КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Физическая культура и спорт в образе жизни общества и стиль жизни человекаПрежде чем обсуждать суть данной проблемы, рассмотрим понятия образа жизни, стиля жизни, здорового образа жизни и связанные с ними категории. Образ жизни — совокупность существенных черт, характеризующих способ жизнедеятельности людей в конкретном обществе (те нормы и ценности, которые определяют образец жизни данного конкретного общества) — собирательное понятие. Стиль жизни — способ жизнедеятельности отдельного индивида. Он обозначает характерные специфичные способы самовыражения представителей различных социокультурных групп, проявляющиеся в их повседневной жизни, в деятельности, поведении, отношениях. Показателями стиля жизни являются особенности организации приемов и навыков трудовой деятельности, выбор круга и форм общения, характерные способности самовыражения, специфика структуры и содержания потребления товаров и услуг, а также организации непосредственной социокультурной среды и свободного времени. Для обеспечения точки отсчета при сравнении уклада жизни, уровня и качества жизни представителей различных социальных групп вводится понятие «стандарт жизни» При этом можно иметь в виду стандарты уклада, уровня, качества жизни отдельных людей, социальной группы, социальной общности в определенный период жизни. Так, понятие уклад жизни характеризует конкретно-исторические социально-экономические и политические аспекты образа жизни. В качестве показателей уклада жизни выступают характер собственности на средства производства, содержание экономики, идеологии и особенности политического устройства. Понятие уровень жизни используется для количественной оценки степени удовлетворения потребностей и запросов членов об- щества в рассматриваемый период времени. Показателями уровня жизни является размер заработной платы и дохода на душу населения. Понятие качество жизни отражает степень удовлетворения потребностей и запросов более сложного характера, не поддающихся прямому количественному измерению. Оно выполняет «социально-оценочную функцию» по отношению к категории «образ жизни». Показателями качества жизни являются характер и содержание труда и досуга, удовлетворенность ими, степень комфорта в труде и в быту. Здоровый образ жизни — это прежде всего культурный образ жизни, цивилизованный, гуманистический. «Здоровый дух — в здоровом теле», забота о здоровье как высшей ценности — основные категории, определяющие содержание данного феномена. Современный образ жизни населения определяется экономическим и политическим состоянием общества. Для нашей страны сейчас характерны кризисы экономический, политический и как следствие — социальный. Естественно, что люди стараются адекватно реагировать на кризисную ситуацию: больше работать, меньше есть, меньше отдыхать — это естественная реакция на снижение эффективности экономики. Во многом стиль жизни современных людей характеризуется как способ выживания. Доказательством тому являются следующие объективные факторы: увеличение доли семейного труда (как правило, в семье работают все, даже дети, студенты, пенсионеры); величина трудовой нагрузки — на уровне физиологического предела (работают на 2—3 ставках); особенно страдает сельское население, где работать вынуждены еще и на собственном подворье. Свободное время у людей заметно сократилось. Оно изменилось по качеству и по количеству, приобретя явно выраженный информационно-восстановительный характер. Отпуск у большинства населения стал более трудовым: люди предпочитают проводить его на подсобном хозяйстве, на даче или вообще не брать отпуск, чтобы заработать дополнительные средства для проживания. Одной из составляющих образа жизни является потребление табака и алкоголя. Сейчас Россия — в числе мировых лидеров по употреблению алкоголя: 14 л чистого алкоголя на душу населения в год. Привычка пить — более стойкая, чем курить. Из 70 % курильщиков-мужчин 1/3 хотела бы расстаться с этой привычкой. Желающих отказаться от алкоголя гораздо меньше. Образ жизни россиян характеризуется высокой криминогенностью. Возросло количество тяжких преступлений, убийств. Все это приводит к сокращению продолжительности жизни нашего населения. Сегодня она достигла критической отметки: у мужчин — 57—58 лет, у женщин — 67 — 68 лет [1]. Что касается физкультурно-спортивной активности населения, то на сегодняшний день она выражена в следующих формах и цифрах (по данным