Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5, 6 2 страница




Важнейшим органом управления ЛМАС является его Арбитражный суд, состоящий из Президента, четырех вице-президентов и 25 членов - ведущих специалистов в области международного коммерческого арбитража из разных государств мира. Сам суд не занимается разрешением споров. В его функции входит назначение и отвод арбитров, решение спорных вопросов, возникающих в процессе слушаний дел, а также обеспечение надлежащего прохождения арбитражей и правильного применения регламента. В отличие от МТП, Суд ЛМАС не занимается проверкой вынесенных арбитражных решений.

Хотя ЛМАС находится в Лондоне, он предоставляет услуги по организации и проведению арбитражей в любой стране мира как в соответствии со своим собственным Регламентом, так и на основании Арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ. Для этого в ЛМАС создано пять «Советов пользователей»: европейский, североамериканский, азиатско-тихоокеанский, панафриканский и латиноамериканский. Членами этих советов являются юристы компаний и иные лица, представляющие международные промышленные и торговые организации, юристы-международники и юридические фирмы, а также практикующие международные арбитры из более чем сорока стран. ЛМАС имеет своих официальных представителей во всех этих странах, а также в Комиссии ООН по праву международной торговли ЮНСИТРАЛ и в Комиссии Европейского союза. Когда арбитраж проводится за пределами Великобритании, административные услуги сторонам и арбитрам оказываются Секретариатом ЛМАС в Лондоне, соответствующим гражным учреждением или центром, секретариатом одного из «Советов пользователей» или одним из национальных представителей ЛМАС.

Арбитражный суд ЛМАС был образован в настоящем виде в 1985 г. как главный орган ЛМАС. Он играет ключевую роль в эффективной деятельности международной арбитражной системы, которую ЛМАС стремится обеспечить [72, с. 131].

Ныне действующий Регламент ЛМАС вступил в силу 1 января 1998 г. Он отразил все последние тенденции английской и международной арбитражной практики и находится в полном соответствии с Типовым законом ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже и новым английским законом 1996 года. ЛМАС подчеркивает, что его Регламент предназначен «для всемирного использования» [72, с. 131].

Арбитражное разбирательство начинается с направления истцом заявления о проведении арбитража в адрес Регистратора Суда ЛМАС. Оно должно содержать наименования и адреса сторон и их представителей, копию арбитражного соглашения, краткое изложение обстоятельств спора и требований истца к ответчику, указание на договоренности сторон в отношении профессиональных вопросов, таких как язык, место проведения арбитража, число арбитров и другие, либо предложения истца в отношении них, если договоренность между сторонами отсутствует, кандидатуру арбитра, назначаемого истцом, регистрационный сбор и подтверждение направления копий заявления и сопровождающих его документов ответчику [72].

В 30-дневный срок после получения заявления ответчик обязан направить Регистратору письменный отзыв, содержащий его возражения, встречные претензии к истцу (если они имеются), имя назначаемого им арбитра и подтверждение направления копий отзыва и сопровождающих его документов истцу [73].

По общему правилу (если стороны не договорились об ином) споры разрешаются одним арбитром, если только Суд ЛМАС, учитывая обстоятельства дела, не решит, что целесообразно назначить трех арбитров. Стороны вправе сами выдвинуть кандидатуры арбитров, однако окончательное решение об их назначении принимается Судом ЛМАС. Суд вправе отказаться назначить выдвинутого стороной арбитра, если он не удовлетворяет требованиям, предъявляемым им к арбитрам, в частности, требованиям независимости и беспристрастности. В этом случае стороне дается 15-дневный срок для выдвижения новой кандидатуры. Пропуск стороной установленного срока для выдвижения арбитра рассматривается ЛМАС как «окончательный и безусловный отказ от возможности выдвижения кандидатуры арбитра». В этом случае назначение недостающего арбитра производится Судом ЛМАС. Он не поддерживает официального списка арбитров, из которого производились бы назначения, однако имеет большую базу данных имен кандидатов с указанием их опыта, квалификации и специализации. Из этой базы данных и производится назначение, с учетом «характера сделки, существа и обстоятельств спора, гражданства, местонахождения и языков сторон, а также, при наличии более чем двух сторон, количества сторон» [73].

