Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологические проблемы спортивной деятельности




ИЗ


перестраивать свою работу, отказаться от изживших шаблонных мероприятий, подобных спартакиадам. Практика показывает, что в них зачастую участвуют слабо подготовленные к соревнователь­ной деятельности студенты, соревнования проводятся по непо­пулярным среди студентов видам спорта, занимают много вре­мени и по существу снижают интерес к физкультурно-спортив-ной деятельности.

Большинство опрошенных студентов готовы использовать для организации оздоровления и активного отдыха платные услуги (табл. 6).

Таблица 6

В свете изменившейся экономической ситуации в стране этот факт особенно важен. Он требует от специалистов поиска новых форм физкультурно-оздоровительной работы в вузе.

Наиболее популярными видами оздоровления у студентов всех вузов считаются сауна, бассейн, массажные процедуры. Такие виды платных услуг уже длительное время используются населением, благоприятно воздействуя на самочувствие и здоровье людей, и, конечно, их развитие требует особой финансовой поддержки. По­этому большинство опрошенных (88,1 %) готовы оплачивать дан­ные услуги и регулярно их использовать в качестве оздоровитель­ных форм и активного проведения досуга.

Социологические исследования последних лет неоднократно доказывали, что социальная активность (в том числе и физкуль-


турно-спортивная) во многом определяется структурой духовных интересов и потребностей личности, ее мотивов и ценностных ориентации, предпочтений и установок. Анализ данных выявил комплекс объективных (внешних) условий и субъективных (внут­ренних) факторов, характеризующих отношение и мотивацию студентов к физкультурно-спортивной деятельности. По мнению студентов, их потребности, интересы и мотивы включения в физ-культурно-спортивную деятельность определяются состоянием ма­териальной спортивной базы, направленностью содержания учеб­ного процесса и организацией массовой физкультурно-оздорови­тельной работы, наличием физкультурных знаний для организа­ции самостоятельных занятий (табл. 7).

Таблица 7

Таблица показывает заметные различия в оценке факторов, которые, по мнению студентов, препятствуют формированию мо­тивации и активного положительного отношения к физкультур­но-спортивной деятельности. Наиболее значимым фактором, как считают студенты, является недостаток свободного времени: 48,3% опрошенных указывает этот фактор в качестве главной причины


своей низкой физкультурно-спортивной активности. В то же время большинство социологов, исследовавших бюджет свободного вре­мени студентов, утверждают о наличии значительного количества времени, которое студенты отводят на досуговые формы занятий: от 1,5 до 3,5 часов в учебный день.

По данным нашего исследования, бюджет свободного времени студентов Новосибирского института народного хозяйства состав­ляет 4 час. 46 мин. Анализируя полученные данные и сопоставляя их с другими, можно заключить, что причиной низкой активнос­ти в физкультурно-спортивной деятельности является не количе­ственный недостаток свободного времени, а неумение рациональ­но им распорядиться, и главное — невысокая ценность физкуль­турно-спортивной деятельности в структуре свободного времени студентов. Данный вывод созвучен с ответами 19,8% опрошенных студентов, подтверждающих, что никогда не задумывались о при­чинах своей низкой физкультурно-спортивной активности. Более того, в вузах гуманитарного профиля этот факт подтверждают около 27% опрошенных.

Хотелось бы отметить недостаток физкультурных знаний для организации самостоятельных занятий: 10,2% опрошенных студен­тов считают его основной причиной своей низкой физкультурно-спортивной активности. Поэтому важно усилить образовательную направленность учебно-воспитательного процесса в вузе.

Около 15 % опрошенных студентов вузов различного профиля говорят об отсутствии возможности выбора вида спорта, недостат­ке инвентаря и спортивной формы для занятий физическими уп­ражнениями. Причем в ходе анализа становится очевидным, что подобное положение характерно для всех вузов, независимо от профиля обучения студентов. Таким образом, значительно снижа­ют физическую активность студентов слабое развитие физкультур­но-спортивной индустрии и не отвечающий объективным требо­ваниям экономический базис физкультурного движения.

Рассмотрев комплекс объективных (внешних) и субъективных (внутренних) факторов, препятствующих реализации физкультур­но-спортивной деятельности, удовлетворению имеющихся потреб­ностей личности, можно утверждать, что от своевременного уст­ранения объективных причин и усиления образовательного и вос­питательного аспектов во многом зависит уровень физкультурно-спортивной активности студентов.

