Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отдельных стран




 

Среди европейских стран с открытым типом системы госслужбы наиболее влиятельной является публичная служба Федеративной Республики Германия.

В части 3 ст. 33 Конституции установлен принцип равенства субъектов публичной службы.

Следует отметить, что в Германии на сегодняшний день нет понятия «государственная служба», а есть - «публичная служба», который функциональном плане означает«деятельность в целях выполнения общегосударственных задач управления». В институциональном плане под ней подразумевается определенный круг лиц, для которых выполнение публичных дел составляет профессиональную деятельность.

Согласно закону 1985 г. федеральным служащим является лицо, находящееся в «публично-правовых отношениях службы и верности с Федерацией либо непосредственно подчиненной ей корпорацией, учреждением или организацией публичного права». Различные задачи в государственных органах и учреждениях выполняются не только профессиональными публичными служащими (чиновниками), но также простыми служащими и рабочими.

Общий закон о правовом положении публичных служащих устанавливает четыре уровня должностей: 1) нижний (простая служба); 2) средний (средняя служба); 3) повышений (ответственная служба); 4) высший (высшая служба). Публичным служащим-чиновникам в пределах каждого уровня присваиваются ранги. Всего их 16.

Особую группу составляют политические и почетные чиновники. Смысл института политических чиновников заключается в том, что вместе с правительством или отдельным министром приходят и уходят со своих постов наиболее близкие к его политической программе сотрудники администрации. Почетные чиновники – это лица, имеющие гражданскую профессию, которых назначают на почетные должности без оплаты и права претендовать на особое социальное обеспечение.

Для современной Германии характерно тесное взаимопроникновение и переплетение политической и административной сфер. Это нашло свое отражение и в законе о публичной службе, согласно которому чиновники имеют право участвовать в деятельности политических партий и добиваться парламентской карьеры.

Законодательство ФРГ достаточно подробно регулирует порядок приема на публичную службу. Претенденты определяются с помощью оповещения о наличии свободной должности в специальных печатных сообщениях. Их отбор должен производиться в соответствии с пригодностью, способностями и профессиональными достижениями без учета пола, происхождения, расы, вероисповедания, религиозных или политических взглядов. Назначение на должность осуществляется после подтверждения их пригодности к публичной службе в результате сдачи экзаменов.

Публичный служащий несет полную личную ответственность за правомерность своих действий. О своих сомнениях относительно правомерности служебных указаний он должен немедленно сообщать своему непосредственному начальнику. Публичному служащему для всякой иной работы помимо основной требуется предварительное разрешение высшей служебной инстанции. Публичные служащие-чиновники не вправе заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц. Конституционной основой оплаты публичных служащих является «принцип содержания», по которому оплата должна быть соразмерной и соответствовать занимаемой должности. Она должна обеспечивать служащему возможность полностью посвятить себя своей профессии. Все публичные служащие имеют право на объединение в профсоюзы и другие профессиональные объединения.

Характерным примером функционирования «открытой» системы государственной службы является система госслужбы Великобритании.

Институт современной гражданской службы здесь сложился в 70-е годы ХХв. после проведения крупных административных реформ. Была предложена принципиально новая модель гражданской службы — менеджеральная. Идея заключалась в том, чтобы перенять методы руководства в бизнесе. В основу планов реорганизации гражданской службы была положена американская модель административно-государственного управления.

Менеджеральная модель государственной службы предполагает вовлеченность административного аппарата в процесс выработки и принятия политических решений, касающихся как долгосрочной, так и повседневной политики министерств.

Первым этапом реформы стала отмена системы классов и образование трех основных групп чиновников:

1. Группа старших политических и административных руководителей - вершина состава гражданской службы, несут личную ответственность непосредственно перед министром за руководство в своей сфере.

2. Административная - включает две ступени: ученик администратора и старший исполнитель. Группа решает большой круг вопросов — от координации деятельности госаппарата управления и руководства работой министерств до исполнения обычных канцелярских обязанностей.