Арбитры должны оставаться во время процесса беспристрастными и независимыми. До своего назначения они заполняют декларацию об отсутствии

оостоятельств, вызывающих сомнения в их оеспристрастности и независимости. Решение по поводу отвода, заявленного одному или белее арбитрам, принимается Судом ЛМАС. В обязанности арбитров входит «относится к сторонам справедливо и беспристрастно, предоставляя каждой стороне достаточную возможность для изложения своей позиции...», и установленные процедуры, «подходящей к обстоятельствам данного дела, избегая ненужных проволочек и расходов...» [73].

По требованию одной из сторон арбитраж может проводить устные слушания. Состав арбитража обладает широкими полномочиями: в отсутствии соглашения сторон об ином арбитры вправе вызывать и заслушивать свидетелей, назначать по собственной инициативе экспертов, истребовать от сторон доказательства, которые они считают относящимися к делу, продлевать процессуальные сроки, разрешать вступление в дело третьих лиц и др. Арбитры вправе по ходатайству одной из сторон принимать любые обеспечительные меры, хотя стороны вправе требовать принятия таких мер и в судебных органах.

Если отсутствует соглашение сторон, вопрос о месте проведения арбитражного разбирательства решается Судом ЛМАС, а о языке - составом арбитража.

Споры рассматриваются арбитрами на основании закона или правовых норм, избранных сторонами, а при отсутствии такого выбора - на основании того закона или норм права, которые они сочтут надлежащими. Мотивированное решение по делу выносится в письменной форме. Оно принимается большинством голосов арбитров, а при отсутствии большинства -председателем состава арбитража. Подписанное арбитрами решение направляется в Суд ЛМАС, который затем направляет заверенные копии его сторонам спора.

Арбитражные расходы ЛМАС включают регистрационный сбор, административные издержки и гонорары арбитров. Две последних категории определяются в зависимости от времени, затраченного на разрешение спора. Распределение арбитражных расходов между сторонами производится в решении по делу, исходя из принципа, что «расходы, понесенные сторонами, должны отражать успех или неудачу сторон в арбитражном разбирательстве» [73]. Однако арбитры вправе при определенных обстоятельствах отступить от этого принципа. Кроме того, они вправе, при отсутствии соглашения сторон об ином, взыскать с проигравшей стороны расходы на оплату юридической помощи выигравшей стороны.

Нельзя не отметить, что Регламент ЛМАС отличается детальной проработкой всех основных вопросов арбитражного разбирательства. Он значительно превосходит по объему Регламенты ведущих арбитражных учреждений, оставаясь при этом лаконичным и ясным. Порядок уплаты арбитражных расходов (поэтапно, а не всей суммы авансом) и их исчисление в зависимости от фактически затраченного арбитрами времени, в не в процентном отношении к цене иска, выгодно отличают ЛМАС, например, от МТП. В тоже время, несмотря на свою международную ориентацию, ЛМАС в стельной мере остается английским учреждением. Чаше всего им применяется английское право, а в качестве арбитров приглашаются ведущие специалисты в английском праве - отставные судьи и барристеры высшего :: I-::.

В США действует множество различных арбитражных судов, но основным и наиболее авторитетным арбитражным органом, рассматривающим споры, возникающие из внешнеэкономических отношений сторон, является Американская Арбитражная Ассоциация (далее AAA). Именно этот постоянный арбитражный суд может рассматривать споры американских и казахстанских контрагентов при наличии арбитражного соглашения.

Американская арбитражная ассоциация - некоммерческая организация, ставящая своими целями «изучение, распространение, организацию и администрирование процедур по разрешению всех видов споров посредством арбитража, медиации, примирительных процедур, переговоров, демократических выборов и других добровольных средств» (п. 1 ст. 2 Устава AAA в редакции 1997 г.) [74].