ВНИИФКа): —активная включенность в физкультурно-спортивную деятельность (ФСД) составляет очень незначительную часть населения — примерно 10%; —эпизодические физкультурно-спортивные занятия (хорошая погода — покатался на лыжах, отличная компания — поиграл в волейбол) — примерно 30% населения; —пассивно-зрительское поведение (телевизионные болельщики, болельщики-фанаты) — около 30% россиян; —безразличие к спорту: примерно 20—30% населения не воспринимает спорт как необходимое социальное явление. Причин безразличного отношения взрослого населения к занятиям спортом много — это и слабая пропаганда, неразвитая спортивная инфраструктура, высокая плата за посещение бассейнов, тренажерных клубов, спортивных центров, недостаток свободного времени. Тем не менее на сегодняшний день социологи отмечают тенденцию к проявлению интереса к занятиям у некоторых групп населения, имеющих высокий материальный уровень (бизнесмены, политики, представители среднего класса). Спорт становится для этих людей стилем жизни, одним из атрибутов высокого социального положения. Несмотря на сложнейшую социально-экономическую ситуацию, которая складывается в стране, спорт для многих людей остается любимым развлечением, формой проведения досуга, поддержания работоспособности и сохранения здоровья. Все больше молодых родителей понимают значимость спортивных занятий в воспитании детей. Многие новые общеобразовательные учреждения: частные школы, колледжи — наряду с престижными программами по обучению иностранным языкам, компьютерными программами как обязательный предмет рассматривают физическое воспитание. Начинают возрождаться школьные спортивные клубы, студенческий спорт, строятся новые спортивные залы, создаются тренажерные классы. Спорт входит и в детские сады, и в коммерческие фирмы, в образ жизни и молодых, и пожилых людей. Как показывают социологи, у взрослых людей отношение к спорту, как правило, диктуется привычкой к занятиям, навыками самоорганизации таких занятий, специальной информацией, а также желанием пообщаться, установить новые контакты, которые создают предпосылки для приятного времяпрепровождения. Спортивный стиль жизни диктуется и современной модой на здоровое тело, стройную фигуру, на освоение необычных видов спорта. Пожилые люди считают, что спортивные занятия помогут им продлить творческие возможности, укрепить здоровье. Для молодых спортивный стиль жизни — составляющая жизненного успеха, форма проведения свободного времени, общения, реализации жизненных сил. Для поддержания и развития идеи спортивного образа жизни нации необходимо прежде всего улучшить подготовку специалистов, способных обеспечить высокое качество занятий, их организации и проведения с учетом индивидуальных и групповых интересов, ценностных ориентации и мотивации. Место и роль физической культуры и спорта в социальных институтах общества Российская Федерация является президентской республикой. Высший законодательный орган власти — Федеральное собрание и Государственная Дума. В структуре Государственной Думы образован Комитет по делам физической культуры, спорта и туризма. В этом комитете определяется законодательно-правовая база отрасли «Физическая культура и спорт». Государственное управление развитием физической культуры и спорта осуществляет Министерство Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму. Оно возглавляет систему государственных спортивных организаций, состоящую из краевых, областных, городских и районных комитетов по ФКС. Современный спорт тесно взаимодействует с другими социальными институтами, органами власти, культурой, религией, здравоохранением, сферой отдыха и досуга. Заметны тенденции значительного влияния спорта на сознание и общественную жизнь людей, существенно усилилась роль спорта в социализации и воспитании личности, формировании ее спортивного имиджа, стиля жизни. Спорт занял серьезные позиции в структурах общего и профессионального образования, министерствах здравоохранения, культуры, обороны, внутренних дел, ФСБ, в погранвойсках. Рассмотрим функции министерств и ведомств, осуществляющих физическое воспитание. Министерство образования имеет в своей структуре управление физического воспитания учащихся и студентов, для которого основными являются следующие виды деятельности: —руководство физическим воспитанием в общеобразовательных учреждениях (лицеях, гимназиях, школах); —обеспечение развития массовости физической культуры, контроля за организацией физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня школьников, во внешкольных учреждениях, в детских спортивных школах (ДСШ); —обеспечение общеобразовательных и ДСШ кадрами учителей, тренеров, организаторов физической культуры; —обеспечение ответственности за состояние материальной базы, инвентаря, оборудования;