3. Научно-профессиональные работники и технические специалисты. В нее входят архитекторы, ученые, инженеры, занятые проблемами образования и профессиональной подготовки чиновников.

Существует концепция «нейтральности» гражданской службы: г ражданские служащие обязаны хранить верность правительству, стоящему у власти.

Набор на кадровую гражданскую службу входит в компетенцию Комиссии по делам гражданской службы (образована в 1855 г.). В качестве главного условия поступления на гражданскую службу рассматривается письменный экзамен общего типа. Продвижение по службе осуществляется в трех группах по-разному. Административные и политические руководители назначаются министерством по делам гражданской службы. Для остальных чиновников существует практика ежегодных отчетов, составляемых чиновником, стоящим на одну-две ступени выше тех, в отношении которых отчет производится. Отчеты сдаются в Совет по продвижению министерства, члены которого назначаются министром. Возможности перехода из одного министерства в другое и из одной группы в другую очень ограничены. Вся система найма, обучения и продвижения по службе в Великобритании организована так, чтобы создать тип профессионального управленца широкого профиля.

Исторически в Англии сложилось четыре основные формы контроля над системой административно-государственного управления: парламентская, судебная, система административных трибуналов и институт парламентского уполномоченного.

Особенности системы государственной службы во Франции:

«Закон об общем статусе чиновника» действует с 1946 г. Он регламентирует структуру гражданской службы и систему оплаты труда чиновников. Закон ввел в систему гражданской службы понятие «кадр», означающее объединение всех должностей, занятых гражданскими служащими одинакового ранга (существует кадр директоров, кадр контроля и т.д.)

Помимо этого существует также понятие «класс чиновников», их четыре, в понижающемся иерархическом порядке они обозначены буквами А, В, С и D:

Класс А - выработка управленческих решений и указаний. (составляет 20% общего числа чиновников).

Класс В - реализация указаний класса А (около 40%)

Класс С - специализированное исполнение (32%).

Класс D - технические работники, простые исполнители.

Статус чиновника не применяется к: судьям, военным, сотрудникам государственных служб промышленного и торгового характера, полиции.

Согласно законодательству, лицо не может быть назначено на гражданскую должность:

1) если не имеет французского гражданства;

2) не обладает гражданскими правами и не удовлетворяет требованиям хорошего морального поведения;

3) нарушает законодательство о военной службе.

Отбор кандидатов на должности производится на основе единого критерия — способности выполнять возложенные на них обязанности в соответствии с классами. Конкурсная комиссия полностью независима от администрации. Конкурс включает письменный и устный экзамены.

В соответствии с общим статусом продвижение чиновника во Франции включает:

1. продвижение по ступеням (увеличение жалованья в зависимости от стажа работы чиновника и полученных им оценок)

2. повышение в чине:

А) по выбору, путем внесения чиновников в ежегодный список повышения на основании полученных чиновником ежегодных оценок с учетом выслуги лет.

Б) на основе профессионального отбора, проводимого с помощью специального экзамена.

Существует и исключительный порядок продвижения по службе, его цель — ускоренное повышение особо выдающихся чиновников.

Французские чиновники пользуются большими политическими правами и свободами, чем государственные служащие других западноевропейских стран и США. Во Франции в личном деле чиновников не может фигурировать никакое упоминание о его политических, философских или религиозных взглядах. Во Франции лояльность понимается скорее как верность нации и конституции, а не правительству. Однако, на службе чиновникам рекомендуется отказаться от открытого выражения своих политических, философских или религиозных убеждений.

Существуют свои особенности организации государственной службы в США.

Правовое положение государственной службы регулируется большим числом разнообразных актов.