Арбитражное регулирование в США основано на федеральном законодательстве, законодательстве штатов и судебной практике. Федеральное законодательство регулирует вопросы, относящиеся к федеральной юрисдикции, и именно оно касается вопросов торговли с иностранными государствами. Арбитражное законодательство и судебная практика штатов практически не затрагивает сферу международной торговли, кроме отдельных вопросов, связанных с исполнением решений. Федеральным арбитражным законом является принятый в 1925 г. Закон США об Арбитраже (United States Arbitration Act). С тех пор он неоднократно изменялся и дополнялся.

AAA рассматривает споры по самым различным категориям - от коммерческих до трудовых, и каждая категория таких дел регулируется своим Регламентом. Для рассмотрения международных коммерческих споров применяются Международный арбитражный регламент 1997 г. и Дополнительные процессуальные правила международного коммерческого арбитража 1986 г. Регламент может применяться как самостоятельно, так и совместно с Правилами международного арбитража [74].

AAA была учреждена в 1926 г. и является независимой, неправительственной и некоммерческой организацией. Руководит Ассоциацией Правление директоров, ведут все текущие административные дела эксперты в области арбитражного процесса. Штаб-квартира AAA находится в Нью-Йорке, а ее региональные офисы расположены в более чем 30 городах США, это такие как Даллас, Майами, Бостон, Вашингтон, Сан-Франциско и др. [74].

Согласно Регламенту правовым основанием для разрешения споров AAA является письменное арбитражное соглашение в форме арбитражной оговорки в контракте или в виде отдельного соглашения по уже возникшему спору, в которых прямо должна быть предусмотрена юрисдикция AAA [74].

Предъявляя иск в AAA, в силу арбитражной оговорки в контракте истец информирует ответчика о возбуждении дела в виде Нотиса (Demand) и направляет в соответствующий офис AAA. В Нотисе указывается характер

спора, сумма искового требования и размер требуемого возмещения (цена иск) [74].

Арбитры избираются сторонами по своему усмотрению или из списка арбитров, который ведется ААА или вне его. Допускается избрание арбитров из числа граждан США [75]

В Регламенте подробно предусматриваются все вопросы арбитражного

производства: заполнение вакансий арбитров, порядок их отвода,. время и место заседания состава арбитров, представительство сторон, рассмотрение деда в отсутствии сторон, представление доказательств, экспертиза, порядок и сроки вынесения решения, и иные вопросы арбитражного производства [74].

К Регламенту прилагается положение об арбитражных сборах в виде шкалы в зависимости от размера искового требования [74].

В Регламенте говорится также о праве сторон заявлять отвод всем арбитрам, при наличии на то предусмотренных оснований, и из числа граждан США, и в отношении иностранных так называемых «нейтральных» арбитров.

В качестве причин для отвода в Правилах указывается на заинтересованность арбитров в ходе дела или отсутствие у них независимости при решении спора. Вопрос о дисквалификации арбитров по этим причинам решается AAA [75].

Международный регламент AAA является достаточно детальным и хорошо разработанным документом, а стоимость конечно арбитража AAA меньше, чем в МТП. Однако следует учитывать, что арбитражный процесс в рамках AAA в значительной мере отражает практику американского судебного процесса с его состязательностью и особым вниманием к устным показаниям.

В современной международной практике заключения внешнеторговых контрактов в качестве места проведения арбитражного разбирательства коммерческих споров часто стал указываться Стокгольм. Этому способствует в значительной степени нейтральный статус Швеции в мировом сообществе, благоприятное и заинтересованное отношение правительства страны к арбитражу и доверие к шведской юридической системе.

Потому что шведское законодательство содержит такие нормы, которые создают довольно эффективный механизм разрешения споров, гарантируя минимальное вмешательство в рассмотрение спора государственных органов, в первую очередь судов.

Наиболее представительным органом в Швеции является Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты, который является постоянно действующим. Основными функциями Арбитражного института являются содействие сторонам в выборе арбитров, организация проведения заседаний арбитража, а также помощь в случаях, когда возникают трудности в осуществлении арбитражного рассмотрения спора.

Коммерческий арбитраж в Швеции возник очень давно, первое упоминание о нем имеется в провинциальных кодексах уже в XIIIв. Достаточно полное законодательство об арбитраже появилось в 1887 г. Ныне действующий закон об арбитраже вступил в силу в 1929 г. В этом же году были также приняты положения, касающиеся соглашений об арбитраже и решений

суда с участием иностранной стороны. Эти положения относятся к исполнению решений арбитражным судом, и они были приняты во исполнение Женевской конвенции об исполнении арбитражных решений с участием иностранного элемента 1927 г. В основном они включены в Закон о соглашениях и решениях Арбитражного суда с участием иностранного суда [76].

Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты был учрежден в 1917 г. В своей нынешней форме Институт функционирует с 1949 г. Он является органом Торговой палаты, однако управляется независимым Правлением, состоящим из шести человек, которые назначаются на три года Советом директоров Торговой палаты. Текущее руководство осуществляет Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем. Регламент Арбитражного института специально оговаривает, что Председатель, заместитель Председателя Правления и Генеральный секретарь Арбитражного института должны быть юристами [76].

Арбитражный институт является одним из ведущих центров по разрешению международных коммерческих споров, хотя количество ежегодно рассматриваемых в нем дел остается незначительным по сравнению с МПТ, AAA или ЛМАС. Например, если в 1970-х годах было рассмотрено 20 дел, то в 2003 г. в Арбитражном институте рассмотрено 140 дел. Однако оговорки об арбитраже в Стокгольме рассеяны в многочисленных торговых, инвестиционных и других контрактах, а также в двухсторонних и многосторонних международных договорах [77].

В Швеции редки случаи, когда крупные коммерческие споры разрешаются в государственных судах. Большинство из них передается в арбитраж либо, если спор имеет особое значение, шведское правительство выступает в качестве посредника. Арбитрами в подавляющем большинстве случаев выступают лица, достигшие вершины своей карьеры, т.е. судьи высокого ранга или отставные судьи, старшие юристы компаний и ведущие профессора права. Чаще всего арбитрами, прежде всего председателями, назначаются судьи. Их круг невелик и они обслуживают как внутренний, так и международный арбитраж. Поэтому арбитраж в Швеции нередко характеризуют как «параллельное правосудие» и систему «судья напрокат».

Три ведущих шведских юридических фирмы обслуживают все основные шведские компании, включая «Вольво», «СААБ» и «Электролюкс». Поэтому нередко, что в крупном деле в арбитраже участвуют представители всех трех ведущих юридических фирм [72, с. 182].

В течение 70 лет в Швеции действовали Арбитражный закон 1929 г. и Закон об иностранных арбитражных соглашениях и решениях 1929 г. Они были недавно заменены новым Арбитражным законом, вступившим в силу с 1 апреля 1999 г. Одновременно с ним вступил в силу новый Регламент Арбитражного института Стокгольмской торговой палаты [76].

В Швеции концепция автономности арбитражной оговорки была подтверждена, в частности, в двух решениях Верховного суда - по делу Noorrkopings Trikafabris v. Per Person в 1936 г. и по делу Harhansson v. Asfaltbellagnigar в 1976 г. [78, с. 105].

Стокгольмский арбитражный институт предлагает следующую арбитражную оговорку: «Любые разногласия, споры или претензии, вытекающие или связанные с настоящим договором или в связи с нарушением, окончанием или недействительностью договора, должны рассматриваться в соответствии с правилами Института арбитража Торговой палаты Стокгольма» [79, с. 105]. Институт формулирует три дополнения к оговорке. Первое касается количества арбитров. Допускается, что спор подлежит разрешению единоличным арбитром, что обходится сторонам значительно дешевле [78, с. 105].

Другие дополнения касаются языка разбирательства и материального права, подлежащего применению. Необходимость указания языка связана с тем, что рассмотрение дела на двух языках является более дорогостоящим и длительным. Предварительная договоренность о применимом праве до начала арбитражного разбирательства также, несомненно, ускоряет процесс рассмотрения дела [78, с. 105].

Новый Арбитражный закон регулирует как внутренний, так и международный арбитраж, проводимый на территории Швеции. Арбитражным путем могут разрешаться многочисленные категории споров, прежде всего коммерческого характера. Арбитры вправе решать вопросы о гражданско-правовых последствиях применения антимонопольного законодательства, толковать договоры и восполнять пробелы в них, а также разрешать споры об установлении фактов. Закон устанавливает порядок формирования состава арбитража, требования к арбитрам, порядок проведения арбитражного разбирательства, требования к арбитражным решениям, основания для их отмены или признания недействительными, а также пределы вмешательства судов в арбитражный процесс. Сторонам предоставляется широкая автономия в выборе арбитражного режима. Основания для отказа в признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений соответствуют ст. 5 Нью-Йоркской конвенции [78].

Международные коммерческие споры могут разрешаться в Арбитражном институте по одному из следующих регламентов: Регламенту Арбитражного института Стокгольмской торговой палаты, Регламенту ускоренного арбитража, Регламенту страхового арбитража, Регламенту медиации, а также по документу под названием «Услуги и процедуры на основании Арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ» [80].

Арбитраж по правилам основного регламента начинается с подачи истцом в Арбитражный институт заявления об арбитраже, в котором указываются наименования и адреса сторон и их представителей, изложение существа спора и требований истца. К заявлению прилагается копия арбитражного соглашения, а также указывается имя назначенного стороной арбитра. Вместе с подачей заявления об арбитраже истец обязан уплатить регистрационный сбор в размере 1000 евро [80].

Арбитражный институт вправе отказать в принятии заявления об арбитраже, если он найдет, что «Институт не имеет юрисдикции в отношении спора», либо если истцом не был уплачен регистрационный сбор. Если же все

условия соблюдены, Институт направляет копию заявления ответчику и предоставляет ему срок для ответа на заявление и предъявления встречных требований, а также назначения арбитра [80].

Если стороны не договорятся об ином, то назначаются три арбитра. При отсутствии соглашения сторон и принимая во внимание сложность дела, цену иска и иные обстоятельства, Институт вправе решить, что спор подлежит разрешению одним арбитром. По общему правилу каждая из сторон назначает по одному арбитру, и затем Институт назначает Председателя. Если спор подлежит разрешению одним арбитром, он назначается Институтом. Этот же порядок применяется при пропуске одной из сторон установленного срока для назначения арбитра. Институт не поддерживает списка арбитров и не консультируется со сторонами по поводу их кандидатур. Единственное требование Регламента - чтобы Председатель или единоличный арбитр происходил из иной, нежели стороны в споре, страны. Однако и это требование может быть изменено соглашением сторон либо по решению Института. Арбитр взамен выбывшего назначается тем же лицом, которое назначило выбывшего арбитра [80]. Таким образом, например, отведенный арбитр был назначен Институтом, то Институт же и произведет новое назначение.

Регламент содержит традиционные требования к арбитрам -беспристрастность и независимость, а также устанавливает возможность заявления арбитрам отвода в течение 15 дней после того, как соответствующей стороне стали известны основания для него. Решения по вопросам отвода принимаются самим Институтом [80].

Арбитры рассматривают дела в соответствии с порядком, установленным соглашением сторон и Регламентом Института, действуя «беспристрастно, экономно и без задержек» и предоставляли каждой из сторон «достаточную возможность изложить свою позицию». В отсутствие соглашения сторон, арбитры вправе решать вопросы о языке арбитражного разбирательства и о применимом праве. Место проведения арбитража, если стороны о нем не договорились, определяется Институтом [80].

По требованию из сторон либо по собственной инициативе арбитры проводят устные слушания дела. Они вправе назначить экспертов, решать вопросы относимости и допустимости доказательств, а также принимать обеспечительные меры.