Анализ факторов, определяющих процесс формирования по­требностей, интересов и мотивов, был бы неполным без рассмот­рения субъективных побуждений личности (табл. 8).

Из таблицы видно, что существенно влияет на уровень физ­культурно-спортивной активности значительный приоритет двух факторов: желание студентов повысить свою физическую подго­товленность (33,5% опрошенных) и необходимость оптимизиро-


вать вес и улучшить фигуру (42,8 % опрошенных студентов). Следо­вательно, 76,3 % студентов считают, что их физкультурно-спортив-ная активность определяется одним из этих факторов.

Таблица 8

Для студентов технического вуза наиболее значим такой фак­тор-побудитель в мотивационной сфере, как повышение физичес­кой подготовленности: 48,5% опрошенных считают его наиболее важным побудителем их физкультурно-спортивной деятельности.

Для студентов гуманитарного и смешанного профилей важней­шим мотивом, побуждающим их к занятиям физическими упраж­нениями, является необходимость оптимизировать вес и улучшить фигуру: соответственно 48,6 % и 52,7 % опрошенных отмечают зна-


чимость данного фактора-побудителя их физкультурно-спортив-ной активности. На наш взгляд, это объясняется наличием в дан­ных вузах преимущественно женского контингента. Для девушек-студенток высоко значимы мотивации, связанные с оптимизацией веса тела и улучшением фигуры путем активных занятий физичес­кими упражнениями. Вто время как для юношей-студентов важен мотив повышения своей физической подготовленности (табл. 9).

Таблица 9

Проведенное исследование показало низкую значимость для студентов всех вузов такого фактора, как достижение высокого спортивного результата: лишь 0,5% опрошенных оценивают его


формирующее воздействие на свои мотивационные установки в сфере физической культуры. Видимо, именно этим обстоятельством объясняется нежелание студентов участвовать в крупных спортив­ных соревнованиях и массовых мероприятиях. Значит, в организа­ции массовой физкультурно-оздоровительной работы в вузе необ­ходимо руководствоваться в большей степени спортивно-оздоро­вительной направленностью: проводить спортивные праздники, «дни здоровья», организовывать клубы по физкультурно-спортив-ным интересам и другие неформальные объединения, способству­ющие развитию самоуправления, творческой активности в сфере физической культуры и спорта.

Тревожным выводом данного раздела исследования является недооценка студентами таких субъективных факторов, формирую­щих мотивацию, как понимание значимости занятий для воспита­ния красивой манеры и культуры движений, воспитания волевых качеств, рационального использования свободного времени: всего лишь 4,6 % опрошенных студентов отмечают их особое влияние на формирование ценностно-мотивационных установок. Сложившее­ся положение социологи связывают с низким образовательно-вос­питательным потенциалом учебных занятий и спортивно-массо­вых мероприятий, акцентированным вниманием к нормативным показателям физкультурно-спортивной деятельности студентов. Подтверждением может считаться мнение 6,3 % студенток и 4,7 % студентов. Положительной мотивацией для них является получе­ние зачета по физической культуре.

Неопределенность мотивационной сферы говорит о том, что важно планомерно и целенаправленно проводить учебно-воспи­тательную работу, побуждающую студентов к деятельному отно­шению в освоении ценностей физической культуры.

Подводя итоги конкретно-социологического исследования, следует подчеркнуть, что непременным условием воспитания физической культуры студента является вовлечение его в физ-культурно-спортивную деятельность. Результаты доказывают, что у студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом, повышается жизненный тонус, уверенность в своих силах, оптимизм. Среди них больше энергичных, одухот­воренных людей, способных повести за собой коллектив, эффек­тивно управлять производством. Занятия физической культурой способствуют рациональному распределению свободного време­ни, позволяют студенту активно включаться в другие виды дея­тельности и реализовывать свои сущностные силы. Целостный характер физкультурно-спортивной деятельности и ее общедос­тупность могут стать мощным средством повышения социаль­ной активности студенческой молодежи. Задача педагогов — сформировать у студентов активное отношение к этой сфере де­ятельности.


