Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебное пособие. кафедра психологии образования ТГПУ им




ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

ФИЗИЧЕСКОГО

ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС ПО ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

Тула, 2006

 

Рецензенты:

кафедра психологии образования ТГПУ им. Л.Н. Толстого;

кандидат педагогических наук Миронов Д.Л.

 

 

Составитель: Шувалов Ю.Н.

 

Лекционный курс по психологии физического воспитания и спорта: учебное пособие – Тула: издательство Тульского государственного педагогического университета 2006. – 153с.

 

 

Пособие предназначено для студентов факультета физической культуры, которые проходят дисциплину «Психология физического воспитания и спорта» на 4 курсе и педагогов по физической культуре. В пособии содержится теоретический материал определенный государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, который поможет студентам при самостоятельной работе над изучением данной дисциплины и повышением своего профессионального мастерства.

 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………...…………………………………………………..…………...7

- Роль психологии в формировании спортивного педагога…………….………7

- Понятие о предмете психологии физического воспитания…………………..7

- Взаимосвязь психологии физического воспитания с

другими науками……..…………………………………………………………8

РАЗДЕЛ 1. ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ПСИХОМОТОРИКА

УЧАЩИХСЯ…………………………………………………………11

 

1.1. Роль двигательной активности и психомоторики в жизни человека………11

- Психомоторная сфера человека……………………………………………..11

- Потребность человека в двигательной активности………………………..12

- Роль психомоторики в процессах восприятия и познания………………..13

- Двигательная активность как средство повышения психической и интеллектуальной активности………………………………………………14

- Развитие психомоторных и познавательных психических процессов в физическом воспитании…………………………………………………......15

- Психомоторика как средство регуляции состояний………………….……17

 

1.2. Мотивационные основы физкультурно-спортивной деятельности……….18

- Удовлетворение потребностей человека в процессе

физического воспитания и занятий спортом………………………….……18

- Цели спортивной деятельности и уровень притязаний спортсменов.……20

- Мотивы занятий спортом…………………………………………….………21

 

1.3. Эмоциональная сфера в физическом воспитании и спорте.……….………..27

- Понятие об эмоциях и их характеристика………………………….………27

- Роль эмоций в регуляции поведения и деятельности спортсмена.……….29

- Чувства и классификация чувств……………………………………………30

- Основные эмоциональные состояния и чувства спортсменов…………….32

 

1.4. Активизация деятельности учащихся на уроке физической культуры…….35

- Виды активности учащихся на уроке ФК…………………………………...35

- Факторы, обусловливающие активность учащихся на уроке

физической культуры..……………………………………………………….36

- Интерес к физической культуре как фактор повышения

активности учащихся…………………………………………………….......36

- Удовлетворенность уроками ФК и факторы ее определяющие…………..38

- Роль биологического фактора в проявлении учащимися

двигательной активности…………………………………………………….41

 

 

1.5. Способы повышения активности на уроках физической культуры………..43

- Создание положительного эмоционального фона на уроке………………43

- Использование игрового и соревновательного методов…………………..44

- Разнообразие средств и методов, используемых учителем на уроке…….45

- Музыкальное сопровождение на уроке…………………………………….46

- Правильная постановка задач на уроке……………………………………..46

- Оптимальная загруженность учащихся на уроке…………………………..47

- Соблюдение дидактических принципов…………………………………….49

РАЗДЕЛ 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ КАК СРЕДСТВО

ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ………………….55

 

2.1. Характеристика педагогического общения учителя

физической культуры…………………………………………………………55

- Понятие педагогического общения………………………………………….55

- Средства общения учителя физической культуры…………………………57

- Экспрессивные умения учителя физической культуры……………………60

- Культура речи учителя физической культуры………………………….......60

- Факторы, обусловливающие эффективность педагогического

общения………………………………………………………………………..64

- Педагогический такт………………………………………………………….69

- Особенности общения учителей физической культуры …………………...70

- Формирование умения общения……………………………………………..72

 

2.2. Конфликтные ситуации и конфликты в деятельности

учителя физической культуры………………………………………….......74

- Причины и условия возникновения конфликта учителя

физической культуры с учащимися…………………………………………74

- Типы конфликтных личностей………………………………………………76

- Типы поведения и отношения учителя в конфликте……………………….77

- Фазы развития и исходы конфликтных ситуаций………………………….78

- Правила поведения учителя в конфликтной ситуации…………………….82

- Управление учителем конфликтом между учащимися…………………….83

 