Решение по делу принимается большинством голосов арбитров, а при отсутствии большинства - Председателем состава арбитража. Регламент устанавливает, что решение должно быть составлено в письменной форме и быть мотивированным. Срок для принятия решения по существу составляет 6 месяцев со дня передачи дела составу арбитража, однако, Институт вправе в необходимых случаях продлить этот срок. Сразу же после его вынесения решение направляется сторонам, а одна его копия и протокол заседаний арбитража в Институт [80].

Регламент Арбитражного института Стокгольмской торговой палаты не применяется, если стороны договорились о том, что их споры будут рассматриваться на основании иных правил. В частности, если контракт содержит «Факультативную оговорку», предусмотренную в соглашениях между AAA и ТПП РФ, то споры будут рассматриваться в Стокгольме на основании Арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ. Стокгольмская торговая палата являлась третьей стороной соглашения между AAA и ТПП СССР о факультативной арбитражной оговорке для использования в контрактах в сфере советско-американской торговли, заключенного в 1976 г. В 1992 г. было подписано соглашение между AAA и ТПП РФ, которое действует и поныне, где Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты служит в качестве компетентного органа и администратора арбитражей, на основании Арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ. В этом случае действуют специальные правила института под названием «Услуги и процедуры в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ» [76].

В 1995 г. Институт опубликовал свой Регламент ускоренного арбитража. В соответствии с ним дела всегда рассматриваются одним арбитром, процедура ускорена, устные слушания проводятся только по требованию одной из сторон и решение должно быть вынесено в течение трех месяцев [76].

Следуя велениям времени, 1 апреля 1999 г. Стокгольмская торговая палата создала Институт медиации. В этот же день вступил в силу Регламент медиации. Целью создания Института медиации является «предоставление сторонам возможности выбора процедуры, которая наилучшим образом подходит к обстоятельствам дела и способствует скорейшему и наиболее эффективному разрешению спора с минимальными затратами для сторон» [80].

Регламент медиации предусматривает назначение одного медиатора, если стороны не договорились об ином. Медиатор назначается по взаимному соглашению сторон, а при отсутствии такового - Институтом медиации. Срок разрешения споров установлен в два месяца, однако, он может быть изменен по соглашению сторон [80]. Необходимо подчеркнуть, что стороны вправе назначить медиатора арбитром своего спора, позволяя тем самым «конвертировать» достигнутое ими мировое соглашение в арбитражное решение, что дает возможность эффективно привести его в исполнение.

Арбитраж в Стокгольме известен высоким качеством решений, которые традиционно уважаются во всех странах. Регламент Арбитражного института Стокгольмской торговой палаты отличается ясностью формулировок и предоставляет сторонам широкую автономию в выборе арбитражного режима. Однако следует напомнить о том, что в Стокгольме стороны не имеют права голоса при назначении арбитра-председателя или единоличного арбитра, что целиком входит в прерогативы Института, между тем как роль Председателя весьма значительна, ибо он может, в отсутствие большинства голосов, единолично принять решение по делу. В этом его положение сходно с положением Председателя в арбитраже МТП и ЛМАС.

Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, является самостоятельным постоянно действующим арбитражным учреждением (третейским судом), осуществляющим свою деятельность в соответствии с законом Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже», который был принят

7 июля 1993 г. [81]. МКАС является правопреемником Арбитражного суда при ТГШ СССР, который, в свою очередь, был правопреемником Внешнеторговой арбитражной комиссии при ТИП СССР (ВТАК), созданной декретом ВЦИК и СНК от 17 июня 1932 г. для разрешения споров, возникающих в сфере торговли [82, с. 218].

Органами МКАС являются Председатель, Президиум и Секретариат. Председатель МКАС и его заместители избираются сроком на пять лет общим собранием лиц, входящих в список арбитров. В свою очередь, список арбитров утверждается Торгово-промышленной палатой Российской федерации сроком на пять лет [83, с. 405].

Президиум МКАС состоит из председателя МКАС, его заместителей, трех членов Президиума, избираемых общим собранием лиц, входящих в список арбитров, а также лица, назначаемого Президентом ТГШ РФ [83, с. 405].