В США под федеральным государственным служащим понимается любое лицо, труд которого оплачивается из федерального бюджета. Основу организации федеральной государственной службы составляют три сегмента служащих:

1. Конкурсные - лица, поступившие на службу и продвигающиеся по ней в соответствии с принципом системы заслуг. Набор на посты проводится в двух формах — открытой (для большинства должностей) и закрытой (для служб здравоохранения, лесного хозяйства и ряда других). При открытом наборе должность может быть занята любым лицом, успешно сдавшим экзамен; при закрытом - только в порядке карьерой службы в данной системе.

2. Патронажные - служащие, которые назначаются на должности Президентом: 1) единолично (помощники и советники президента); 2) по совету и с согласия Сената (главы федеральных органов исполнительной власти и т.д.); 3) доверенные лица, которые обеспечивают организацию работы глав федеральных органов исполнительной власти (советники, секретари министерств и др..).

3. Исключительные – имеют особый статус, поскольку исключены из-под действия закона о государственной службе (ФБР, ЦРУ, Госдепартамент, представительства США в международных организациях и пр.).

На конкурсную службу и службу в закрытых органах иностранцы не принимаются, за исключением низших должностей и отдельных ведомств (например, Государственного департамента), где существует необходимость в привлечении специалистов высшей квалификации, не являющихся гражданами США.

Законодательством выделяются следующие группы служащих:

1) карьерные государственные служащие, продвигающиеся по службе в соответствии с «системой заслуг»;

2) нанимаемые на определенный срок (до трех лет);

3) нанимаемые на срок действия чрезвычайных обстоятельств (но не более чем на 18 месяцев);

4) служащие на резервируемых должностях (перечень этих должностей определяется ежегодно;

5) некарьерные служащие (занимающие главным образом патронажные должности).

Профессиональные государственные служащие занимают должности, распределенные в иерархическом порядке по 18 категориям. Важным условием является опубликование перечня вакансий, по которым проводятся экзамены на замещение должностей, что формально дает возможность принять в них участие каждому заинтересованному лицу. Допускается выплата компенсаций тем соискателям, которые приезжают для экзаменов или собеседования из другой местности. Аттестация служащих проводится ежегодно. Сроки их проведения не оговариваются. Оценка профессиональной деятельности дается руководителем ведомства только на основе рекомендаций аттестационных комиссий, образуемых в каждом ведомстве.

Специализированными органами по управлению государственной службой являются: 1) Управление по делам государственной службы; 2) Совет по вопросам «системы заслуг»; 3) Управление специального советника. Во главе Управления стоит директор, назначаемый Президентом по совету и с согласия Сената на четырехлетний срок.

Конституция Японии закрепила положение государственных служа­щих как «слуг всего общества, а не какой-либо одной его части». В административном отношении Япония имеет три уровня управле­ния: центральный, префекторальный и муниципальный. Все полномочия, осуществляемые на двух последних уровнях, делятся на два вида: на собственно местные, отнесенные к их ведению законом, и делегированные центральным правительством. Причем последняя группа составляет 80% на префекторальном и 50% - на муниципальном уровне.

Назначение на государственную службу производится на основе конкурсных экзаменов, которые проводятся по принципу «открытых дверей» с сообщением о времени и месте их проведения в средствах массовой информации. Подобная система была введена в Японии еще в конце XIX века и действует до настоящего времени практически без изменений. Организацией конкурсных экзаменов ведает Совет по делам персонала, в составе которого находится специальный экзаменационный отдел и 4 главных экзаменатора. К экзаменам допускаются только японские подданные.

На государственной службе Японии, равно как и в подавляющем большинстве учреждений и предприятий страны, действует специфическая сис­тема «пожизненного найма». Эта система предполагает длительную (вплоть до ухода на пенсию) службу работающего по найму в одной организации. Его должность и размер жалованья ставятся в прямую зависимость от продолжительности непрерывного стажа. Данная система предопределяет практическое отсутствие межведомственной мо­бильности чиновников, что стало одной из наиболее характерных черт го­сударственной службы в Японии. В то же время особенностью являются частые, каждые два-три года, перемещения чиновников внутри их ведом­ства.

РАЗДЕЛ 4.Профессиональные основы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 767; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.