РАЗДЕЛ 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ…………….84

3.1. Педагогическая направленность личности учителя физической

культуры, тренера…………………………………………………..….…….84

- Понятие педагогической направленности личности учителя

физической культуры………………………………………………………84

 

3.2. Знания учителя физической культуры………………………………………..85

- Общие знания учителя физической культуры…………………………........85

- Специальные знания учителя физической культуры……………………….86

3.3. Умения учителя физической культуры……………………………………..87

- Конструктивные умения учителя физической культуры…………………87

- Организаторские умения учителя физической культуры…………….......87

- Коммуникативные умения учителя физической культуры..…………….88

- Дидактические умения учителя физической культуры…………………..88

- Ораторские умения учителя физической культуры………………………89

- Гностические умения учителя физической культуры………………........89

- Двигательные умения учителя физической культуры……………….......90

 

3.4. Профессионально важные качества учителя физической культуры…….90

- Качества, характеризующие мировоззрение………………………….......90

- Нравственные качества……………………………………………………..91

- Коммуникативные качества………………………………………………..93

- Волевые качества……………………………………………………………93

- Интеллектуальные качества………………………………………………..94

- Психомоторные качества…………………………………………..……….95

 

3.5. Авторитет учителя физической культуры…………………………………..96

- Компоненты авторитета учителя физической культуры…...…………….97

- Ложный авторитет учителя……………………………..………………….97

 

3.6. Стили деятельности и руководства учителей физической

культуры и тренеров спортивных команд…………..……………………98

- Общее представление о стиле деятельности……………………………..98

- Характеристика различных стилей деятельности учителей

физической культуры……………………………………………………..100

- Стили руководства учителей физической культуры……………………104

- Особенности руководства у учителей физической культуры

разного пола………………………………………………………………..106

- Специфика руководства детским и юношеским спортивным коллективом………………………………………………………………..107

- Специфика руководства женским спортивным коллективом…………..109

- Особенности руководства спортсменами на соревнованиях…………...110

- Социально-психологические особенности принятия тренером

новой команды……………………………………………………………..111

 

РАЗДЕЛ 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПОРТИВНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………….113

4.1. Содержание психологического обеспечения спортивной

деятельности…………………………………………………………………113

 

4.2. Психологическая подготовка юных спортсменов………………………..114

- Понятие о психологической подготовке…………………………………114

- Психологическая подготовка тренера……………………………………116

- Психологическая подготовка юных спортсменов к

продолжительному тренировочному процессу………………………….117

- Общая психологическая подготовка юных спортсменов

к соревнованиям……………………………………………………………124

- Специальная психологическая подготовка спортсменов к

конкретному соревнованию……………………………………………….129

- Ситуативное управление состоянием и поведением юного

спортсмена в условиях соревнования…………………………………….131

 

4.3. Психорегуляции и психогигиена в спорте………………………………..132

- Пихорегуляция в подготовке спортсмена…………………………..…….132

- Методы психоорегуляции…………………………………………...……..133

- Психогигиена в спорте…………………………………………….……….134

- Восстановление психической работоспособности………………….........134

- Регуляция психических состояний………………………………………...135

- Методы психорегуляции при избыточном нервно-психическом напряжении…………………………………………………………….……137

- Методы психорегуляции в состоянии фрустрации………………….……137

- Психогигиена и психофармакология………………………………………138

- Психологическое значение климата в коллективе………………………..139

РАЗДЕЛ 5. Ориентация и отбор в различные виды

спортивной деятельности…………………………….141

 

- Методологические подходы к проблеме ориентации и отбора в спорте….141

-Психологические критерии ориентации и отбора………………………….142

- Свойства нервной системы как задатки способностей к спортивной

деятельности…………………………………………………………………144

- Связь способностей со склонностями……………………………………….145

- Виды несоответствия между склонностями и способностями…………….147

- Свойства темперамента и их учет при ориентации и отборе………………148

- Моральная сторона отбора…………………………………………………...150

Библиография……………………………………………………………….152




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.