правильная постановка задач на уроке……………………………………..46 - Оптимальная загруженность учащихся на уроке…………………………..47 - Соблюдение дидактических принципов…………………………………….49 РАЗДЕЛ 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ………………….55
2.1. Характеристика педагогического общения учителя физической культуры…………………………………………………………55 - Понятие педагогического общения………………………………………….55 - Средства общения учителя физической культуры…………………………57 - Экспрессивные умения учителя физической культуры……………………60 - Культура речи учителя физической культуры………………………….......60 - Факторы, обусловливающие эффективность педагогического общения………………………………………………………………………..64 - Педагогический такт………………………………………………………….69 - Особенности общения учителей физической культуры …………………...70 - Формирование умения общения……………………………………………..72
2.2. Конфликтные ситуации и конфликты в деятельности учителя физической культуры………………………………………….......74 - Причины и условия возникновения конфликта учителя физической культуры с учащимися…………………………………………74 - Типы конфликтных личностей………………………………………………76 - Типы поведения и отношения учителя в конфликте……………………….77 - Фазы развития и исходы конфликтных ситуаций………………………….78 - Правила поведения учителя в конфликтной ситуации…………………….82 - Управление учителем конфликтом между учащимися…………………….83
РАЗДЕЛ 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ…………….84 3.1. Педагогическая направленность личности учителя физической культуры, тренера…………………………………………………..….…….84 - Понятие педагогической направленности личности учителя физической культуры………………………………………………………84
3.2. Знания учителя физической культуры………………………………………..85 - Общие знания учителя физической культуры…………………………........85 - Специальные знания учителя физической культуры……………………….86 3.3. Умения учителя физической культуры……………………………………..87 - Конструктивные умения учителя физической культуры…………………87 - Организаторские умения учителя физической культуры…………….......87 - Коммуникативные умения учителя физической культуры..…………….88 - Дидактические умения учителя физической культуры…………………..88 - Ораторские умения учителя физической культуры………………………89 - Гностические умения учителя физической культуры………………........89 - Двигательные умения учителя физической культуры……………….......90
3.4. Профессионально важные качества учителя физической культуры…….90 - Качества, характеризующие мировоззрение………………………….......90 - Нравственные качества……………………………………………………..91 - Коммуникативные качества………………………………………………..93 - Волевые качества……………………………………………………………93 - Интеллектуальные качества………………………………………………..94 - Психомоторные качества…………………………………………..……….95
3.5. Авторитет учителя физической культуры…………………………………..96 - Компоненты авторитета учителя физической культуры…...…………….97 - Ложный авторитет учителя……………………………..………………….97
3.6. Стили деятельности и руководства учителей физической культуры и тренеров спортивных команд…………..……………………98 - Общее представление о стиле деятельности……………………………..98 - Характеристика различных стилей деятельности учителей физической культуры……………………………………………………..100 - Стили руководства учителей физической культуры……………………104 - Особенности руководства у учителей физической культуры разного пола………………………………………………………………..106 - Специфика руководства детским и юношеским спортивным коллективом………………………………………………………………..107 - Специфика руководства женским спортивным коллективом…………..109 - Особенности руководства спортсменами на соревнованиях…………...110 - Социально-психологические особенности принятия тренером новой команды……………………………………………………………..111
РАЗДЕЛ 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………….113 4.1. Содержание психологического обеспечения спортивной деятельности…………………………………………………………………113
4.2. Психологическая подготовка юных спортсменов………………………..114 - Понятие о психологической подготовке…………………………………114 - Психологическая подготовка тренера……………………………………116 - Психологическая подготовка юных спортсменов к продолжительному тренировочному процессу………………………….117 - Общая психологическая подготовка юных спортсменов к соревнованиям……………………………………………………………124 - Специальная психологическая подготовка спортсменов к конкретному соревнованию……………………………………………….129 - Ситуативное управление состоянием и поведением юного спортсмена в условиях соревнования…………………………………….131
4.3. Психорегуляции и психогигиена в спорте………………………………..132 - Пихорегуляция в подготовке спортсмена…………………………..…….132 - Методы психоорегуляции…………………………………………...……..133 - Психогигиена в спорте…………………………………………….……….134 - Восстановление психической работоспособности………………….........134 - Регуляция психических состояний………………………………………...135 - Методы психорегуляции при избыточном нервно-психическом напряжении…………………………………………………………….……137 - Методы психорегуляции в состоянии фрустрации………………….……137 - Психогигиена и психофармакология………………………………………138 - Психологическое значение климата в коллективе………………………..139 РАЗДЕЛ 5. Ориентация и отбор в различные виды спортивной деятельности…………………………….141
- Методологические подходы к проблеме ориентации и отбора в спорте….141 -Психологические критерии ориентации и отбора………………………….142 - Свойства нервной системы как задатки способностей к спортивной деятельности…………………………………………………………………144 - Связь способностей со склонностями……………………………………….145 - Виды несоответствия между склонностями и способностями…………….147 - Свойства темперамента и их учет при ориентации и отборе………………148 - Моральная сторона отбора…………………………………………………...150 Библиография……………………………………………………………….152
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |