Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спортивной деятельности




 

 

Методологические подходы к проблеме ориентации и отбора в спорте

Приход человека в спорт начинается либо с выбора им определенного вида, либо отбора его в определенную спортивную секцию. И лишь после этого начинается процесс тренировки, воспитания его в коллективе, приспособление к внешнесредовым факторам.

Чрезвычайно важно, чтобы этот первый шаг оказался удачным, а это значит, что пришедший заниматься спортом должен, прежде всего, получать удовольствие от занятий, удовлетворение от роста своих спортивных результатов.

Следовательно, прежде чем человек выберет какой-то род занятий, нужно узнать, к чему склонна его "природа". Природные (врожденные) особенности человека, определяющие его возможности, касаются как особенностей телосложения, так и психологических, физиологических и биохимических особенностей, входящих в структуру способностей.

Сочетание врожденных морфологических и функциональных особенностей характеризует одаренность человека в том или ином виде деятельности. Следовательно, задача спортивного педагога, психолога заключается в том, чтобы найти тот вид спортивной деятельности, который отвечает одаренности человека.

Однако на этом пути довольно много "подводных камней". Дело в том, что наблюдаемые и измеряемые с помощью различных тестов наличные возможности человека отражают, как правило, сплав врожденных и приобретенных особенностей, причем какая доля в этом сплаве принадлежит врожденным особенностям - неизвестно. Знать же это для уверенного прогноза будущих спортивных достижений необходимо. Положение спасает в определенной степени знание того, какие из особенностей человека трудно поддаются влиянию окружающей среды, а какие легче; какие наследуются, а какие - нет. Эти сведения необходимы при первичном отборе, т.е. при первом знакомстве с желающими заниматься данным видом спорта.

Помогает также и наблюдение за ростом достижений спортсмена в процессе первых полутора-двух лет занятий избранным видом спорта; в соответствии с темпами роста достижений проводится вторичный отбор.

И все же прогноз, который делается при ориентации и отборе, не должен быть категоричным. Всякий прогноз - вероятностный, поэтому отдельные ошибки неизбежны. Однако при научно обоснованном отборе число ошибок может быть сведено к минимуму. Отбор же только на основе интуиции тренера часто приводит к ошибкам.

Выбор вида спорта путем "проб и ошибок", хотя и приводит порой к успеху, в целом малоэффективен и порождает большую текучесть в спортивных секциях. Это затрудняет сплочение коллектива, налаживание в нем воспитательного процесса, что приводит и к снижению тренировочного эффекта.

Ориентация и отбор должны осуществляться комплексно, с учетом многих факторов. Игнорирование этого положения тоже может привести к ошибочным суждениям.

В настоящее время имеется явно выраженный уклон спортивных практиков осуществлять отбор только по морфологическим признакам и педагогическим критериям (чаще всего по уровню развития физических качеств). Психологические и физиологические критерии, как правило, не учитываются, возможно, по той причине, что они еще не разработаны в должной мере и не представлены в систематизированном виде.

Важность изучения психологических критериев ориентации и отбора определяется тем, что все сведения, полученные при психологическом изучении человека, пригодятся тренеру в дальнейшем, особенно при индивидуализации тренировочного процесса и при подготовке спортсменов к соревнованию.

 

 

Психологические критерии ориентации и отбора    

Ведущими психологическими критериями ориентации и отбора являются способности и мотивы. Правда, способности не являются только психологической категорией, так как в их структуру входят и физиологические компоненты. Правильнее было бы говорить о способностях как о психофизиологическом феномене.

Способности, как научное понятие введено древнегреческим философом Платоном еще в четвертом веке до нашей эры, но несмотря на это, до сих пор единой точки зрения на то6 что такое способности и как их выявить, у ученых нет. Имеющиеся многочисленные определения, сводятся к общей формуле: способности - это нечто, определяющее успешность деятельности. Такая формула позволяет понимать под ними что угодно: направленность личности, знания, свойства темперамента, свойства нервной системы и т.д. Вследствие этого понятие способности утрачивает специфичность.

Для адекватного понимания способностей психологи ограничили это "поле":

- под способностями понимают индивидуальные особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны;

- под способностями разумеются не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые влияют на успешность деятельности; поэтому свойства характера не относят к способностям;

- знания, умения и навыки, т.е. опыт человека, приобретаемый в процессе жизни, не входят в структуру способностей;

- ядро способностей составляют задатки, т.е. врожденные особенности человека.

