Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория конвергенции (П.Сорокин, У.Ростоу, Р.Арон)




(от лат. соп-vergo – сближаюсь, схожусь) – одна из концепций социологии, политэкономии и политологии, усматривающая в обществ. развитии современной эпохи преобладающую тенденцию к сближению двух соц. систем – капитализма и социализма с их последующим синтезом в некоем “смешанном об-ве”, сочетающем в себе положительные черты и свойства каждой из них. Термин ”конвергенция” заимствован из биологии, где он обозначает приобретение в процессе эволюции относительно далекими по происхождению организмами сходных анатомич. (морфологич.) форм благодаря обитанию в одинаковой среде. Т.к. выдвинули П. Сорокин, Дж. Гэлбрейт, У. Ростоу (США), Ж. Фурастье и Ф. Перру (Франция), Я. Тинберген (Нидерланды), X. Шельски и 0. флехтгейм (Германия) и др. Она получила распространение гл. обр. в бурж.-либеральной обществ. мысли в 50-60-х гг. Т.к. включает широкий диапазон филос, социологич., экономич. и политич. взглядов и футурологич. прогнозов – от бурж.-реформистских и социал-демократич. стремлений совершенствования государ.-монополистич. регулирования соц-экономич. процессов до концепций “ассимиляции” двух систем путем “рыночной экономики”, “либерализации”, “плюрализма” и т. п. (З. Бжезинский, Р. Хантингтон, К. Менерт, Э. Гелнер и др.). Нек-рые социологи и политологи (Р. Арон, Д. Белл и др.) ограничивают конвергенцию двух систем лишь областью экономич. деятельности и соц. стратификации, противопоставляя социализм и капитализм в сфере политич. отношений и идеологии, тогда как другие распространяют ее на обществ. отношения в целом. Т.к. была воспринята многими (Р. Гароди, 0. Шик и др.) в виде концепций “рыночного социализма”, “социализма с человеческим лицом” и т. п. Вместе с тем среди интеллигенции на Западе получила распространение идея т. н. негативной конвергенции (Р. Хейлбронер, Г. Маркузе, Ю. Хабермас и др.), согласно к-рой обе соц. системы якобы усваивают друг у друга не столько положительные, сколько отрицательные элементы, что ведет к “кризису современной индустриальной цивилизации” в целом. Э.А. Араб-Оглы.

 

 

41. 41. Э.Фромм. «Бегство от свободы»

Фромм Эрих (1900-1980) - немецко-американский философ, психолог, социолог. Один из основателей и главный представитель неофрейдизма. В 1922 получил в Гейдельбергском университете степень доктора философии. Основные сочинения: "Бегство от свободы" (1941), "Человек для себя" (1947), "Здоровое общество" (1955), "Искусство любить" (1956), "Дзен-буддизм и психоанализ" (1960. Концептуальными истоками творчества Ф. являлись идеи Фрейда, Маркса, а также буддизм, труды Спинозы, Ницше. Ф., акцентируя внимание на проблеме человека, стремился к комплексному рассмотрению ее биологических, социальных и экзистенциальных аспектов.

Постановка и изучение проблемы психологического объяснения становления тоталитарных режимов, причин прихода к власти тоталитарных лидеров связано с проведением исследований по психологии нацизма. Германия периода 20-х- 40-х гг. является одной из популярных среди американских психоисториков эпох. Вопрос о психологических предпосылках нацистского режима в Германии рассматривался в двух направлениях:

1. Причиной установления тоталитарного режима является уникальность и сила воздействия тоталитарного лидера на массы, вызванная психологическими особенностями лидера, его “харизмой”. Так, уже в годы второй мировой войны группа американских психологов под руководством В.Лэнгера по заказу Управления стратегических служб США проводит психоаналитическое исследование личности Гитлера, основанное на изучении множества документальных свидетельств о жизни и деятельности Гитлера.

2. Определенные психологические тенденции в массовой психологии людей, живущих в Германии в 20-е годы создали своего рода психологическую потребность в сильной политической власти, в тоталитарной идеологии, в тоталитарном вожде, что предопределило появление лидера типа Гитлера и его популярность. Ярким примером подобного объяснения является книга Э.Фромма “Бегство от свободы”, опубликованная в 1941 г.

Уже в первых исследованиях, посвященных психологическому объяснению прихода к власти Гитлера, причин его популярности признается необходимость изучения психологических характеристик населения Германии, психологического анализа нацистской идеологии, социально-психологического анализа ситуаций общений “вождя” с массами (Ф.Нойман, Ф.Шуман, Г.Гилберт, Г.Бичевский).

Теоретическим результатом исследований, посвященных психологии нацизма, является разработка американскими учеными концепции авторитарной личности и авторитарного характера, объясняющих индивидуальное и групповое поведение в условиях тоталитарного режима (Э.Фромм, Т.Адорно, Г.Дикс, Ю.Литвин, Е.Шилз и др.)

Впервые понятие авторитарного характера использует Э.Фромм в книге “Бегство от свободы”(1935) для описания определенного типа “социального “характера, распространенного среди его современников (социальный характер определяется как совокупность черт характера, которые присутствуют у большинства членов данной группы и возникли в результате общих для них переживаний и общего образа жизни). Э.Фромм обнаруживает феномен авторитарного характера при исследовании психологических особенностей немецкого бюргерства 20-30-х гг.: стремление к подчинению и жажда власти, острая потребность в идентификации с авторитетом группы, государством, лидером, ограниченность и враждебность, подозрительность и чувство собственной ничтожности и бессилия. Исследовав механизмы характерообразования, Э.Фромм приходит к выводу, что психологической основой такого типа характера является симбиоз садизма и мазохизма (стремление к абсолютному господству и подчинению, к союзу с другой личностью и внешней силой) как способ бегства от слабости собственной личности и избавления от невыносимой ситуации внешней изоляции и самостоятельности.

Как считает Э.Фромм, социальная практика и идеология нацизма, в основе которой лежит принцип жесткой иерархии и контроля удовлетворила психологические запросы одной части населения, легализовала мазохистские и садистские тенденции личности и задала соответствующую ориентацию остальным, сформировала черты характера, который Э.Фромм называет авторитарным:

1. Для авторитарного характера существует два пола: имеющий власть и лишенный власти, а в результате сила власти вызывает в нем восхищение, а слабость- презрение.

2. Авторитарному характеру свойственен постоянный бунт по-отношению к власти, но направляется этот бунт против слабой власти и согласный на безусловное признание более сильной власти над собой.

3. Чертами авторитарного характера является эмоциональность - отказ от рационализма и связанная с ним готовность признать зависимость от какой-либо высшей силы, которая может выступать в образе бога, судьбы или воли вождя.

4. Чертой авторитарного характера является радикальный отказ от концепции равенства. В понимании авторитарного характера мир состоит из людей, обладающих силой и лишенных ее. Исходя из садомазохистских стремлений он признает только господство или подчинение, но никогда - солидарность.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1843; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.