Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О естественной природе и социальной сущности человека




Научное разграничение рассматриваемых понятий позволяет правильно осмыслить двуединую (именно двуединую, а не двой­ную, дуалистическую) — природно-социальную, биосоциальную — основу человека, как не допуская игнорирования природных на­чал в человеке, так и не отрицая ведущей, решающей роли соци­ального в этом единстве. В истории социологии, как известно, имели место обе эти крайние точки зрения: полный отрыв человека от его природных основ и абсолютизация места и роли биологичес­кого в ущерб социальному.

Были попытки рассмотреть проблему соотношения биологичес­кого и социального в развитии человека с исторических позиций [8, 15]. Относительно длительности и количества стадий формиро­вания человека существуют различные точки зрения [13]. Однако большинство исследователей сходятся во мнении, что социогенез одновременно обусловливал антропогенез. Так, Т. В. Корсаевская пишет, что «социальность человека в своем исходном значении выводима из его биологии, телесной организации», и в то же вре­мя, «из биологии вырастает его социальность, которая «снимает его биологию» [8, с. 10, 11]. Мы солидарны с позицией К.Е.Тара­сова и Е. К. Черненко [15], утверждающих, что решающее значе­ние в формировании специфической человеческой биологии при­надлежит социогенезу. Но это не общебиологические предпосыл­ки, на базе которых могла произойти социализация антропогенеза. Полная универсализация эволюции организма человека обуслов­лена не биологическим, а социальным образом труда, общения и жизни [15]. Однако подобные теоретические положения еще долж­ны стать предметом серьезного научного исследования.


 




Связующим звеном между социальной средой и организмом человека является личность, состоящая из совокупности ее ка­честв и отношений к жизни. Через личность человеческий орга­низм испытывает влияние социального фактора [16]. Понятие «че­ловек» включает в себя понятие «человеческий индивид», харак­теризующее его биологическую сторону, и понятие «личность», выражающее его социальную сторону. Понятие «человеческий ин­дивид» не содержит ничего специфически социального, оно, так же как и понятие «организм», — отражение принадлежности че­ловека к живой природе, биологическому. Личность же характери­зуется не биологическими, а социальными качествами. Она носи­тель определенных социальных функций, однако, выполняя эти функции, накладывает на их выполнение свои неповторимые чер­ты — характер, волю, силу своего ума, интересы и потребности, знания, ценностные ориентации и мировоззрение [16, с. 69].

Социальные, личностные качества человека формируются толь­ко под влияниям социальной среды и проявляются в социальной деятельности в той роли, которую он выполняет в обществе [7]. В то же время, рассматривая особенности взаимоотношений социаль­ного и биологического в человеке, следует отметить, что биологи­ческое имеет в человеке субстанциональный характер. Биологи­ческая сторона в жизнедеятельности обусловливает социальную активность личности. Вся деятельность человека обеспечивается метаболизмом, имеющим биологический характер. Исходя из это­го, нам представляется неправомерным игнорирование биологи­ческой стороны жизнедеятельности в формировании личности, которое наблюдается в педагогике и социологии. Только в диалек­тическом единстве природного и социального может развиваться человек. Именно исходя из представлений о сущности единства социального и биологического, можно рассматривать проблему форми­рования физической культуры как отдельного человека, так и чело­вечества в целом. При этом физический потенциал, по мнению В. К. Бальсевича, определяется множеством факторов биологичес­кого и социального характера. В конечном счете задача сводится к тому, чтобы познать естественные, природные законы индивиду­альной эволюции физических способностей человека, а затем в стро­гом соответствии с ними выработать и реализовать пути социально­го, в том числе педагогического и организационного стимулирова­ния гармоничного роста этих способностей. Приоритет биологичес­кого в данном случае заключается в том, что оно формирует страте­гию последовательности и интенсивности тренирующих воздействий и обеспечивает развитие физических возможностей, а приоритет социального — в том, что оно обеспечивает, с одной стороны, процесс познания мудрости природы, а с другой, — практическую реализацию его результатов в соответствии с запросами, возмож­ностями, моральными и нравственными ценностями общества [3].





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1119; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.