Однако даже при таких ограничениях нет полной ясности, что же такое способности. Дело в том, что задатки не сводятся к способностям, Так, например, нельзя сказать что память - это инертность нервных процессов, хотя эта типологическая особенность обусловливает память, т.е. способность мозга запечатлевать информацию.

Следовательно, способности более широкое понятие, чем задатки. Задатки, т.е. врожденные функциональные особенности, лишь помогают разделять людей по уровню проявления психических процессов, двигательных функций. Поскольку психические процессы и функции физиологических систем тоже являются врожденными, то под способностями следует понимать сочетание врожденных функциональных факторов - психических и психофизиологических функций с индивидуально-типологическими особенностями свойств нервной системы.

Таким образом, способность - это функция, обвитая различными для каждого индивида задатками, которые придают своеобразную окраску проявлениям данной функции.

Если убрать стержень - функцию, то останутся только задатки, которым не через что будет проявлять себя, т.е. способность исчезнет. То же произойдет, если представить, что у каждого индивида задатки станут одинаковыми, т.е. все люди будут одинаково способны, в этом случае понятие теряет свой смысл.

Такое понимание способностей устраняет многие противоречия в толковании этого понятия, например, что способности без деятельности не могут проявляться и формироваться. Функция проявляется не только в деятельности, но и в жизнедеятельности как более широком понятии. Поскольку функция и задатки, определяющие особенности ее проявления, врожденные, то человек от рождения по мере созревания функциональных структур становится носителем способностей и их можно определять не только в процессе деятельности, но и в любой ситуации, в которой актуализируется функция.

Наконец, поскольку врожденные функции и общие свойства нервной системы имеются и у высших животных, можно ставить вопрос о том, что способности имеются и у животных: известна зоркость орла, обоняние собаки, прыгучесть и быстрота леопарда.

Сказанное нисколько не умаляет роли деятельности в проявлении и развитии способностей. Пока нет жизнедеятельности и деятельности, способности находятся в потенции, они не проявляются и не развиваются. Но для того чтобы способности проявились у человека, нужно генетически обусловленное развитие функций и задатков. С другой стороны прогнозирование способностей не обязательно требует выполнения человеком учебной, трудовой или спортивной деятельности. Поскольку различия в функционировании у разных людей определяются задатками, достаточно использовать методы их выявления, в том числе и лабораторные тесты.

Конечно, следует иметь в виду, что при определенных условиях, например при целенаправленной многолетней тренировке, задатки изменяются. Однако эти сдвиги незначительны и не могут компенсировать врожденные различия между разными индивидами.

Под задатками следует понимать любые врожденные функциональные особенности человека (биохимические, вегетативные, двигательные, сенсорные, интеллектуальные), проявляющиеся на различных по сложности уровнях функционирования и обусловливающие различия в возможностях людей.

 

 

Свойства нервной системы как задатки способностей к спортивной деятельности

Наиболее изученными из всех задатков являются типологические особенности проявления свойств нервной системы. Эти особенности генетически обусловлены. Они очень мало и с большим трудом изменяются под влиянием условий жизни и деятельности. Для этого надо несколько лет тренировки в каком-либо направлении. Правда, типологические особенности весьма изменчивы в периоды гормональной перестройки организма детей и подростков.

Для выявления и измерения степени выраженности типологических особенностей разработано много аппаратурных методик. Однако использование типологических особенностей для прогнозирования возможностей человека, и частности - выраженности той или иной способности, требует учета ряда положений.

1. Нет "плохих" и "хороших" типологических особенностей. Каждая из них может выступать как с положительной, так и с отрицательной стороны, в зависимости от того, какую деятельность и в каких условиях выполняет человек.

Так, например, сильная нервная система способствует психической устойчивости человека в напряженной ситуации, но не обеспечивает устойчивости к монотонной малоинтенсивной работе. Инертность нервных процессов является одним из факторов, влияющих на прочность запоминания информации, но препятствует быстрой переключаемости человека с одной ситуации на другую. Поэтому типологические особенности определяют не столько степень приспособления человека к внешней среде, сколько различные формы этого приспособления.

