Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физическая культура и спорт в образе жизни общества и стиль жизни человека




Прежде чем обсуждать суть данной проблемы, рассмотрим по­нятия образа жизни, стиля жизни, здорового образа жизни и свя­занные с ними категории.

Образ жизни — совокупность существенных черт, характеризу­ющих способ жизнедеятельности людей в конкретном обществе (те нормы и ценности, которые определяют образец жизни дан­ного конкретного общества) — собирательное понятие.

Стиль жизни — способ жизнедеятельности отдельного индиви­да. Он обозначает характерные специфичные способы самовыра­жения представителей различных социокультурных групп, прояв­ляющиеся в их повседневной жизни, в деятельности, поведении, отношениях.

Показателями стиля жизни являются особенности организации приемов и навыков трудовой деятельности, выбор круга и форм общения, характерные способности самовыражения, специфика структуры и содержания потребления товаров и услуг, а также организации непосредственной социокультурной среды и свобод­ного времени.

Для обеспечения точки отсчета при сравнении уклада жизни, уровня и качества жизни представителей различных социальных групп вводится понятие «стандарт жизни» При этом можно иметь в виду стандарты уклада, уровня, качества жизни отдельных лю­дей, социальной группы, социальной общности в определенный период жизни.

Так, понятие уклад жизни характеризует конкретно-историчес­кие социально-экономические и политические аспекты образа жизни. В качестве показателей уклада жизни выступают характер собственности на средства производства, содержание экономики, идеологии и особенности политического устройства.

Понятие уровень жизни используется для количественной оцен­ки степени удовлетворения потребностей и запросов членов об-


щества в рассматриваемый период времени. Показателями уровня жизни является размер заработной платы и дохода на душу насе­ления.

Понятие качество жизни отражает степень удовлетворения по­требностей и запросов более сложного характера, не поддающих­ся прямому количественному измерению. Оно выполняет «соци­ально-оценочную функцию» по отношению к категории «образ жизни». Показателями качества жизни являются характер и содер­жание труда и досуга, удовлетворенность ими, степень комфорта в труде и в быту.

Здоровый образ жизни — это прежде всего культурный образ жизни, цивилизованный, гуманистический. «Здоровый дух — в здоровом теле», забота о здоровье как высшей ценности — основ­ные категории, определяющие содержание данного феномена.

Современный образ жизни населения определяется экономи­ческим и политическим состоянием общества. Для нашей страны сейчас характерны кризисы экономический, политический и как следствие — социальный. Естественно, что люди стараются адек­ватно реагировать на кризисную ситуацию: больше работать, мень­ше есть, меньше отдыхать — это естественная реакция на сниже­ние эффективности экономики. Во многом стиль жизни современ­ных людей характеризуется как способ выживания. Доказательством тому являются следующие объективные факторы:

увеличение доли семейного труда (как правило, в семье работа­ют все, даже дети, студенты, пенсионеры);

величина трудовой нагрузки — на уровне физиологического предела (работают на 2—3 ставках);

особенно страдает сельское население, где работать вынужде­ны еще и на собственном подворье.

Свободное время у людей заметно сократилось. Оно изменилось по качеству и по количеству, приобретя явно выраженный инфор­мационно-восстановительный характер. Отпуск у большинства на­селения стал более трудовым: люди предпочитают проводить его на подсобном хозяйстве, на даче или вообще не брать отпуск, чтобы заработать дополнительные средства для проживания.

Одной из составляющих образа жизни является потребление та­бака и алкоголя. Сейчас Россия — в числе мировых лидеров по упот­реблению алкоголя: 14 л чистого алкоголя на душу населения в год.

Привычка пить — более стойкая, чем курить. Из 70 % куриль­щиков-мужчин 1/3 хотела бы расстаться с этой привычкой. Жела­ющих отказаться от алкоголя гораздо меньше. Образ жизни росси­ян характеризуется высокой криминогенностью. Возросло количе­ство тяжких преступлений, убийств. Все это приводит к сокраще­нию продолжительности жизни нашего населения. Сегодня она достигла критической отметки: у мужчин — 57—58 лет, у жен­щин — 67 — 68 лет [1].


