Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методологическая часть программы. Физическая культура в здоровом образе жизни людей: ее значимость и пути актуализации




ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Физическая культура в здоровом образе жизни людей: ее значимость и пути актуализации

Обоснование проблемы исследования. Необходимость разработки и реа­лизации исследовательского проекта связана прежде всего с особеннос­тями развития нашего общества, его реформированием, новым форми­рующимся образом жизни людей, повышением значимости личностной физической культуры.

Ухудшение экономической ситуации повлекло за собой целый ряд* социальных проблем: безработица, низкий прожиточный уровень, плат­ные медицинские услуги привели к резкому снижению показателей здо­ровья населения. Одним из доступных средств поддержания и сохранения здоровья, работоспособности людей остаются физическая культура и спорт. Более того, с каждым годом совершенствуются и развиваются новые фор­мы занятий физическими упражнениями, возникают необычные виды спорта, однако интерес к ним со стороны большей части населения оста­ется достаточно слабым. Несмотря на увеличение показателей смертности от таких заболеваний, как инфаркт миокарда, гипертоническая болезнь, люди, к сожалению, не видят в физической культуре сильнейшего сред­ства профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и укрепления здо­ровья.

Все сказанное выше выдвигает перед социологами ряд важных вопро­сов, и в первую очередь вопрос о том, каково реальное отношение людей различных социально-демографических групп населения к занятиям физ-кулыурно-спортивной деятельностью (ФСД), выступает ли она для них как определенная ценность? Чем именно их привлекают занятия физи­ческими упражнениями и спортом? Оценивают ли они положительно та­кие занятия? Какие виды физической активности привлекают их в пер­вую очередь? Кроме того, ведут ли люди здоровый образ жизни, как они его понимают? Какое место занимают физическая культура и спорт в их образе жизни? Умеют ли люди правильно организовать свою физическую активность, есть ли у них опыт и знания в этой области, а также где они получают эти знания и вообще есть ли у них желание узнать побольше о методике и организации занятий? Проводится ли образовательная пропа-


гандистская работа, в каких направлениях она осуществляется? Кто не­посредственно принимает участие в этой работе?

В различных странах и в России предпринимались отдельные попытки ученых провести социологические исследования с целью получения ин­формации по этим вопросам среди школьников (М.Е.Кутепов), среди студентов (М.Я.Виленский, Л.И.Лубышева), среди взрослого населения (В.И.Жолдак). Опыт подготовки ранее проведенных исследований учтен при разработке данной программы. Изучение проблемы повышения зна­чимости физической культуры и спорта в стиле жизни людей, разработка путей актуализации основных ценностей культуры физической студен­ческой молодежью имеет важнейшиее значение. Применительно к дан­ной социально-демографической группе многие из поставленных вопро­сов (особенно касающихся культуроведческих аспектов) практически в последнее десятилетие не ставились. Учитывая стремительные изменения, происходящие в сознании и образе жизни студенческой молодежи, акту­альность данного исследования резко возрастает.

Объект исследования. Объектом исследования является социологичес­кая информация, полученная от студентов московских вузов, о роли и месте физической культуры в их образе жизни, о значимости физкуль-турно-спортивной деятельности и путях актуализации студентами ценно­стей физической культуры и спорта.

Предмет исследования. Предметом исследования является оценка зна­чимости физической культуры и спорта в образе жизни студентов, сте­пень актуализации физической культуры в образе жизни студентов мос­ковских вузов.

Цель исследования — получить социологическую информацию об от­ношении студентов московских вузов к физической культуре, выяснить ее роль в организации здорового стиля жизни студенческой молодежи. Разработать практические рекомендации по формированию здорового стиля жизни студенческой молодежи.

