Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс воспитания в структуре общей психологической подготовки спортсмена




В целенаправленной психологической подготовке тренер и психолог могут использовать широкий комплекс психолого-педагогических и психорегулирующих мероприятий.

Общим принципом методики психологической подготовки спортсмена является воздействие, как на сознание, так и на подсознание спортсмена с применением возможно большого числа приемов смешанного влияния на промежуточные компоненты управления действиями и переживаниями спортсменов. Методы и психологические мероприятия представлены в связи с уровнями воздействия на организм и поведение человека.

1. Беседы и лекции, направленные на психологическое образование спортсменов: объяснение особенностей психических состояний в спорте, обучение специфическим ритуалам, приемам, поведенческим актам. Главным методом воздействия на сознание спортсмена является убеждение.

2. Беседы с другими людьми в присутствии спортсмена. Содержание беседы косвенно направлено на него. Главная задача – снятие противодействия внушением, убеждением, борьба с негативизмом. Метод воздействия - косвенное внушение.

3. Гетеротренинг или сеанс воздействия на спортсмена извне. В состоянии расслабления, суженного сознания спортсмены изучают, повторяют специально разработанные формулировки внушений.

4. Аутотренинг. Этот метод представляет собой самостоятельное, без посторонней помощи использование изученных или заранее подготовленных внушений в состоянии глубокого расслабления с целью создания необходимого психического состояния. Цель - перевод внушений в самовнушения, совершенствование механизмов саморегуляции.

5. Внушенный отдых. Спортсмену внушается глубокий покой, отдых в состоянии полного расслабления при ощущении приятной тяжести расслабленного тела и тепла в мышцах. В состоянии полудремоты он воспринимает словесные формулировки, ничего не повторяя и не противодействуя, не напрягаясь, но и не отвлекаясь. Метод воздействия - внушение, влияние, как на сознание, так и на подсознательный уровень управления функциями организма и поведением спортсмена.

6. Гипноз. Задачей является воздействие на подсознание. Метод воздействия - императивное внушение, с формированием установки на реализацию его содержания и поведения, в действиях, переживаниях, волевых усилиях.

7. Размышления, рассуждения. Это основные способы перевода внушений и самовнушений в самоубеждения.

Комплексное использование рассмотренных методов совершенствует систему саморегуляции спортсмена. В последующем, в период соревнований, это облегчает работу саморегуляторных механизмов сознания, так как снижается негативное влияние подсознания.

Тесная взаимосвязь воспитания и самовоспитания, переход одного в другое, особенно показательно демонстрируется самовнушением и самоубеждением. Но естественный переход воспитания в самовоспитание должен быть дополнен и специальным обучением.

Процесс самовоспитания в структуре общей психологической подготовки спортсмена.

Воспитание будет малоэффективным, если спортсмен не занимается самовоспитанием. Побуждение к самовоспитанию обычно осуществляется через обучение приемам саморегуляции. Овладение ими и их использование - процесс многоуровневый и сложный. Некоторые из приемов очень просты, их нужно просто запомнить и применять в нужный момент. Но есть приемы настолько сложные, что процесс их совершенствования может продолжаться практически бесконечно.

В зависимости от того, на что направлено сознание, выделяют 4 группы способов саморегуляции, базирующихся на отражении спортсменом:

1) окружающего материального мира;

2) физического "Я";

3) духовного "Я";

4) социального "Я".

Первая группа включает самые простые и доступные способы – отключение и переключение. Регулирующую функцию здесь выполняют образы отражаемого и те отношения к ним, которые сложились у спортсмена. Доминантный очаг, возникающий в коре головного мозга под влиянием соревновательной ситуации, уменьшается в результате создания нового очага возбуждения при сосредоточении на каких-то объектах внешнего мира. Снижение предсоревновательной напряженности при использовании способов этой группы будет тем эффективнее, чем привлекательнее для спортсмена объект наблюдений, чем больший интерес он вызывает.

Суть отключения и переключения состоит в достаточно длительном удержании направленности сознания в русле, далеком от травмирующей ситуации. В состоянии эмоционального возбуждения вне конкретной деятельности это сделать нелегко. Чтобы уменьшить отрицательное влияние возбуждающих мыслей о соревновании, рекомендуется иметь при себе на соревнования подборку карикатур, сборники юморесок, переключиться на любимое занятие (прослушивание музыки, просматривание марок и др.) Очень хорошо помогает переключению увлекательная книга. Читая за день-два до ответственного старта книгу, нужно остановиться на каком-либо наиболее интересном месте, с тем, чтобы продолжить чтение в состоянии психического напряжения.

Вторая группа способов саморегуляции базируется на отражении спортсменом своего физического "Я". Она в наибольшей мере насыщена специальными приемами.

Первый способ второй группы - контроль и регуляция тонуса мимических мышц. В ситуации, вызывающей эмоциональную напряженность, изменение мимической картины проявляется достаточно отчетливо. Этот способ эффективен и то же время прост, но требует специальной тренировки в последовательном расслаблении мимических мышц.