Что касается физкультурно-спортивной активности населения, то на сегодняшний день она выражена в следующих формах и цифрах (по данным ВНИИФКа):

—активная включенность в физкультурно-спортивную деятель­ность (ФСД) составляет очень незначительную часть населения — примерно 10%;

—эпизодические физкультурно-спортивные занятия (хорошая погода — покатался на лыжах, отличная компания — поиграл в волейбол) — примерно 30% населения;

—пассивно-зрительское поведение (телевизионные болельщи­ки, болельщики-фанаты) — около 30% россиян;

—безразличие к спорту: примерно 20—30% населения не вос­принимает спорт как необходимое социальное явление.

Причин безразличного отношения взрослого населения к заня­тиям спортом много — это и слабая пропаганда, неразвитая спортивная инфраструктура, высокая плата за посещение бассей­нов, тренажерных клубов, спортивных центров, недостаток сво­бодного времени.

Тем не менее на сегодняшний день социологи отмечают тен­денцию к проявлению интереса к занятиям у некоторых групп населения, имеющих высокий материальный уровень (бизнесме­ны, политики, представители среднего класса). Спорт становится для этих людей стилем жизни, одним из атрибутов высокого соци­ального положения.

Несмотря на сложнейшую социально-экономическую ситуацию, которая складывается в стране, спорт для многих людей остается любимым развлечением, формой проведения досуга, поддержа­ния работоспособности и сохранения здоровья.

Все больше молодых родителей понимают значимость спортив­ных занятий в воспитании детей. Многие новые общеобразователь­ные учреждения: частные школы, колледжи — наряду с престиж­ными программами по обучению иностранным языкам, компью­терными программами как обязательный предмет рассматривают физическое воспитание. Начинают возрождаться школьные спортив­ные клубы, студенческий спорт, строятся новые спортивные залы, создаются тренажерные классы. Спорт входит и в детские сады, и в коммерческие фирмы, в образ жизни и молодых, и пожилых людей.

Как показывают социологи, у взрослых людей отношение к спорту, как правило, диктуется привычкой к занятиям, навыками самоорганизации таких занятий, специальной информацией, а также желанием пообщаться, установить новые контакты, которые созда­ют предпосылки для приятного времяпрепровождения. Спортивный стиль жизни диктуется и современной модой на здоровое тело, строй­ную фигуру, на освоение необычных видов спорта. Пожилые люди считают, что спортивные занятия помогут им продлить творчес­кие возможности, укрепить здоровье. Для молодых спортивный стиль


жизни — составляющая жизненного успеха, форма проведения свободного времени, общения, реализации жизненных сил.

Для поддержания и развития идеи спортивного образа жизни нации необходимо прежде всего улучшить подготовку специалис­тов, способных обеспечить высокое качество занятий, их органи­зации и проведения с учетом индивидуальных и групповых инте­ресов, ценностных ориентации и мотивации.

Место и роль физической культуры и спорта в социальных институтах общества

Российская Федерация является президентской республикой. Высший законодательный орган власти — Федеральное собрание и Государственная Дума. В структуре Государственной Думы об­разован Комитет по делам физической культуры, спорта и туризма. В этом комитете определяется законодательно-правовая база от­расли «Физическая культура и спорт».

Государственное управление развитием физической культуры и спорта осуществляет Министерство Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму. Оно возглавляет систему государственных спортивных организаций, состоящую из краевых, областных, городских и районных комитетов по ФКС.

Современный спорт тесно взаимодействует с другими соци­альными институтами, органами власти, культурой, религией, здравоохранением, сферой отдыха и досуга. Заметны тенденции значительного влияния спорта на сознание и общественную жизнь людей, существенно усилилась роль спорта в социализации и вос­питании личности, формировании ее спортивного имиджа, стиля жизни. Спорт занял серьезные позиции в структурах общего и про­фессионального образования, министерствах здравоохранения, культуры, обороны, внутренних дел, ФСБ, в погранвойсках.

Рассмотрим функции министерств и ведомств, осуществляю­щих физическое воспитание.

Министерство образования имеет в своей структуре управление физического воспитания учащихся и студентов, для которого ос­новными являются следующие виды деятельности:

—руководство физическим воспитанием в общеобразователь­ных учреждениях (лицеях, гимназиях, школах);

—обеспечение развития массовости физической культуры, контроля за организацией физкультурно-оздоровительных ме­роприятий в режиме дня школьников, во внешкольных учреж­дениях, в детских спортивных школах (ДСШ);

—обеспечение общеобразовательных и ДСШ кадрами учите­лей, тренеров, организаторов физической культуры;

—обеспечение ответственности за состояние материальной базы, инвентаря, оборудования;


 




— организация процесса физического воспитания в оздорови­тельных лагерях, по месту жительства;

— проведение соревнований среди учащихся;

— установление систематического контроля за состоянием учеб­ной и внеклассной работы в общеобразовательных учреждениях.

Отдел вузовского физического воспитания выполняет задачи по организации физического воспитания в вузах.

Кафедры физического воспитания проводят занятия, органи­зуют проверку профессионально-прикладной физической подго­товки (ППФП), прививают студентам организаторские навыки.

Министерство здравоохранения через свои учреждения здравоох­ранения осуществляет медицинский контроль за занимающимися ФКС (диспансеры, кабинеты врачебного контроля, здравпункты, поликлиники, медпункты, кабинеты ЛФК, массажа, санатории).

Для Министерства обороны России физическая подготовка яв­ляется важным, неотъемлемым элементом воинского обучения, воспитания личного состава Вооруженных сил России. Основны­ми формами физической подготовки являются: учебные занятия, утренние физические упражнения, физическая тренировка, спортивная тренировка, спортивная работа (Спортивный клуб ар­мии — СКА).

Министерство внутренних дел, ФСБ, погранвойска. В их функцио­нальные обязанности входит специально-прикладная физическая подготовка различных категорий военнослужащих, Всероссийское общество «Динамо» осуществляет спортивную работу среди военно­служащих, организует соревнования по видам спорта.

Министерство культуры обеспечивает организацию массовой, спортивной, физкультурно-оздоровительной и пропагандистской работы в клубах, парках, дворцах и домах культуры.

В основном это платные клубы, культивирующие спортивные танцы, бадминтон, плавание, фигурное катание, культурно-спортивные клубы, фитнесс-клубы, теннис-клубы.

К общественным органам управления относится Олимпийский комитет России (ОКР). Высшим органом управления этого коми­тета является Олимпийское собрание.

Федерации по видам спорта осуществляют управление развити­ем различных видов спорта.

В задачи деятельности ОКР входит:

1. Всемерное развитие олимпийского движения в стране, повы­шение его активности в международном спортивном движении.

2. Формирование позитивного отношения общества к физичес­кой культуре и спорту, пропаганда спорта.

3. Участие в развитии массового спорта, развитие спорта среди инвалидов.

4. Повышение престижа российского спорта на международ­ной арене.


 

5. Пропаганда в спортивном движении общечеловеческих гума­нистических идеалов, чести и благородства, принципов олимпиз-ма, борьбы с насилием, допингом, нарушением спортивной эти­ки, другими негативными явлениями в спорте.

6. Защита интересов спортсменов, тренеров, спортивных судей, ветеранов ФКС.

7. Пропаганда среди всех слоев населения спорта высших дости­жений как значимого социально-культурного феномена.

Вопросы и задания

1. Поразмышляйте, где, в каких социальных институтах в большей сте­пени будут востребованы специалисты сферы физической культуры и спорта?

2. «Здоровый» и «спортивный» стиль жизни — что объединяет эти по­нятия и в чем их различия?

3. Дайте характеристику социального института ФКС.

4. Назовите государственные и общественные органы управления фи­зической культурой и спортом.

Литература

1. Артемов В. А. Образ жизни и здоровье сельского населения // Социо­культурные аспекты физической культуры и здорового образа жизни. — М., 1996.

2. Виноградов П. А., Жолдак В. И., Чеботкевич В. И. Социология физи­ческой культуры и спорта: Учебное пособие. — Пенза, 1995.

3. Балъсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого. — М, 1988.

4. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. — М., 1991.

5. Пономарев Н. И. Социальные функции физической культуры и спорта. — Л., 1974.

6. Организация и управление физкультурным движением: Учебник. — М., 1981.

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА И ПУТИ ЕГО ОСВОЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ И ЛИЧНОСТЬЮ

Ценностный потенциал физической культуры и спорта как основа формирования физической культуры личности

Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельно­сти, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт — общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности.


