Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постмодернизм




Основные черты

ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА В XX ВЕКЕ

1) Определяющая роль научно-технической революции в формировании нового культурного пространства.

2) Развитие систем коммуникации и, как следствие, высокие темпы интеграционных процессов в сфере культуры.

3) Возникновение новой информационной культуры на базе таких форм, как кинематограф, телевидение, компьютерные технологии.

4) Демократизация общества и, как следствие, свобода личности, слова, творческого самовыражения.

5) Тенденция к интеграции в сфере государственности, культуры, экологии; формирование общих ценностных установок.

6) Отчуждение человеческих творений от создавших их людей.

7) Засилье массовой, коммерческой культуры.

8) Индивидуализация творческих устремлений, отсутствие крупных монолитных направлений во всех сферах культуры.

9) Возникновение философии космизма и ее нарастающее влияние на культурные процессы.

 

Основные стили и течения

1) Модернизм (фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт).

Модер- низм (общая харак- теристика) Истоки модернизма некоторые исследователи ищут в импрессионизме, некоторые – в постимпрессионизме. Искусству модернизма свойственно одновременное существование различных течений и направлений, иные художники в течение своей творческой биографии примыкали к нескольким объединениям. Их объединяло подчеркнутое стремление к выражению своей индивидуальности, этим продиктованы поиски новых средств и материалов. Искусство эпохи все более и более коммерциализируется.
Фовизм После первой посмертной выставки Ван Гога в 1901 г. в Париже группа молодых живописцев во главе с Анри Матиссом объединилась под названием «фовисты» (от слова «хищник»). Главное средство выражения – цвет, отсюда – размашистые мазки и порывисто брошенные на холст пятна краски. Члены группы: Андре Дерен, Морис де Вламинк, Рауль Дюфи, Альбер Марке, Жорж Руо и Анри Матисс – лидер течения, проявивший себя также в дизайне, скульптуре и иллюстрировании книг.
Экспрес- сионизм Искусство, ставящее своей целью выражение чувств и настроений художника, наибольшее распространение получило в Германии. Это было социальнонаправленное течение, подпитываемое надеждами решить противоречия эпохи. Экспрессионисты использовали либо кричащие краски, либо, напротив, мрачные тона. Объединения немецких художников «Мост» и «Синий всадник» критиковали существующие порядки, изображая ужасы войны, притонов, дна жизни. Члены: Эрнст Людвиг Кирхнер, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Отто Дикс, Кете Кольвиц.
Кубизм В первом 10-летии XX в. появилось одно из наиболее самобытных течений – кубизм. Для него характерны деформации, ограниченный круг сюжетов (человеческие фигуры, лица, музыкальные инструменты, натюрморты). Просуществовал он до 60-х гг. XX в. Создатели течения – испанец Пабло Пикассо и француз Жорж Барак, их последователи: испанский художник Хуан Грис и французские художники Робер Делоне и Фернан Леже. У постимпрессиониста Поля Сезанна кубисты переняли прием упрощения предметов до геометрических форм – шара, цилиндра, куба. Главный принцип кубизма – художник не должен следовать реальности, он может творить ее сам по законам искусства. Тона использовались неяркие, все внимание – игре линий и плоскостей. Кубисты стали родоначальниками искусства коллажа – использования в картинах фрагментов газет, тканей. Кубизм явил себя не только в живописи, Пабло Пикассо, например, работал в области скульптуры, книжной графики, сценографии.
Футу- ризм   Итальянское течение, объединившее молодых художников, которым надоело преклонение перед старыми итальянскими мастерами. «Искусство будущего» отвергало достижения прошлого, возвеличивая роль техники и культивируя промышленный дух Нового времени. В фокусе их произведений было движение. Представители: итальянские художники Джакомо Балла и Джино Северини. Нашлись последователи и в других европейских странах, даже в России, где футуризм представлен в наиболее яркой форме в литературе (В.В. Маяковский, В. Хлебников).