— организация процесса физического воспитания в оздоровительных лагерях, по месту жительства; — проведение соревнований среди учащихся; — установление систематического контроля за состоянием учебной и внеклассной работы в общеобразовательных учреждениях. Отдел вузовского физического воспитания выполняет задачи по организации физического воспитания в вузах. Кафедры физического воспитания проводят занятия, организуют проверку профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), прививают студентам организаторские навыки. Министерство здравоохранения через свои учреждения здравоохранения осуществляет медицинский контроль за занимающимися ФКС (диспансеры, кабинеты врачебного контроля, здравпункты, поликлиники, медпункты, кабинеты ЛФК, массажа, санатории). Для Министерства обороны России физическая подготовка является важным, неотъемлемым элементом воинского обучения, воспитания личного состава Вооруженных сил России. Основными формами физической подготовки являются: учебные занятия, утренние физические упражнения, физическая тренировка, спортивная тренировка, спортивная работа (Спортивный клуб армии — СКА). Министерство внутренних дел, ФСБ, погранвойска. В их функциональные обязанности входит специально-прикладная физическая подготовка различных категорий военнослужащих, Всероссийское общество «Динамо» осуществляет спортивную работу среди военнослужащих, организует соревнования по видам спорта. Министерство культуры обеспечивает организацию массовой, спортивной, физкультурно-оздоровительной и пропагандистской работы в клубах, парках, дворцах и домах культуры. В основном это платные клубы, культивирующие спортивные танцы, бадминтон, плавание, фигурное катание, культурно-спортивные клубы, фитнесс-клубы, теннис-клубы. К общественным органам управления относится Олимпийский комитет России (ОКР). Высшим органом управления этого комитета является Олимпийское собрание. Федерации по видам спорта осуществляют управление развитием различных видов спорта. В задачи деятельности ОКР входит: 1. Всемерное развитие олимпийского движения в стране, повышение его активности в международном спортивном движении. 2. Формирование позитивного отношения общества к физической культуре и спорту, пропаганда спорта. 3. Участие в развитии массового спорта, развитие спорта среди инвалидов. 4. Повышение престижа российского спорта на международной арене.
5. Пропаганда в спортивном движении общечеловеческих гуманистических идеалов, чести и благородства, принципов олимпиз-ма, борьбы с насилием, допингом, нарушением спортивной этики, другими негативными явлениями в спорте. 6. Защита интересов спортсменов, тренеров, спортивных судей, ветеранов ФКС. 7. Пропаганда среди всех слоев населения спорта высших достижений как значимого социально-культурного феномена. Вопросы и задания 1. Поразмышляйте, где, в каких социальных институтах в большей степени будут востребованы специалисты сферы физической культуры и спорта? 2. «Здоровый» и «спортивный» стиль жизни — что объединяет эти понятия и в чем их различия? 3. Дайте характеристику социального института ФКС. 4. Назовите государственные и общественные органы управления физической культурой и спортом. Литература 1. Артемов В. А. Образ жизни и здоровье сельского населения // Социокультурные аспекты физической культуры и здорового образа жизни. — М., 1996. 2. Виноградов П. А., Жолдак В. И., Чеботкевич В. И. Социология физической культуры и спорта: Учебное пособие. — Пенза, 1995. 3. Балъсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого. — М, 1988. 4. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. — М., 1991. 5. Пономарев Н. И. Социальные функции физической культуры и спорта. — Л., 1974. 6. Организация и управление физкультурным движением: Учебник. — М., 1981. СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА И ПУТИ ЕГО ОСВОЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ И ЛИЧНОСТЬЮ Ценностный потенциал физической культуры и спорта как основа формирования физической культуры личности Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт — общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности.