Задачи исследования. С целью исследования связан ряд исследователь­ских задач, в ходе решения которых предполагается выяснить:

— являются ли физическая культура и спорт ценностью для студен­тов, чем именно привлекает их физкультурно-спортивная деятельность;

— какое место физкультурно-спортивная деятельность занимает в об­разе жизни современных студентов;

— какие вопросы, касающиеся организации и методики занятий физ-культурно-спортивной деятельностью, интересуют студентов в первую очередь;

— какая работа по пропаганде физической культуры и спорта прово­дится в московских вузах;

— какова образованность студентов в области физической культуры и спорта;

— ведут ли студенты московских вузов здоровый образ жизни;

— каково мнение студентов о возможности и целесообразности улуч­шения работы по формированию здорового стиля жизни и усилении роли и значимости физической культуры в нем.

Логический анализ понятий. В соответствии с проблемой и целью ис­следования логическому анализу подлежат следующие понятия.


Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — обобщенное для данного социума понятие, содержащее представление о формах и способах жизнедеятель­ности, не противоречащих требованию сохранения и укрепления здоро­вья человека, его духовных и нравственных кондиций.

Здоровый стиль жизни (ЗСЖ) — сложившиеся и актуализированные личностью формы и способы жизнедеятельности, не противоречащие требованию сохранения и укрепления здоровья человека, его духовных и нравственных кондиций.

Физкультурно-спортивная деятельность (ФСД) — деятельность, на­правленная на физическое, нравственное, духовное совершенствование человека средствами физической культуры и спорта.

Физическая культура — часть общей культуры, одна из сфер социаль­ной деятельности, направленная на укрепление здоровья, физическое, нравственное и духовное совершенствование человека.

Спорт — система подготовки и организации соревновательной дея­тельности, а также средство и метод формирования физической культуры личности.

Гипотеза исследования. В ходе исследования предполагается проверить следующие основные гипотезы.

1. Большинство студентов положительно оценивают занятия физкуль-турно-спортивной деятельностью.

2. Физическая культура и спорт привлекают студенческую молодежь прежде всего как специфическая сфера деятельности, в которой можно отдохнуть, развлечься, укрепить здоровье, поднять свой престиж. Значи­тельно реже студенты оценивают физическую культуру как средство раз­вития личности, понимают физическую культуру как вид личностной культуры.

3. Физкультурная образованность и грамотность студентов крайне низ­кие и поверхностные.

4. Примерно у половины студентов не сформирован ЗОЖ, и они име­ют неполные и поверхностные представления о нем

5. Работа по пропаганде ЗОЖ в вузе организована слабо. Физкуль­турное воспитание в основном сводится к организации практических занятий.

Методическая часть программы

Обоснование статистического объекта исследования. В связи с большим объемом реальной совокупности формирование выборки осуществлялось в несколько этапов.

Статистические данные, находящиеся в распоряжении исследователь­ской группы, позволяют осуществить квотную модель выборки.

В московских вузах обучаются 25 тысяч студентов. Учитывая опыт про­шлых социологических исследований, число подвергнувшихся опросу должно быть не меньше 10% от генеральной совокупности, что составля­ет в данном случае не менее 2,5 тыс. студентов. Данное число опрошенных обеспечивает статистически значимые результаты исследования.

Число подлежащих опросу респондентов распределилось по трем кон­кретным признакам:


 

1. Профиль вуза: гуманитарный, технический.

2. Курс обучения: младшие курсы (1-, 2-й), старшие курсы (3-, 4-, 5-й).

3. Пол: мужчины, женщины.

Методы исследования для сбора социологической информации приме­няются следующие:

— традиционный анализ специальной литературы по теме исследо­вания;

— сбор первичной социологической информации при помощи анкеты. Полученные при опросе данные обрабатываются компьютерами метода­ми математической статистики.

Организационно-технический план исследования.

АНКЕТА

Дорогой друг!

Кафедра социологии РГАФК проводит исследование с целью изуче­ния отношения студентов к физической культуре и спорту. Ваши ответы позволят наметить практические меры по совершенствованию органи­зации физического воспитания в высших учебных заведениях. От вашей доброжелательности, искренности ответов будет зависеть успех иссле­дования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.