Сюр- реализм Название возникло от французского слова «сверхреальность». Реальные существа и предметы предстают перед зрителем в нереальных сочетаниях, напоминая сны. Недаром апологет сюрреализма испанский художник Сальвадор Дали был так увлечен теорией сновидений австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда, чье учение оказало огромное влияние на всю модернистскую культуру. В известном смысле предшественниками сюрреализма можно считать дадаистов, движение которых возникло в Швейцарии во время первой мировой войны. Француз Марсель Дюшан первым начал выставлять промышленные изделия под видом художественных произведений. Независимо от дадаизма сюрреалитические мотивы можно найти у итальянского художника Джорджа Де Кирико и Марка Шагала (белоруса, жившего во Франции). Окончательно сюрреализм сложился к 20-м годам XX в. и ассоциируется с именами испанца Сальвадора Дали, француза Рене Магритта, итальянцев Ива Танги и Хоана Миро, швейцарца Пауля. В России конца XX века сюрреализм представлен в работах Никаса Сафронова.
Абстрак цио- низм Абстрактная живопись наименее популярна у широких масс, она не стремится изобразить что-либо существующее, а экспериментирует с сочетанием цветов, с геометрическими фигурами. Существует много разновидностей абстрактного искусства, это не единое движение, часто его называют «беспредметным». У истоков течения в 10-х гг. XX в. одновременно стояли художники в России – Василий Кандинский и Казимир Малевич, в Голландии – Пит Мондриан. В дальнейшем абстракционизм развивался по двум основным направлениям. Первое – оп-арт, возникший в 60-х гг. и направленный на создание оптических иллюзий, самый известный представитель этого течения – венгр Виктор Вазарели. Второе направление вызывает самое большое неприятие обывателей – картины состоят из цветовых пятен и небрежных мазков (его апологеты: француз Пьер Сулаж, немец Ханс Хартунг, американец Джексон Поллок).
Поп-арт Возник в сер. 50-х гг. XX в. Родина – США, цель – приблизить искусство к народным массам, отсюда в центре внимания художника – изображение повседневных предметов, современной городской среды. Часто в работах нет границ между живописью и скульптурой, произведения демонстрируются в виде «хэппенингов» – спонтанных представлений с использованием музыки и танцев. Часто используются коллажи. Классики поп-арта – американцы: Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн, Энди Уорхол, Клас Ольденбург, Джордж Сигел.
Наивное искус- ство Стоит особняком от модернистских течений. Это творчество художников-любителей, имеющее еще название примитивизм. Первым наивистом, принятым всерьез, был Анри Руссо, француз, живший в начале XX века и начавший писать после выхода на пенсию. Его поддержал Пабло Пикассо и другие кубисты. Другой наивист, не признанный при жизни, – грузин Нико Пиросманашвили. Ценно это направление той свежестью чувств, к которой стремятся художники. Особенно популярен примитивизм в Америке, где было мало художественных школ и отсутствовали глубокие корни художественной деятельности.
Архитек- тура эпохи модерна Принципиально новые приемы строительства и материалы – основная черта новой архитектуры. Еще в XIX веке появились металлические решетчатые конструкции (мосты, вокзалы, выставочные павильоны), в 1851 г. в Лондоне был построен «Хрустальный дворец» из железа и стекла, в 1889 в Париже соорудили Эйфелеву башню (вызвавшую бурю гнева со стороны ревнителей старины и парижского стиля) и Павильон машин – здание из стекла и стали длиной 420 метров, напоминающее перевернутую лодку. В США в конце позапрошлого века стали строить небоскребы. Главный принцип новой архитектуры – функционализм, соответствие внешнего вида назначению. После первой мировой войны, однако, возникло экспрессионистическое направление, сторонники которого относились к зданию почти как к скульптуре, ценя выразительность больше, чем целесообразность. Здесь стоит отметить творчество гениального испанца Антонио Гауди, чьи здания, парки, а особенно Собор Святого семейства, придают такое очарование Барселоне. Функционализм как направление сформировался в Германии, его центром стала школа «Баухауз» (основатель – Вальтер Гропиус), прекратившая свою деятельность из-за нацистского режима. Знаменит и француз швейцарского происхождения Ле Корбюзье, функционалист, в своих работах подчеркивающий красоту и гармоничность геометрических форм. К нефункциональному направлению можно отнести творчество американца Фрэнка Ллойда Райта (в Нью-Йорке есть Музей Гуггенхейма с подымающимся спиралью выставочным залом по его проекту), итальянца Пьера Луиджи Нерви (его проект – гигантский бетонный купол Олимпийского дворца спорта в Риме), бразильца Оскара Нимейера, финна Алвара Аалто.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.