Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкуренция. К преимуществам конкуренции относят: обеспечение свободы выбора и действий потребителей и производителей и необходимость быстрой реакции на изменяющиеся




9.1. Конкуренция (от лат. concurrere — сталкивать, состязаться) — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.

К преимуществам конкуренции относят: обеспечение свободы выбора и действий потребителей и производителей и необходимость быстрой реакции на изменяющиеся рыночные условия.

По своему характеру и методам ведения конкуренция может быть как добросовестной, цивилизованной, так и недобросовестной, нецивилизованной.

Цивилизованная конкуренция выступает как внешняя побудительная сила, которая заставляет обособленных товаропроизводителей:

1. Постоянно совершенствовать техническую оснащённость производства.

2. Повышать эффективность труда.

3. Снижать свои затраты на производство товаров с целью увеличения прибыли.

В результате повышается производительность и эффективность производства, а значит, конкуренция ведёт к понижению цен. Конкуренция побуждает производителей улучшать качество и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг.

Конкуренция может существовать только при определенном состоянии рынка и быть свободной или монополистической.

Свободной конкуренцией называется такой тип структуры рынка, при котором цена устанавливается в результате уравновешивания кривых спроса и предложения.

В западной экономической литературе свободную конкуренцию еще называют чистой, поскольку она свободна от всякого вмешательства государства и сам рынок чист от монополий.

Свободная конкуренция соответствует периоду классического капитализма.

В полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии в XIX в. В современных условиях свободная конкуренция — явление весьма редкое (хотя ее можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг).

Свободная, совершенная или чистая конкуренция должна удовлетворять следующим условиям:

1. Наличие множества покупателей и продавцов.

2. Для продажи должны предлагаться одинаковые товары и услуги.

3. Ни один из продавцов и покупателей не знает о рынке больше чем другие.

4. Покупатели и продавцы могут свободно выходить на рынок и покидать его.

5. Покупатели и продавцы должны быть прекрасно осведомлены о ценах и качестве товара.

Монополистическая конкуренция представляет собой такой рынок, где есть большое число продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары.

Монополистическую конкуренцию следует отличать от монополии.

Монополия – это несовершенная конкуренция, исключительное право, предоставляемое государству, компании, организации или физическому лицу на осуществление какой либо деятельности.

Монопольное право позволяет навязывать потребителям выгодные для монополиста условия взаимоотношений.

 

Монополией называется исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству.

При монополии на рынке существует только один продавец товара, который устанавливает свою цену (часто завышенную). По своей природе монополия прямо противоположна свободной конкуренции.

С учетом степени охвата экономики выделяют следующие виды монополий:

1. Чистая монополия в масштабе определенной отрасли. Ее характерной чертой является наличие на рынке только одного продавца (доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт). Этот продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой.

2. Абсолютная монополия в масштабе национального хозяйства. Монополистом здесь является государство в лице своих хозяйственных органов.

3.Монопсония (может быть как абсолютная, так и чистая) — такой вид монополии, при котором на рынке существует только один покупатель ресурсов или товаров.

В зависимости от характера и причин возникновения различают

Недобросовестная конкуренция:

1. нарушение принятых норм и правил;

2. ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение конкурента и потребителей;

3. имитация товаров и продукции конкурентов;

4. подделка качества, стандартов и условий поставки товаров;

5. тайный сговор на торгах и создание тайных союзов;

6. установление контроля над деятельностью конкурента с целью прекращения этой деятельности;

7. физическое устранение конкурента;

В смешанной экономике, конкурентные отношения между субъектами хозяйствования должны регулироваться государством с помощью законодательства, фискальной системы и т.д.

http://socglobal.ru

 

Рыночные структуры в соответствии с экономическим назначением объектов рыночных отношений подразделяются на рынки товаров и услуг, рынки факторов производства и т.д. В нашем случае к рынкам факторов производства относятся рынок труда и рынок земли.

Интернет-тренажер 09 09 2014

Переход собственности на основные объекты хозяйства из частной формы в государственную носит название национализации.

Интернет-тренажер 09 09 2014

Монополия – это тип рыночной структуры, обладающий следующими чертами: наличие на рынке единственного продавца, отсутствие товаров-заменителей, полный контроль над рыночной ценой, заблокированный вход и выход с рынка.

Интернет-тренажер 09 09 2014

К преимуществам конкуренции относят: обеспечение свободы выбора и действий потребителей и производителей и необходимость быстрой реакции на изменяющиеся рыночные условия.

Интернет-тренажер 09 09 2014

 

 

Редакции: 09 09 2014; 26 09 2014

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 923; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.