Не случайно все последние годы все чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности. Тем не менее феномен физической культуры личности изучен далеко не полностью, хотя проблемы культуры духа и тела ставились еще в эпоху древних цивилизаций. Физическая культура как феномен общей культуры уникальна. Именно она, по словам В. К. Бальсевича, является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека [1]. Более того, как доказывает Н. Н. Визитей, она является самым первым и базовым видом культуры, который формируется в человеке [3]. Физическая культура с присущим ей дуализмом может значительно влиять на состояние организма, психики, статус человека. Исторически физическая культура складывалась прежде всего под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду. Вместе с тем по мере становления систем образования и воспитания физическая культура становилась базовым фактором формирования двигательных умений и навыков. Качественно новая стадия осмысления сущности физической культуры связывается с ее влиянием на духовную сферу человека как одного из действенных средств интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания. И если нет особой надобности утверждать огромное значение занятий физическими упражнениями на биологическую сущность человека: на его здоровье, физическое развитие, воспитание двигательных качеств, то их влияние на развитие духовности требует особых пояснений и доказательств. Лучшим доказательством значимости физической культуры для всестороннего развития человека может быть осмысление ценностного потенциала этого феномена. Но прежде чем обратиться к его характеристике, рассмотрим понятие ценности в его социологическом и философском значении. Ценность — это понятие, которое получило широкое распространение в социологии при изучении личности и социального поведения. В ценностях воплощена значимость предметов и явлений социальной среды для человека и общества. Ценности являются социально приобретенными элементами структуры личности, выступают как фиксированные, устойчивые представления о желаемом. Ценности существуют независимо от конкретной личности как элемент культуры и становятся элементами духовной культуры личности, важными регуляторами поведения в той мере, в какой осваиваются эти ценности. Каждый тип культуры, каждая эпоха, нация, этнос, группа имеют свою специфическую систему ценностей. Поэтому, говоря о ценностном потенциале физической культуры и спорта современного социума, необходимо иметь в виду два уровня ценностей: общественный и личностный — и представлять механизм преобразования общественных ценностей в достояние каждой личности [2]. К общественным ценностям физической культуры мы относим: интеллектуальные, ценности двигательного характера, ценности педагогической технологии, мобилизационные и интенционные ценности. Содержание интеллектуальных ценностей представляет собой знание о методах и средствах развития физического потенциала человека как основы организации его физической активности, спортивной подготовки, закаливания и здорового стиля жизни. К ценностям двигательного характера, по нашему мнению, следует отнести лучшие образцы моторной деятельности, достигаемые в процессе физического воспитания и спортивной подготовки, личные достижения подготовленности человека в движении, его реальный потенциал. Под ценностями технологий формирования физической культуры мы понимаем различные комплексы методических руководств, практических рекомендаций, методики оздоровительной и спортивной тренировки — все то, что наработано специалистами для обеспечения процесса физической и спортивной подготовки. Важными, пожалуй еще недостаточно осмысленными, ценностями физической культуры являются ценности интенционного характера, отражающие сформированность общественного мнения, престижность физической культуры и спорта в данном обществе, их популярность у различных категорий людей, а главное, желание и готовность человека к постоянному развитию и совершенствованию потенциала своей физической культуры. По эффективности их освоения можно реально оценить запросы общества и каждого человека в физической культуре и спорте, а также их действительное отношение к этой важнейшей сфере культуры. К группе интенционных ценностей мы относим и социально-психологические установки людей, которые определяются характером, структурой и направленностью потребностей, мотиваций и ценностных ориентации на занятия физическими упражнениями и спортом. Особое значение для подготовки жизнеспособного и социально активного молодого поколения имеет освоение детьми и молодежью мобилизационных ценностей физической культуры. К их числу относятся воспитываемая физкультурными и спортивными занятиями способность к рациональной организации своего бюджета времени, внутренняя дисциплина, собранность, быстрота оценки ситуации и принятия решения, настойчивость в достижении поставленной цели, умение спокойно пережить неудачу и даже поражение, наконец, просто «выкрутиться» из сложной ситуации. Мобилизационные ценности физической культуры помогают че-
