Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика психических процессов, состояний и свойств




Методика 4. Наблюдательность[6]

Цель: установление уровня развития наблюдатель­ности.

Ход эксперимента. Надо приготовить две картины, несложные по сюжету и количеству деталей (например, комната с обстановкой), одинаковые во всем, кроме за­ранее предусмотренных десяти различий: отсутствие или иное расположение какой-либо детали на одной из этих картин по сравнению с другой.

Картины вывешиваются на доске на 1—2 минуты, за­тем учащиеся должны написать список замеченных раз­личий. В младших классах картины можно не убирать во время записи различий.

Обработка полученных данных. Подсчитывается ко­личество правильно отмеченных различий, из них вычи­таются ошибочно указанные, несуществующие различия. Полученная разность делится на число фактически име­ющихся различий. Чем ближе полученное частное к 1, тем выше уровень развития наблюдательности у уче­ника.

 

Методика 5. «Исправь ошибки» (Тихомирова Л.Ф.)

Цель: установить уровень устойчивости внимания учащихся при проверке выполненных работ.

Ход эксперимента. Для эксперимента нужно исполь­зовать письменные работы учащихся по математике, рус­скому или иностранному языку, содержащие еще не ис­правленные ошибки.

Можно использовать и специально приго­товленные примеры, тексты, содержащие определенное число нарочно допущенных ошибок. Ученики за опре­деленное время должны найти все ошибки и подчерк­нуть их. Можно потребовать, чтобы они ошибки не толь­ко подчеркнули, но и исправили.

Обработка полученных данных. Надо найти частное от деления разности между числом правильно найден­ных ошибок и числом неверно подчеркнутых ошибок на общее число действительных ошибок, которое содержа­ло задание. Если это частное близко к 1, то уровень раз­вития устойчивости внимания ученика достаточно вы­сок, если же оно ниже 0,5, то внимание очень неустой­чиво и требуется развитие этого качества.

Методика 6. «Кто лучше помнит?» [6]

Цель: установить уровень развития слуховой и зри­тельной механической памяти.

Ход эксперимента. При слуховом предъяв­лении чисел. Учитель говорит: «Я сейчас назову 12 двузначных чисел. Вы должны внимательно слушать и стараться запомнить все числа. Ничего записывать во время чтения нельзя. Когда я кончу читать, надо по мо­ему сигналу записать все запомненные числа в любом порядке».

Затем учитель читает в течение примерно 30 секунд ряд чисел с короткими паузами. При зрительном предъявлении ряд из 12 дву­значных чисел должен быть написан на плакате. Этот плакат демонстрируется в течение небольшого времени (чем старше класс, тем время должно быть меньше, но не менее 30 секунд), а затем убирается, и учащиеся по памяти записывают все числа.

Обработка полученных данных. Подсчитывается чис­ло верно воспроизведенных чисел. Если при слуховом предъявлении оно не меньше 7, а при зрительном — не меньше 9, то уровень развития механической памяти хо­роший. Можно также сравнивать индивидуальные ре­зультаты со средним значением для класса.

Методика 7. «Смысловые пары» [6]

Цель: установить уровень развития у учащихся смыс­ловой памяти.

Ход эксперимента. Учитель медленно зачитывает уча­щимся 10 пар слов, между которыми имеется смысловая связь, например, таких: шум—вода, стол—обед, мост—река, рубль—копейка, лес—медведь, дуб—желудь, дичь — выстрел, рой — пчела, час — время, гвоздь — до­ска. Затем через небольшой перерыв он читает лишь первое из слов каждой пары, и ученики должны при­помнить вторые слова и записать эти пары на листке бумаги.

Обработка полученных данных. Подсчитывается чис­ло правильно воспроизведенных пар. Отношение этого числа к 10 является показателем словесно-логического (смыслового) запоминания. Если он больше 0,6, то можно считать, что смысловая память развита вполне удовлетворительно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1888; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.