Второй способ данной группы, тесно связанный с первым, - контроль и регуляция тонуса скелетной мускулатуры. Овладение им имеет особое значение для спортсменов. Между психическими состояниями и напряжением мышц существует тесная связь. Предстартовая напряженность, вызывая избыточное напряжение мышечной системы, усугубляет неблагоприятное предстартовое состояние, снижает координационные возможности спортсмена.

Третьим способом второй группы является контроль и регуляция темпа движений и речи. Эмоциональная напряженность наряду с мышечной скованностью выражается и в повышении привычного темпа движений и речи. При этом спортсмен начинает суетиться, беспричинно торопиться. Это особенно характерно для неуравновешенных, неорганизованных спортсменов.

Четвертый способ второй группы - специальные дыхательные упражнения. Спокойное, ровное и глубокое дыхание способствует снижению предсоревновательной напряженности. Усвоенное и хорошо закрепленное ритмичное дыхание оказывается очень эффективным способом саморегуляции эмоциональной напряженности.

Пятый способ данной группы называется разрядкой. Своеобразие его состоит в отсутствии установки на снижение уровня эмоционального возбуждения. При разрядке дается "выход" эмоциональному напряжению. Как способ саморегуляции разрядка реализуется в специфических вариантах разминки. Разрядка тесно связана с регуляцией темпа движений. Само по себе снижение темпа может служить дополнительным раздражителем. Поэтому перед снижением темпа следует провести разрядку, выражающуюся в выполнении упражнении в высоком темпе.

Третья группа способов саморегуляции основана на отражении своего духовного "Я", т.е. направленности сознания на самого себя. Это в первую очередь отвлечения путем сюжетных представлений и воображений. Умение воссоздать и удержать в своем сознании картины прошлого (связанные с ощущением спокойствия, уверенности, доброжелательности) очень важно для саморегуляции эмоциональных состояний.

Эффективными методами являются методы самовнушения и самоубеждения. В процессе самовнушения спортсмен может давать себе наставления, приказывать себе, обращаться к себе с просьбой. Самовнушение осуществляется путем многократного повторения слов или определенных словесных формулировок. Самоубеждение - это своеобразная рациональная психотерапия. Она осуществляется в разговорах с самим собой или с кем-либо другим. Это самый трудный, но наиболее действенный способ саморегуляции, предупреждающий возможные нарушения в психическом состоянии.

В четвертой группе способов саморегуляции лежит отражение спортсменом своего социального "Я". Здесь чаще всего используют регулирование цели. Это умение поставить цель в точном соответствии со своими возможностями, временно отодвинуть ее в состоянии высокой эмоциональной напряженности, затем вновь актуализировать первоначальный замысел. Владение этим способом, как правило, характеризует спортсменов с многолетним спортивным стажем и богатым опытом вступления в соревнованиях.

Индивидуальная манера поведения спортсмена перед стартом составляет ритуал предсоревновательного поведения. В основе этого ритуала лежат динамические стереотипы. Уже само по себе выполнение этого ритуала является успокаивающим фактором.

Ценность описанных способов саморегуляции возрастает при их комплексном применении.

 

 

Специальная психологическая подготовка спортсменов к конкретному соревнованию  

Основной задачей специальной психологической подготовки к конкретному соревнованию является создание состояния психической готовности спортсмена к выступлению в нем.

Состояние психической готовности к соревнованию, как и любое другое состояние, - целостное проявление личности. Оно представляет собой динамическую систему, включающую следующие элементы.

Трезвая уверенность в своих силах. Она основана на определении соотношения своих возможностей и сил противников с учетом условий предстоящего соревнования.

Стремление упорно и до конца бороться за достижение соревновательной цели, за победу. Это стремление выражается в целеустремленности спортсмена, направленной на бескомпромиссное ведение от начала до конца соревновательной борьбы, за достижение намеченного или даже еще лучшего результата.

Оптимальный уровень эмоционального возбуждения. Эмоциональное возбуждение должно соответствовать условиям и требованиям соревновательной деятельности, индивидуально-психологическим особенностям спортсмена, а так же масштабу и рангу соревнований.

Высокая помехоустойчивость по отношению к неблагоприятным внешним и внутренним влияниям. Она проявляется в полной "нечувствительности" к множеству разнообразных помех или в активном противодействии их разрушительному действию.

Способность произвольно управлять своими действиями, чувствами, поведением. Эта способность выступает как признак состояния психической готовности к соревнованию. При любой вариативности соревновательной обстановки спортсмен должен точно предвидеть ход событий, принимать целесообразные решения, регулировать в соответствии с этим свои действия, согласовывать их с действиями партнеров, управлять своими эмоциями, реализовывать свое поведение соответственно морально-этическим нормам, существующим в спортивном мире.