 




Не случайно все последние годы все чаще говорится о физичес­кой культуре не только как о самостоятельном социальном фено­мене, но и как об устойчивом качестве личности. Тем не менее феномен физической культуры личности изучен далеко не полно­стью, хотя проблемы культуры духа и тела ставились еще в эпоху древних цивилизаций.

Физическая культура как феномен общей культуры уникальна. Именно она, по словам В. К. Бальсевича, является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека [1]. Более того, как доказывает Н. Н. Визитей, она является самым первым и базовым видом культуры, который формируется в человеке [3]. Физическая культура с присущим ей дуализмом может значительно влиять на состояние организма, психики, статус человека.

Исторически физическая культура складывалась прежде всего под влиянием практических потребностей общества в полноцен­ной физической подготовке подрастающего поколения и взросло­го населения к труду. Вместе с тем по мере становления систем образования и воспитания физическая культура становилась базо­вым фактором формирования двигательных умений и навыков.

Качественно новая стадия осмысления сущности физической культуры связывается с ее влиянием на духовную сферу человека как одного из действенных средств интеллектуального, нравствен­ного, эстетического воспитания. И если нет особой надобности утверждать огромное значение занятий физическими упражнени­ями на биологическую сущность человека: на его здоровье, физи­ческое развитие, воспитание двигательных качеств, то их влияние на развитие духовности требует особых пояснений и доказательств.

Лучшим доказательством значимости физической культуры для всестороннего развития человека может быть осмысление ценнос­тного потенциала этого феномена. Но прежде чем обратиться к его характеристике, рассмотрим понятие ценности в его социологи­ческом и философском значении.

Ценность — это понятие, которое получило широкое распрост­ранение в социологии при изучении личности и социального по­ведения. В ценностях воплощена значимость предметов и явлений социальной среды для человека и общества. Ценности являются социально приобретенными элементами структуры личности, вы­ступают как фиксированные, устойчивые представления о желае­мом. Ценности существуют независимо от конкретной личности как элемент культуры и становятся элементами духовной культуры лич­ности, важными регуляторами поведения в той мере, в какой осва­иваются эти ценности. Каждый тип культуры, каждая эпоха, нация, этнос, группа имеют свою специфическую систему ценностей.

Поэтому, говоря о ценностном потенциале физической куль­туры и спорта современного социума, необходимо иметь в виду


два уровня ценностей: общественный и личностный — и пред­ставлять механизм преобразования общественных ценностей в до­стояние каждой личности [2].

К общественным ценностям физической культуры мы отно­сим: интеллектуальные, ценности двигательного характера, цен­ности педагогической технологии, мобилизационные и интенционные ценности.

Содержание интеллектуальных ценностей представляет собой знание о методах и средствах развития физического потенциала человека как основы организации его физической активности, спортивной подготовки, закаливания и здорового стиля жизни.

К ценностям двигательного характера, по нашему мнению, следует отнести лучшие образцы моторной деятельности, достига­емые в процессе физического воспитания и спортивной подготов­ки, личные достижения подготовленности человека в движении, его реальный потенциал.

Под ценностями технологий формирования физической куль­туры мы понимаем различные комплексы методических руководств, практических рекомендаций, методики оздоровительной и спортив­ной тренировки — все то, что наработано специалистами для обес­печения процесса физической и спортивной подготовки.

Важными, пожалуй еще недостаточно осмысленными, ценно­стями физической культуры являются ценности интенционного характера, отражающие сформированность общественного мнения, престижность физической культуры и спорта в данном обществе, их популярность у различных категорий людей, а главное, жела­ние и готовность человека к постоянному развитию и совершен­ствованию потенциала своей физической культуры. По эффектив­ности их освоения можно реально оценить запросы общества и каждого человека в физической культуре и спорте, а также их дей­ствительное отношение к этой важнейшей сфере культуры.

К группе интенционных ценностей мы относим и социально-психологические установки людей, которые определяются харак­тером, структурой и направленностью потребностей, мотиваций и ценностных ориентации на занятия физическими упражнения­ми и спортом.