Это значит, что высоких социальных достижений могут достичь люди с любыми типологическими особенностями. Однако это не значит, что в любом виде деятельности и в любых условиях человек добьется идеального приспособления к внешней среде и покажет высокие достижения, независимо от того, какие типологические особенности у него имеются.

С определенными типологическими особенностями можно добиться высоких результатов только в определенных видах деятельности, соответствующих имеющимся у человека способностям. "Хороших" типологических особенностей на все случаи жизни нет. Поэтому успехов в спринте чаще добиваются спортсмены с типологическим комплексом "реактивности" (слабая нервная система по возбуждению, подвижность нервных процессов и преобладание "внешнего" возбуждения); а на длинных дистанциях успеха чаще добиваются спортсмены с устойчивостью к монотонной работе (слабая нервная система по возбуждению, инертность нервных процессов, преобладание "внешнего" торможения и "внутреннего" возбуждения).

2. Способности определяются несколькими типологическими особенностями. Это видно уже из приведенных примеров с комплексами «реактивности» и «устойчивости к монотонной работе». Каждая из типологических особенностей - это своеобразные кирпичики, от сочетания которых получается целый фасад здания, присущее ему определенное лицо.

Отсюда, чем больше у человека имеется типологических особенностей, входящих в тот или иной типологический комплекс, тем в большей степени у него выражена данная способность. Например, человек, имеющий только две типологической особенности из четырех, входящих в комплекс устойчивости к монотонной работе, будет обладать меньшей устойчивостью к монотонии, чем человек, имеющий все четыре типологические особенности.

Таким образом, чем шире спектр изучаемых типологических особенностей (задатков), тем более надежным будет прогноз об имеющихся у человека способностях.

3. Одна и та же типологическая особенность может входить в структуру различных способностей. Например, слабая нервная система входит в типологические комплексы «реактивности» устойчивости к монотонной работе, артистичности; у лиц со слабой нервной системой меньше тремор, больше переключаемость внимания и т.д. Это еще раз показывает, что способности не сводимы к задаткам, в частности - к типологическим особенностям свойств нервной системы.

4. Типологические особенности могут быть лишь дополнительным критерием прогноза достижения успеха в будущем. В определенные виды спорта в большинстве своем подбираются лица с определенными типологическими особенностями - вследствие их влияния на способности к этому виду деятельности и на склонность к нему.

Однако это лишь тенденция, которая вовсе не означает, то людям с "нетипичной" для данной деятельности типологией дорога к успеху заказана. Типологические особенности выступают лишь как фактор, облегчающий или затрудняющий овладение тем или иным видом деятельности, но не определяющим уровень достижений (по крайней мере, в единственном числе). Это значит, что по типологическим особенностям нельзя предсказать, вырастет из данного ребенка чемпион мира или нет. Дело в том, что успех и уровень достижений определяются, прежде всего, социальными факторами: знаниями тренер, спортивной базой, инвентарем и многими другими факторами.

 

 

Связь способностей со склонностями

Связь способностей со склонностями была поставлена еще в 1918 году, когда А.Ф. Лазурский поднял этот вопрос в своей монографии "Наука о характерах".

Склонности, отражают потребность и стремление человека к деятельности определенного типа, определенного характера, поэтому они должны учитываться при ориентации и отборе. Однако при этом возникает вопрос - насколько склонности соответствуют способностям к избираемому виду деятельности?

Изучение этого вопроса показало, что довольно часто у человека имеется склонность к тому виду деятельности, к которому у него имеются и способности. Например, если у человека имеется склонность к работе "взрывного" типа, то у него имеется и хорошо выраженные показатели быстроты; если у него есть тяга к работе в спокойном темпе, то у него имеется устойчивость к монотонии и т.д. Такое совпадение обусловлено тем, что и склонности и способности имеют общий компонент - типологические особенности проявления свойств нервной системы.

Соотношение между способностями и склонностями можно представить в виде схемы.

 

 

Связь нейродинамических особенностей со склонностями, способностями и эффективностью деятельности

 

 

Необходимо обратить внимание на отсутствие непосредственной связи между способностями и склонностями: эти связи опосредованы деятельностью. Однако не противоречит положению Н.С. Лейтеса, что способности и склонности как бы поддерживают и усиливают друг друга.

