Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Знания учителя физической культуры




Знания являются одним из факторов, определяющих возможности учителя в его педагогической деятельности. А.С. Макаренко говорил, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своего дела. Особенно это касается старшеклассников, которые оценивают учителя не только и не столько по его коммуникативным качествам, сколько по профессиональным качествам.

Эрудиция учителя физической культуры складывается из общих и специальных знаний.

 

 

Общие знания учителя физической культуры

Общие знания характеризуют мировоззрение и общую культуру учителя (общественно-политические, а также знания по литературе, искусству, истории и т.д.)

Все знания одинаково важны, и пренебрежение основами анатомии, физиологии, психологии, педагогики может привести к серьезным педагогическим ошибкам. Опрос опытных учителей физической культуры показал, что наиболее значимыми для их профессиональной деятельности наряду с теорией и методикой физического воспитания являются психология и физиология. Слабая же эрудированность в обществоведческих, искусствоведческих и других вопросах может привести к потере учителем авторитета в глазах учащихся. Этим, кстати, часто пользуются ученики, которые не любят физкультуру или конфликтуют с учителем физкультуры.

Знания должны приобретаться не только из книг и журналов, из лекций и бесед с другими учителями. Чрезвычайно важны знания, приобретаемые учителем физической культуры в процессе изучения своих учеников: их характера, способностей, склонностей, уровня физического развития.

К.Д. Ушинский говорил, что, для того чтобы формировать человека во всех отношения, надо знать его во всех отношениях. Важны и знания, которые учитель физической культуры приобретает в процессе своей физкультурно-педагогической деятельности, при анализе своей работы, при обобщении получаемых сведений. Это придает всей деятельности учителя творческий характер.

Следует подчеркнуть такую особенность знаний учителя физической культуры, как их оперативность. Это связано с тем, что благодаря телевидению многие крупные международные соревнования становятся достоянием миллионов телезрителей в том числе и школьников, увлекающихся спортом. Естественно, все новое, что школьники видят на экранах телевизоров во время трансляций международных соревнований, в том числе и экзотические для нашей страны виды спорта, или новую технику выполнения спортивных упражнений, новое спортивное снаряжение и т.д., - все это сразу привлекает их внимание. Учитель, не следящий за событиями в мире спорта, может оказаться безоружным перед вопросами учащихся.

Оперативность касается и знаний о крупных спортивных событиях, происходящих в нашей стране и за рубежом. В связи с этим учитель физической культуры должен постоянно просматривать периодические спортивные издания, регулярно читать спортивные газеты.

 

 

Специальные знания учителя физической культуры

Специальные знания - это знания необходимые для осуществления учителем физической культуры своей физкультурно-педагогической деятельности. Их можно разделить на психолого-педагогические, медико-биологические и физкультурные.

Специальные знания по практическим дисциплинам не всегда совпадает со знаниями, полученными студентами в процессе занятий спортом. Вот что рассказывает по этому поводу одна из известных в прошлом российских гимнасток, учившаяся на факультете физической культуры педагогического института: «В институте со мной случился забавный случай. Приехала я на консультацию, где обсуждались теоретические вопросы гимнастики. Мне задают вопрос. Я начинаю отвечать, свободно оперируя спортивной терминологией, с каким-то подспудным желанием затмить преподавателей. И вдруг мне сообщают, что отвечаю на твердые два балла. Это по гимнастике, которой я посвятила всю жизнь!... Потом мне напомнили, что у нас на факультете готовят не тренеров групп высшего спортивного мастерства, а учителей средней школы, поэтому мои познания в современной гимнастике никому не нужны, с помощью наших терминов я ничего детям не объясню, и к экзамену мне надо серьезно готовиться».

Специальные знания, которыми обладает учитель физической культуры, можно разделить на теоретические, практические, методические.

Теоретические знания касаются истории физической культуры, закономерностей работы организма человека, биомеханических закономерностей работы двигательных действий, принципов воспитания и обучения и т.д. Это знания, которые нужны для объяснения и связаны с вопросом "почему?"

Практические знания учителя физической культуры касаются прежде всего знаний, как нужно сделать то или иное упражнение. У студентов факультета физической культуры это основные знания, которые приобретаются ими на практических занятиях и во время занятий по спортивной специализации.

Методические знания также дают возможность ответить на вопрос, как нужно сделать, но касаются они уже не собственного исполнения упражнения, а исполнения его учащимися. Это знания того, как научить другого.

Часто у студентов факультета физической культуры наблюдается отождествление практических и методических знаний, они полагают, что раз они знают, как нужно делать упражнение, и умеют его делать, то они сумеют и объяснить учащимся, как это упражнение нужно делать. В действительности обучение других - это специальный раздел педагогики физического воспитания, методика физического воспитания, которой нужно овладевать тщательно и терпеливо, поскольку опыт собственной спортивной деятельности не у всех и не сразу трансформируется в опыт обучения других.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.