Особое значение для подготовки жизнеспособного и социально активного молодого поколения имеет освоение детьми и молоде­жью мобилизационных ценностей физической культуры. К их чис­лу относятся воспитываемая физкультурными и спортивными за­нятиями способность к рациональной организации своего бюдже­та времени, внутренняя дисциплина, собранность, быстрота оцен­ки ситуации и принятия решения, настойчивость в достижении поставленной цели, умение спокойно пережить неудачу и даже поражение, наконец, просто «выкрутиться» из сложной ситуации. Мобилизационные ценности физической культуры помогают че-


 




ловеку выжить в экстремальных ситуациях, которые не столь уж и редки в жизни современного общества: болезни, травмы, эколо­гические кризисы, аварии — вот тот неполный перечень ситуа­ций, когда человеку особенно нужны высокоразвитые двигатель­ные качества и способности. Физкультурно-спортивная деятель­ность способствует мобилизации функциональных, психологичес­ких и физических возможностей организма, опосредованно влияя на создание «запаса», своеобразного резерва для ответа на «не­штатные» внешние воздействия, требующие срочной мобилиза­ции функциональных сил человека.

Валеологические ценности физической культуры в рассматрива­емом аспекте так или иначе включают в себя все ее ценностное содержание.

Так, к валеологическим ценностям физической культуры следу­ет отнести накопленные теорией и методикой знания об исполь­зовании физических упражнений для эффективного физического развития человека, формирования его телосложения, закалива­ния, повышения работоспособности, психоэмоциональной ус­тойчивости.

Интегративность валеологических ценностей обосновывается включением в их содержание ценностей двигательного характера: умения и навыки, физическая подготовленность, работоспособ­ность — все эти качества существенно определяют состояние здо­ровья человека.

Мобилизационные ценности физической культуры также име­ют явную валеологическую направленность: самоорганизация здо­рового стиля жизни, умение противостоять неблагоприятным воз­действиям внешней среды — результат освоения валеологических ценностей физической культуры.

И, наконец, валеологические ценности физической культуры — это возможности для формирования мотивации, интереса, потреб­ности в бережном отношении человека к своему здоровью.

Личностный уровень освоения ценностей физической культуры определяется знаниями человека в области физического совершен­ствования, двигательными умениями и навыками, способностью к самоорганизации здорового стиля жизни, социально-психоло­гическими установками, ориентацией на занятия физкультурно-спортивной деятельностью.

Содержания ценностей физической культуры и спорта во мно­гом совпадают. Тем не менее следует учитывать их функциональ­ные различия. Физическая культура возникает и развивается как один из первых и наиболее существенных способов социализации, а спорт — как средство и форма выявления социального призна­ния высших способностей человека.

Специфические ценности спорта обладают высокой интегратив-ностью и вариативностью. В первую очередь это относится к вос-


питательной ценности спорта. Мы часто называем спорт «школой характера», «школой эмоций», «школой воли», «школой чест­ной игры», таким образом утверждая эмоциональные, нравствен­ные, эстетические ценности спорта. В широком олимпийском дви­жении возрастает ценность спорта как фактора социальной ин­теграции и укрепления международных связей. Спорт давно занял одно из самых видных мест в международном общении благодаря своим коммуникативным свойствам. Язык спорта не требует пе­ревода, он понятен и доступен, поскольку основан на общечело­веческой логике.

Говоря о ценностном потенциале спорта, нельзя не отметить значение накопленного в спорте опыта познания резервных спо­собностей человека. Осваивая все новые, неизведанные ранее ру­бежи, раздвигая границы человеческих возможностей, спортсме­ны наглядно демонстрируют реализацию этих возможностей и на­мечают ориентиры своих будущих рекордов. Таким образом, вы­полняя «пионерскую функцию» познания резервов человеческих возможностей, спорт несет в себе одну из самых важнейших и незаменимых социальных ценностей.

При характеристике социальной ценности спорта важно иметь в виду его немалое экономическое значение. Не зря сейчас развер­нулась такая ожесточенная борьба за право организации и прове­дения олимпийских игр, чемпионатов и кубков мира, других пре­стижных соревнований. Экономическая значимость спорта уже давно доказана. Материальные вложения общества в развитие спорта многократно окупаются, начиная со здоровья нации и кончая финансовыми доходами от его коммерческой стороны.

Содержание ценностного потенциала физической культуры и спорта не исчерпывается отмеченными выше характеристика­ми. В ходе развития общества физическая культура и спорт наряду с другими социальными явлениями постоянно расширяют грани­цы своего влияния на жизнь людей. Однако структура современно­го ценностного потенциала остается относительно стабильной, что и позволило нам сделать первую попытку его классификации и анализа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 8533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.