Полученные в социологическом исследовании данные стали основанием для следующих выводов:

• физкультурно-спортивная деятельность наряду с другими ви­дами деятельности входит в образ жизни студентов. Большинство из них (более 73 % опрошенных) высоко оценивают социальную значимость физической культуры в жизни общества. Однако сис­тематически используют средства физической культуры во вне-учебное время лишь 21,8% опрошенных студентов;

• рассматривая интерес к физической культуре как динамичес­кую социальную категорию, правомерно утверждать, что в сту­денческом возрасте наступает его стабилизация (62,1 % опрошен­ных отметили данный факт). Снижение интереса к занятиям физи­ческими упражнениями у одной пятой части опрошенных студен­тов свидетельствует о низкой эффективности учебно-воспитатель­ного процесса и слабой организации физкультурно-оздоровитель­ной работы в вузах;

• наибольшее влияние на уровень интереса оказывают такие объективные факторы, как улучшение качества проведения заня­тий физическими упражнениями (40,9 % опрошенных) и возмож­ность выбора форм занятий и видов спорта (35,7 %). В то же время низкий уровень качества существующей рекламы физической куль­туры и спорта не позволяет студентам осознать ее истинную цен­ность и влияние на формирование интереса к физкультурно-спортивной деятельности;

• наиболее интересными и привлекательными формами заня­тий для студентов являются секционные занятия по видам спорта (32,1%), для студенток более значимы занятия в формах, имею­щих ярко выраженную оздоровительную направленность в клубах по физкультурно-спортивным интересам и других неформальных объединениях;

• для организации активного отдыха и оздоровления студенты готовы пользоваться платными услугами, наиболее привлекатель­ными из них являются: занятия в бассейне, использование мас­сажных процедур и сауны;

• физкультурно-спортивную активность студентов можно уси­лить при условии устранения объективных причин, которые ме­шают им заниматься физкультурно-оздоровительной деятельнос­тью, обратив особое внимание на неумение студентов распреде­лять свое свободное время, слабое развитие физкультурно-спортив-ной инфраструктуры и в целом не отвечающий современным тре­бованиям экономический базис вузовского физкультурного дви­жения;

• сознательное отношение к физической культуре формируется под воздействием различных субъективных факторов, поэтому ча­сто связывается с желанием студентов повысить свою физическую подготовленность (33,5% опрошенных), возможностью оптими-


зировать вес тела и улучшить фигуру, необходимостью снять уста­лость и повысить работоспособность. В то же время недооценка студентами таких субъективных факторов, формирующих мотива­цию, как понимание духовной ценности занятий, развитие по­знавательных возможностей в процессе физкультурно-спортивной [ деятельности, связана с низким воспитательно-образовательным уровнем и доминирующим влиянием нормативного подхода в орга­низации учебно-воспитательного процесса в вузе. Создавшаяся критическая ситуация требует глубокого анализа уровня физкуль­турной образованности студентов и принятия активных мер для повышения информационно-образовательной направленности учебных и внеучебных форм занятий физическими упражнениями студентов вузов.

Вопросы и задания

1. Дайте характеристику физической культуры как части общей культу­ры общества и личности.

2. В чем вы видите главную цель функционирования физической куль­туры?

3. Проанализируйте основные этапы развития общества и их связь с функционированием физической культуры.

4. В чем суть социального механизма, своеобразной движущей силы
развития общества?

5. Дайте характеристику основным факторам развития физической куль­туры.

6. Сделайте анализ отношения молодежи к физической культуре.

Литература

1. Лубышева Л. И. Десять лекций по социологии физической культуры и
I спорта. — М., 2000.

2. Пономарев Н.А. Социология физической культуры: Учебное пособие. — СПб., 1998.

3. Столяров В. И. Социология физической культуры и спорта: (Основ­ные проблемы, новые подходы и концепции). — М., 1999.


Глава V

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИ­ЖЕНИЙ И СОВРЕМЕННОГО ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Отличительные характеристики спорта высших достижений и дру­гих разновидностей спорта. Социальные противоречия, определя­ющие кризисную ситуацию в развитии спорта высших достижений. Развитие олимпийского движения, проблемы гуманизации спорта высших достижений. Спорт высших достижений в XXI в.: социоло­гический прогноз развития. Понятие и отличительные черты спор­тивной карьеры. Периоды развития. Основные противоречия, обус­ловливающие кризисы спортивной карьеры. Особенности социаль-" ной адаптации спортсменок. Социальная адаптация спортсменов после завершения спортивной карьеры. Понятие о личности. Соци­альная роль спорта в развитии общества и социализации личности. Социализация спортсмена. Социальная ответственность спортсмена.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1858; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.