Как видно из схемы, способности, обеспечивая эффективность выбранной по склонности деятельности, подкрепляют мотив выбора, способствуют перерастанию склонности, как не очень осознанного стремления выполнять определенный тип работы, в стойкий интерес, увлеченность.

Последняя повышает активность спортсмена в избранном виде деятельности, что способствует лучшему развитию способностей и качеств, ускоряет формирование навыков и приобретение знаний. Это снова повышает эффективность деятельности, приводит к большим достижениям. Получается замкнутая функциональная система с прямыми и обратными (положительными) связями.

Изложенное отношение между способностями и склонностями подтверждают точку зрения Е.Ф. Рыбалко и Н.Г. Озолина, что проявление склонностей к той или иной деятельности может служить важнейшим показателем наличия у человека определенных способностей к этой деятельности.

 

Виды несоответствия между склонностями и способностями

 

Приведенная выше схема отражает идеальный случай соотношения между склонностями и способностями. В реальной жизни могут наблюдаться и несоответствия между способностями и склонностями, в основном двух видов:

1) при наличии склонности недостаточно выражены способности к предпочитаемой деятельности;

2) при наличии способностей к какой-либо деятельности недостаточно выражена к ней склонность.

Первый вариант особенно часто проявляется, когда речь идет о двигательных способностях. Дело в том, что они зависят не только от процессов центральной нервной системы и типологических особенностей (задатков), но и от морфологических особенностей строения мышц и двигательных единиц, от выраженности вегетативных и биохимических процессов. В связи с этим типологические особенности могут не обеспечить проявление у данного человека способности в такой яркой форме, как морфологические, вегетативные и биохимические особенности.

Расхождение способностей и склонностей может быть обусловлено и неадекватностью представлений человека о виде деятельности. Например, девочки с подвижностью нервных процессов часто выбирают художественную гимнастику только на основании ее внешних признаков: близостью к хореографии, музыкальностью, пластичностью, эмоциональностью. Эмоциональная сторона художественной гимнастики скрывает от них "внутреннюю" характеристику этого вида спорта - постоянное выполнение одних и тех же элементов, тщательную их шлифовку. А это связано не с подвижностью нервных процессов, а с инертностью, и не случайно у членов сборной страны по этому виду спорта и по спортивной гимнастике отмечается одинаковая инертность нервных процессов.

То же можно сказать и в отношении выбора других видов спорта: бадминтона, плавания. Наличие среди студентов, изъявивших желание заниматься этими видами спорта, больше лиц с преобладанием торможения по внутреннему балансу, т.е. малой двигательной активностью. Это можно объяснить тем, что об этих видах спорта студенты судят как о пляжных развлечениях, не понимая, что серьезные занятия бадминтоном и плаванием требуют от человека колоссальной работоспособности, затрат физических и психических сил.

В.Н. Мясищев отмечает, что несовпадение склонностей и способностей может быть и из-за неправильного воспитания обучающихся, из-за переоценки их возможностей, захваливания, что приводит к возникновению у них тщеславия, самоуверенности, самоуспокоенности, снижению активности на занятиях, в результате чего способности не развиваются в должной мере.

Наконец, причиной расхождения могут быть социальные мотивы выбора того или иного вида деятельности. Так, К.К. Платонов объясняет наблюдавшиеся им случаи расхождения тем, что один считал овладение летным делом своим долгом. другой видел в этом путь для проведения научных исследований и т.п. Могут влиять на выбор вида спорта мода, семейные традиции, желание не отстать от товарища.

В связи с этим важно при ориентации и отборе учитывать мотивы прихода подростка в тот или иной вид спорта, так как один из них способствует закреплению школьника в данной спортивной секции, а другие нет. Ю.Ф.Курамшин выявил, что если школьник приглашен в секцию тренером или пришел по совету других, то отсев из секции значителен.

Большой отсев бывает и при мотиве, характеризующем стремление к славе, а, наименьшим - при мотивах быть похожим на кумира, или данный вид просто нравится. Особенно часто виды спортивных занятий выбираются при мотиве "нравится", причем, конкретно объяснить, почему нравится тот или иной вид спорта, в большинстве случаев люди не могут.

Выбор вида спорта может осуществляться не только в связи с положительным побуждением, но и в связи с отрицательным побуждением ("Я не хочу заниматься этим видом, потому что боюсь прыгать в воду"). Это тоже приводит к расхождению способностей и склонностей: физически школьник подходит для занятий прыжками в воду, а психологически - нет.

Второй вариант расхождений способностей и склонностей (при наличие способностей не выражены склонности), может быть обусловлен легкостью заданий, приводящих к гарантированному успеху и к потере интереса к деятельности, а также строгими мерами и слишком большой регламентацией поведения, что вызывает протест обучающегося и приводит к отрицательному отношению к самой деятельности. В связи с этим важно постоянно заботиться о поддержании у занимающегося спортом целеустремленности.

 

 

Свойства темперамента, и их учет при ориентации и отборе

Свойства темперамента относятся к психическим свойствам, которыми один человек в своем поведении отличается от других. К ним относят (по В.С. Мерлину): тревожность, эмоциональную возбудимость, импульсивность, лабильность и ригидность.

 

Тревожность - это свойство, определяемое степенью беспокойства, озабоченности, эмоциональной напряженности человека в ответственной и особенно угрожающей ситуации.

Эмоциональная возбудимость - это легкость возникновения эмоциональных реакций на внешние и внутренние воздействия.

Импульсивность - это характеристика быстроты реагирования, принятие и исполнение решения.

Лабильность и ригидность - обусловливает легкость и гибкость приспособления человека к изменяющимся внешним воздействиям: ригиден тот, кто трудно приспосабливается к изменившейся ситуации, кто инертен в поведении, косен в привычках и образе мыслей; лабилен тот, кто быстро приспосабливается к новой ситуации.

Свойства темперамента связаны со свойствами нервной системы. Например, тревожность выше у лиц со слабой нервной системой, ригидность больше у лиц с инертностью нервных процессов. Однако свойства темперамента не сводимы только к свойствам нервной системы. Дело в том, что свойства нервной системы отражают физиологические особенности протекания нервных процессов, а свойства темперамента - психологические особенности человека, и по иерархии занимают промежуточное место между свойствами характера (более высоким уровнем) и свойствами нервной системы (более низким уровнем особенностей человека).

Как показано Б.А. Вяткиным, спортивные достижения в ситуации психического напряжения зависят от свойств темперамента, поэтому их целесообразно учитывать при ориентации и отборе в различные виды спорта.

Обследование спортсменов, представителей различных видов спорта, показало, что у парашютистов, прыгунов в воду, прыгунов на лыжах с трамплина очень редко встречается высокая тревожность. Очевидно, это мешает получать удовольствие от занятий такими видами спорта, которые требуют смелости, риска. Поэтому люди с высокой тревожностью либо не идут в такие секции, либо быстро покидают их.

В то же время, по данным Р.Н. Зюковой, для лиц, занимающихся художественной гимнастикой, высокая тревожность может играть положительную роль, так как позволяет более точно воспроизводить и медленный, и быстрый темп. По ее же данным, эмоциональная возбудимость определяет точность восприятия и воспроизведения длительности звуков, малой импульсивность способствует восприятию и воспроизведению музыкальных акцентов.

Очевидно, и личностные особенности (черты характера) оказывают влияние на эффективность деятельности и выбор того или иного вида спорта. Например, было показано (Ф.Б. Березина и Р.В. Рожанец), что игровые виды спорта выбирают лица с высокой активностью, оптимизмом, жизнерадостностью, избытком энергии и сознанием собственных возможностей. Художественную гимнастику, акробатику и конный спорт предпочитают лица с жаждой признания, склонностью к некоторой театральности в поведении, с богатым воображением, с живостью и выразительностью эмоциональных реакций.

 

 

Моральная сторона отбора  

Отбор в отдельные виды спорта - это система мероприятий, направленная на поиск и привлечение к занятиям конкретным видом спорта одаренных людей с целью получения в будущем высокого спортивного результата, так как нет возможности удовлетворить желание каждого заниматься тем или иным видом спорта.

В этом существенное отличие отбора от ориентации, которая направлена на выбор человеком вида спортивной деятельности с учетом его интересов, склонностей и способностей. Ориентация призвана обеспечить удовлетворенность занятиями данным видом спорта не только от достижения конкретного спортивного результата, но и от самого процесса занятий этим видом спорта.