Секретариат осуществляет функции по обеспечению деятельности МКАС. Он возглавляется Ответственным секретарем, назначаемым ТПП РФ по согласованию с Председателем МКАС [83, с. 405].

МКАС при ТПП РФ связан многочисленными соглашениями с зарубежными арбитражными учреждениями. Ряд таких соглашений содержит факультативные арбитражные оговорки, рекомендуемые для включения в контракты между предприятиями и организациями из соответствующих стран [84, с. 103].

С изменением в 1993 г. российского законодательства о международном коммерческом арбитраже и принятием нового регламента МКАС в 1994 г. престиж МКАС резко возрос. В настоящее время в нем рассматривается по несколько сотен дел в год, что ставит его в один ряд с ведущими арбитражными учреждениями мира [84, с. 103].

Ныне действующий регламент МКАС был утвержден Торгово-промышленной палатой РФ 8 декабря 1994 г. и вступил в силу 1 мая 1995 г. Он отражает положения российского законодательства о международном коммерческом арбитраже и учитывает тенденции мировой арбитражной практики [85, с. 16].

Регламент определяет организацию и компетенцию МКАС, порядок назначения арбитров и проведения арбитражного процесса, порядок вынесения решения, а также арбитражные расходы и сборы. В том случае, когда регламент обходит какой-либо вопрос молчанием, применяются нормы российского законодательства, прежде всего Закона о МКА. Регламент особо оговаривает, что МКАС принимает к своему рассмотрению и споры, подлежащие его юрисдикции в силу международных договоров. Здесь, прежде всего, имеются в виду споры, подпадающие под действие Московской конвенции 1972 г. [83, с. 405].

Арбитражное разбирательство начинается с подачи в МКАС искового заявления. Оно должно содержать наименования и адреса сторон, обоснование компетенции МКАС. изложение обстоятельств, на которых основываются исковые требования, и ссылки на подтверждающие их доказательства, цену иска, имена арбитров и запасного арбитра. К исковому заявлению прилагается

регистрационный сбор, который является безвозвратным платежом и составляет 750 долларов (для сравнения можно отметить, что в МТП данный сбор составляет 2500 долларов) [85, с. 16]. Кроме того, истец обязан уплатить авансом арбитражный сбор, в который засчитывается и регистрационный сбор.

Копия искового заявления направляется ответчику Ответственным секретарем МКАС. В течение 45 дней после получения копии искового заявления ответчик должен представить по нему свои письменные объяснения, подкрепленные соответствующими доказательствами. В тот же срок он вправе предъявить встречный иск или заявить требования в целях зачета, вытекающие из того же договора. Ответчику дается 30-дневный срок с момента получения им копии искового заявления для назначения арбитра и запасного арбитра.

Регламент МКАС предусматривает возможность назначения арбитров «из числа лиц, обладающих необходимыми специальными знаниями в области разрешения споров, отнесенных к компетенции МКАС». ТГШ РФ один раз в пять лет, утверждает список арбитров МКАС, однако можно назначить арбитром и лицо, не включенное в этот список. От арбитров требуется беспристрастность и независимость. Достижению этой цели служит обязанность арбитра сообщать о любых обстоятельствах, которые могут вызвать у сторон обоснованные сомнения в этих качествах [86, с. 348].

Если стороны не договорились об ином, спор рассматривается тремя арбитрами. При этом каждая из сторон назначает по одному арбитру и эти два арбитра затем избирают председателя. Если одна из сторон пропустит установленный для назначения арбитра срок (30 дней) либо два арбитра не смогут в такое же время договориться о кандидатуре председателя, назначение производится председателем МКАС из списка арбитров. Следует отметить, что Регламент МКАС предусматривает назначение не только «основных», но и «запасных» арбитров (в том числе запасного председателя состава арбитража). Запасные арбитры заменяют «основных» в случае отвода или невозможности для последних участвовать в рассмотрении дела, тем самым, способствуя скорейшему разрешению спора. Если арбитр или председатель состава арбитража был назначен Председателем МКАС, то любые их замены также производятся Председателем МКАС [86, с. 349].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.