Формирование состояния психической готовности к соревнованию представляет собой процесс направленной организации сознания и действий спортсмена, в зависимости от предполагаемых условий данного соревнования.

Направленная организация сознания спортсмена заключается в том, чтобы создать такое отражение предполагаемых условий предстоящего соревнования, которое вызывало бы положительное боевое отношение к выступлению в нем.

Процесс специальной психологической подготовки к конкретному соревнованию представляет собой определенную систему взаимосвязанных звеньев.

1. Сбор информации о предполагаемых условиях будущего соревнования. Сбор достаточной и достоверной информации – исходное звено специальной психологической подготовки, формирования состояния готовности к соревновательной борьбе. Сбор информации имеет значение не столько для планирования действий, сколько для снятия ощущения новизны обстановки.

2. Правильное определение и формулировка соревновательной цели. В психологическом смысле цель представляет собой заранее осознанный и планируемый результат деятельности. В цели находит выражение объективно существующие возможности его достижения. Цель выступает всегда и везде как главный регулятор деятельности человека. Особое значение осознания цели имеет процесс подготовки к соревнованиям и в моменты максимальной мобилизации сил при выполнении спортивного действия. С приближением соревнований осознанность цели искусственно маскируется, спортсмен временно как бы забывает о ней. Цель вновь актуализируется лишь за несколько минут до старта. Тогда формулировка ее приобретает четкость и категоричность.

3. Формирование и актуализация мотивов участия в соревнованиях. Мотивами участия в соревнованиях являются побуждения, вытекающие из понимания спортсменом общественной значимости достижения намеченной цели. Мотивами могут быть и побуждения, имеющие только личное значение, лучше всего когда личные побуждения соответствуют общественно значимым. Особе значение для формирования и актуализации мотивов приобретают специальные мероприятия, проводимые перед соревнованиями (просмотры патриотических фильмов, встречи с представителями государственных структур и т.п.).

4. Вероятностное программирование соревновательной деятельности. Программирование деятельности осуществляется в ходе разработки тактического плана действий спортсмена или команды в предстоящих соревнованиях. Вероятностно программирование представляет собой процесс мысленного проигрывания будущей деятельности в предполагаемых условиях.

5. Саморегуляция неблагоприятных внутренних состояний. В ходе общей психологической подготовки к соревнованиям спортсмен овладевает способами саморегуляции неблагоприятных предстартовых состояний.

6. Сохранение и восстановление нервно-психической свежести. Это звено системы специальной психологической подготовки теснейшим образом связано с предыдущим. Правильное построение режима дня в период подготовки к соревнованию, умение отвлекаться от мыслей о результате соревнований, нормирование общения и правильный выбор его объектов - все это должно быть подчинено накоплению нервно-психического потенциала, лежащего в основе резервных возможностей спортсмена.

Реализация совокупности звеньев психологической подготовки спортсмена к конкретному соревнованию представляет собой большую по объему и очень трудную в организационном отношении работу. Она осложняется еще и тем, что примерно за неделю до соревнований резко снижается объем тренировочных нагрузок и появляется много свободного времени. При этом возрастает предсоревновательное психическое напряжение.

 

Ситуативное управление состоянием и поведением юного спортсмена в условиях соревнования  

Весь процесс психологического обеспечения спортивной деятельности можно рассмотреть с позиций управления.

Особо выделяется ситуативное управление. Спортсмен, обладающий сильным спортивным характером и хорошей психологической подготовкой, в большинстве случаев не нуждается в управлении его состоянием и поведением.

Вместе с тем, соревновательная ситуация может сложиться таким образом, что определенное вмешательство будет необходимым и полезным для будущего результата. Особенно часто подобная необходимость возникает в соревнованиях высокого ранга, когда значимость его велика, а спортсмен эмоционально возбужден. Срочное управление может помочь и в случаях отчетливых пробелов в психологической готовности спортсмена.

Вне специальных мероприятий ситуативное управление реализуется психологически и психотерапевтически грамотным общением со спортсменом в день соревнований и главное - непосредственно перед выступлением.

Мероприятия по управлению предсоревновательными состояниями спортсмена называются секундированием. До недавнего времени этот термин использовался почти исключительно в единоборствах. Современная практика завершающей настройки спортсмена перед стартом позволяет широко трактовать понятие «секундирование».

Показанием для проведения сеанса секундирования чаще всего служит чрезмерно высокий уровень эмоционального возбуждения. Сеанс секундирования проводится исключительно на добровольных началах. Чаще всего спортсмен просит провести сеанс непосредственно перед стартом, но бывает, что предупреждает об этом заранее. Как правило, проведение сеанса сочетается с привычными мероприятиями по регуляции предстартового состояния.

Таким образом, ситуативное управление, в том числе и секундирование, включается в ритуал предсоревновательного поведения спортсмена наряду с саморегуляцией психических состояний перед стартом, помогая вскрыть резервные возможности и наиболее ответственный момент спортивной деятельности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.