В связи с ограничениями, которая система отбора накладывает на выбор человеком того или иного вида спорта, возникает сложный вопрос. С одной стороны, бесспорно, что любой человек имеет право заниматься тем видом спорта, каким ему хочется. С этой точки зрения система отбора имеет отрицательную сторону: принудительность запрета заниматься тем или иным видом деятельности, не считаясь с собственным желанием человека.

Чтобы разобраться в том, правомочен ли с морально-правовой стороны отбор в различные виды деятельности, необходимо учесть ряд моментов.

Первое. Отбор должен касаться лишь тех звеньев в системе физического воспитания, в которых главным направлением работы является подготовка высококвалифицированных спортсменов (школы-интернаты спортивного профиля, школы высшего спортивного мастерства и т.п.). Это означает, что отбор не должен касаться массового спорта.

Второе. При отборе нужно исходить не столько из желания каждого, сколько из целесообразности занятий данным видом спорта конкретным лицом. Для общества целесообразно (прежде всего, с экономических позиций), чтобы человек занимался тем делом, к которому у него больше способностей. Если перед спортивным движением страны стоит задача подготовки спортсменов экстра-класса, то такая задача будет решаться в наиболее короткое время и с наименьшими экономическими и энергетическими затратами только в том случае, если в школы высшего спортивного мастерства будут отбираться наиболее способные спортсмены.

Кроме того, в ряде видов спорта деятельность спортсменов связана с экстремальными ситуациями, возникающими непредвиденно или неожиданно. В этом случае к спортсмену предъявляются дополнительные требования в плане его психологической устойчивости, которой обладают далеко не все. Набор людей для занятий этими видами спорта без учета их возможностей противостоять стрессу может привести к тому, что спортсмен, даже обладая высокой техникой и физической подготовкой, становится ненадежным в экстремальной ситуации. Например, в альпинизме трусость спортсмена может привести к растерянности, нерешительности и к гибели всей группы.

Третье. Отбор потенциально выполняет и гуманистическую функцию, хотя на первый взгляд об этом не может быть и речи, поскольку человека против его желания не берут в спортивную секцию или отчисляют из нее.

Гуманизм отбора связан с тем, что неспособный человек, стремящийся достичь в избранном виде спорта высоких спортивных достижений, будет испытывать чувство неудовлетворенности из-за медленного роста своих спортивных результатов.

«Я хочу» или «Мне нравится» вовсе не означает, что «Я смогу», как это обычно считают дети, которые еще не умеют соразмерять желания и возможности. При наличии у школьника высокого уровня притязаний (желание быстро выполнить высокий разрядный норматив) и при малых способностях к этому часто наступает разочарование, так как достигаемые результаты оказываются низкими. Уход из спортивной секции подрывает веру в свои силы.

Следовательно, разумно организованный отбор, проводимый на научной основе и с объективным изучением личности, в конечном итоге должен выполнять гуманную функцию - предупреждать человека от ждущего при его неправильном выборе деятельности разочарования.

Но, для того чтобы не заставлять школьника ходить из одной секции в другую в поисках своего спортивного призвания, тренеры любого вида спорта должны заниматься не только отбором, но и ориентацией, т.е. советовать школьнику, где он может себя лучше проявить. А это требует от тренера широких знаний: нужно знать, какие различия и сходства имеются между видами спорта в отношении требований, предъявляемых к качествам человека.

 

Библиография

 

1. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: учебник для институтов и факультетов физической культуры: 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ГРПУ им. А.И.Герцена, 2000. – 486с.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб.: Питер, 200. – 512 с.

3. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. – СПб.: Питер, 2001. – 464с.

4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Притер, 2001. – 752с.

5. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов / Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – 384с.

6. Психология: учеб. для ин-тов физ. культ. / под ред. В.М.Мельникова. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 367с.

7. Психология: учебник для техникумов физ.культуры / под ред. А.Ц.Пуни. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 255с.

8. Психологическая подготовка спортсмена: Сборник работ институтов физической культуры / под ред. П.А.Рудика и А.Ц.Пуни. М.: Физкультура и спорт, 1965. – 176с.

9. Психорегуляция в подготовке спортсменов / В.П.Некрасов, Н.А. Худадов, Л.Пиккенхайн, Р. Фрестер; под ред. В.П.Некрасова. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 176с.

10. Рудик П.А. Психология. Учебник для учащихся техникумов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1976. – 239с.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.