ловеку выжить в экстремальных ситуациях, которые не столь уж и редки в жизни современного общества: болезни, травмы, экологические кризисы, аварии — вот тот неполный перечень ситуаций, когда человеку особенно нужны высокоразвитые двигательные качества и способности. Физкультурно-спортивная деятельность способствует мобилизации функциональных, психологических и физических возможностей организма, опосредованно влияя на создание «запаса», своеобразного резерва для ответа на «нештатные» внешние воздействия, требующие срочной мобилизации функциональных сил человека. Валеологические ценности физической культуры в рассматриваемом аспекте так или иначе включают в себя все ее ценностное содержание. Так, к валеологическим ценностям физической культуры следует отнести накопленные теорией и методикой знания об использовании физических упражнений для эффективного физического развития человека, формирования его телосложения, закаливания, повышения работоспособности, психоэмоциональной устойчивости. Интегративность валеологических ценностей обосновывается включением в их содержание ценностей двигательного характера: умения и навыки, физическая подготовленность, работоспособность — все эти качества существенно определяют состояние здоровья человека. Мобилизационные ценности физической культуры также имеют явную валеологическую направленность: самоорганизация здорового стиля жизни, умение противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды — результат освоения валеологических ценностей физической культуры. И, наконец, валеологические ценности физической культуры — это возможности для формирования мотивации, интереса, потребности в бережном отношении человека к своему здоровью. Личностный уровень освоения ценностей физической культуры определяется знаниями человека в области физического совершенствования, двигательными умениями и навыками, способностью к самоорганизации здорового стиля жизни, социально-психологическими установками, ориентацией на занятия физкультурно-спортивной деятельностью. Содержания ценностей физической культуры и спорта во многом совпадают. Тем не менее следует учитывать их функциональные различия. Физическая культура возникает и развивается как один из первых и наиболее существенных способов социализации, а спорт — как средство и форма выявления социального признания высших способностей человека. Специфические ценности спорта обладают высокой интегратив-ностью и вариативностью. В первую очередь это относится к вос- питательной ценности спорта. Мы часто называем спорт «школой характера», «школой эмоций», «школой воли», «школой честной игры», таким образом утверждая эмоциональные, нравственные, эстетические ценности спорта. В широком олимпийском движении возрастает ценность спорта как фактора социальной интеграции и укрепления международных связей. Спорт давно занял одно из самых видных мест в международном общении благодаря своим коммуникативным свойствам. Язык спорта не требует перевода, он понятен и доступен, поскольку основан на общечеловеческой логике. Говоря о ценностном потенциале спорта, нельзя не отметить значение накопленного в спорте опыта познания резервных способностей человека. Осваивая все новые, неизведанные ранее рубежи, раздвигая границы человеческих возможностей, спортсмены наглядно демонстрируют реализацию этих возможностей и намечают ориентиры своих будущих рекордов. Таким образом, выполняя «пионерскую функцию» познания резервов человеческих возможностей, спорт несет в себе одну из самых важнейших и незаменимых социальных ценностей. При характеристике социальной ценности спорта важно иметь в виду его немалое экономическое значение. Не зря сейчас развернулась такая ожесточенная борьба за право организации и проведения олимпийских игр, чемпионатов и кубков мира, других престижных соревнований. Экономическая значимость спорта уже давно доказана. Материальные вложения общества в развитие спорта многократно окупаются, начиная со здоровья нации и кончая финансовыми доходами от его коммерческой стороны. Содержание ценностного потенциала физической культуры и спорта не исчерпывается отмеченными выше характеристиками. В ходе развития общества физическая культура и спорт наряду с другими социальными явлениями постоянно расширяют границы своего влияния на жизнь людей. Однако структура современного ценностного потенциала остается относительно стабильной, что и позволило нам сделать первую попытку его классификации и анализа.
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 8533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |